Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье
Унечского района Брянской области
«Согласовано» на МО «Утверждено»
Руководитель МО: Фомкина Л.А.. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ №______от_______ ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
базовый уровень
9 класс
Учитель: Галюго И.М.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года, приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», с изменениями, приказа Департамента образования и науки Брянской области от 28.03.2015г. №776 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2015 – 2016 учебный год», учебного плана МОУ ООШ д. Новое Задубенье на 2015-2016 учебный год.
Учебник: Литература. 9 кл.: В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Программа 9 класса рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 10 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Содержание тем учебного курса.
Учебно-тематический план
VIII века 10
1
Из русской литературы I половины ХIХ века
3
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
6
1
Творчество А.С.Пушкина
18
2
Творчество М.Ю.Лермонтова
12
1
Творчество Н.В.Гоголя
6
1
Русская литература второй половины ХIХ века
9
1
Русская литература ХХ века. Проза
11
2
Русская литература ХХ века. Поэзия
18
1
Из зарубежной литературы
7
Итоговые занятия по курсу 9 класса.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
1
Итого
105
10
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Ресурсное обеспечение программы
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
4. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
5. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
6. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
7. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
8. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
10. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:
Эскимо, 2008
11. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Интернет-ресурсы:
1. [link]
Календарно-тематическое планирование по литературе
урока дата проведения
Тема урока.
Кол-во часов
Виды учебной деятельности
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Домашнее задание
план
факт
1
02.09
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление духовной жизни литературного развития обучающихся.
1
Эвристическая беседа, слово учителя
Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.
Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.
Опер. д/з к след. уроку: сообщения.
читать «Слово…», сообщение «История открытия «Слова»
2
04.09
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
1
Эвристическая беседа, слово учителя
Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Уметь характеризовать данный период развития литературы.
Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.
Пересказ статьи учебника, Определить композиционные части Наиз.: «Плач Ярославны»
3
07.09
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…»
1
Эвристическая беседа, слово учителя
Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.
Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия
4
08.09
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра. Образов, языка. Проблема авторства «Слова…»
1
Эвристическая беседа, слово учителя
Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.
Домашнее сочинение
5
11.09
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве Особенности русского классицизма
1
Эвристическая беседа, слово учителя
Знать основные черты классицизма как литературного направления.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.
Письменно определить роль литературы 18 века в истории русской лит-ры
6
14.09
Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М. В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
1
Слово учителя, комментированное чтение, пересказ
Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..
Пересказ прочитанной статьи о Ломоносове. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?
Выр чт оды
Наизусть отрывок из «Вечернего размышления»; сообщение о судьбе и личности Державина
7
15.09
Михаил Васильевич Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова
1
Ответы на проблемные вопросы
Знать содержание оды, его особенность и форму.
Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.
Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, кот. выводят ее за пределы классицизма? Опред-е авторской позиции, композиционных частей, идейного содержания. Нахож-е метафор как ведущего худ изобразит средства языка в оде.
Наизусть отрывок из «Вечернего размышления», сообщение о Державине
8
18.09
Гавриил Романович Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
1
Слово учителя, комментированное чтение, пересказ
Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.
Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?
Рассказ о Державине, с. 65-66, вопросы и задания с.67
9
21.09
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина
1
Ответы на проблемные вопросы
Знать, какую роль отводит пэту и поэзии.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.
Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.
Наиз стих. По выбору, сообщение о Радищеве, Главы из «Путешествия из Петербурга в Москву»
10
22.09
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения .
1
Слово учителя, комментированное чтение, пересказ
Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказ, комментарий гл «Путешествия…», опред тему, идею произвед, авторскую позицию. Отв на вопр: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?
С. 68-74,
вопросы 7-9, сообщение о Карамзине
11
25.09
Особенности повествования в «Путешествии...».. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
Слово учителя, комментированное чтение, пересказ
Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении,
Кратко сообщ черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия,
12
28.09
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза».
Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
1
Слово учителя, комментированное чтение, пересказ
Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного тв-ва, признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказ-е, работать с литературоведческим словарем.
Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.
С. 75-83,
прочитать «Бедная Лиза»
13
29.09
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы.
1
Слово учителя, комментированное чтение, пересказ
Знать содержание произвед-я
Уметь коротко пересказ содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произвед, давать харак-ку героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразит средств, выявлять авторскую позицию.
Анализируют стихотворение «Осень».
Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?
Ответить на вопросы 1-3 с.104
14
02.10
Р.Р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного - двух произведений)
1
Написать сочинение
Д/з инд. сообщ
15
05.10
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература
1
Конспектирование лекции
Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос.
Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм», отв на вопр: Как вы понимаете слова С.-Щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?
С.105-113, вопр. 5-8 с.112, сообщении о Жуковском
16
06.10
Романтическая лирика начала XIX века.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения
1
Ответы на проблемные вопросы
Знать основные черты романтизма как литературного направления
теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы. Выр чт стихотворений «Море», «Невыразимое», отв на вопр на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах?
С. 114-123, выразительное чтение стихов, прочитать балладу «Светлана»
17
09.10
В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.
Чтение статьи учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отв на вопросы, в том числе: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»
С.128-132, вопр.7-8 с.140, сообщение о Грибоедове
18
12.10
Александр Сергеевич Грибоедов.
А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга
1
Конспектирование лекции
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.
Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное высказывание «Портрет писателя».
Чтение комедии «Горе от ума», анализ списка действ лиц, выписать крылат выраж из 1 действия комедии
19
14.10
А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.
Особенности композиции комедии
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать особенности комедии как жанра,
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.
Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выр.чт. монологов с комментариями, восприятием и анализом
Чт. Комедии, развёрнутый ответ на вопрос «Какова роль 1 действия в развитии сюжета пьесы?», выписать крылатые слова из 2 действия
20
16.10
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
1
Обучение анализу эпизода
Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать хар-ку персонажей
повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Чт. Наиз. монологов Чацкого и Фамусова.
Прочитать 3 действие и выписать крылатые выражения
21
19.10
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
1
Обучение анализу эпизода. Составление планов
Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию.
Анализ 3 д-я Выр чт монологов и комментирование. Вопр: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу, крепостн право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина,
Выучить монолог Чацкого,
Характеристика Чацкого и Молчалина
22
21.10
Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
1
Обучение анализу эпизода
Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты
Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выр чт наизусть монолога Чацкого. Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?
Прочитать отрывок из статьи Гончарова «Мильон терзаний»
23
23.10
РР И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».
Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»
1
составление плана
Знать основные положения статьи.
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.
Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)
подобрать цитаты к сочинению по теме «Кем мне видится Чацкий - победителем или побеждённым?»
24
26.10
А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина.
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления
Уметь создавать презентацию информационного проекта.
Пересказ статьи учебника (сжато). Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина? Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выр чт-е стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ навопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика?
Рассказ о Пушкине, сост. Сборник стихов «Мой Пушкин», написать небольшое вступление к нему.
25
28.10
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»
1
Анализ стихотворений
Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?
Отв. письменно на вопрос «Какова эволюция темы свободы в лирике Пушкина?» Прочитать стихи «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
26
30.10
Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта
1
Анализ стихотворений
Знать адресатов любовной лирики.
Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.
Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.
Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»
Отв письменно на вопрос: какие стихи поэта, на ваш взгляд, наиболее последовательно воспитывают в людях «чувство изящного»?
27
11.11
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.
1
Анализ стихотворений
Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
.
Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ навопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика?
Сообщение «Адресаты любовной лирики поэта», прочитать стихи «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» и др.
28
13.11
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина
1
тест
Знать содержание произведений.
Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос
Тестовые задания: «Методические рекомендации…»
Прочитать поэму «Цыганы». Инд. задание: пересказать статью учебника
29
16.11
А. С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко
1
комментированное чтение эпизодов
Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.
Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.
Характеристика героев, комментарий текста.
Прочитать «Моцарт и Сальери», статью учебника
30
18.11
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества
1
комментированное чтение, слушание, беседа
Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение
Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.
Ответы-рассуждения по поднятым проблемам
Перечитать 1 главу «Евгения Онегина», наизусть 1, 2 строфы романа
31
20.11
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Жанр романа в стихах. Онегинская строфа.
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.
Уметь выделять смысловые части текста
Ответы на вопросы
Перечитать 2 – 5 главы, отв. на вопр
32
23.11
Система образов. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
1
Знать текст художественного произведения.
Уметь логично в соответствии с планом изложить материал,
Ответы на вопросы
33
25.11
Онегин и столичное дворянское общество. Онегин и поместное дворянское общество
1
Составление планов
Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».
Уметь давать хар-ку герою, высказывать собств. суждения о прочитанном
Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство, поместное дворянство.
Характеристика столичного дворянства
34
27.11
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
1
Составление планов
Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».
Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном
Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство.
Вопрос: К каким жизненным выводам приходит Онегин?
35
30.11
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
1
составление плана сравнительной характеристики
Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.
Уметь давать характеристику героя произведения
Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.
36
02.12
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
1
Эвристическая беседа
Знать текст художественного произведения.
Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения
Ответы на вопросы.
Наизусть письмо Татьяны
37
04.12
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
1
Конспектирование лекции
Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.
Уметь различать образ автора и героя
Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.
Каким вы представляете себе автора в романе? Темы лирических отступлений
38
07.12
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».
1
Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе
Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.
Статьи Белинского о романе
39
09.12
РР Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала XX века. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
1
Составление планов
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный
Д/р сочинение
Написать сочинение
40, 41
11.1214.12
РР Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
2
42
16.12
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно...»
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте
Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы
Выр.чт. стихов, письменное размышление: Согласны ли вы с тем, что Лермонтов – «скептический романтик, сомневающийся во всех человеческих ценностях»?
43
18.12
. Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...». «Есть речи — значенье...»
1
Анализ стихотворений
Знать основные мотивы лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворения по вопросам.
Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»
Выр чт стихов, записать вопросы, возникшие при чтении стихов
44
21.12
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Молитва», «Нищий»
1
Анализ стихотворений
Знать адресатов любовной лирики.
Уметь анализировать текст на.лексическом уровне
Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики
«Молитва» наизусть
45
23.12
Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание».
Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии
1
Анализ стихотворений
Знать основные признаки эпохи.
Уметь выделять смысловые части текста
Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.
Анализ стихотв «Родина», сообщ «Творческ история романа «Герой нашего времени»
46
25.12
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе
1
Конспектирование лекции Составление планов
Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.
Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции
Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?
Сост план повести «Бэла», «Максим Максимыч», выборочный пересказ эпизодов повестей
47
28.12
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч.
1
Эвристическая беседа
Знать текст повести «Бэла», «Максим Максимыч».
Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей
Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.
Перечитать повести из «Журнала Печорина»
48, 49
11.0113.01
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение.
2
Эвристическая беседа
Знать содержание«Журнала Печорина».
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.
Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.
Письменно «Как во внешности героя раскрывается его характер?»
50
15.01
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
1
Обучение анализу эпизода
Характеристика женских образов романа
51
18.01
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
1
Составление планов
Прочитать статьи Белинского о романе
52
20.01
РР Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского.
Подготовка к сочинению
.
1
Составление планов Обучение анализу эпизода
Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским
Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.
Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
краткий конспект статьи В.Г.Белинского
подготовиться к контрольному уроку
53
22.01
Контрольная работа
по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
1
тест
тестовые задания: уровни А, В, С
контрольная работа
Статья учебника о Гоголе, сообщ «История создания «Мёртвых душ»
54
25.01
Николай Васильевич Гоголь.
Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя
Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.
Уметь выделять главное.
Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.
Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»
Таблица «Сравнительная характеристика помещиков» по разделам: знач говорящей фамилии, внешность, дом и постройки, положение крестьян, отношение к предложению Чичикова
55, 56
27.0129.01
Система образов в поэме «Мертвые души».
Обучение анализу эпизода
2
составление плана сравнительной характеристики
Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.
Уметь: анализировать персонажей поэмы
Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.
Пересказ «Повесть о капитане Копейкине», картины жизни чиновников
57
01.02
Образ города в поэме «Мертвые души»
1
Составление планов
Знать содержание поэмы
Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох, характеризовать образ города
Характеристика города и героев литературного произведения.
письменный ответ «Кто же он? Стало быть, подлец?»
58
03.02
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
1
Обучение анализу эпизода
Знать содержание поэмы
Уметь определять позицию автора.
Пересказ финала поэмы, прочитать статью Белинского о поэме
59
05.02
РР «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского.
Подготовка к сочинению
1
Эвристическая беседа
Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина
Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев
сочинение
Написать сочинение
60
08.02
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
1
комментированное чтение эпизодов
Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.
Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.
Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.
Почему Гордей карпыч хочет выдать единственную дочь замуж за Коршунова?
61
10.02
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматурги.
1
Составление планов
Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.
Прочитать «Белые ночи» Достоевского, сцена знакомства героев
62
12.02
Ф. М. Достоевский. Слово о писателе.
Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям
1
Обучение анализу эпизода
Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства
Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.
Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя
Как образы окружающего мира помогают передать переживания Настеньки, её внутренний мир?
63
15.02
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.
1
Обучение анализу эпизода
Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства
Статья учебника о Толстом, повесть «Юность»
64
17.02
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытия души героя.
1
Составление планов
Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии
Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.
Рассказ о писателе, определение черт личности героя
Пересказать статью учебника о Чехове, рассказ «Смерть чиновника»
65
19.02
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа,
Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора
1
комментированное чтение эпизодов
Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»
Прочитать рассказ «Тоска»
66
22.02
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать содержание рассказа, эволюцию образа «маленького человека»..
Анализ рассказов: монологические ответы.
Составить тест по рассказам Чехова
67
24.02
РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).
1
составление плана сочинения
Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.
Уметь создавать письменное сочинение
сочинение
Написать сочинение
68
26.02
Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Уметь анализировать поэтические произведения
Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
Наизусть по выбору
69
29.02
Русская литература XX века: богатство разнообразие жанров и направлений.
1
Слово учителя, комментированное чтение, беседа
Знать особенности русской литературы ХХ века.
Иметь представление о многообразии жанров и лит направлений.
Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления..
Прочитать «Тёмные аллеи», сообщение о Бунине
70
02.03
И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
1
Эвристическая беседа
Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».
Уметь анализировать произведение
Анализ рассказа: монологические ответы..
Прочитать статью учебника о Булгакове, «Собачье сердце», инд: История созд повести
71
04.03
Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования
72
07.03
М. А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Сатира на общество шариковых и швондеров
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.
Уметь раскрывать художественное своеобразие. Уметь определять нравственную проблематику повести
Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.
Пересказ фрагментов повести, отв на вопр: в чём вина профессора Преображенского; зачем Булгакову понадобилось несколько рассказчиков?
73
09.03
Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести
1
Составление планов
Прочитать «Судьба человека», сообщ о Шолохове
74
11.03
М. А. Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».
Уметь характеризовать образ главного героя
Анализ рассказа: монологические ответы.
Рассказ «Основные вехи судьбы Андрея Соколова»
75
14.03
«Судьба человека». Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Особенности авторского повествования в рассказе.
1
Обучение анализу эпизода
Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».
Уметь характеризовать образ гл. героя
Анализ рассказа: монологические ответы.
выразительное чтение эпизодов «Картины природы»
76
16.03
Сказовая манера повествования Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
1
Обучение анализу эпизода
Знать особенности повествования
Уметь характеризовать пейзаж, раскрывать идею рассказа
Анализ рассказа: монологические ответы.
