Исследование Межпредметные связи в преподавании литературы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




ДАНЦОВА Л. А.

М Е Ж П Р Е Д М Е Т Н Ы Е С В Я З И

В П Р Е П О Д А В А Н И И Л И Т Е Р А Т У Р Ы

( из опыта работы)
















Г. Ростов-на-Дону

2002 год









1

ОГЛАВЛЕНИЕ


Пояснительная записка.


ЧАСТЬ 1. Теоретические основы межпредметных связей.


ЧАСТЬ 2. Межпредметные связи в преподавании литературы.


ЧАСТЬ 3. Система межпредметных связей в преподавании литературы. 5-9 классы.


Заключение.

Приложения.


Литература.




































2


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Традиционная система образования представлена множеством учебных дисциплин, которые содержательно слабо согласуются между собой. Самостоятельность предметов рождает трудности в формировании целостной картины мира у учащихся. Предметная разобщенность является одной из причин фрагментарности мировоззрения. Направленность педагогики на создание у школьников целостного представления о мире обуславливает естественность синтеза литературы и других предметов гуманитарно-эстетического цикла в учебном процессе. С этой точки зрения тема межпредметных связей актуальна. Интерес к ней направляет деятельность учителя на поиски новых технологий проведения уроков, дающих положительный результат в обучении. Учителя видят в межпредметных связях средства решения общепедагогических задач:

--- усиление познавательных интересов,

--- практическая направленность обучения,

--- повышение интеллектуального уровня учащихся;

и методических задач, обусловленных целями современного литературного образования:

--- становление духовного мира человека,

--- создание условий для формирования внутренней потребности личности в

непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Достижение этих целей предполагает:

  1. чтение и изучение классической литературы,

  2. формирование знаний и умений, которые обеспечивали бы самостоятельное освоение художественных ценностей,

  3. формирование представлений о литературе как равной среди других школьных дисциплин,

  4. развитие художественно-творческих способностей, необходимых учащимся во всех общеобразовательных областях,

  5. воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии текста,

  6. развитие навыков грамотного и свободного владения речью во всех общеобразовательных областях.

В процессе преподавания литературы в школе вырабатывается у учащихся представление о литературе как о процессе, то есть совокупности не разрозненных, а взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений. В связи с этим перед школой стоят задачи литературного образования:

--- направленное знакомство с литературой и другими видами искусства родной

страны и мира, занимающими специфическое место в жизни человека,

--- грамотное и свободно владение устной и письменной речью,

--- постоянное внимание к эмоциональному восприятию текста учениками,

--- формирование общей культуры учащихся.


3


В связи с переходом на концентрический курс изучения литературы открылись новые перспективы и возможности использования межпредметных связей: углубление изучение некоторых сквозных тем в последующих классах. Например, «Поэзия 19 века», «М.Ю. Лермонтов. Лирика». Характерной чертой нашего времени является интеграция в широком смысле этого слова. Она помогает видеть перспективы и решать задачи, стоящие перед преподаванием литературы в школе.

Внедрение в практику межпредметных связей порождает ряд трудностей: отсутствием системы интегрированных уроков, малым количеством разработок и недостаточной оснащенностью учебно-дидактическим материалом.

ЦЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕННОЙ РАБОТЫ - систематизация накопленного опыта работы учителя по тематике интегрированных уроков. Она адресована учителям литературы, интересующимся межпредметными связями и работающим по программе Т.Ф. Курдюмовой в 5-9 классах. Эта программа предусматривает вариативность в выборе художественных произведений и акцентирует внимание на другие виды искусства.


































4


ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.


В начале работы обратимся к теоретическим основам межпредметных связей.

  1. Методологические функции межпредметных связей.

Формирование мировоззрения учащихся возможно на основе обобщений при изучении гуманитарных предметов. Особое значение приобретает раскрытие и анализ взаимосвязей « человек- общество-природа», что составляет общую задачу предметов гуманитарно- эстетического цикла. В связи с этим важно развитие умений системного мышления.

  1. Типы и виды межпредметных связей, их классификация. По составу: факты, понятия; по способу: приемы и формы учебного процесса; по направленности: формирование умений и навыков.

В работе в большей или меньшей степени получили свое отражение следующие типы межпредметных связей:

  • содержательно-информационный,

  • операционно-деятельный.

  • Организационно-методический.

Основу учебной деятельности составляет познавательная и практическая деятельность. Это концептуальные основы современной системы образования. При этом важной для обоснования заявленной в работе темы является коммуникативная и эстетическая деятельности. Это обеспечивает эффективные пути усвоения учащимися общепредметных знаний и умений.

