Сценарий открытого проектного занятия Мастерство Бунина-прозаика Началом является технологическая карта.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


  1. Подготовительный этап:

  1. Звучит аудиозапись отрывка из рассказа «Антоновские яблоки».

  2. Вступительное слово учителя:

«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Чем закончить?» - писала Марина Цветаева. С чего начать cегодняшний урок литературы? Мне подумалось, что лучшим вариантом будет обращение к художественному тексту, к слову, т.к. мы будем говорить об одном из самых ярких поэтов, писателей русской литературы ХХ века, непревзойденном мастере слова – Иване Алексеевиче Бунине.

Демонстрируется портрет писателя.

«Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни высокому». (Ю. И. Айхенвальд). Дело в том, что сам Бунин был убежден, что не должно быть деления художественной литературы на прозу и стихи: «К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка». И вы только что услышали, как эти требования реализовались в шедевре его прозы – рассказе «Антоновские яблоки».

Музыка выключается.

3. Формулирование темы и проблемы урока.

- Итак, добрый день, мои дорогие! Как вы уже поняли, разговор наш пойдет о лирической прозе Ивана Бунина. Под термином «лирическая проза» в литературоведении принято понимать произведение любого прозаического жанра, эмоционально насыщенное, пронизанное авторским чувством.

Произведения Бунина включены в школьную программу начальных, средних и старших классов, поэтому у вас уже есть опыт их прочтения. Какие рассказы или повести Ивана Алексеевича вспоминаются вам? Что вы читали к этому уроку?

- Вспомните те минуты, когда вы держали в руках книги Бунина. Какие ощущения переживали вы, читая их? Как слушались вам сегодня бунинские строки? Как воздействует на вас Бунин? Каким настроением проникнут рассказ? (печаль, грусть, нежность)

- А вот как поделился своими ощущениями от рассказа «Антоновские яблоки» Александр Трифонович Твардовский: «Когда Бунин вводит нас в раннее весеннее легкоморозное утро, на подворье захолустной степной усадьбы, где хрустит ледок, натянутый над вчерашними лужицами, или в открытое поле, где из края в край ходит молодая рожь в серебряно-матовых отливах, или в грустный поредевший и почерневший осенний сад, полный запахов мокрой листвы и лежалых яблок…- все это приобретает для нас натуральность и остроту лично пережитых мгновений, щемящей сладости личного воспоминания». Такова сила воздействия Бунина на читателя!

- И еще одно признание: «Бунин никогда не навязывает себя читателям», «бунинские описания …воспринимаются… всеми пятью чувствами». Какими? (зрением, обонянием, слухом, вкусом и осязанием).

- Как бы вы после всего услышанного сформулировали тему нашего урока?

В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Нобелевская премия с формулировкой «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».

- Какие слова ключевые? Подберите синонимы к нему (дар, способность, мастерство).

«Мастерство Бунина-прозаика»

(на примере рассказа «Антоновские яблоки»).

- Какие вопросы можно сформулировать к теме урока? Прием «Мозговой штурм»

Варианты вопросов: «Почему Бунина считают мастером прозы?», «В чем состоит творческая индивидуальность писателя – прозаика?», «Каким образом Бунину удается так воздействовать на читателя?»

  1. Этап планирования:

1. Определение источников информации и способов ее сбора:

Где и как найти нам ответы на вопросы?

(Где? в тексте рассказа «Антоновские яблоки», в учебнике по литературе, в критических статьях и книгах по творчеству писателя, Интернет-источниках).

(Как? Организовать наблюдения над композицией, языком, системой образов, настроением и состоянием лирического героя; дать им интерпретацию (толкование); обобщить и систематизировать полученную информацию; оформить и представить ее).

2. Предложение направлений поисковой работы ( с комментариями):

а) В. Ходасевич: «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию» – наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка. Если вам интересно это, …

б) Б. Зайцев: «У Бунина почти звериный глаз, нюх, осязание» - работа с образами-символами рассказа.

в) Современник Бунина: «Описывает все, что попадает под руку» - импрессионизм в рассказе.

г) В. Набоков: «У Бунина все прекрасно, все равномерно» - определение тематического и идейного содержания рассказа.

д) Ю. Айхенвальд: «Из одиноких страданий личности выводит Бунин мысль о вечности красоты, о связи времен и миров» - наблюдение над душевным состоянием героя.

