Тема: БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ»
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение басни «Обоз» по ролям.
2. Чтение и обсуждение рассказа, заканчивающегося моралью басни «Обоз».
III. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Вступительное слово учителя.
Творчество Крылова, многими нитями связанное с мировой басенной традицией, оставалось неповторимо оригинальным. Это особенно видно, если обратиться к Лафонтену, которому Крылов, как и его русские предшественники, был обязан и некоторыми сюжетами (известно, что басня, которую мы будем изучать в 8 классе, «Лягушки, просящие царя», является переработкой басни этого французского баснописца [Лафонтена]), и внешней архитектоникой (сочетание частей в одном стройном целом, композиция) басни, и разработкой отдельных деталей, и т. п.
Но Крылов, в отличие от Лафонтена, предоставляет каждому персонажу максимальную возможность высказаться по-своему. Он не столько указывает на тот или иной порок, сколько показывает его. Если у Лафонтена басня тяготеет к лирическому стихотворению, то у Крылова басня перерастала в драматическую сценку, становилась «драмою с лицами и характерами, поэтически очеркнутыми» (Белинский).
Давайте посмотрим и послушаем басню Крылова «Лягушки, просящие царя».
3. Инсценировка басни подготовленными учащимися.
4. Беседа по вопросам.
– Что же происходит в басне Крылова? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? («От добра добра не ищут» – гласит русская пословица. Не принимая существующий порядок, Крылов стоял за постепенное ненасильственное развитие общества. Баснописец отвергал мнение тех, кто не учитывал народного жизненного опыта, кто исходил только из представлений своего ума.)
– Каким рассказом начинается басня? («... неугодно // Правление народно, ... совсем неблагородно // Без службы и на воле жить».)
– В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?
(I. «Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен...
Одно в царе лишь было худо:
Царь был осиновый чурбан.)
– Что это значит? Как вы объясните это выражение? Перечитайте еще раз «деятельность» этого царя.
(II. Журавль – не чурбан:
«Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого...»)
И пришел на жителей «черный год».
– А что значит это выражение? Подтвердите определения-синонимы. (Страшный, тяжелый.)
– В каких словах заключена мораль басни? Кто ее произносит? («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?.. / ... тот слишком тих, / ... этот очень лих; / Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!» – вещал им с неба глас.)
– В каких случаях в обычной жизни можно использовать слова этого морального вывода?
5. Слово учителя о языке басен Крылова.
С наибольшей отчетливостью крыловский реализм проявляется в языке басен. В языке классицизма торжествовала стихия просторечных выражений. Сентименталисты, «облагородив» грубый язык классицистической басни, не отменили самого требования соблюдать «единство слога» (ориентирующее читателя на «приятную веселость»). Крылов же в своих баснях стал выше всех этих норм. Нет, он не отверг их вовсе: и просторечия, и «облагороженный» язык присутствуют в его творчестве. Образ мысли целого народа не может быть исчерпан речениями только изысканного круга или только «мужиков на Сенной и в харчевнях». Басни Крылова, по словам Белинского, пленяли читателей «какою-то мужиковатою оригинальностью». У него впервые в русском басенном творчестве убедительно осуществлена нравственно-психологическая дифференциация речи героев. Та или иная сфера человеческой жизни получает доступ в крыловские басни в своей словесной «одежде». Только при таком отношении к языку можно было создать «книгу мудрости самого народа». И самым убедительным подтверждением реалистической народности языка крыловских басен является не то, что в них часто встречаются пословицы и поговорки, а то, что строки, сочиненные самим баснописцем, сделались пословицами и поговорками.
6. Игра «Закончи строчку из басни Крылова».
«А Васька слушает...»
«Чтоб музыкантом быть, / Так надобно...»
«Хоть видит око, да зуб...»
«Ай, Моська, знать, она сильна...»
«Когда в товарищах согласья нет, / На лад их дело...»
IV. Подведение итогов урока.
Викторина.
1. Из каких басен Крылова взяты эти строчки?
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(«Ворона и Лисица»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет
И выйдет из него не дело, только мука.
(«Лебедь, Щука и Рак»)
У сильного всегда бессильный виноват.
(«Волк и Ягненок»)
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
(«Кукушка и Петух»)
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
(«Две собаки»)
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
(«Квартет»)
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
То напроказишь вдвое хуже.
(«Обоз»)
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
(«Свинья под дубом»)
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит,
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
(«Мартышка и очки»)
Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан – так этот очень лих;
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!
(«Лягушки, просящие царя»)
Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит догадаться
За дело просто взяться.
(«Ларчик»)
2. « ... Стоит догадаться, // За дело просто взяться», и тогда вам откроется любой «ларчик» и вы сумеете ответить:
1-й вариант: Что такое басня? (Басня – короткий иносказательный рассказ с нравоучением.)
2-й вариант: Как называются процитированные части басен Крылова? Какова их роль в произведении? (Процитированные части басен – мораль, содержит в себе нравоучительный смысл.)
Домашнее задание:
1) попробуйте, используя в качестве морали народную пословицу, самим придумать басню (в прозе или стихах): 1-й вариант – «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»; 2-й вариант – «На языке – мед, а на сердце – лед»; 2) подготовить инсценированное чтение басни «Лягушки, просящие Царя», выделив характерные черты персонажей.
4