Научно-практическая работа В гопаке откроется тебе душа и удаль братского народа

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

Научно – практическая работа

«В гопаке откроется тебе душа и удаль братского народа»



[pic]

Подготовила:

Бережная Полина, 5 «А» класс

Руководитель:

Дидковская Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Ярославль

2016

Содержание

I. Теоретическая часть

1. Введение…………………………………………………………

2. Мир народного танца …………………..

3. История украинского народного танца «Гопак» …………………..

4. Особенности исполнения украинского народного танца «Гопак»

5. Музыка и костюм как составные части целого……………….

6. Гопак в драматическом искусстве

II. Исследовательская часть

  1. Проведение социокультурного исследования

III. Заключение……………………………………………………….

IV. Список литературы………………………………………………

V. Приложение «Анкета»……………………………...….





















I Теоретическая часть

  1. Введение

"Танец — поэма,

в ней каждое движение — слово".

Мата Хари



Культура каждого народа по-своему самобытна и уникальна. Нет ни одной народности, которая не имела бы своих танцевальных и песенных особенностей. Танец во все времена помогал выражать эмоции и чувства, будь то гнев, ревность, любовь или страсть. Ведь станцевать – это как прожить жизнь за несколько минут.

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, яркий, многогранный, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца от классического, эстрадного до современного. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Поэтому народный танец - это бесценное сокровище. Изучая его, мы путешествуем по планете, можем побывать в любом уголке мира, познакомиться с культурой народа, историей и национальными особенностями этого края. И для этого вовсе не обязательно переплывать океан или преодолевать огромные расстояния.

Мы живём в современном мире, где всё течёт, меняется, обновляется. Фольклорные народные коллективы мало востребованы в нашей культуре и на ведущих каналах TV считаются неформатом. В настоящее время мои сверстники предпочитают концерты модных групп и дискотеки, мало интересуясь культурными истоками своего народа, не говоря уже о традициях другого народа. Занимаясь народным танцем с 5 лет, нередко задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие "танец"? Может быть, это просто набор движений или нечто большее? Почему так притягателен именно народный танец?"

Эту тему исследовательской работы я взяла ещё и потому, что я родилась и большую часть своей жизни прожила на Украине, посещала Образцовый ансамбль народного танца «Барвинок». Сейчас, проживая в России, я понимаю, что два братских народа – русские и украинцы – должны лучше знать культуру друг друга. А народный танец, музыка, пластика движений - это язык, на котором лучше всего об этом говорить.

[pic] [pic]

( фото из семейного архива)


Актуальность данного исследования определяется тем, что в настоящее время снизился интерес у подростков к культурным ценностям разных народов. А это ведет к непониманию и даже к неприятию других наций. В нашем неустойчивом от войн мире возникают многочисленные глобальные проблемы: межнациональные розни, распространение терроризма и пр. Поэтому очень важно знакомиться с традициями разных народов, чтобы научиться жить в многокультурной среде. А танец, на мой взгляд, это один из путей к взаимопониманию между различными народами. Еще Жан Батист Мольер сказал: «Все болезни человечества, все трагические несчастья, заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи великих лидеров возникли только лишь из неумения танцевать».

Цель работы:

- изучить отношение подростков к культурным ценностям и искусству танца другого народа.
 

Задачи:

- раскрыть понятие « национальный танец».

- выяснить, является ли танец отражением национальных особенностей украинского народа

- сформировать представление об украинском народном танце «Гопак» как о частице самобытной культуры народа, его музыки и костюма.

- выработать умения и навыки работы с различными информационными источниками (печатными, видео, аудио, Интернет-ресурсами);

- подготовить проектную работу и защиту в виде презентации


Гипотеза: народный танец является отражением культурных особенностей народа, а знакомство с культурой другого народа необходимо для мира, взаимопонимания и толерантного отношения между людьми.


Классификация проекта: социокультурное исследование.


Предметная область:  народный танец


Методы исследования:

- анализ литературы, видео, аудио, Интернет-ресурсов;

- метод собственных наблюдений;

- опрос в форме анкетирования;

Форма продукта проектной деятельности: подготовка информационного продукта, публичное выступление, презентация.

Основополагающие проблемные вопросы:

- Утрачен ли интерес к народному танцу?

