|
Подготовка к выполнению задания С (ЕГЭ русский язык)
Автор публикации: Веселова Л.В.
Дата публикации: 2016-05-13
Краткое описание: ...
«Учимся писать сочинение» (10 – 11 классы). . Предисловие. Сочинять, сочинение, сочинительствоЙ Эти три слова имеют один общий корень, отражающий живой, многообразный процесс литературного творчества. Предлагаемое пособие даёт вам возможность познакомиться с разными видами и типами сочинений, поможет вам разобраться во всём жанровом своеобразии школьных сочинений. Здесь даны конкретные советы ученикам для подготовки и написания сочинения, даны методы и приёмы работы над сочинением. Пособие основано на материале программы изучения литературы в средней общеобразовательной школе. Оно позволит вам не только закрепить приобретённые знания, умения и навыки, но и существенно обогатить их, расширить кругозор, повысить общую культуру. В пособии содержатся примерные сочинения учащихся разных школ. Но сочинение – это творческая работа, не терпит шаблонов, поэтому к приводимым здесь примерам нужно отнестись не как к эталонам и образцам, а только как к возможным вариантам раскрытия темы. Эти примеры должны побудить вас найти свой путь, написать своё сочинение. Это интересная, увлекательная работа, но очень трудная. Учиться писать сочинение нужно постепенно: накапливать знания, повышать свой культурный уровень, грамотность, нужно учиться излагать свои мысли, делать самостоятельно выводы, а ещё много читать. По-настоящему культурному человеку необходимо свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Гармоническое развитие личности невозможно без умения литературно грамотно выражать свои мысли и чувства – и устно и письменно. Попытаться помочь ученику в достижении этих целей – главная задача данного пособия.
Занятие 1. Введение. Основные требования к ученическому сочинению. Сочинение – вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. (С.И.Ожегов, Словарь русского языка). Сочинение – одна из наиболее сложных форм отчётности в школе и один из труднейших экзаменов для поступления в вузы. Написание сочинения предполагает умение глубоко понимать художественный текст, логично, аргументированно, образно излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Сочинение свидетельствует о зрелости суждений его автора, умении анализировать произведения литературы, проникать в замысел писателя или поэта, постигать объективный смысл написанного. Чтобы сочинение было написано успешно, необходимо следующее: хорошее знание текста художественных произведений, включенных в программу; знание литературно-критических работ, посвященных данным произведениям и их авторам; знание биографии автора и особенностей его творческой манеры; знакомство с художественными направлениями, методами стилевыми течениями; умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества; владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы; умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать; наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора; владение языковой и стилистической грамотностью.
Требования к написанию сочинения в целом. Приступая к написанию сочинения, необходимо: Продумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой: Подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, просмотреть её, сделав необходимые заметки: подберите справочную и критическую литературу; ознакомьтесь с ней; подберите цитаты; сделайте выписки. Этот подбор подчинён необходимости обосновать основную мысль сочинения, проиллюстрировать её, доказать; подберите цитаты из литературного текста.
Определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении: Определить жанр сочинения (это может быть сочинение-описание, повествование, рассуждение, литературный портрет и др.) Составить план, соблюдая последовательность развития мысли. Обращать внимание на полноту и последовательность освещения фактов. Выделить вступление и заключение: составьте план (обратите на соразмерность частей); вступление подготавливает к восприятию основной части сочинения; заключение подводит итоги. Возможно использование эпиграфа – высказывания (цитаты) перед сочинением, характеризующего его основное содержание.
Последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему; обращать внимание на логику: умение доказывать основной тезис на ряде примеров и делать логически обобщающий вывод из частных фактов. Цитировать точно, без излишеств, к месту. Стилистически грамотно оформить работу. Следить за точностью словоупотребления, красочностью и эмоциональностью речи, её грамотностью: напишите черновик сочинения и отредактируйте его (необходимо убрать повторы, проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме); перепишите сочинение, проверяя орфографию и пунктуацию; в конце сочинения приведите список использованной литературы.