Исследования и практика убеждают, что одним из важнейших современных принципов обучения является принцип межпредметных связей, методологически обусловленный задачами развития личности, тенденциями интеграции науки, развития системного метода познания. Принципы

  • научности,

  • систематичности,

  • последовательности в обучении осуществляются путем соблюдения определенного логического порядка в расположении учебного материала, преемственности в усвоении системы знаний, умений, навыков.

  • Общедидактические функции интеграции учебных предметов заключаются в эффективном использовании организационных форм обучения: комплексная постановка задач урока, сочетающей образовательные, развивающие, воспитательные задачи смежных предметов. Комплексная разработка содержания урока, включающая изучение смежных понятий, организация познавательной деятельности учащихся, комплексное использование средств активизации учебной деятеьности учащихся. Методов и форм учебной работы, наглядных пособий, типичных для предметов, между которыми устанавливается связь, анализ уровней обученности, комплексное поурочное и тематическое планирование, включающее все аспекты организации обучения и предусматривающее взаимодействие учителей различных предметов. Межпредметные связи позволяют при изучении нового материала опираться на ранее изученные темы в других предметах, выделять опорные, «сквозные» для ряда предметов понятия, ведущие идеи, к которым систематически возвращаются учителя разных предметов, последовательно раскрывая их отдельные стороны. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении нацеливают на овладение умениями самостоятельно анализировать взаимосвязь процессов и явлений, вскрывать их сущность, познавать закономерности, сознательно ставить новые познавательные задачи. Принцип связи теории с практикой предполагает использование межпредметных связей в практической деятельности учащихся. Эти задачи носят комплексный характер и побуждают к применению знаний по разным предметам одновременно. Принцип наглядности обогащается использованием наглядных пособий: портретов, иллюстраций, музыкальных произведений, учебных и художественных изданий. Принцип доступности и прочности знаний. Трудные и сложные вопросы нередко становятся легкими и доступными, если на помощь приходят сведения из других предметов. Таким образом, ммежпредметные связи способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие в реальном процессе обучения. Действие принципов дидактики распространяется на все учебные предметы. Межпрежметные связи требуют координации учителей разных предметов, изучение учебных программ по родственным предметам, взаимопосещения уроков. Принцип межпредметности проникает во все стороны учебно-воспитательного процесса: от постановки конкретных задач урока до оценки его результатов.

  • Под межпредметными связями подразумевается не только согласованность программ, но и взаимопроникновение учебных предметов. Обоснуем причины, побудившие обратиться к дисциплинам гуманитарно-эстетического курса. Что же объединяет предметы «Литература», « Музыка», «ИЗО». Нравственно –эстетический аспект. Природа- источник прекрасного, гуманистического и патриотического воспитания человека. Источник вдохновения в художественном творчестве выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов. Межпредметный материал вычленяется при наложении друг на друга соот­ветствующих школьных программ, общими критериями отбора которого служат идейно-художественные достоинства произведения, его доступность и интерес у учащихся, общеобразовательное и воспитательное значение. Устанавливаемые контакты между предметами преследуют следующие цели:

КОММУНИКАТИВНУЮ - обогащение словаря учащихся,

овладение нормами русского литературного языка,

формирование умений и навыков развития речи.

При этом используются различные формы работы: рассказ, пересказ, слушание, словесное рисование, выразительное чтение и др.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКУЮ - знания о науке литературоведении, понятийная база.

При этом в центре изучения - текст и выработка умений и навыков находить в нем те или иные явления.

Выделим три аспекта основ межпредметных связей.


  1. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ аспект углубляет теоретическое изучение предмета. Приведем систему общих понятий и терминов.

Общие понятия Термины


ЛИТЕРАТУРА ИСТОРИЯ


Древняя Русь Жития

Монастырь Летописи

Крепостное право Библия

Христианство Мифы

Древняя Греция

Сражение

Восстание

ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА


Звукопись Пейзаж

Иллюстрация Поэма

Музыкальный строй Сюжет

Ритмика

Фольклор

Реквием

5


Былина

Баллада

Песня

Сказка


ЛИТЕРАТУРА ИЗО


Иллюстрация Пейзаж

Древняя Греция Портрет

Композиция

Сюжет

Жития

Интерьер


Итак, вычленяются межпредметные понятия и термины:


ПЕЙЗАЖ в литературе, музыке, изо,


ЖИТИЯ в литературе, истории, изо,


ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ в литературе, истории, изо,


СЮЖЕТ в литературе, музыке, изо,


ИЛЛЮСТРАЦИЯ в литературе, музыке, изо.