- Чем интересен украинский народный танец?



2. Мир народного танца

«…Каждая нация в процессе своего становления

создаёт свою сверхценность…

У американцев это – успех в жизни,

у европейцев – стабильность.

Славянская же сверхценность – это эмоция.

Мы во всем всегда будем искать

эмоцию – жемчужину сопереживания…»

Народный танец — это фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.

Народный танец вышел из народных игр и развлечений, связанных с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками. В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроение, отношение к жизненным явлениям. Такой танец всегда содержателен, имеет ясную тему и идею. Он не имеет никаких фиксированных правил, отличается свободой и открытостью и остается интересным и привлекательным для всех.

Благородством и достоинством, нежностью и смелостью, мудростью и глубокой человечностью покоряют нас народные танцы. Это жанровые картинки из народного быта, полные теплоты и юмора, часто насыщенные яркими эпизодами. Они очаровывают эмоциональной живостью, непосредственностью, лирической проникновенностью. Народные танцы - это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один человек не удержится и не станет смотреть сидя в сторонке, не останется равнодушным!




3.История украинского народного танца «Гопак»


Одним из старейших танцев в Украине является гопак. Словари объясняют это название от украинского слова «гопаты», что значит «прыгать, скакать, бить, ушквариты». [pic]

В 16 веке Украина пережила длительный период борьбы за независимость. В это время казаки в районе под названием "Сечь" ввели необычную традицию празднования своих побед по возвращению домой. И делали это с помощью танца, воспроизводя батальные сцены, чтобы все могли видеть то, что они пережили. Они делали своеобразные танцевальные пантомимы, используя свои мечи и другое оружие, а местные музыканты присоединялись к ним. Затем мужчины стали импровизировать, исполняя акробатические этюды в воздухе, а также другие движения, чтобы доказать свою мужественность и героизм.

Гопак изменялся на протяжении всей истории. То, что начиналось как исключительно танец воинов в Сечи, со временем переросло в праздничное действо и для всех остальных. Хотя мужчины все еще играли ведущую роль в танце, в нем вскоре начали принимать участие юноши, девушки и женщины из окружающих деревень. Именно это, как свидетельствуют этнографы, придало этому дикому танцу благородства, грации и элегантности. Эта смешанная версия гопака как танца воинов и бытового стиля закрепилась даже тогда, когда Сечь была разрушена в конце 18-го века.



4. Особенности исполнения народного танца «Гопак»

[pic] [pic]

( фото из семейного архива)

Танец этот импровизационного типа.

И характерной чертой гопака во все времена является демонстрация силы, ловкости, героизма и благородства. Двигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости. Девушки поощряют их ко всё новым трюкам, а затем танцуют лирическую часть. В танце участвуют юноши и девушки, причем ребята танцуют энергично, резко, задорно, а девчата мягко, ласково и нежно. Всего в эстрадной версии танца участвуют 7 человек- 5 юношей и 2 девушки. Танцуют, взявшись за плечи или положив руки на талию друг друга; кружатся, слегка держась за руки. Если с девушками танцевали ребята, то они не держались с девушками за руки. В финале гопак всегда бурный, искрометный и темпераментный.

Для хорошего исполнения гопака нужна достаточная физическая подготовка и профессионализм. Дети начинают учиться украинскому народному танцу с пяти лет.

К специфическим, особым чертам гопака следует отнести шпагат в прыжке ("разножка"), когда ноги и руки разносятся в разные стороны. [pic]

Также присутствует фигура «ползунок», когда танцор в присядке опирается сзади на руки и выбрасывает ноги вперед, перемещаясь по сцене.

Основные движения гопака (танцуются всеми):

бегунец; залетный шаг; веревочка; ковырялочка; pas de basque (ноги ровные);

голубцы низкие; дорожка;

Мужские движения:

голубцы высокие (кабриоль); прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.);

присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол (по голенищу, по подошве),

растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка); ковырялочка в глубоком приседании; ход в глубоком приседании; вращения (мельница, бочонок, гарбуз, туры в воздухе по VI поз.)

Женские движения:

ковырялочка с вариациями; обертасы; блинчики; шаг-поворот; pas de basque в повороте.