Оценка сочинения При оценке сочинения учитывается: Общее впечатление. Характеристика плана (удачное – неудачное построение, конкретность, логическая чёткость). Соответствие сочинения плану. Соответствие плана и всего сочинения теме. Полнота раскрытия темы. Доказательность основной части сочинения. Логичность и последовательность изложения: Активность использования литературного и фактического материала (степень знакомства с текстом произведения). Достаточность цитатного материала и грамотность его оформления. Использование литературно-критических материалов. Соответствие жанровой структуре сочинения (введение – основная часть – заключение). Чёткость и ясность изложения. Стилевое единство. Характеристика языка сочинения: Ошибки: логические; фактические; стилистические; орфографические; пунктуационные.
Внешнее оформление сочинения.
Критерии оценки сочинения. Оценка «5» (пять) ставится за сочинение, глубоко и аргументированно раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающим и уместным. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается наличие 1 – 2 речевых недочётов. Оценка «4» (четыре) ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, хорошо выстроенное композиционно, логичное и последовательное по изложению, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочетов, 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок. Оценка «3» (три) ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность ее раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала, Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты. Оценка 2 (два) ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей. Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощенного синтаксиса. Сочинение, в котором имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается на «2» (два). Если на письменном экзамене обнаруживаются две и более идентичных работ, все они оцениваются на «2» (два).
Занятие 2. Как мы говорим, или как сделать свою речь связной. Совершенствуем свою речь. Как мы говорим, как сделать свою речь связной. Как устная и письменная речь, так и устный ответ и сочинение имеют немало общего и специфического. Общее – единое содержание. Различие обусловлено тем, что устная речь творится непосредственно, без промедления. Письменная речь позволяет строить более сложные грамматические конструкции, изъясняться более распространёнными предложениями. Устная речь рассчитана на слуховое (зрительное) восприятие и характеризуется наличием таких элементов, как ударение, интонация, пауза, ритм, темп, мимика, жесты. Письменная речь рассчитана лишь на зрительное восприятие. Письменная работа – это итог размышлений. Устная речь не взаимозаменяема письменной. Эти две формы языка существуют параллельно и равномерно, и каждая выполняет свои функции. Письменная и устная речь, таким образом, заметно различаются. Лишь немногие «говорят, как пишут». Нередко яркое устное выступление, дословно записанное, делается невыразительным, теряет свою силу, его краски на письме блекнут. И напротив, интересная, содержательная статья, даже хорошо прочитанная, воспринимается вслух часто с трудом, кажется скучной. Вот почему важная роль в плане развития речи отводится в этой связи работе над сочинениями. Наверное, вы очень удивитесь, если вам предложат задуматься о связности вашей письменной речи: «Я и так пишу (говорю) связно! А как же иначе? Бессвязно, что ли?» А между тем отсутствие связи между предложениями в тексте – это большая (и часто не осознаваемая самим пишущим) проблема. И если её решить, мгновенно исчезнут и две другие: проблема объёма сочинения и наличие в нём навязчивых смысловых повторов (мыслей, предложений, иногда даже целых фрагментов). Предложения в тексте не просто «стоят рядом». Между ними есть своя связь, силу и возможность которой первым отметил Л.Н.Толстой, назвавший эту связь «сцеплением». «Каждая мысль, выраженная словами особо, страшно понижается, когда берётся одна из того сцепления, в котором находитсяЙ» И главный секрет писательского искусства, считал Толстой, состоит не в словах, не в отдельных предложениях, а в «бесконечном лабиринте сцеплений». Т.В.Алексеева в своей книге «Как научиться писать сочинение на «отлично» даёт своё объяснение этих «сцеплений»: в каждом тексте предлагает находить тему (это старое, известное, «освоенное») и рему (это новое). Каждое новое предложение подбрасывает нам новую информацию (рему), прочно опираясь на уже известное (тему). Так в речи осуществляется движение мысли. Совершенствуем свою речь. "...Язык не есть только говор, речь, язык есть образ всего внутреннего человека: его ума, того, что называется сердцем; он выразитель воспитания, всех сил, умственных и нравственных», - так писал замечательный русский драматург А.