9л. «Горе от ума». Характеристика героев.
(Учащиеся дома выписали цитаты к характеристике героев. На уроке обучаем грамотному составлению предложений.)
О Чацком.
Главный герой Чацкий -молодой человек («чувствителен, и весел, и остёр» -Лиза; «он славно пересмеять умеет всех» -Софья), вернувшийся после трёх лет странствований («охота странствовать напала на него», «лечился, говорят, на кислых водах он, не от болезни, чай, от скуки..»), мечтавший о взаимном чувстве со стороны Софьи Фамусовой, с которой провёл детство и в которую был влюблён.
Он и вправду трезво, хотя иногда и резко, отзывается об окружающих: о Молчалине («Молчалин прежде был так глуп!.. /Жалчайшее созданье!»), о Скалозубе («Хрипун, удавленник, фагот,/ Созвездие манёвров и мазурки!»), о родственниках и общих московских знакомых («Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?», «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, /В учёный комитет который поселился /И с криком требовал присяг, /Чтоб грамоте никто не знал и не учился?»), и о многих других, как видим желчно и саркастически, за что получает оценку Софьи: «Не человек, змея» и ещё больше настраивает девушку, увлечённую не им, против.
Наверное, Грибоедов специально даёт возможность говорить порой жёстко своему герою, хотя и пытается дать объяснение такому поведению: ведь Чацкий влюблён и надеется, что его возлюбленная смотрит на окружающий мир его глазами («Ужли слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду? Но если так: ум с сердцем не в ладу. Я в чудаках иному чуду посмеюсь раз посмеюсь, потом забуду; Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.»). Но именно эта открытость чувств и острота ума, честность и независимость от чьего-либо мнения позволяет ему сказать со сцены правду о Москве, т. е. о московском современном ему обществе:
И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете, вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший;
Свежо предание, а верится с трудом...
***
Дома новы, но предрассудки стары...
***
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах,
Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Самую яркую «картину» нравов Чацкий «нарисовал» в обличительном монологе «А судьи кто?» (Д2, яв.5)
Скорее всего от такого надоевшего однообразия, самодурства многих дворян и «бежал» Чацкий в странствия. Почему же недостатки российского дворянского общества «видит» только он? Автор наделяет его не только острым умом и языком, но и такими нравственными качествами, как честность, желанием приносить действительную пользу («служить бы рад, прислуживаться тошно», «Когда в делах, я от веселий прячусь, /Когда дурачиться — дурачусь; /А смешивать два этих ремесла /Есть тьма искусников, я не из их числа.»). Даже сам Фамусов признает за ним немалые достоинства: «Не служит, то есть в том он пользы не находит, /Но захоти — так был бы деловой./ Жаль, очень жаль, он малый с головой, /И славно пишет, переводит. /Нельзя не пожалеть, что с этаким умом...». (Хотя выдавать за него свою дочь он, увы, не спешит. «Кто беден, тот тебе не пара», - говорит Фамусов дочери.) А слушая его резкие словесные выпады, с ужасом восклицает: «Ах! Боже мой!... Он карбонари!», «Опасный человек!», «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!» А самыми последними словами Фамусова были: «Ах! Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!»
Но как реалистичны суждения Чацкого:
Ах! К воспитанью перейдём.
Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
Не то, чтобы в науке далеки;
В России, под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом! (Всоминаются сцены обучения Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль». Неужели ничего не изменилось?)
Или суждения о страсти к заграничному: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? / Чтоб умный, бодрый наш народ /Хотя по языку нас не считал за немцев. / «Как европейское поставить в параллель / С национальным? - странно что-то! / Ну как перевести мадам и мадемуазель? /Ужли сударыня!!» - забормотал мне кто-то...». (Как это похоже и на наше время! А ведь на дворе ХХ1 век!!!...) А сам он, стало быть, другой, непохожий на всех собравшихся... «Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых, /В чьей, по несчастью, голове /Пять, шесть найдется мыслей здравых, /И он осмелится их гласно объявлять, / Глядь...», - хочется продолжить: «И объявят сумасшедшим, потому что осмеливается идти наперекор общественному мнению, быть самим собой. Образы-«двойники» лишь подчёркивают силу и мужество Чацкого, но и его жизненную драму. Это образы Платона Михайловича Горича (бывшего сослуживца, ставшего, женившись, «мужем-мальчиком», «из жениных пажей») и Репетилова, который даже робеет перед авторитетом Чацкого, уважает его («А у меня к тебе влеченье, род недуга, /Любовь какая-то и страсть,/ Готов я душу прозакласть, / Что в мире не найдёшь себе такого друга...»), пытается привлечь в круг тайного общества, но Чацкий умеет отличить серьёзное от фальши (Ч: «Да из чего беснуетесь вы столько?» - Р: «Шумим, братец, шумим...» - «Шумите вы? И только?»)