Позиции и положения рук в украинском танце имеют свою национальную окраску. Положения рук, характерные для украинского танца:

1-е положение (женское) - Девушка, взяв за концы ленты, свисающие сзади от венка, разводит их в стороны, кисти находятся чуть выше плеч, тыльной стороной направлены назад, закругленные локти подняты в стороны.

2-е положение (женское). Одна рука лежит ладонью на груди, придерживая бусы, другая или лежит кулачком сбоку талии или находится в исходной позиции.

3-е положение (женское). Кисть правой руки приложена кулачком к правой щеке и повернута тыльной стороной к зрителю, согнутый локоть направлен вниз. Кисть левой руки кулачком приложена снизу к локтю правой руки. Левая рука от локтя до кисти или приложена к корпусу или чуть отведена от него. Корпус прямой, голова опирается на кулачок и может быть повернута к правому или левому плечу.

4-е положение (мужское). Правая рука приложена ладонью к затылку, как бы придерживая папаху. Левая рука лежит кулачком сбоку на талии. Корпус повернут левым плечом вперед, голова приподнята и слегка повернута к клеевому плечу.

Положения рук в парных танцах:

1-е положение. Исполнители стоят лицом по ходу движения, девушка справа юноша слева и держатся за руки, скрещенные перед собой: правой рукой за правую, левой за левую. Левая рука девушки находится над правой рукой юноши, кисти на уровне талии. Партнеры могут слегка наклонить корпус вперед или отклонить корпус в противоположные стороны и, повернув головы, смотрят друг на друга.

2-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения, юноша слева, девушка справа. Правой рукой юноша держит девушку сбоку за талию. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши. Свободные руки исполнителей открыты в стороны или лежат сбоку кулачками на талии.


[pic]

3-е положение. Исполнители стоят так же. У обоих корпус слегка повернут левым плечом по ходу движения, у юноши больше, у девушки меньше. Левой рукой юноша держит левую руку девушки, обе руки подняты вперед по ходу движения на уровне груди. Правые руки обоих исполнителей или лежат кулачком сбоку на талии или раскрыты в стороны и чуть подняты вверх.

4-е положение. Исполнители стоят и держат левые руки. Правой рукой юноша держит девушку за талию. Правая рука девушки или открыта во 2-ю позицию или лежит сбоку на талии под правой рукой юноши.


Положения рук в массовых танцах: [pic]

1-е положение. Исполнители стоят рядом боком друг к другу. Руки каждого исполнителя лежат сзади на талии у стоящих рядом справа и слева. Руки скрещены за спинами танцующих.

2-е положение. Исполнители стоят рядом, боком друг к другу и держатся спереди за руки, но не с рядом стоящим, а через него справа и слева, так, что руки спереди скрещены. В этом положении по тому же принципу исполнители могут держаться за руки, поднятые за спинами рядом стоящих, так, что руки скрещены сзади.

3-е положение. Исполнители стоят боком друг к другу на расстоянии вытянутой руки один от другого. Руки подняты в стороны до уровня плеч и лежат ладонями на плечах рядом стоящих исполнителей справа и слева. Корпус прямой, голова направлена лицом к зрителю.

4-е положение. Исполнители стоят в затылок друг за другом, левым плечом к зрителю. Каждая девушка кладет левую руку, согнутую в локте, на свое правое плечо, а правую руку протягивает вперед до правого плеча впереди стоящей девушки, которая в свою очередь подает ей левую руку, согнутую перед собой в локте. У крайних девушек свободные руки лежат сбоку кулачком на талии.

Особые положения рук, танцевальные движения ногами придают гопаку особую окраску магического действа, молодецкой удали, полета свободы.


5 . Музыка и костюм как составные части целого

Музыка  – это душа народа, танец - его характер, а народный костюм – его внешность, привлекательная и яркая, изысканная, прихотливая и самобытная.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием,

является его "визитной карточкой". [pic]

Элементы мужского костюма, которые до сих пор используют для гопака:

красные (синие) шаровары (шальвары)   [link]  из цветной ткани (разновидность удлиненного жилета)

остроконечные красные сапожки,

венок с лентами.

