МОУ Песковская средняя общеобразовательная школа
Истинный интеллигент эпохи
(литературный салон)
9 класс
Учитель русского языка и
литературы
Аксенова Л.М.
2015 г.
Цель урока:
1.Рассмотреть понятие «интеллигентность» на примере жизни и творчества А. В. Кольцова.
2.Приобщая обучающихся к искусству слова, к отдельным моментам биографии поэта, расширить общепринятое понятие «интеллигентность» ; развивать логическое мышление;
навыки выразительного чтения; повышать качество монологической речи.
3.воспитывать интеллигентность.
Методы:
1.Литературно-исследовательская работа.
2.Работа с толковым словарём.
3.Выразительное чтение стихотворений (мелодекламация).
4 .Литературный салон с мультимедийным сопровождением.
Оборудование:
1.Сборник стихов А. В. Кольцова.
2.Д. С. Лихачёв. « Об интеллигентности».
3.Статья Виктора Акаткина «Время большого поэта».
4.Мультимедийное оборудование.
5.Музыкальные инструменты.
Истинный интеллигент эпохи
Интеллигентность – это
способность к пониманию,
к восприятию, это отношение
к миру и к людям
Д.С. Лихачев.
Ход урока:
Слово учителя. Дорогие ребята, сегодня наш урок будет посвящен замечательному земляку, яркой и немеркнущей звезде на литературном небосклоне России, необычному талантливому самородку, А.В. Кольцову, судьба которого неразрывно связана с судьбой русского языка России и, конечно же, самого русского народа.
2008 год в Воронежской области, прошел под его знаком, а 15 октября 2009 года мы отметили 200-летие со дня рождения истинного интеллигента эпохи, ЭПОХИ, которая была названа русскими литературоведами емким и красочным понятием «золотой век русской литературы».
Эпиграфом этого урока мы взяли слова Д.С.Лихачева: « Интеллигентность-это способность к пониманию, это отношение к миру и к людям». В своей статье «об интеллигентности» замечательный и незабвенный литературовед и публицист пишет: «Человек должен быть интеллигентен». А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства…» Может ли он называться интеллигентом?
Может, и об этом свидетельствует судьба и творчество нашего земляка, поэта – песенника, А.В.Кольцова.
Группа сценаристов.
ГРУППА ЧТЕЦОВ.
1. За купой берез поседелых,
Что учит зима ворожбе,
Горит огонек посиделок,
Предпраздничный вечер в избе.
Рассказаны сказки и были
Про бар, про попов и чертей…
А книжка? Про книжку забыли?
Давай-ка, читай, грамотеи!
Отцу же того лишь и надо,
Ему, грамотею, почёт…
Не пряча довольного взгляда,
Он книжку на скатерть кладет.
Что это за книжка – я знаю,
Хоть с азбукой я незнаком,
И вслед за отцом повторяю
Строку за строкой шепотком.
В них пахаря ясные думы,
В них вольный напев косаря…
И лица, что были угрюмы,
Светлеют, как в поле заря.
У всех расправляются плечи,
С судьбой не пугает их спор.
Далече тот вечер, далече,
Но помнится мне до сих пор.
Открою я томик Кольцова –
И вновь у отцовских ворот,
О, вещее русское слово,
Строка, что, как птица поёт!..
ГРУППА БИОГРАФОВ 1. Эти стихи Рыленкова, посвященные нашему замечательному земляку прекрасному поэту-песеннику Алексею Васильевичу Кольцову, памяти которого мы посвящаем наш сегодняшний вечер. По Воронежской области 2009 год назван годом Кольцова.
Еще в своё время великий критик В.Г. Белинский сказал: «И придет время, когда песни Кольцова пройдут в народ и будут петься на всём пространстве беспредельной Руси…»
И это время пришло. Народ запел песни Кольцова. Особенно любят Кольцова в нашем замечательном Воронежском крае, красоту которого так вдохновенно воспел поэт. Он прославил его беспредельные равнины. И дремучие леса, могучие реки и прозрачные озера, пахаря ясные думы и вольный напев косаря, он прославил добрый, трудолюбивый народ родного края, которого никогда не пугал тяжелый спор с их судьбой.