  1. КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ аспект опирается на норму орфоэпическую, семантическую. Например, такими понятиями как


ПЛАН

ТЕКСТ

СТИЛИ РЕЧИ

ОПИСАНИЕ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ТЕМА

ИДЕЯ

РАССУЖДЕНИЕ


учащиеся оперируют и на ЛИТЕРАТУРЕ, и на ИСТОРИИ, и на МУЗЫКЕ, и на ИЗО, используя в анализе, рассказе, пересказе и других видах работ.

  1. УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ материал: текст иллюстрация репродукция портрет музыкальное произведение Способствует развитию образного мышления, эмоциональности. В сочетании с коммуникативно-речевым аспектом развивают культуру речи учащихся.

Таким образом, теоретические основы межпредметных связей имеют общие корни. Сами школьники без специального обучения не используют на уроках межпредметный материал. Поэтому необходимо специально развивать у них умение использовать смежные знания, полученные по другим предметам. В этом помогут интегрированные уроки, которые желательно проводить систематически в зависимости от временных рамок. Представляем систему уроков с использованием межпредметных связей. Общими критериями отбора материала является в первую очередь требования к тексту литературного произведения:

  • идейно-художественные достоинства,

  • значение для учебных целей,

  • общеобразовательное и воспитательное значение,

  • доступность и интерес к содержанию.


Реализация межпредметной программы предполагает выбор конкретного учебного материала и возрастной доступности в формулировке темы урока. Определение системы межпредметных понятий и терминов, используемых на уроке.Систематизацию уроков, на которых решаются межпредметные связи. В данной работе выделены уровни организации учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей:

Урочный, когда решению межпредметных связей посвящаются отдельные уроки ( обобщающие, тематические) и сквозной, при котором решение проблемы осуществляется в системе уроков, охватывающих несколько учебных тем разных курсов.































ЧАСТЬ 3. СИСТЕМА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ


В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ. 5-9 классы.

Программа по литературе (5-11 классы). Научный редактор Т.Ф. Курдюмова. 2000 год.

Кл. Тема Предметы ТЕРМИНОЛО- КОММУНИКА- УЧЕБНО-

ГИЧЕСКИЙ ТИВНЫЙ ДИДАКТИ-

АСПЕКТ АСПЕКТ ЧЕСКИЙ

АСПЕКТ


1. 5 Н.В.ГОГОЛЬ «МАЙ-

СКАЯ НОЧЬ, ИЛИ

УТОПЛЕННИЦА»

ЛИТЕРАТУРА Пейзаж наизусть текст

юмор пересказ

сказочное

реальное

повесть

сюжет

тропы

язык

ИСТОРИЯ

МУЗЫКА Пейзаж рассказ опера

Римского-

Корсакова

«Майская ночь»

ИЗО Пейзаж пейзажи

русских

художников

______________________________________________________________________________________________________


2. 5 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

«БОРОДИНО»

ЛИТЕРАТУРА тропы наизусть текст

Строфа

Портрет

Диалог

Монолог

Композиция

звукопись

ИСТОРИЯ Бородинская

Битва


МУЗЫКА

ИЗО панорама Адам

сражение «Бородинское

сражение»

________________________________________________________________________________________


3. 5-9 ПОЭЗИЯ 19 ВЕКА

ЛИТЕРАТУРА баллада наизусть текст

Рифма анализ

метафора рассказ

Интонация

Звукопись

Пейзаж

Ритм

искусство


ИСТОРИЯ


МУЗЫКА созвучие П.И.Чайковский

ударение «Времена года»

«Могучая кучка»

интонация

ритм

ИЗО пейзаж

репродукции

картин

Репина,

Сурикова,

Шишкина,

Левитана,

Саврасова

____________________________________________________________________________________________________


4. 6 МИФЫ ДРЕВНЕЙ

ГРЕЦИИ

ЛИТЕРАТУРА мифы пересказ текст

Сказка

Язык


ИСТОРИЯ Древняя Греция рассказ

МУЗЫКА

ИЗО скульптура скульптура

Ф. Толстой

«Сон Морфея»

картины

К. Брюллова

В. Серова

М. Врубеля

Рембрандта


5. 6 Н.В. ГОГОЛЬ

«НОЧЬ ПЕРЕД

РОЖДЕСТВОМ»

ЛИТЕРАТУРА пейзаж пересказ

Юмор наизусть

Сатира

Повесть

Легенда

Фантастика

Сказка

ИСТОРИЯ Запорожские

Казаки


МУЗЫКА опера оперы П.И. Ча-

Йковского

«Черевички»,

М.М. Мусор-

Гского «Соро-

Чинская яр-

Марка»

ИЗО иллюстрации иллюстрации

А. Бубнова,

____________________________________________________________________________________


6. 8 ЖИТИЯ

СВЯТЫХ. СЕРГИЙ

РАДОНЕЖСКИЙ

ЛИТЕРАТУРА жития пересказ текст

Повествование рассказ

Патриотизм

духовность

ИСТОРИЯ церковь

Древняя Русь

Монголо-

Татарское

иго


МУЗЫКА Ш.-Ф. Гуно

Духовная музыка «Аве, Мария»

ИЗО жития жития

икона иконы



6. 6 Н. С. ЛЕСКОВ

«ЛЕВША»

ЛИТЕРАТУРА сказ пересказ текст

Портрет сказ

Язык

ИСТОРИЯ Атаман Платов.