3. Выбор оптимального пути решения проблемы:

а) в соответствии с четырехчастной композицией рассказа (каждая группа работает над одной частью рассказа);

б) работа каждой группы по одному направлению.

- Какой путь решения проблемы вы считаете наиболее эффективным? (Вероятнее всего, второй).

4. Формирование групп. Определение цели и задач для каждой группы. Распределение обязанностей внутри группы. Выбор формы конечного продукта.

- Представляю сформировавшиеся по интересам группы: «Филологи», «Литературоведы», «Искусствоведы», «Читатели», «Психологи». Каковы задачи каждой группы? (раздаю карточки с перечнем вопросов).

-Вспомним правила успешной проектной деятельности.

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  • Команды не соревнуются.

  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  • Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело.

  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

- Ознакомьтесь с заданиями. Распределите обязанности внутри группы. Обсудите, в какой форме вы можете оформить результат поисковой работы. Это могут быть статья, эссе, презентация, видеоролик, кластер, стихотворение…

Хронометраж. На самостоятельную работу вам отводится всего лишь один урок.

III. Самостоятельная работа в группах:

  1. Поисковая работа в соответствии с заданиями.

  2. Обработка информации.

  3. Оформление работы и подготовка к защите.

IV.Контрольно-оценочный этап: защита и критериальная оценка мини-проектов.

Критерии оценивания:

V. Этап рефлексии:

настроения - прием «Незаконченные предложения»;

деятельности – прием «Лестница успеха»;

VI. Заключительное слово.

Иван Алексеевич Бунин – великолепный мастер прозы, почетный академик Российской Академии Наук, был дважды награжден Пушкинской премией, в 1933 году стал первым из русских писателей лауреатом Нобелевской премии. Это было мировое признание таланта И. А. Бунина и русской литературы в целом. Прекрасный язык, образность, точность, выразительная сила, тонкий психологизм – это лишь некоторые черты его стиля, уходящего корнями в русскую классику. «В своих чистых и строгих очертаниях Б. дает образец благородства и простоты». (Ю. Айхенвальд).





КАРТОЧКА №1.

  1. Какие изобразительно-выразительные средства использовал И. А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»? Помогает ли «бунинская филология» постичь бунинскую философию? О чем размышляет писатель? В чем состоит, по Бунину, тайна бытия? Найдите предложение, в котором сфокусирована эта философская мысль.

  1. Каждый писатель – оригинальная языковая личность со своей лексикой и особым синтаксисом. Бунин – ярчайший пример тому. Может быть, самый главный дар, который Бунин обрел еще в юности, - это дар русской речи, приобщение к Слову в его чистом, ясном виде. Какие факты биографии писателя подтверждают это?





  1. Сформулируйте ответ на главный вопрос урока: «Почему Бунина считают мастером прозы?»





_____________________________________________________________________________

Сегодня я открыл(а) для себя…

Меня удивило…

Возникли неожиданные мысли о …

Я похвалила бы себя за …

Мне было трудно …

Я чувствую…

Сегодня мне удалось…

К сожалению, …







КАРТОЧКА №2

  1. «Антоновские яблоки» - удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками, цветом. Какими? Проследите, меняются ли они в каждой части? Что хочет сказать автор этим? Ответы занесите в таблицу.

Какие

запахи ощущаете?

Какие звуки слышите?

Какова цветовая гамма?

Какое настроение преобладает в части?





















































  1. Какой художественный образ является, по-вашему, центральным? Что он символизирует?

  2. Сформулируйте ответ на главный вопрос урока: «Каким образом Бунину удается так воздействовать на читателя?»



КАРТОЧКА №3

  1. Рассказ Бунина вызвал недоумение критиков-современников: «Описывается все то, что попадает под руку». Действительно, привычной сюжетной линии рассказ не имеет. Это рассказ-воспоминание, рассказ-впечатление. В этом смысле можно считать его импрессионистским. Вспомните, что такое импрессионизм.



  1. Найдите работы русских художников-импрессионистов ХIХ века. Какие из них могут служить иллюстрациями к рассказу «Антоновские яблоки»? Отражают ли они изменчивость, подвижность внутреннего мира лирического героя, природы?



  1. Сформулируйте ответ на главный вопрос: «В чем состоит творческая индивидуальность писателя И. А. Бунина?»