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя - народа. Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором. Так как танец гопак был чистой импровизацией, казаки могли изменять его темп в любое время. Темп игры музыкантов был основан на выборе танцоров, потому что танец позволял им выразить свою индивидуальность. Хотя музыка не имела конкретно заданного темпа и мелодии, музыкальный размер гопака, как правило, был 2/4. Музыка обычно наращивала темп от довольно спокойного в начале до практически яростного к концу танца. В качестве музыкального сопровождения для танца обычно выступал кобзарь — украинский народный певец-сказитель.

Классические инструменты, которые использовались для музыкального сопровождения гопака и создавали особый настрой, звучание:

скрипки,

флейты,

цимбалы (схожи с гуслями, но не щипковые, а ударные с деревянными палочками)

волынка (сплошной мех из кожи козы, овцы или теленка, который служит резервуаром для воздуха. В одно из отверстий меха вставляют трубку, через которую музыкант вдувает воздух. Вторая трубка - игровая. А третья трубка с басовым пищиком обеспечивает постоянный звук).

бандура (струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф; струны (на старых инструментах — 12-25, на современных — 53-64) частью натягиваются над грифом, частью же прикрепляются к деке; играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них)

[pic] [pic] [pic]

Бандура Волынка Цимбалы


6. «Гопак» в драматическом искусстве

Со временем, музыка гопака развивалась, и ее начали включать в оперы и балеты.

Так, одним из самых ярких примеров является опера "Мазепа", написанная

П.И. Чайковским. Украинские танцы становятся настоящим украшением драматических спектаклей, очаровывая зрителя силой темперамента, весельем, богатством лексики и всеми качествами, которые выработались еще в казацком танце.
Широко понеслась слава украинских танцев по всей Европе, когда драматическая труппа господина Деркача в 1894 г. показывала свои спектакли в Париже. Особую популярность получила картина "Вечерницы" из драмы Тараса Шевченко "Назар Стодоля". «Сначала парижане были захвачены пением о казаках и музыкой П. Нищинского, а под завесу шли танцы… Яркие костюмы, темперамент, азарт, разнообразие прыжков, присядки, ползунци, щуки, мельнички. На фоне сильных и широких движений грациозно выполняли выкрутасы и мелкие вибиванци девушки, а обкручиваясь, за ними радугой летели разноцветные ленты… Это чудо называлось гопаком», - так писали о гопаке парижские газеты того времени. С тех пор в сердце Франции еще долго господствовала мода на казацкий танец.


[pic] [pic]

В современной истории возрождение танца гопак связывают с деятельностью П. П. Вирского, создавшего в 1937 году ансамбль народного танца Украинской Республики и бывшего с 1955 по 1975 годы художественным руководителем Государственного ансамбля народного танца Украинской ССР. На основе классики и традиционного фольклора, он поставил тот гопак, который до сих пор является визитной карточкой танцевальной Украины.


II Исследования

Для того чтобы ответить на один из основополагающих проблемных вопросов своей работы среди учащихся 5- 11 классов нашей школы (всего 150 человек) мною проведено социологическое исследование в виде анкетирования (см. Приложение) по вопросу отношения подростков к народному танцу и культурным ценностям другого народа.

Проанализировав результаты исследования, я составила графики, которые показывают уровень интереса подростков к народному танцу.


График № 1: «Количество учащихся, знающих название страны, народным танцем которой является гопак (5-11 класс)».


Из данного графика можно сделать вывод, что 49 % учащихся старших классов и 51 % учащихся 5- 9 классов знают название страны, народным танцем которой является гопак.


Графики № 2 и 3: «Количество учащихся, желающих заниматься танцами другого народа»

Данный график показывает, что 36 % учащихся 5-9 классов хотят заниматься танцами другого народа и 12 % занимаются, не хотят заниматься 52 %.




Данный график показывает, что 14 % учащихся 10-11 классов хотят заниматься танцами другого народа и 6 % занимаются. Не хотят заниматься 80 %.


Графики № 4 и 5: «Виды танца, которым учащиеся отдают предпочтение».




Данный график показывает, что 64 % учащихся 5- 9 классов нравятся современные танцы, 18 % - народные, а 18 % - бальные.