Царизм

Патриотизм

чиновник


МУЗЫКА сказ




ИЗО портрет рисунки Н. Кузь-

Скульптура мина, Кукрыник-

Сов,И. Глазунова

С. Косенкова

Памятник Н.

Лескову



  1. 5,7 БЫЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА былина сказ текст

Тропы

гипербола

Фольклор

Эпос

сюжет


ИСТОРИЯ Древняя Русь наизусть


МУЗЫКА симфония Бородин

Былинная опера «Богатырская

симфония»

Римский-

Корсаков

«Садко»


ИЗО портрет Васнецов

«Богатыри»

___________________________________________________________________________________

8. 8 ИСТОРИЧЕС-

КИЕ ПЕСНИ

ЛИТЕРАТУРА песня наизусть

Фольклор рассказ


ИСТОРИЯ Крестьянские войны

под предводительством

Пугачева, С. Разина,

Булавина.

Ермак


МУЗЫКА речитатив

Песня

фольклор


ИЗО портрет

Панорама «Утро

стрелецкой

казни» Суриков





10. 5-9 ТЕМА ВОВ

В ПОЭЗИИ

ЛИТЕРАТУРА стихотворение наизусть

Строфа рассказ

песня

куплет


ИСТОРИЯ ВОВ

Героизм

Патриотизм


МУЗЫКА песня песни на

Гимн стихи

Куплет Фатьянова

Рефрен Твардовского

Симонова

Гамзатова

Суркова

ИЗО баталия картины

Баталист

Панорама


____________________________________________________________________________________________________


9. 8 А.Т. ТВАР-

ДОВСКИЙ

«ВАСИЛИЙ

ТЕРКИН»

ЛИТЕРАТУРА поэма рассказ

стиль наизусть

Жанр

Юмор

Композиция

Авторские

отступления

народность

оптимизм


ИСТОРИЯ ВОВ

традиции


МУЗЫКА гармонь

Частушка А.Пахмутова

«День Победы»

ИЗО иллюстрация иллюстрации

Портрет Верейского О.

Ю. Непринцева



10. 6, ПОВЕСТИ

7 ВРЕМЕН-

НЫХ ЛЕТ

ЛИТЕРАТУРА повесть пересказ текст

Летопись рассказ

Сказание


ИСТОРИЯ летопись

патриотизм

Древняя Русь

традиции

МУЗЫКА

ИЗО храмовое

зодчество

Иллюстрация

«Нестор-

летописец»


11. 5 И.С. ТУРГЕНЕВ

«МУМУ»

ЛИТЕРАТУРА портрет пересказ текст

Сюжет рассказ

Интерьер

сравнение

пейзаж

проза

ИСТОРИЯ крепостное право

деспотизм


МУЗЫКА


ИЗО портрет иллюстрации

Интерьер рисунки




12. 5 И.А. КРЫЛОВ

БАСНИ.

ЛИТЕРАТУРА басня наизусть текст

Диалог анализ

Аллегория

мораль

олицетворение

ИСТОРИЯ

МУЗЫКА


ИЗО иллюстрация рассказ иллюстрации

скульптура рисунки

памятник И. А.

Крылову

__________________________________________________________________________________


14. 9 «СЛОВО О ПОЛ-

КУ ИГОРЕВЕ»

ЛИТЕРАТУРА летопись наизусть текст

Легенда рассказ

Пересказ

Анализ


ИСТОРИЯ Древняя Русь

Летопись

МУЗЫКА опера Бородин

«Князь Игорь»

ИЗО иллюстрация иллюстрации

Билибина,

Фаворского,

Белоусова




  1. 5-9 ЛИРИКА

М.Ю. ЛЕРМОН-

ТОВА

ЛИТЕРАТУРА лирика наизусть текст

Тропы анализ

Антитеза

Интонация

Сравнение

размер

ИСТОРИЯ

МУЗЫКА интонация


ИЗО портрет Врубель

Скульптура «Демон»

картины Шишкин «На

иллюстрации севере диком»

рисунки рисунки М. Лер-

монтова, его пор-

треты, памятни-

ки ему.