Н.Островский. Итак, в языке отражён «весь внутренний человек" - то есть весь наш внутренний мир, ум, сердце, душаЙ Как же мы должны заботиться о чистоте, правильности, о красоте нашего языка, работать над его совершенствованием! Совершенствовать язык – значит совершенствовать себя. Самое время поговорить о типичных ошибках, допускаемых учащимися в сочинениях. Типичные ошибки при написании сочинений: Неполное или неправильное раскрытие темы (поверхностное раскрытие темы, её неоправданное расширение, сужение, одностороннее раскрытие, непонимание темы, обращение к фактам, не имеющим отношения к теме). Ложная идея сочинения; неверная оценка авторской позиции, идеи (смысла) художественного произведения; отсутствие сформулированной идеи. Нарушение логики и последовательности в изложении материала. Слабая аргументация своих рассуждений. Подмена анализа пересказом художественного или критического текста. Несоразмерность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения. Фактические ошибки, искажение цитатного материала; слабое владение фактическим материалом. Недостаточное и неуместное цитирование. Отсутствие выводов и обобщений. Орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки. Бедность словарного запаса. Орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки. Бедность словарного запаса.
Речевые ошибки и недочеты
Грамматические ошибки и недочеты Г3 Ошибка в согласовании. С пятистами пятидесятью рублями, держись обоими руками. Г4 Ошибка в управлении (главное слово требует иного падежа от зависимого слова). Уверенность в победу, оплатить за проезд. Г5 Нарушение связи подлежащего и сказуемого. Большинство возражали против такого резкого высказывания. Г6 Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Г7 Ошибка в построении предложения с причастным оборотом. Марью Кириловну заперли в комнату, пытавшуюся спастись от старого князя Верейского. Г8 Ошибка в построении предложения с однородными членами. УрокиЙ учат нас любить литературу и многим хорошим качествам. Г9 Ошибка в построении сложного предложения. Этот городок и был конечным пунктом нашего маршрута, который мы наконец увидели из-за поворота. Г10 Ошибка в построении предложения с прямой и косвенной речью. Марья Ивановна писала, что Швабрин кричит и грубо обращается с ней. Г11 Пропуск слова. Чтобы я приехал и спас её. Г12 Нарушение границ предложения (парцелляция). Когда мы остановились. Было уже темно. Учительские знаки корректуры Г - грамматические ошибки; Р - речевые ошибки и недочёты; Л - логические ошибки; иногда ставится С – смысловые; Ф - фактические; _ - необходимо выделение абзаца, запись с красной строчки; Э - этические ошибки; 312 – изменение порядка слов; Шт. – штампы; Ст. – погрешности стиля; Г - вставка пропущенного слова; < > - необходимо развить мысль, сказать подробнее; > < - необходимо сократить текст; _ - нарушении логики, непоследовательность в изложении материала, необходимость поменять абзацы местами; [ ] - лишнее слово, предложение, часть текста, которые необходимо исключить. Фактические ошибки Неверное толкование исторических, историко-литературных фактов и литературоведческих терминов: «Что такое лишний или особенный человек? Я думаю, что лишних людей не бывает. Бывают особенные люди. Некоторые из них в обществе и считаются лишними людьми. Если б не было, например, особенных людей, наша жизнь была бы скучна и неинтересна. Может быть, она не имела бы прогресса». Неправильное указание на то, когда было написано то или иное произведение, произошли какие-либо изменения в жизни писателя или историческое событие: «В эпоху правления Петра Первого А.Н.Пушкин вышел на Сенатскую площадь против декабристов за свободу рабочих и крестьян». Незнание авторов и героев художественных текстов: «роман Алексея Толстого «Война и мир»; «роман Н.Островского «Мать»; «сыновья Тараса Бульбы – Андрий и Степан»; «главный герой романа «Отцы и дети» - Евгений Онегин (Пётр Керсанов)». Искажение имени, отчества, фамилии писателя и названия произведения, их неправильное написание (последнее может рассматриваться и как орфографическая ошибка): «Иван Васильевич Тургенев»; «Фома Михайлович Достоевский»; «Собачие сердце» Булгакова. Слишком упрощённое или неверное толкование идейно-художественного содержания: «Под образом паруса Лермонтов подразумевал себя»; «Он (Базаров) принуждён смотреть на своих знакомых сверху вниз, потому что эти знакомые приходятся ему по колено»; «Раскольников доказывает, что он не червяк, а человек». Ошибки в цитировании: «Кто верит, тот блажен, тепло ему на свете»; «Чин следовал ему – он службу бросил»; «Дорогами Россию не объехать, умом Россию не понять».