Данный график показывает, что 88 % учащихся 10 - 11 классов нравится заниматься современными танцами, 9 % - бальными, а 3 % - народными.


Графики № 6 и 7: «Культурные мероприятия, чаще всего посещаемые учащимися».



Данный график показывает, что 42 % учащихся предпочитают посещать развлекательные мероприятия, 25 % - театр, балет, 15 % нравится посещать концерты знаменитостей, 12 % посещают фестивали народного творчества.






Данный график показывает, что 25 % учащихся предпочитают посещать развлекательные мероприятия, 10 % - театр, балет, 60% нравится посещать концерты знаменитостей, 5 % посещают фестивали народного творчества.


Вывод

Итак, после обработки данных анкет выяснила, что подростки знакомы с народными танцами, они им нравятся, хотя предпочтение отдано другим видам.

Радует, что на вопрос «Хотели бы вы заниматься русскими народными танцами?» положительно ответили более 30 % опрошенных.

Затруднились ответить на вопрос «Что, на ваш взгляд, отражает народный танец?» около 25%.

Сделала вывод, что народный танец нужен людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми. Знакомство с танцами других национальностей важно для укрепления мира, взаимопонимания и толерантного отношения между людьми.

Анализируя результаты, выделила некоторые причины низкого уровня интереса подростков к культуре вообще и к культуре иного народа, в частности:

1) «не модность» фольклора как искусства и традиций народного танца.

2) Отсутствие специальной программы по изучению культуры разных народов для учащихся средней школы.

3) Подмена живого общения с историей народа на виртуальное.

Считаю, что для решения этих проблем необходимо привлекать подростков в кружки, народные коллективы, проводить различные внеклассные мероприятия для знакомства и изучения культурного наследия не только нашей страны, но и других народов для того, чтобы росло чувство гордости за свою Родину, уважение к традициям другого народа, что является немаловажным в многонациональном государстве.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В незапамятные времена родилась и живет в народе до сей поры традиция – передавать чувства и мысли танцевальными выразительными движениями. Поэтому танцевальное искусство занимает важное место в культуре каждого народа.

Связь поколений не прерывается. Народный танец популярен и в наши дни, но, к сожалению, снижено внимание к народному танцу, мало известно о танцевальных традициях других народов, живущих на территории России и, в частности, Ярославской области.

Подводя итог исследования, считаю, что выдвинутая мной гипотеза - является ли народный танец отражением культурных особенностей народа на примере украинского народного танца «Гопак» - подтверждена, предположение о необходимости знакомства с культурой другого народа доказано. Все цели и задачи достигнуты.

Только люди, которым с детства прививалась любовь к прекрасному, которые познакомились, научились понимать, ценить и уважать культуру другого народа, могут в дальнейшем стать опорой, поддержкой и будущим России.



































Использованные материалы:

1. Архипова Н. Украинские танцы.

2. Василенко К. Украинский народный танец. М.,1981.

3. Гуменюк А. Украинские народные танцы. – Киев, 1969.

4. Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974



5. Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5

6. ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Народный_танец



7. sites.google.com/site/tancyetovnutrenijmir/ukrainskienarodnye-tancy



8. Энциклопедия Кольера. Открытое общество. 200

ic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/449/ТАНЕЦ

9. Сергей Охримчук, "Божичи". Видео пособия на DVD "Школа традиционного

украинского народного танца. 


10. Фото и видео материалы из семейного архива.





Приложение

Анкета


1) Какое искусство для вас более интересно?

А) песенное б) танцевальное


2) Куда вы больше любите ходить?

а) На развлекательные мероприятия б) На концерты знаменитостей в) На балет, в театр д) на фестивали народного творчества

3) Какие танцы вам больше нравятся?

а) Современные б) Бальные в) Народные


4)Хотели бы вы заниматься русскими народными танцами?

а) Занимаюсь б) Хочу заниматься в) Не хочу, не занимаюсь


5)Хотели бы вы заниматься танцами другого народа?

а) Занимаюсь б) Хочу заниматься в) Не хочу, не занимаюсь


6) Что, на ваш взгляд, отражает народный танец?

а) характер, настроение народа; б) особенности труда и быта; в) другое

7) Гопак - это народный танец какой страны?

а) Молдавия б) Украина в) Бельгия