_____________________________________________________________________________________


  1. 7 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

«ПЕСНЯ ПРО

ЦАРЯ ИВАНА

ВАСИЛЬЕВИЧА…»

ЛИТЕРАТУРА фольклор рассказ текст

Стих наизусть

Поэма

Сюжет

Идея

Характер

Язык

ИСТОРИЯ Русь 17 в.

Иван

Грозный

Опричнина

Опричник

МУЗЫКА гусляры

ИЗО иллюстрации иллюстрации

_____________________________________________________________________________________


16. 5 СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА

ЛИТЕРАТУРА сказка наизусть

рифма пересказ

проза

стих

ИСТОРИЯ


МУЗЫКА опера Римский-

Корсаков

«Сказка о царе

Салтане»

М.И. Глинка

Увертюра

К опере

«Руслан и

Людмила»

ИЗО портрет Врубель

скульптура «Царевна-

Иллюстрация лебедь»

Портреты А.С.

Пушкина,

Памятники

Книжные

иллюстрации

_______________________________________________________________________________________


  1. 7 Н.А. НЕКРАСОВ

«РУССКИЕ

ЖЕНЩИНЫ»

ЛИТЕРАТУРА поэма наизусть текст

Рассказ


ИСТОРИЯ восстание

Декабристов

Гражданская

Казнь

Ссылка

МУЗЫКА

ИЗО иллюстрация иллюстрации

Портрет к поэме

портреты ________________________________________________________________________________________________


20. 7 М. Е. Салтыков-

Щедрин

Сказки.

ЛИТЕРАТУРА сказка рассказ текст

Повесть

Сатира

юмор

ИСТОИЯ крепостное

Право

Табель о

Рангах

МУЗЫКА

ИЗО иллюстрация иллюстрации

портрет Н. Муратова

Кукрыниксов

Портреты

писателя

________________________________________________________________________________


22. 8 А.С. Пушкин

« Капитанская

дочка»

ЛИТЕРАТУРА правда

Вымысел

Характер

Образ

Композиция

Эпиграф

Автор

Рассказчик

Язык

Фольклор

ИСТОРИЯ народное

Восстание

Под пред-

Водительством

Е. Пугачева

МУЗЫКА

ИЗО портрет портреты

иллюстрация А.С. Пушкина

А. Пластов

П. Соколов

С. Иванов-

Иллюстраторы




23. 8 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

«МЦЫРИ»

ЛИТЕРАТУРА поэма наизусть текст

Идея

Вступление

Монолог

Пейзаж

Критика


ИСТОРИЯ


МУЗЫКА симфоническая О.Тактаки-

поэма швили

«Мцыри»

ИЗО автопортрет иллюстрации

Д. Кардов-

Ского

П. Констан-

тинова

________________________________________________________________________________







































11

ЧАСТЬ 2. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ.


Литература - особая область позна­ния и деятельности, которая оперирует словесными художественными обра­зами, опираясь на все богатство языка. Обращенные к детской фантазии, эмоциям, разуму литературные образы обладают большой силой воздействия, приглашая читателей к осмыслению произве­дения, к сотворчеству и сопереживанию. Язык ху­дожественного произведения – живая речь, которая является не только основой художественного образа, но и языковой нормой. Эффективное освоение литературы возможно при условии постоянного внимания к языку в его художественной функции, изучение литературы должно происходить от формы к содержанию. С другой стороны, нельзя плодотворно изучать литературу без обращения к истории, музыке, ИЗО. Особое значение эта взаимосвязь имеет для коммуникативно-речевой деятельности и образного мышления учащихся.

Представляя собой самостоятельную учебную дисциплину, литература взаимодействует и взаимно проникает в предметы гуманитарно-эстетического цикла.

Обоснуем выбор предметов для межпредметных связей.


ИСТОРИЯ.

История формирует историзм мышления, обогащает память, помогает по­нять многие исторические события через художественные образы. Например, рассказ о Бородинском сражении в учебнике истории и стихотворении Лермонтова или из «Войны и мира» Л.Н. Толстого. На основе этих сопоставлений дается понятие о художественной образности как отличительной особенности художественной литературы. Другой пример, на уроках литературы говорим о народных сказках, а на уроках истории учащимся рассказывают о том, как люди узнают о прошлом - речь идет о народном творчестве.

. На интегрированных уроках происходит

приобщение учащихся к богатствам мировой и отечественной литературе и истории,

развитие их способ­ностей восприятия событий через чувства.

На этой основе формируются эстетические вкусы, потребности и поведенческие нормы. Исходя из целей и задач литературного образования, предполагаем результат: расширение социально-исторических и этно-культурных знаний особенностей духовной жизни русского народа.