Ошибки по содержанию, связанные с незнанием теории сочинения, с несформированностью навыков его написания Подмена анализа произведения его пересказом. Неоправданное сужение, расширение, подмена темы сочинения. Нарушение композиции сочинения: слишком затянутые или написанные не по теме введения, отсутствие заключения и т.д. Бездоказательность суждений, отсутствие опоры на текст произведения, неумение использовать его для аргументации собственных утверждений, стремление во что бы то ни стало быть оригинальным, не считаясь порою даже с мнением самого автора: «Мне кажется неверным утверждение, что Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина в романе»; «Я считаю, что Печорин шёл впереди своего века, значительно опережая его во всём. Это моё личное мнение»; «Думаю, что 10-20-е 19 века – эпоха застоя в русской литературе, период реакции». У школьников часто создаётся ложное представление о том, что такое «собственное мнение». Им кажется, что достаточно написать заветные фразы («Я так думаюЙ», «Это моё личное мнениеЙ», «Я имею право на собственную точку зренияЙ») и хорошая оценка обеспечена. Ученик может иметь отличное от всех знатоков литературы мнение о героях классических и современных произведений. Однако есть смысл настаивать на нём лишь при соблюдении следующих условий: 1) ученик ясно осознаёт и в сочинении формулирует свою позицию; 2) обстоятельно, опираясь на текст и историко-литературные факты, обосновывает собственное мнение; 3) если это эмоциональная оценка героя или произведения, то необходимо попытаться объяснить, чем она обусловлена, как связана с вашим характером, взглядами на мир, читательским опытом, предыдущими жизненными впечатлениями и т.п.
Логические ошибки Логической считается ошибка, связанная с нарушением логической связи между частями сочинения, отсутствием логики в рассуждениях в пределах одного абзаца или даже предложения: «Н.Островский стал исторической личностью в силу того, что преодолел своё «я» и своё тело»; «В романе происходит закалка духа и тела, и поэтому произведение высокохудожественное». Грамматические ошибки Ошибки в словообразовании, употребление несуществующих в языке слов: «оклеймить», «ропотно», «буржуйский (поэт)», «эпопейческий (роман)», «опубликация». Ошибочное образование формы слова: «мыслев», «делов (нет)», «жизня», «прибёг», «нету». Нарушение норм согласования подлежащего и сказуемого, второстепенных членов: «Ряд новых произведений появились (надо «появился») в нашей литературе»; «Коробочка существо (её женщиной назвать трудно) помешанная, но не буйная». Нарушение норм управления: «Есенин сопереживает за корону»; «Он любовался на восход солнца». Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм: «Печорин, не думая ни о чём, бросился вслед за Верой, старался её догнать». Ошибочное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами: «Мною говоря об утечке мозгов за границу, эта утечка происходит в каждом из нас». Неправильное построение простых и сложных предложений: «Тёркин стал народным героем. Но и берёза Есенина тоже стала народной героиней, а также и русский мужик Некрасова – народ». Неоправданное членение речи на отдельные предложения: «В этих домах не было ничего. Кроме изящной внешней оболочки. Потому что внутри они были пусты». Смешение прямой и косвенной речи: «Что же Онегин? Он отвечал ей, что, мол, вы ещё дитя, и всё это пройдёт, как только я уеду».
