Методическая разработка урока
«Подготовка к написанию сжатого изложения
в экзаменационной работе ОГЭ»
Основная цель урока: научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.
Задачи урока:
Обучающие:
научить обучающихся работать над выделением главной и второстепенной информации, находить тезисы, видеть структуру текста;
научить сжимать текст разными способами;
продолжить отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию
Развивающие:
развитие навыков работы с различными приемами сжатия исходного текста;
развитие умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
Воспитывающие:
Оборудование:
текст Ю.Бондарева для написания сжатого изложения (Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
памятка «Как работать над сжатым изложением» (Приложение 1);
карточка-инструкция «Порядок действий при написании изложения» (Приложение 2);
карточка-инструкция «Способы сжатия текста» (Приложение 3).
Тип урока: урок-практикум
Вид урока: иллюстративно—объяснительный.
Технология: на диалоговой основе.
Ход урока:
Организационный момент
-Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.
2. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что такое изложение?
- Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое)
-Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей)
-Какое изложение называется сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)
3. Повторение приемов и способов сжатия текста.
-Давайте вспомним, какие способы и приемы сжатия текста мы знаем?
3 способа сжатия текста:
исключение подробностей, деталей;
обобщение конкретных, единичных явлений;
упрощение (сочетание исключения и обобщения).
Приемы сжатого воспроизведения:
сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
перевод прямой речи в косвенную;
пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
4. Практическая работа (коллективная)
Обучающимся предлагаются упражнения на понимание текста, восстановление логических связей.
(Задания выполняются на листах и в тетрадях, делаются пометы карандашом)
Способ сжатия - исключение
(Приёмы - исключение повторов, слов, словосочетаний, цитат, уточняющих и поясняющих конструкций, одного или нескольких синонимов, фрагментов предложений, целых предложений)
Задание: Прочитайте текст, выделите второстепенную информацию.
1. Иван Ильич Телегин, придя в обычный час в литейную огромную постройку в виде цирка с разбитыми кое-где стеклами, с висящими цепями мостовых кранов, с плавильными горнами у стен и земляным полом, остановился в дверях, передернул плечами от утреннего холодка и за руку весело поздоровался с подошедшим мастером Пунько.
(А.Толстой «Хождение по мукам»)
Вариант сжатия: Иван Ильич Телегин, придя в обычный час в литейную постройку, остановился в дверях и за руку поздоровался с мастером Пунько.
2. Батарея делалась семьей капитана Енакиева. А у каждой семьи есть свои внутренние семейные дела. Этими-то семейными делами батареи капитан Енакиев обычно занимался в дни своего отдыха.
(В.Катаев «Сын полка»)
Вариант сжатия: Батарея делалась семьей капитана Енакиева. В ней были свои внутренние дела, которыми он занимался в дни отдыха.
3. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.
(Б. Челышев «В поисках пропавших рукописей»)
Вариант сжатия: «Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.
Способ сжатия - обобщение
(Приёмы - замена однородных членов обобщающим наименованием, замена слов с менее широким значением словом с более широким значением, замена простых предложений сложными)
Задание: Прочитайте текст, выделите второстепенную информацию.
1. Перед нами знаменитое полотно Репина «Бурлаки на Волге». Своей, поразительно простой композицией, она сразу же привлекает внимание.
(О. Туберовская)
Вариант сжатия: Перед нами полотно Репина «Бурлаки на Волге», которое привлекает внимание своей простой композицией.
2. Почему так часто он менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
(Б. Челышев «В поисках пропавших рукописей»)
Вариант сжатия: Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжелые и опасные?
Прием сжатия - упрощение
(приёмы: слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, замена СПП простым, замена прямой речи косвенной, замена фрагмента предложения синонимичным выражением)
Задание: Прочитайте текст, выделите второстепенную информацию.
Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.
(Из Интернета)
Вариант сжатия: Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности.
2. На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы.
(К.Паустовский «Приточная трава»)
Вариант сжатия: На полевой дороге я повстречал девушек. Они шли, весело переговариваясь, но заметили меня и замолчали, поджали губы.
Вывод: Чтобы правильно сжать текст, надо исключить подробности и детали, обобщить и упростить синтаксические конструкции.