( пример интегрированного урока литературы и истории)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.8 класс. Тема урока: « Жанры фольклора. Исторические песни».

Задачи урока: знакомство с историей возникновения исторических песен как жанра

фольклора, виды народных песен,

биография исторического лица, отражение в песне идеалов и устоев

жизни,

совершенствование учебного навыка конспектирования устного

сообщения.

Межпредметный материал.

Терминологический аспект: фольклор, песня, тропы, война, восстание, исторические и лирические народные песни.

Коммуникативный аспект: виды работ на уроке - рассказ, чтение наизусть, анализ, беседа.

Дидактический аспект: тексты исторических песен, портреты народных героев, иллюстрации, сведения из учебника истории.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя об истоках фольклора, его жанрах и видах народных песен. Задача учащихся- законспектировать.

Песня сопутствует человеку всю жизнь. Классификация песен: обрядовые, бытовые, исторические, свадебные, хороводные. Мы будем говорить об исторических песнях. Большинство персонажей приходят в них из реальной жизни и имеют прототипы: цари, полководцы, военачальники, вожди народных движений. И герои реальные, и герои вымышленные равно историчны, поскольку значимость их измеряется не степенью достоверности, а масштабами художественного обобщения. Одна из ведущих тем исторических песен, вокруг которой сосредоточено большинство сюжетов- героико-патриотическая: любимые герои песен те, кто в труднейших обстоятельствах проявили стойкость, исполнили свой долг. Лейтмотив таких песен - поэтизация вольной жизни, борьба за свободу. С этими циклами в русский фольклор вошли песенные образы вольных рек - Дона, Яика, Волги. Широко отразились в исторических песнях народно-освободительные движения. Центральное место занимает цикл песен о Степане Разине. К нему примыкают циклы о Ермаке, Пугачеве, Платове.

2. Сообщение учащихся об исторических личностях Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пугачеве, атамане Платове.

3. Чтение наизусть и анализ исторических песен: «Ермак у Ивана Грозного», «Степан Разин и казачий круг», «Пугачев на Яике», «Платов-казак» (отрывок).

  1. Беседа по вопросам. Итоги урока. 5. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос.


МУЗЫКА

Со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но общие черты сохранились:

  1. общественный характер, историческое осмысление действительности, развернутость во времени,

  2. эстетическое отношение к жизни,

  3. интонационная природа,

  4. общность жанров - песня («Песня о Буревестнике» М. Горького и «Песни без слов» Мендельсона-Бартольди Ф., поэма (поэма З. Фибиха и «Медный всадник» А.С. Пушкина),

  5. слуховое восприятие,

  6. близка музыке стихотворная речь, содержащая музыку в себе как таковую, в форме чего-то «проникающего в самую глубь души». При этом связь музыки и поэтического слова не только духовная, но и материальная. Художественный образ несет определенный опыт познания жизни и искусства как способа отражения жизни. Музыка же углубляет содержание образа, способствуя большей выразительности его

психологического решения. Таким образом, связь музыки и литературы обусловлена постоянным устремлением двух видов искусства друг к другу после их разделения.

(план интегрированного урока литературы и музыки).


ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 9 класс. Тема: « Поэзия 19 века».

Задачи урока: закрепление навыков анализа поэтического произведения, выразительного чтения наизусть, привитие эстетического вкуса.

Межпредметный материал.

Терминологический аспект: рифма, звукопись, интонация, пейзаж, ритм, тропы.

Коммуникативный аспект: чтение наизусть, анализ, рассказ о впечатлениях от прослушанного музыкального произведения.

Дидактический аспект: П.И. Чайковский «Времена года», романсы на стихи И.С. Тургенева, музыка А.М. Абазы «Утро туманное»; стихи И.Козлова, музыка неизвестного автора «Вечерний звон»; стихи А.С. Пушкина, музыка М.Л. Яковлева «Зимний вечер», стихи А.С. Пушкина, музыка А.Д. Шереметева «Я вас любил».

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

  2. Сообщение учащихся об авторах музыки и стихов.

  3. Чтение наизусть и анализ стихотворений.

  4. Прослушивание музыкальных произведений и беседа о впечатлениях.

  1. Итоги урока.

  2. Домашнее задание.


