Рабочая программа по литературе 9 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ


9 КЛАСС

















Пояснительная записка



Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. - 102 часа

УЧЕБНИК – ХРЕСТОМАТИЯ - С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев: «Русское слово», 2009 год. Учебное пособие- Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин «Литература» 9 класс в 2-х частях М. «Русское слово» 2011



Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебная рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Цели

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



По учебному плану МОУ Медведовской СОШ на изучение литературы отводится 3 часа: 2 часа из федерального компонента и 1 час добавлен из школьного образовательного компонента.






Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Учебная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


Основные умения и навыки:

умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические, драматические тексты);

умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Знать / понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

Уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениям, (сочинения –

только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).





























Содержание курса литературы для IX класса

(105 часов)


Литература как искусство слова (1 час)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.


Древнерусская литература (1 час)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).


«Слово о полку Игореве» (4 часа)

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение.


Литература XVIII века (9 часов)


Характеристика русской литературы XVIII в (1 час)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.


М.В. Ломоносов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном»,

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.


Г.Р. Державин (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Бог», «Памятник», »Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Обличение несправедливости.

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.


А.Н. Радищев (2 часа)

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.


Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века. (2 часа)

Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы « Русская литература XVIII века» Тест или творческое задание.


Литература XIX века (60 часов)


Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы» (1 час)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Романтизм.

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.


В.А.Жуковский (2часа)

Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана».


А.С. Грибоедов (10 часов)

Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Домашнее сочинение по произведению. Контрольный тест.


А.С. Пушкин (18 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».


М.Ю. Лермонтов (12 часов)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени». Контрольный тест.



Н.В. Гоголь (13 часов)

Жизнь и творчество. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.

Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение. Контрольный тест.


Ф.И. Тютчев. (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь»


А.А. Фет (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).

Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.


Н.А. Некрасов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Памяти Добролюбова» (возможен выбор другого стихотворения).

Гражданская позиция Некрасова.


Ф.М. Достоевский (2 часа)

Слово о писателе. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека»


Л.Н.Толстой (2 часа)

Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.


А.П. Чехов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа.

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.


Тестирование по теме «Литература XIX века» (1 час)


Русская литература ХХ века (26 часов)


Пути Русской литературы ХХ века (1 час)

Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.


М.Горький (2 часа)

Слово о писателе. «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.


Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. (4 часа)

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.


А.А. Блок (1 часа)

Слово о поэте.

Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.


С.А. Есенин (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.


М.И.Цветаева (1 час)

Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой



А.А. Ахматова (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.


. М.А.Булгаков. (2 часа)

Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.

л

М.А. Шолохов (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.


В.В. Быков (3 часа)

Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.


А.Т. Твардовский (2 часа)

Слово о поэте.

« Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.


А.И.Солженицын (3 часа)

Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе.


Резерв-2 часа


Итоговый урок по программе 9 класса (1час)









































Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во ч.

Дата провед.

Фактически

1




2

Введение (2 час.)

Подведение итогов изучения литературы в средних клас­сах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс.

Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература и история; этические и эстетические взгляды.


1



1





3



4



Из зарубежной литературы (7 час.)

У. ШЕКСПИР (обзор)

Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий.

Высокое и низкое, сиюминутное и общечелове­ческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный кон­фликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.


1




1






5



6



7

Ж.Б. МОЛЬЕР

Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор).

Тематика и проблематика комедий Моль­ера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы.


Комедия «Мнимый больной».

Объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.


1



1



1



8




9

И.В. ГЁТЕ

Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения.


«Фауст» — вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов: трагедии. И.В. Гёте в России.


1




1



10-









11




12





Из древнерусской литературы (3час.)

Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных);


Центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине.

Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...».


1







1



1






13




14

Из литературы XVIII века (2+2р.р)

А.Н. РАДИЩЕВ

Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербург, в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...»

Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть).



1





1



15-16

Р.речи Классное сочинение. Анализ главы из «Путешествия из Петербурга в Москву».

2





17



18



19


20


21

Из литературы XIX века

А.С. ГРИБОЕДОВ. (5+2р.р.)

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума».

Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка.

Группировка образов. Комедия в истории культуры России .

Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев о «Горе от ума»).

. Человек и государство, проблема идеала,

нравственная проблематика.

Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.


1



1




1


1


1



22-23

Р.речи Классное сочинение по комедии А.С,Грибоедова «Горе от ума»

2




24-



25



26





27







28




29




30


31


32


33



34


35


36

37


А.С. ПУШКИН.(11+1+2р.р.) час.)

Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики,

Тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион»,

Пророк», «Анчар»;

Любовная лирика

«K***» («Я помню чудное мгновенье...»),

«Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»;


Романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени.


Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история.

Основная проблематика и система образов.


Духовные искания Евгения Онегина (гл.1-4)


Духовные искания Евгения Онегина .Анализ глав 2 и 8

Онегин и Ленский



Испытание любовью. Онегин и Татьяна


Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни».