В чём же причина того, что Чацкий остаётся один? Фамусов это объясняет так: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина» (я 21). Лучше всех, наверное, выскажется о главном герое И.А.Гончаров в критической статье, посвящённой комедии, «Мильон терзаний».
Какое впечатление он вызвал у меня? Поначалу мне тоже были неприятны колкие высказывания Чацкого, и я была согласна с Софьей: «Хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд».
Но чем дальше знакомишься с персонажами, узнаёшь о нравах, бытующих в том обществе, и правилах общепринятой морали, которые установлены не высокими нравственными законами, а людьми, имеющими высокие чины, день, связи («Татьяне Юрьевне!» - «Я с нею не знаком.» - «С Татьяной Юрьевной!!» - «С ней век мы не встречались./Слыхал, что вздорная.» - «Татьяна Юрьевна!!! Известная... К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.» - диалого Молчалина и Чацкого.
Далее: М: «При трёх министрах был начальник отделенья; /Переведён сюда...
Ч: «Пустейший человек, из самых бестолковых!
М: «Как можно! Слог его здесь ставят в образец! /Читали вы?»
Ч: «Я глупостей не чтец, /А пуще образцовых.»
Или ещё раз повторим последние слова Фамусова: «Ах! Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!»), тем больше становится жаль Чацкого, умного и проницательного (Яв 14, Д4. Ч: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов! /Спешил!... летел! дрожал! вот счастье, думал, близко...» «Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. /Себя крушить, и для чего! /Подумайте, всегда вы можете его / Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. /Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, /Высокий идеал московских всех мужей. - /Довольно!.. с вами я гржусь моим разрывом. / А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам: /Желаю вам дремать в неведеньи счастливом, /Я сватаньем моим не угрожаю вам. /Другой найдётся, благонравный, / Низкопоклонник и делец, / Достоинствами, наконец, /Он будущему тестю равный. / Так! Отрезвился я сполна...»). Чацкого, желающего искренне любить, служить, заниматься наукой, быть полезным государству. И этот литературный образ становится первым в ряду «лишних героев» .
План:
1) Черты характера, умение сказать об окружающих.
2) Реальная правда о Москве.
3) Нравственные качества Чацкого и его суждения.
4) Почему он одинок?
5) Моё впечатление о Чацком. Первый в ряду «лишних героев».
ДЗ: - написать аналогичную характеристику Молчалину;
- выучить монолог Чацкого.
К сочинению.
Примеры ввода цитат:
* Главный герой комедии Чацкий - молодой человек, вернувшийся после трёх лет странствований; он «чувствителен, и весел, и остёр», по словам Лизы. «Он славно пересмеять умеет всех», - заметила о нём Софья, в которую он был влюблён и к которой так стремился: «Чуть свет, уж на ногах? И я у ваших ног!»
* Он реально, хотя иногда и резко, отзывается об окружающих: о Молчалине («Молчалин прежде был так глуп!.. /Жалчайшее созданье!»), о Скалозубе («Хрипун, удавленник, фагот,/ Созвездие манёвров и мазурки!»), о родственниках и общих московских знакомых.
*Но именно открытость чувств и острота ума, честность и независимость от чьего-либо мнения позволяет ему сказать со сцены правду о Москве, т. е. о московском современном ему обществе:
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах,
Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
* И.А.Гончаров в критической статье «Мильон терзаний», посвящённой комедии, сказал, что
«Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, Хотя она в то же время и всегда победительная.» Он пишет: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он — вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, он воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва»
И.А.Гончаров пишет в статье о ценности комедии «Горе от ума»: «Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку… Другие, отдавая справедливость картине нравов, верности типов, дорожат более эпиграмматической солью языка, живой сатирой — моралью, которою пьеса до сих пор, как неистощимый колодезь, снабжает всякого на каждый день обиходный шаг жизни.»
«Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира...»
Внесценические персонажи:
1) А тётушка? Всё девушкой, Минервой? Всё фрейлиной Екатерины Первой?
2) Д2 я1 «Кузьма Петрович! Мир ему! Что за тузы в Москве живут и умирают!» - идеал Фамусова.
3) Максим Петрович «не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; век при дворе, да при каком дворе!» Д2 я2
4) Княгиня Ласова: «На днях расшиблась впух;/....Теперь ребра недостаёт,/Так ищет для поддержки мужа» (Скалозуб)
5) Татьяне Юрьевне! (Я нею не знаком) С Татьяной Юрьевной!! (С ней век мы не встречались./Слыхал, что вздорная.) Татьяна Юрьевна!!! Известная... К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.
6) Фома Фомич. М: «При трёх министрах был начальник отделенья; /Переведён сюда...
Ч: «Пустейший человек, из самых бестолковых!
М: «Как можно! Слог его здесь ставят в образец! /Читали вы?»
Ч: «Я глупостей не чтец, /А пуще образцовых.»
7) «Ах! Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!» (последние слова Фамусова)