2. Сразу же стал Кольцов известным поэтом? И вообще, что способствовало проявлению его поэтического таланта? Ведь юность поэта была, по его собственному признанию, тяжела и безотрадна. Его отец – воронежский мещанин – торговец скотом – держал наемных крепостных слуг. Он считал образование глупостью и выдернул Алешу из второго класса уездного училища, ткнув его в свои пахнущие навозом делишки, ибо уважал из всех книг лишь приходно-расходные. Кольцов всю жизнь чувствовал недостаток образования. Но, к счастью для будущих поэтических занятий юного Кольцова, путешествуя по закупочно-продажным надобностям, он чувствовал цену того, что не продается и не покупается, - душу русского крестьянина, народных песен, красоту природы.
Белинский впоследствии написал о стихах Кольцова как о неотъемлемой части природы: «… автор стихов – сын степи; … степь воспитала его и взлелеяла…, он полюбил ночлеги под чистым небом, на зелёной траве, ветер, наполненный запахом трав, езду верхом, любил иногда целые дни не слазить с коня, перегоняя стадо из одного места на другое…». Поистине сын Руси!
3. Шли годы, летело время… Юный прасол запоем читал стихи Жуковского, Дельвига, Пушкина, всё более укреплялся в мысли попробовать свои силы в деле, которое казалось прекрасным, достойным целиком заполнить жизнь. И он берется за сочинение стихов, и вскоре без них не мыслит уже своего существования. И ничто: ни семейный деспотизм, ни мещанская спесь – не смогли заставить Кольцова отказаться от литературного творчества. В поэтическом призвании увидел он вознаграждение за тяжкое горе своей жизни. Конечно, ранние годы творчества Кольцова были годами ученичества, но уже тогда в некоторых его стихотворениях промелькнуло то новое, что в дальнейшем помогло поэту создать замечательные русские песни. Особенно глубоко талант Кольцова раскрылся в живых зарисовках повседневного труда и быта русских крестьян. Кольцов воспел, прославил труд как силу облагораживающую. Наверное, нет у нас в стране тех, кто не знает его стихотворений «Косарь», «Песня пахаря» - русская природа, трудовая жизнь русского крестьянства здесь нашли подлинно поэтическое изображение.
Группа чтецов.
«Песня пахаря»
«Косарь»
1. Вот таким, казалось бы, самыми обычными словами поэту удалось нарисовать картину раннего утра в гармоничном сочетании с человеческим трудом, с заботами простых людей, выразить столько радости, любви, внимания в задушевном обращении косаря к родной степи.
В 1835 году вышел первый сборник стихов Кольцова, сразу же замеченный Пушкиным и высоко им оцененный. А в конце 1836 года Кольцов выезжает в Петербург. Там он стремится войти в самую гущу литературной жизни страны, знакомится с известными писателями, с Белинским. Но самым замечательным событием для Кольцова явилось знакомство с Пушкиным. Едва он назвал Пушкину своё имя, как тот схватил его за руку и сказал: «Здравствуй, любезный друг! Я давно желал тебя видеть». И они заговорили, как давние друзья. Пушкин был для Кольцова божеством, и общение с ним имело важное значение для его творческого роста. Забегая вперед расскажу, как Кольцов откликнулся на смерть Пушкина. Если Лермонтов написал гневное ораторское стихотворение «Смерть поэта», то кольцовский реквием был нежным, утихомиривающим боль и в то же время полным одержанной силы. И называется он «Лес».
ГРУППА ЧТЕЦОВ.
Чтение стихотворения «Лес» под музыкальное сопровождение.
Да, по образному выражению Кольцова в страшные годы безвременья, «в дни осени черной» в «ночь безмолвную» Пушкин не сдался, не смирился и жизнью заплатил за свои убеждения:
Так-то, темный лес,
Богатырь – Бова!
Ты всю жизнь свою
Маял битвами.
Не осилили
Тебя сильные,
Так дорезала
Осень черная…
А Кольцов, вернувшись на родину, в Воронеж, с необычайной прямотой заговорил о главном – о доле, о жизненной участи простого человека, крестьянина. Совершенно неправы те литературоведы, которые утверждали, что Кольцов не замечая, якобы, крепостного гнета, был певцом исключительно радостного труда. Отнюдь! Кольцов не забывает о тяжких социальных условиях жизни крестьянской бедноты, о губительности повседневного труда. кольцовский труженик – крестьянин с горечью раздумывает о своей тяжёлой, бесправной жизни:
Вместе с бедностью
Дал мне батюшка
Лишь один талант –
Силу крепкую:
Да и ту, как раз,
Нужда горькая
По чужим людям
Всю истратила.