Речевые ошибки Употребление слова в несвойственном ему значении: «Главный герой идёт по полю с потерянным моральным обликом»; «Раскольников считает, что он не тварь дрожащая». Нарушение лексической сочетаемости слов: «играть значение», «иметь роль». Употребление лишнего слова (семантическая тавтология): «предыдущая до этого жизнь»; «негодовать от возмущения». Повторение рядом однокоренных или одинаковых слов: «Гоголь высмеивает смешные явления»; «автор характеризует типичные характеры». Употребление слова или выражения иной стилевой окраски: «Наташа Ростова в детстве – это добрая искренняя девочка, простушка-веселушка»; «Онегин устал от светской жизни, ему наскучили балы и гулянки». Неудачное употребление эмоционального или образного средства: «Реки были такими чистыми, леса такими густыми, что сказка застревала в ветвях деревьев»; «Язык произведения сдержан, словно автор говорит сквозь зубы, наверное, за долгие годы сказалась усталость». Неуместное использование диалектных, просторечных, разговорных, грубых слов и выражений: «Печорин ухлёстывает за княжной»; «Жители деревни молчат в тряпочку». Смешение лексики различных исторических эпох: «главный врач больницы» (о попечителе богоугодных заведений Землянике из «Ревизора» Н,в,Гоголя); Неудачный порядок слов: «Подлецом можно каждого назвать, кто преступает законы нравственные».
Занятие 3. Какие бывают сочинения. Жанровое своеобразие сочинений. Школьное сочинение в обычной, общепринятой его форме – это уже жанр, вполне сложившийся и устоявшийся. По сути это рассуждение на литературную тему. Оно трёхчастно: вступление – основная часть – заключение. Существует более сорока видов письменных работ, среди них – реферат, изложение, анализ прозаического и поэтического текстов, анализ эпизода, рецензия, эссе, дневник и т.д. Но все виды письменных работ, сочинений, подчинены одной композиции.
Композиция сочинения Вступление готовит читателя к восприятию всего сочинения, поэтому должно быть тщательно обдумано. Задача пишущего вступление – подвести к теме таким образом, чтобы логично перейти к изложению основного материала сочинения. Основные, наиболее распространённые виды вступления: История создания произведения. Историческая справка (в том случае, когда в теме сочинения названо произведение – историко-литературный памятник). Биография писателя или поэта. Разъяснение ведущих понятий, входящих в состав темы. Комментированная цитата – изречение великих людей.
Реже используется в качестве вступления: Общая характеристика произведения (её трудно увязать с основной частью; уместнее прибегать к такой характеристике в заключении). Лирическое введение к теме (связывает произведение с личным жизненным, эмоциональным опытом или с современностью).