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство формирует эстетическое отношение к окружающему миру; открывает возможности для установления плодотворных межпредметных связей. Иллюстрация в широком понимании этого слова является средством развития речи в системе анализа художественного произведения. Так, рассказывая на уроке литературы о композиции произведения живописи как об одном из средств художественной выразительности, мы опираемся на знания учащихся, полученные на уроках ИЗО, проводим сопоставление композиции произведения живописи с композицией произведения литературы. При изучении стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге» мы говорим ученикам. Что лучше понять стихотворение (его идейное содержание) помогает такое построение произведения, когда сопоставляются два плана повествования. Рабский труд бурлаков поэт показывает в сопоставлении с вольной волжской природой. Все это становится понятным после прочтения всего стихотворения. Та же тема и те же мысли раскрываются И.Е Репиным в картине «Бурлаки на Волге» и воспринимаются зрительно при рассмотрении картины. Это особенность композиции произведения живописи. От значения и роли пейзажа в литературном произведении переходим к значению и роли природы в жизни человека. Мы говорим об умении видеть и понимать красоту русской природы. Пейзаж- это изображение природы и отражение, выражение души автора, его чувства и


14


переживания, а также передача психологической характеристики персонажа. Главная идея таких уроков- привить чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. А затем рисуют словесные пейзажи уже по своим личным наблюдениям. Эта работа дает разнообразные возможности обогащения речи учащихся: рассказом о содержании картин, об изобразительно-выразительных средствах художника, передачи психологической характеристики персонажей через пейзаж. При этом с учащимися проводятся следующие виды работ:

краткое устное сочинение по картине,

беседа,

самостоятельное описание отдельных персонажей произведения живописи с мотивировкой своего отношения к ним.

Картина всегда служила на уроках литературы источником ярких художественных и эмоциональных впечатлений, которые помогали учащимся глубже проникнуть в содержание произведения, увидеть богатство словесных образов . Иллюстрация- необходимый элемент анализа произведения, особенно если это произведение о далеком прошлом, об историческом быте. Иллюстрация не только помогает работе воображения, но и поясняет идейное содержание произведения.

(пример плана интегрированного урока литературы и изо).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 5 класс. ТЕМА УРОКА: " БАСНИ И.А.КРЫЛОВА". Задачи урока:

1. Закрепление навыков выразительного чтения по ролям.

2. Развитие навыков оценки устных выступлений. 3. Развитие эстетического вкуса и умение характеризовать героя по иллюстрациям.

4. Обобщение полученных сведений о басне.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Терминологический аспект- литература- басня, метафора, аллегория, мораль.

Изо – иллюстрация.

Коммуникативный аспект- чтение басен наизусть, анализ басни, словесное

рисование.

Дидактический аспект - сборники басен Крылова И.А.; иллюстрации к басням; рисунки учащихся.

Ход урока.

    1. Слово учителя литературы. Объявляется тема и задачи урока. Словарная работа: басня, мораль, иносказание, персонаж, инсценировка, интонация, метафора, аллегория.

    2. Выступления учащихся с групповым домашним заданием. Оно заключалось в следующем: собрать труппу акте­ров-чтецов, самостоятельно распределить роли, проиллюстрировать басню.

Выходит к доске "автор" и представляет действующих лиц и исполнителей, инсценирующих басню.

Рассказы-характеристики героев по иллюстрациям.

О выступлениях высказывают свое мнение зрители.

Учитель литературы оценивает выступление актеров и наиболее ар­гументированную оценку зрителя. Обращается внимание на выставку книг, иллюстрации к басням.

Индивидуальное выступление учащихся.

    1. Итоги урока. Учитель литературы совместно с учащимися обобщают теоретические сведения по теме. Обращается внимание на словарную работу. Учащиеся дают определения и приводят примеры.

Творческое задание: учитель читает мораль, учащиеся угадывают название басни.

Итак, раскрытие темы урока средствами разных видов искусства способствует более глубокому проникновению в суть произведений. Это дает возможность широкого анализа произведений художественной литературы при рассмотрении тех или других явлений действительности, изображенных в этих произведениях. При этом межпредметный материал помогает ученикам раскрыть в художественных образах литературы и живописи их глубинный смысл, почувствовать гармонию содержания и выразительных средств.

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В заключении исследования в соответствии с поставленными задачами по проблеме межпредметных связей, можно сделать выводы:

  1. Интеграция перспективна. Развитие системы образования должно происходить в сочетании с расширением и дополне­нием одних предметов другими. Процесс обучения происходит в границах определенного предмета, но литература представляет собой систему( история, музыка, изо) межпредметной интеграции. Специфика этих предметов определяется их сущностью как видов искусства, отражающего жизнь в образах, картинах, художественным словом.

  2. Внутри существующих предметных курсов следует находить точки соприкосновения и реализовывать их путем проведения интегрированных уроков. Предметная интеграция во всем образовательном пространстве привле­кает различный познавательный материал, типы мышления, формы речи. Это вырабатывает умения сопоставлять материал разных учебных дисциплин, умения использовать знания, приобретенные при изучении одного предмета , для решения задач на других уроках.