Правдивое изображение бедноты, образ крестьянина, глубоко чувствовавшего свою нищету, своё бесправное положение прекрасно очерчено во многих стихах. Сейчас мы прослушаем два стихотворения:
ГРУППА ЧТЕЦОВ.
«Доля бедняка»
«Что ты спишь, мужичок?»
Во многих стихах Кольцова глубоко раскрыт внутренний мир простой русской женщины, правдиво рассказано о трудной, беспросветной доле в патриархальном мире! И вот теперь я хочу рассказать вам одну историю. Была ли в жизни Кольцова любовь? Да, была несчастная любовь к горничной Дуняше, из крепостных. Самодур – отец, считая их возможный брак неравным, просто-напросто продал, как непослушную телку, шестнадцатилетнею Дуняшу какому-то казаку с Дона, а она, потеряв любимого, не вынесла разлуки и умерла. Образ её стал внутренней иконой Кольцова. На смерть любимой поэт откликнулся двумя великолепными стихотворениями, они вскоре стали песнями. Это народная песня «Не шуми ты, рожь» и романс композитора Гурилёва
«Разлука». Слушаем их.
ГРУППА ВОКАЛИСТОВ.
«Не шуми ты, рожь»
Романс Гурилёва «Разлука»
5. Вообще интимная тема, тема любви занимает большое место в творчестве Кольцова, причем во многих из них мы находим отзвуки лично пережитого и прочувствованного. Одно из них – «Ты не пой, соловей», где мотивы и любви и тоски по любимой достигают большого художественного обобщения.
ГРУППА ЧТЕЦОВ.
1. Чтение стихотворения «Ты не пой, соловей»
ГРУППА ВОКАЛИСТОВ.
2. Исполнение романса Варламова «Так и рвется душа»
Как легко в любовной лирике поддаться фальшивой чувствительности, но Кольцов сумел избежать это. Перед нами – не выдуманные пастухи и пастушки, а подлинные живые люди с их страстным стремлением к счастливой жизни, к свободному труду. А говоря о чувствах и мыслях, проживаемых крестьянской женщиной, Кольцов поднял голос против тяжелого семейного гнёта. Кольцовская героиня не мирится с отсталыми моральными представлениями, при которых женщина была лишена всяких прав на взаимное чувство, не хочет признавать традиционное изречение «поживётся – слюбится». Об этом рассказывает стихотворение-песня Кольцова «Без ума, без разума».
ГРУППА ЧТЕЦОВ.
«Без ума, без разума».
Кольцовские стихи легко ложатся на музыку, недаром многие из них стали народными песнями. Белинский, прочитав его стихотворение «Хуторок», ахнул от восторга. В основе его сюжета конкретный факт. Молодому леснику приглянулась веселая вдова. Оба они по-своему любили друг друга. В одну «роковую ночь» лесник застал в доме вдовы местного богатея-купца, что и привело к кровавой развязке. Песня «Хуторок» обрела огромную популярность и еще при жизни поэта распевалась в народе.
ГРУППА ВОКАЛИСТОВ.
Исполнение песни «Хуторок».
8. Удивительно красивое, нежное и светлое чувство воспето в стихах Кольцова. Его герои любят от всего сердца. Большая взаимная любовь укрепляет в них силы для борьбы с суровой нуждой и бедностью. Любовная лирика Кольцова, утверждающая силу и свободу человеческого чувства, явилась, несомненно, новым словом в русской поэзии, и недаром на стихи его написали музыку многие композиторы, создав великолепные романсы. Наверное, всем известна прекрасная песня-романс «Соловьем залетным юность пролетела…», а ведь она на стихи Кольцова «Горькая доля».
Исполнение песни «Соловьем залетным…».
9. Кольцов принадлежал к тем передовым людям своего времени, которые до конца дней своих не могли смириться с косностью, невежеством, мещанским хищничеством поэту пришлось заплатить за свои взгляды дорогой ценой – мучительной болезнью и преждевременной смертью. В 1840 году Кольцов писал в стихотворении «Расчет с жизнью»:
В душе страсти огонь
Разгорался не раз.
Но в бесплодной тоске
Он сгорел и погас.
Только тешилась мной
Злая ведьма – судьба;
Только силу мою
Сокрушила борьба.
Да румянец лица
Печаль рано сожгла,
Да морщины на нем
Ядом слез провели.