Типичная ошибка пишущих вступление: вступление составляется «для красоты» и притягивается к основной части по принципу механического соединения или пишется уже после создания основной части сочинения. Например: «Грибоедов был передовым человеком своего времени. Он разделял взгляды декабристов и решительно осуждал самодержавно-крепостнический строй России. Свои передовые взгляды писатель ярко и полно отразил в комедии «Горе от ума», где он столкнул «век нынешний» и «век минувший», бесповоротно осудив нравы и идеи последнего». (Тема: «Художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»). Очевидно, что вступление мало связано с основной частью и, скорее всего, представляет собою заимствование из другой работы, возможно, из опубликованной в одном из сборников сочинений. Предпочтение лучше отдать не «историко-биографическим» вступлениям (они мало полезны для раскрытия конкретной темы, зато часто «уводят» от неё), а «аналитическим», то есть тем вступлениям, в которых рассуждается о ключевых понятиях, проблемах, вынесенных в заглавие темы. Последние удачно могут быть дополнены материалом «литературного контекста» (именами писателей и названиями произведений, в которых затрагивается та же тема). Основная часть. Важнейший момент подготовки к написанию сочинения – составление плана основной части. В ней ясно, чётко, конкретно, логично, последовательно и аргументированно должна быть раскрыта тема. По структуре основная часть состоит из ряда подпунктов, каждый из которых представляет важный аспект темы. Подпункты располагаются в основной части продуманно, строго последовательно. Они взаимосвязаны, то есть не могут произвольно меняться местами. Каждый подпункт выражает законченную аргументированную мысль. Все вместе они доказывают и иллюстрируют идею сочинения. Практическая работа. Допустим, надо составить план основной части сочинения на тему «Характеристика Наташи Ростовой». Какой из вариантов вам представляется правильным? Происхождение и воспитание Наташи. Близость к народу, любовь к природе. Мечтательность. Отношения с родными и близкими. История любви Наташи и князя Андрея. Доверчивость. Способность на глубокие чувства. Патриотизм. Решительность. Искренность. Близость к народу, любовь к природе. Мечтательность. Доверчивость. Способность на глубокие чувства. Патриотизм. Решительность. Искренность. Близость к народу, любовь к природе. Патриотизм. Способность на глубокие чувства. Решительность. Искренность. Мечтательность. Развитое воображение. Доверчивость. Отвращение к пошлости и мещанству. Сострадательность, душевность. Умение в каждом человеке увидеть и пробудить лучшее.
В первом варианте нарушено правило деления: здесь наряду с чертами характера, свойствами натуры Наташи, включены факты её происхождения, отношения с окружающими, что не является чертами характера. Второй вариант явно неполон. В последнем варианте план позволяет достаточно подробно обрисовать характер Наташи, остановившись на его ведущих чертах.
При написании основной части необходимо помнить: не увлекайтесь рассмотрением формы или содержания; в произведении искусства они неразделимы; сочинение украшают и делают более содержательным сравнения и сопоставления (автора с автором, произведения одного автора между собой, произведения разных авторов, героев); имейте в виду, что читающий ваше сочинение может иначе смотреть на вещи, поэтому включайте в свои рассуждения элементы «внутренней» полемики или полемики с воображаемым собеседником; меньше декларируйте, больше рассуждайте; избегайте лишних проявлений эмоциональности в форме многочисленных лирических отступлений, прямых обращений к читателю, неумеренного пафоса; не «пересушите» сочинение сугубо рационалистическим, лишённым всяких эмоций, изложением материала: вы пишете сочинение, а не научный трактат; старайтесь избегать смешения стилей; помните, главное при написании основной части сочинения – чувство меры во всём.
Заключение. В заключении обобщаются основные выводы из сказанного, подводится краткий итог или формулируется новая мысль по поводу сказанного. Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т.е. в заключении автор как будто снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчёркивает основную мысль. Можно выделить два основных вида заключения: Заключение-вывод (важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного). Заключение-следствие (это литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников).Как писать сочинение-очерк?
Очерк – жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности. Очерк похож на рассказ, поэтому можно использовать разные формы изложения (повествование, описание, рассуждение, диалог). Очерк ярко выявляет личность автора. Существуют такие разновидности очерка: путевой очерк (если проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями); проблемный очерк (если автор рассуждает о важных и острых идейно-политических, экономических, эстетических или нравственных вопросах); портретный очерк (в центре его человек, его дело; очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, с другой стороны, выражает авторское отношение к самому герою очерка).
Публицистическая речь допускает: публицистическую лексику (идеалы добра; переломные годы; свобода и независимость); повторы (давным-давно, молодо и свежо); антитеза (сила – слабость, вера – безверие); риторические вопросы (Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?); побудительные и восклицательные предложения (Представьте себе! Вспомните!); сопоставительные и противопоставительные конструкции (Как молодые, так и взрослые!).
|
|