Самостоятельная практическая работа с последующей проверкой.
Текст изложения:
Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья. Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему. В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем - то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.
(По В.В. Шахиджаняну)
136 слов
Задание к тексту:
Разделить текст на абзацы.
Выделить опорные слова и фразы.
Написать сжатое изложение.
Выполняется задание на листах, аккуратно делая карандашом необходимые пометки. Время выполнения задания – 5 минут.
Информация для учителя.
Информация о тексте для сжатого изложения:
Микротема 1. Призвание — это талант, подкреплённый трудолюбием, и найти своё призвание – значит обрести счастье.
Микротема 2. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно любить, знать своё дело и увлекаться им.
Микротема 3. Творческий труд сродни искусству. Если в человеке разгорится его «искра», он станет настоящим мастером своего дела.
Вариант выполнения задания № 1.
Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья.
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем - то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.
Возможный вариант выполнения задания № 2.
Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья.
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем - то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.
Возможный вариант выполнения задания № 3.
Призвание – это росточек таланта, который в будущем становится деревом. Без трудолюбия и самовоспитания этот росток может погибнуть. Найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья.
Есть множество плохих специалистов, которые равнодушны к своей работе, они не знают радости труда. Значит, когда-то они совершили ошибку при выборе профессии. Надо любить и знать своё дело.
Высшее наслаждение – это творческий труд, близкий к искусству. Человек должен стремиться к тому, чтобы в процессе труда, в его результате было что-то красивое. В человеке должна загореться «искра». При любви и уважении к профессии получается настоящий человек. (89 слов)
Анализ написанных сжатых изложений.
6. Рефлексия.
Давайте оценим написанные нами работы в соответствии с экзаменационными критериями.
К-1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2 балла)
К-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3 балла)
К-3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения (2 балла)
Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.
Домашнее задание.
Работа с текстом изложения:
Разделить текст на абзацы.
Выделить опорные слова и фразы.
Написать сжатое изложение.
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
(По Ю. Бондареву)
Список использованной литературы
Шапиро Н.А., Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шувалова Е.Ю. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4, 5-8. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013 г.
Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года. Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. Под редакцией И.П. Цыбулько Авторы-составители: В.Н.Александров, О.И. Александрова, Е.Н. Зверева, Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько. – М., 2016 г.
«ОГЭ 2016. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов». Под ред. Цыбулько И.П. – М., 2016 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Текст для написания изложения -Источник: [link] .
Приложение 1
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, стиль и тип речи, отметить изобразительно-выразительные средства.
2. Выделить в тексте все части.
3. Составить план сжатого изложения.
4. В каждой части текста отметить главное.
5.Подумать, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Отметить то, что можно объединить.
7. Подобрать обобщающие слова и предложения.
8. Изложить сжато каждую часть.
9. Подумать, как связать части между собой.
10. Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано.
Приложение 2
Карточка-инструкция
« Порядок действий при написании изложения»
1. При первом чтении ничего не пишется, все усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
2. Затем записывается план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и т.д., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.
3. При втором чтении уточняются тезисы и заполняются оставленные промежутки дополнениями, объем и степень подробности которых следует обдумать после чтения.
4. Потом создается черновик, подсчитывается количество слов в нем, и в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем. (Если в исходном тексте около 250 слов, в работе должно оказаться примерно 100 или чуть больше.)
5. Черновик надо проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция поможет уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно – пунктуацию. Третью проверку лучше производить «ершом» – от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать только о структуре предложений.
6. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и еще раз проверяется.
Приложение 3
Карточка-инструкция « Приемы сжатия текста»
Основных приемов сжатия информации – два:
Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением.
Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца:
Услыхала петуха лиса: захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот подошла она к дереву и говорит: «Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий. Слети ко мне,красавчик». (К.Ушинский)
Вот она подошла к дереву и стала петуха хвалить, чтобы он слетел к ней. // Вот она подошла к дереву и, чтобы петух слетел к ней, стала хвалить его перышки, гребень, голос.
Исключить же из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании– к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал, в рассуждении – к основной проблеме.