Кольцов умер 29 октября 1842 года от чахотки. И было ему всего 33 года.
Имя А.В. Кольцова – одно из самых ослепительных чудес в истории русской классической литературы. Стихи его были голосом самой жизни. Кольцову подходят слова, сказанные о народе: «Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого».
10. И недаром о стихах Кольцова пишут многие современные поэты. Вот одно из таких стихотворений.
ГРУППА ЧТЕЦОВ.
Чтение стихотворения «Стихи Кольцова».
Стихи его, словно картины,
Так ярки, так просты:
Крестьянин пашет свою ниву
Девчонка ткет холсты.
Стихи его, словно рассветы,
Над Русью поднялись,
В них солнцем утренним согретый
Взмыл жаворонок ввысь.
Стихи его, как песня живая:
Звонка, грустна, горька.
В них – красота родного края,
Руси незыблемой весна.
Так пой же всегда
И везде процветай,
Кольцовым воспетый
Воронежский край.
Вот так. А песни Кольцова действительно поют на всем необозримом пространстве нашей страны. Они живут особой судьбой, отдельной, независимо от имени создавшего их поэта. И нет более прочного памятника!
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Итак, обратимся вновь к теме урока.
Какое определение интеллигенции вы нашли в толковом словаре В.И. Даля?
(группа лингвистов)
Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
Это слово появилось в русском языке в 60-е гг. XIX в. И было синонимично выражениям «мыслящий человек», «мыслящие люди». Но очень скоро слово интеллигенция стало обозначать не просто мыслящих и образованных людей, а особый социальный слой таких людей, важную социальную силу, появившуюся в определенную историческую эпоху.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Многие полагают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование… так ли это? Вот это пишет известный педагог В.А. Сухомлинский в письмах к сыну: «Высокая культура не всегда совпадает с высоким уровнем образованности. Дремучее невежество и бескультурье бывает у людей, имеющих высшее образование или даже ученую степень. И наоборот, простой рабочий может быть в высшей мере интеллигентным человеком».
А.В. Кольцов не получил блестящего образования, но, несмотря на некоторые политические передержки, признание его в высших литературных кругах было безоговорочным.
Не оттого ли, что смотрели на него сверху и поднимали до себя из-за жалости? Не потому ли, что не боялись соперничества, как с равным? Нет, высоко ценили искренно и по правде. Как же относились к Кольцову его современники и критики от литературы последующих эпох?
Группа литературоведов.
1-ый ученик.
Друг юности Андрей Серебрянский одним из первых распознал: Кольцов «есть поэт самобытный», хотя и самоучка, поэт вопреки тому, что «его быт есть нечто антипоэтическое». Стали известными и две оценки Пушкина: «Кольцов обратил на себя внимание», а вторая – созвучно с Жуковским: «Ничего не читали выше его стихотворений». О Белинском и говорить нечего: для него Кольцов «поэт по призванию, по натуре», талант которого не могли охладить никакие препятствия, они только придавали ему «еще большую энергию».
2-ой ученик.
По мнению критика Александра Дружинина, сторонника «чистого искусства», Кольцов «в лучших своих произведениях родной брат русским людям древнего времени, сложившим лучшие наши песни». А песня Кольцова, «воссоздающая поэзию степей и лесов родины, дает нам больше, нежели все моральные рассуждения по поводу Телемака, сына Улиссова». Кольцов «жил с народом и передал нам его поэзию в совершенстве». Безо всяких скидок на биографические данные высоко оценивает его стихи суровый реалист Николай Добролюбов: «Они были бы замечательным, необыкновенным явлением даже в том случае, если бы их написал и не только простолюдин, а поэт, получивший самое полное образование». Стихи Кольцова выше, полагает критик, не только стихов крестьян-самоучек, но и романсов Дельвига и Мелецкого, в них больше поэзии, глубже мысли и чувства, они лучше обработаны, чем песни народные. Вывод Добролюбова – по высшему счету: Кольцов – «великий народный поэт», сделавший достоянием нашей литературы все, «что можно взять из народной поэзии».
3-ий ученик.