Художественные открытия в «Евгении Онегине».

.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману.


1


1



1





1






1





1




1


1


1


1



1


1


1



1




38-39

Р.речи Классное сочинение по творчеству А.С,Пушкина.

2



40

Вн. чтение. А.С.Пушкин и современность.Поэты 20 века о Пушкине.

1







41



42



43


44



45







46



47




М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. (7+1+2р.р.)

Творческая биография М.Ю. Лермонтова Cтихотворение «Смерть Поэта»


Темы и мотивы лирики М,ЮЛермонтова



Роман «Герой нашего времени»


Обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция.


Образ Печорина.

Гражданская ак­тивность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления



Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.


Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи.


1



1



1



1


1



1




1





1




1








48-49


50-51

ВН.ЧТ. Литературная гостиная


Р.речи Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова. Обучение анализу эпизода.

2


2



52

Контрольное тестирование. Тесты по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.



1





53


54



55


56



57


58



59


60

Н.В. ГОГОЛЬ. (8+2р.р)


Творческая биография Н.В. Гоголя.


Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков. Манилов и Коробочка.


Образы помещиков. Собакевич и Ноздрев.

«Прореха на человечестве»- образ Плюшкина.


Новый тип героя, от­ношение писателя к изображаемым явлениям.


Помещичий и чи­новничий быт в изображении Н.В. Гоголя.

Помещичий и чи­новничий быт в изображении Н.В. Гоголя.


Художественное своеобразие произведения.


Белинский о романе «Мертвые души».

10


1


1



1



1



1




1



1



61-62

Р.речи Классное сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души».

2



63





64




65

Ф.И. ТЮТЧЕВ. (3час.)

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...» и три стихотворения по выбору.


Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.

Любовная лирика Ф.И.Тютчева



1





1




1



66


67


А.А. ФЕТ. (2час.)

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..»,

«Я тебе ничего не скажу...», «Какая грусть!..». Художественное своеобразие стихотворений.

1



1



68

Н.А. НЕКРАСОВ. (1час)

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лири­ке гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».

1



69



70







Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. (2час.)

Основные вехи биографии.

Роман «Бедные люди»: мате­риальное и духовное в повести,

характеристика образов пове­сти, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

1




1



71



72

Л Н ТОЛСТОЙ. (2час.)

Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность».

Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.

1





1



73

Вн. чтение. «Наш Тютчев»

1




74

Из литературы XX века

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм).

1




75



76





77

М. ГОРЬКИЙ. (3час.)

Основные вехи биографии.

Своеобразие прозы раннего М. Горького.


Рассказы: «Челкаш», «Двадцать шесть и одна» или «Супруги Орловы» — по выбору. Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого;


Художественная идея. «Песни о Буревестнике».

1


1





1



78



79



80

Из поэзии Серебряного века.(3+1+2р.р.)

Многообразие поэтических голосов эпохи.

Урок-концерт.

Стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского.


Стихи М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой. Основные темы и мотивы.

1



1


1



81

Вн. чтение. Мой любимый поэт .



82-83

Р.речи Подготовка к домашнему сочинению. Анализ лирического стихотворения. (Обучающее)

2




84



85




86

М.А. БУЛГАКОВ. (3час.)

Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Ос­новная проблематика и образы.


Литература и история; нарица­тельный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века.

Пафос произведения и авторская позиция.


1


1




1





87




88


89

«Война. Жесточе нету слова...»

М.А. ШОЛОХОВ. (3час.)

Основные вехи биографии. Русский характер в изображе­нии М. Шолохова.


Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи.


Про­блемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с воен­ным очерком «Наука ненависти».


1



1




1




90



91-92

В.В. БЫКОВ. (3час.)

Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя.


«Альпийская баллада». Проблематика повести.

«Альпийская баллада»Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.

1




1




93




94

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. (2час.)

Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...».

Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лири­ки Твардовского о войне.


1



1




95




96





97

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН. (3час.)

Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына.


Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе».


Образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».


1




1



1



98-99

Контрольное тестирование по произведениям писателей 20 века.

2



100





101

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ


Авторская песня — новое явление в русской поэзии XX ве­ка. Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы ав­торской песни.


Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого.

3


1



1



102

Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого.

1



103

Резевный урок.

1



104

Резевный урок.

1



105

Итоговый урок. Литература на лето.

1





Планируемых сочинений классных 5, домашних 1, уроков внеклассного чтения 4, контрольное тестирование 2.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).






Литература

Учебник: Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин. Литература, 9 класс;

Учебное пособие для общеобразовательных учреждений в двух частях: Москва «Русское слово»,2012 .


Дополнительная литература:

  • И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: «Вако», 2006г.

  • Г.И.Беленький. Литература. 8 класс. М.: 2Просвещение», 2005 г.

  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г

Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Издат-Школа, 1998г