__________________________________________________________________________



КАРТОЧКА №4

1. Почему мы, читатели, испытываем затруднение при подготовке пересказа содержания этого рассказа? Что лежит в основе рассказа?

2. Что вспоминается лирическому герою в каждой части?

3. В каком году написан рассказ? Что символизирует эта дата? Какова тема рассказа?

4. Каков основной лейтмотив рассказа? В чем, по-вашему, заключается идея рассказа?

5. В каких произведениях русских классиков мы встречаемся с темой угасания дворянских гнезд?

6. Сформулируйте ответ на вопрос: «В чем заключается мастерство писателя Бунина?»





КАРТОЧКА №5

  1. Проследите, как меняется душевное состояние лирического героя. Заполните таблицу.

Возраст лирического

героя

Душевное состояние героя

(его настроение, чувства)







































  1. Напишите в тетради эссе на тему: «Читая Бунина, я испытываю…» Опишите в нем и свое душевное состояние.



  1. Сформулируйте ответ на вопрос: «Актуален ли Бунин в ХХI веке?»

















Дополнение к карточке 1.



Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит,-

Любовь и радость бытия. И. Бунин.

Благодаря этому дару, в 1901 году, в сущности, еще молодой поэт, Иван Бунин получил престижную премию – Пушкинскую, и позже, спустя три десятилетия, - Нобелевскую. Он стал первым русским писателем, удостоившимся этой награды. Вспомним формулировку к Нобелевской премии Бунина: «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».

К карточке №2.

«Бунин обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи – и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через ее запах с такой яркостью и силой, что образ ее как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям» А. Т. Твардовский.

По части красок, звуков и запахов, всего того, чувственного, вещественного, из чего создан мир, ни в предшествующей, ни в современной литературе Бунину не было равных.

Яблоки, сад – символы дворянской России. Дворянские гнезда угасают, и сад с антоновскими яблоками умирает, исчезает. Заканчивается рассказ картиной прихода зимы. Зима- символ прихода новой эры, неизвестной, чуждой герою. Тема рассказа – увядание дворянских гнезд, прощание с дворянской Россией. Это общая судьба всего дворянского сословия, всей России в целом.

К 3 карточке:

О творческой индивидуальности Бунина-прозаика говорит то, что он различными художественными средствами, лексическим разнообразием старался «опоэтизировать» образ родной земли, соединить эпическое (жизнь русской усадьбы) и лирическое (чувства героя). Это было ново в русской литературе и получило название «лирическая проза». «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. Бунин). Бунин – поэт и в прозе.


К карточке 4.

В основе рассказа - впечатления, переживания, воспоминания героя, лирические откровения, философские раздумья.

В 1 части – воспоминания о сборе яблок; праздничный день

Во 2 части – описание усадьбы тетки Анны Герасимовны. Благополучие и довольство деревенской жизни.

В 3 части – сцены охоты, чтение книг. Усадьба Арсения Семеныча. Уже нет домовитости.

4 часть – обнаженный сад, первый снег, конец былого величия.

Вывод: темой рассказа является тема постепенного оскудения, разорения дворянских гнезд.

Основной мотив – мотив грусти, упадка, печали. Но он преодолевается поэтизацией прошлого, дворянская усадьба для героя – символ родины, корней рода. В этом идея рассказа. «Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен», - признавался И. Бунин.

Рассказ «Антоновские яблоки» написан в 1900году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому привлекает к себе внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему.

Рассказ проникнут ностальгией. Несмотря на это, рассказ оставляет ощущение светлой грусти, потому что на протяжении всего произведения наряду с ностальгией слышится восторг лирического героя: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Отношение лирического героя: только в памяти остается время счастливой молодости, гармоничного существования с природой, жизнью в деревне. Усадебная жизнь представляется герою «потерянным раем».

Тема угасания дворянских гнезд встречается во многих произведениях: в повести «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя, в романе «Обломов» И. А. Гончарова, в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

О таланте Бунина:

«Чем настойчивее история вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчеркнуто культивировал он в себе русского писателя, признанного кристаллизовать главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теплицу классическое русское слово». А. Н. Архангельский.





Г. В. Адамович: «С величавой простотой и величавым спокойствием он жил чуть-чуть в стороне от шумного, суетливого и самонадеянного века, недоверчиво на него поглядывая и все больше уходя в себя. Он был символом связи с прошлым…как с миром, где…красота была красотой, добро – добром, природа – природой, искусство – искусством».