  3. Литературное образование должно быть интегрированным. Литература как учебная дисциплина наряду с другими предметами является равноправной частью всей общеобразовательной системы, которая создает условия для личностно-ориентированного обучения. Образование в современных условиях претерпевает модернизацию. При этом сохраняются старые и включаются новые элементы межпредметных связей, что не замедлит сказаться на прочности и практичной направленности знаний.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Межпредметные связи играют немаловажную роль в оптимальном построении процесса обучения, повышения его результативности. Над проблемой межпредметных связей работа проводилась в одном классном коллективе на протяжении 4,5 лет, с 5 по настоящее время, 9 класс. В начальной школе учащиеся обучались по развивающей программе Эльконина-Давыдова

5 класс – СОК 72 %

6 класс - СОК 72 %

7 класс - СОК 71 %

8 класс - СОК 70 %

9 класс 1-е полугодие – СОК 70 % .

рез










  1. СИСТЕМА УРОКОВ на 1999-2000 учебный год:

  2. Литература. "Описание природы в повести Н. В. Гоголя пейзаж описание текст

"Майская ночь, или Утопленница"".

ИЗО "Пейзаж".

5 Литература. "Басни И. А. Крылова". Басня, чтение

ИЗО "Иллюстрации к басням И. А. Крылова". Иллюстрация наизусть текст



5-7 Литература. "Природа в прозе русских писателей".

ИЗО


6-7 Литература. "Образ русской природы в поэзии 19 века"

Музыка. "Могучая кучка"-композиторы 19 века".


5-9 Литература. "Виды искусства. Литература как искусство слова"

ИЗО Музыка. Вводные уроки.

5 Литература. "Главный герой повести И. С. Тургенева "Муму" и стихотворения

А. Кольцова "Косарь".

ИЗО "Портрет".

5 Литература. "М. М. Пришвин "Времена года".

Музыка. "П. И. Чайковский "Времена года".

ИЗО «Репродукции картин".

5 Литература. "Х. К. Андерсен "Соловей". Н. А. Некрасов "Соловьи".

Музыка. Романсы. П. Алябьев "Соловей".


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ


ТЕМА: « МОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕМАТИКЕ» 9 класс

Форма: развитие речи, сочинение-рассуждение.


Цели урока : Роль математики в современной жизни. Связь с будущей профессией. Формировать умения правильно

строить письменное высказывание.


ХОД УРОКА.


    1. Вступительное слово учителя русского языка о целях и задачах урока. Урок проводят 2 учителя в кабинете математики. Письменная работа в тетрадях по развитию речи оценивается учителем русского языка- грамотность, учителем математики –содержание рассуждения (логика., доказательность.)

Записи на доске: эпиграфы «Математика-царица всех наук». М. Калинин

« Математика-гимнастика для ума» Ян Гусс.

Схема рассуждения: тезис, аргументы, доказательство, аргументы, следствие, вывод.


  1. Словарная работа (проводится учащимися во время беседы, фиксируется на доске): алгебра, геометрия, арифмометр, калькулятор, компьютер, Пифагор, Валесс, рассчитывать, поколение, аксиома, теорема.

  2. 11


  1. Подготовка к сочинению в форме беседы по вопросам, требующим обоснование сказанного (учитель математики).

4. Что такое математика? Краткая история вычислительной техники. Древние и современные ученые-математики.

За что я люблю или не люблю математику?

  1. Закрепление понятий. Слово учителя русского языка. Анализ высказываний учащихся, черновой вариант работы, предварительные итоги. (1-й час)

5. Письменная работа учащихся.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.


Синхронные темы уроков русского языка на 1999-2000 учебный год.


Класс предметы Тема

Русский язык. 6 класс "Описание картины П. П. Кончаловского "Сирень".

ИЗО "Техника рисования".

(урок развития речи)

Русский язык. 6 класс "Сочинение-рассказ "О чем рассказала веточка

си­рени (тополя, черемухи)".

ИЗО "Рисование с натуры веточки тополя".

(урок развития речи)

Русский язык. "Диалектизмы".

Литература. "Н. В. Гоголь "Майская ночь, или Утопленница".

Русский язык. 5-9 классы "Сочинение-рассуждение "За что я люблю математ­ику".

Математика.

(нетрадиционная форма проведения урока развития речи)

Русский язык. 5-9 классы "Повторение разделов науки о языке. Графика, фо-

нетика, лексика".

Английский язык. "Новая лексика".

Русский язык. 5-9 классы "Стили речи."

Естествознание. "Погода".

(урок развития речи)

Русский язык. 5 класс "Описание животного".

ИЗО "Рисование животного по памяти".