По мнению Василия Боткина, «одна и та же поэтическая сила живет» и в Венере Милосской, и в «Илиаде», и в «Гамлете», и в песнях Кольцова, «разница только в степени и в форме ее проявления». Как смело и в какой ряд поставлен наш Кольцов! Для Салтыкова-Щедрина всякий, кто посвятил «свой труд плодотворный разработке явлений русской жизни», является «продолжателем дела Кольцова». «Он обогатил наш поэтический язык, узаконив в нем простую русскую речь, и в этом смысле он является в истории нашей литературы, как бы пополнителем Пушкина и Гоголя и, несмотря на свою малую производительность, должен быть поставлен рядом с ними, как человек, давший нашей поэзии новую и чрезвычайно плодотворную точку опор».
4-ый ученик.
В самом начале ХХ века Розанов заметил: « Объем каждого писателя, конечно, уменьшается со временем. С каждым десятилетием остается меньше его произведений, еще живых, еще нужных, еще поэтических на новые вкусы. Поэты ссыхаются…! Словечко чисто розановское, но оно выражает суть дела. Однако Кольцов, по мнению, остался вне этого закона: «В нашей литературе Лермонтов и Кольцов, оба писавшие так мало, являют единственное исключение поэтов почти без ссыхания».
5-ый ученик.
Кольцова часто издают, о нем пишут, к его произведениям постоянно обращаются композиторы. После смерти поэта в течении всего ХIХ и в начале ХХ в.в (да и в советские годы) популярность его была чрезвычайно велика, о чем свидетельствуют библиографические указатели. Россия переживала разного рода подъемы (экономический, научный, художественный), и Кольцов своей окрыленностью
соответствовал, поддерживал их. В Кольцове находили
полноту бытия, ибо он, как писал Александр Станкевич (брат
Николая Станкевича), не бегал «ни от горькой, ни от сладкой
чаши, подносимой ему жизнью». Его стихи глубоко
жизненны, в них видны его страдания, «но важно то, что
можно наслаждаться ими».
Слово учителя.
Ребята, а в чем вы видите интеллигентность Кольцова?
6-ой ученик.
Интеллигентность поэта проявляется в тонкости проникновения во внутренний мир человека, в сущность крестьянского труда. В тяжелой повседневной работе Кольцов видит не только изнуряющий труд, но и его поэзию. От работы лирический герой получает истинное удовольствие, пожалуй ,настоящий восторг от того, что. Пахота начата вовремя. Об этом свидетельствуют строки:
Выбелем железо
О сырую землю.
Ему весело от того, что
Красавица зорька
В небе загорелась,
Из большого леса
Солнышко восходит,
и от предчувствия богатого урожая, который будут убирать крестьяне:
Заблестит наш серп здесь,
Зазвенят здесь косы,
Сладок будет отдых
На снопах тяжёлых!
Лирический герой испытывает радость от своего труда. Он – неотъемлемая часть природы и умеет ценить ее красоту: лучи восходящего солнца, озаряющие небосклон, золотые скирды, пахнущие свежей соломой, щемящую музыку, напоенную запахом свежевспаханной полосы и звенящей тишины, в которую вплетается лязг точила о косу, трель жаворонка и скрип сохи, полосующей надвое спелый, сочный чернозем.
Так написать может только истинный интеллигент, человек, способный так тонко чувствовать окружающий мир и внутренний мир человека.
Слово учителя. Илья Фоняков – современный литературовед, пишет: «Уходит из жизни та речевая стихия, которой
эта поэзия порождена, а без живых корней дерево засыхает, тем более такое дерево, как кольцовская поэзия, которая вся – не в метафорах, не в движении мысли, но в языке»
Слово учителя. Верны ли эти прогнозы?
1 УЧЕНИК.
Нет, ведь его поэзия взросла на живых корнях, состоялась,
доказала себя, а сам Кольцов явился, как писал Салтыков-
Щедрин, одним из создателей русского языка. А язык – не
продукт моды (хотя она и в него вторгается), в нем не
только злободневное, на потребу момента, но и базовое,
вечное, он неотделим от истории и культуры, в нем
материализовавшихся. Язык, пишет Иван Ильин, это
«соборное орудие национальной культуры», он хранит в себе
«всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и творческие
замыслы народа».
Слово учителя.
Стихи и песни Кольцова и есть запечатленная в слове душа
русского народа. Они, как и русская классика, разошлись по
городам и весям пословицами и поговорками,
незабываемыми песенными куплетами.
Речь Кольцова – это тоже произведение искусств, а
подлинное искусство, словно золото, не ржавеет и не стареет.
Оно на все века, как и интеллигентность человека, его создавшего.