Прочитать «Матрёнин двор», сообщение о Солженицыне
77
18.03
А. И. Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа
Рассказ о писателе с презентацией.
Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.
Рассказать о судьбе Матрёны
78
21.03
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи
1
комментированное чтение эпизодов
Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.
Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения?
Подготовиться к контрольному уроку
79
23.03
РР Контрольная работа. Зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века
1
Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения
сочинение
Прочитать стихи поэтов Серебряного века
80
01.04
Русская поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале
Уметь конспектировать лекцию
Материалы лекции, сообщение о Блоке
81, 82
04.04
06.04
А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
2
Анализ стихотворений
Знать основные факты биографии поэта.
Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока
Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций.
Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.
Анализ стихотворений.
Наизусть по выбору, сообщение о Есенине
83
08.04
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема Родины в лирике С. А. Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
1
Анализ стихотворений
Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Наизусть по выбору, составить сборник стихов поэта
84
11.04
С.А. Есенин. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина
1
Анализ стихотворений
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы
сообщение о Маяковском
85, 86
13.04
14.04
В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
2
Анализ стихотворений
Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.
Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.
Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.
Выучить отрывок из поэмы «Люблю», сообщение о Цветаевой
87
15.04
М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..» Особенности поэтики Цветаевой.
1
Анализ стихотворений
Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.
Наизусть по выбору, сообщение о Заболоцком
88
18.04
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой. «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта
1
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
89
20.04
Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого.
1
Анализ стихотворений
Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Наизусть по выбору, сообщение об Ахматовой
90
22.04
А. А. Ахматова. Слово о поэте.
Трагические интонации в любовной лирике.
1
Анализ стихотворений
Знать факты биографии поэтессы. тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
Сообщение о поэтессе с презентацией.
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Наизусть по выбору, сообщение о Пастернаке
91
25.04
Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
1
Анализ стихотворений
Знать Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений,
отношение к поэту и поэзии.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
92
26.04
Б. Л. Пастернак. Слово о поэте.
Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака.
1
Эвристическая беседа
Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
рассказ о Твардовском
93
27.04
А. Т. Твардовский. Слово о поэте.
Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».
1
Эвристическая беседа
Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.
Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.
Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Наизусть по выбору, выразительное чтение стихов
94
29.04
А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.
1
Анализ стихотворений
Знать особенности творческого метода поэта.
Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стих-я.
Письменный анализ любого стихотворения
95, 96
02.05
04.05
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
2
Анализ стихотворений
Подготовиться к контрольной работе
97
06.05
РР Зачётное занятие по русской лирике XX века.
1
тест
Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.
контрольная работа
сообщение о Катулле
98
09.05
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.
Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху.
Подготовить рассказ о Д. Алигьери
99
11.05
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».
Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.
Ответы на вопросы
Прочитать «Гамлета», сообщение о Шекспире
100
13.05
Уильям Шекспир. Слово о поэте.. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения
Ответы на вопросы
Слабый или сильный человек Гамлет?
101, 102
16.0518.05
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
2
Обучение анализу эпизода
Эвристическая беседа
Статья учебника о Гёте, прочитать «Пролог на небесах»
103
20.05
И.- В. Гете. Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия. Сюжет и композиция трагедии. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни
1
Слово учителя, комментированное чтение, слушание, беседа
Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.
Уметь раскрывать
мотивы поступков героев
Ответы на вопросы
Прочитать «Сад», «Ночь», «Улица перед домом Гретхен», последний монолог Фауста из 2ч
104
23.05
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Идейный смысл трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы.
Гете и русская литература.
1
комментированное чтение эпизодов
Ответы на вопросы.
Подготовить сообщение о наиболее понравившемся произвед литературы, составить тест по прочитанным произвед.
105
25.05
Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.
2
беседа, тестирование
Ответы на вопросы (по уровням)
Ответы на вопросы
23