Разработка урока по литературе на тему Серебряный век (11 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок литературы в 11 классе

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»


Цель: ввести учащихся в необыкновенный мир поэзии Серебряного века.


Задачи:
Образовательные


  1. Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.


  2. Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.


  3. Научить учащихся видеть за произведением поэтическую Я-концепцию поэта.


  4. Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.


Развивающие


  1. Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.


  2. Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век - …».

Воспитательные


  1. Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.


  2. Воспитывать внимание к поэтическому слову.


Приемы, которые использует учитель


- составление ассоциативной цепочки

- составление таблицы

- выразительное чтение

- сопоставление музыкального произведения и стихотворений

- презентация

- слово учителя

- сообщение ученика



1.Слово учителя.

Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

Я произношу слова: «Серебряный век…»

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите это слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - …»

Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд.


Слайд 1

Серебряный век – блеск, яркость, звон ,утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…


Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.


В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже ХIХ – ХХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.


Слайд 2

Впервые это название было предложено философом Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.


Слайд 3

Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной».


Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе:«Серебряный век робко начинался в 90-х годах(ХIХ века)… 1915 – высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его».


Татьяна Бек уверена, что «…исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий»


2.Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?


2. Выступление подготовленных учеников:

1.Историческая справка (ученик 1)


Слайд 4

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи


[pic] 1890 – экономический рост

[pic] 1894 - Николай II

[pic] С 1902 – политические партии

[pic] 1904-1905 – русско-японская война

[pic] 1905 – первая русская революция


[pic] 1906 – I Государственная Дума

[pic] 1914 – начало Первой мировой войны

[pic] 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция



Слайд 5

Научные открытия

[pic] Открытие рентгеновских лучей

[pic] Исследование радиации

[pic] Создание квантовой теории

[pic] Изобретение беспроволочной связи



Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.


3. Слово учителя

Ощущение кризиса было всеобщим. В начале ХХ века ещё творили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, но уже появились Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин.

Авторский взгляд повернулся к человеку в целом и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам.



Слайд 6

Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:

  1. МОДЕРНИЗМ (новейший, современный)

Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.


Слайд 7

Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.


Слайд 8

Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира. Поэтому многие отождествляли модернизм с декаденством



Слайд 9


2) ДЕКАДЕНСТВО (упадок)

Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.


Константин Бальмонт написал:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество –

Моя пустынная душа.


3) Работа по слайду № 10




2. Искусствоведческая справка

Настроение Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

На фоне музыки «Вокализ» Рохманинова ученик представляет полотна, ставшие символом эпохи.


Слайд №11

  • М.Врубель «Демон поверженный» (ученик 2)

А.Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трех преобдадающих цветов, которым ещё «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трёх цветов Врубеля.

Снизу ползёт синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы брезжит иное…

Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.


Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опальные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.


Слайд №12

  • В.Борисов-Мусатов «Призраки» (ученик 3)

В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла отражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец – о магической действительности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи,то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…



Слайд №13

  • К.Петров-Водкин «Купание красного коня» (ученик 4)

Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину со строем древнерусских картин.


Вывод: важнейшее свойство эпохи – лирическое изображение всех видов искусства.

В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.



  1. Анализ поэтических текстов. Коллективная работа

Вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.


Слайд №14

На фоне музыки «Поэта экстаза» А.Скрябина читаем стихотворения и заполняем таблицу (распечатки со стихами у каждого ученика).


Я-концепция

В. Соловьев

 

М. Лохвицкая

 

К. Бальмонт

 

В. Ходасевич

 



Слайд №15

  • Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)



Хоть мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам,

Но и в цепях должны свершить мы с сами

Тот путь, что боги очертили нам.


Все, что на волю высшую согласно,

Своею волей чуждую творит,

И под личиной вещества бесстрастной

Везде огонь божественный горит.


Слайд №16 Образец заполнения карточки




Слайд №17

  • Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая (1869-1905)

В кудрях каштановых моих

Есть много прядей золотистых-

Видений девственных и чистых

В моих мечтаньях огневых.

Слилось во мне сиянье дня

Со мраком ночи беспросветной,-

Мне мил и солнца луч приветный,

И шорох тайн манит меня.

И суждено мне до конца

Стремиться вверх, скользя над бездной,

В тумане свет провидя звездный

Из звезд сплетенного венца.



Слайд №18

  • Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)


Я в этот мир мир пришел, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

И выси гор.



Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.


Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь… Я буду петь о солнце

В предсмертный час!





Слайд №19

  • Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)


Я угасну… Я угасну…

Все равно… Умру, уйду.

Я скитаюсь здесь напрасно.

Путь далек мне. Я пойду.


Небо низко. Ветер злобен.

Травы вялы. Пал туман.

Призрак счастья тускл и дробен.

Жизнь – томительный обман.


Вы – останьтесь. Вам за мною

Не идти. Туман – глубок.

Я уйду, закроюсь мглою…

Путь неведом и далек..


После анализа стихотворений, выявления Я-концепции автора, в тетрадях должна быть заполнена таблица следующим образом:

(1853-1900)

«…Мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам»,

«… в цепях должны свершить мы сами

Тот круг, что боги очертили нам»


М.Лохвицкая

(1869-1905)

«Слилось во мне сиянье дня со мраком ночи…»


«Мне мил и солнца луч…

И шорох тайн манит меня»


«…Суждено мне до конца стремиться вверх…»


К.Бальмонт

(1867-1942)

«Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин»


«Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто»

В.Ходасевич

(1886-1939)

«Я скитаюсь здесь напрасно

Путь далёк мне…»


5. Вывод по уроку.

Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность.

Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Какие именно группировки, какова была их цель, их отношение к миру и слову, мы узнаем на следующем уроке.



6. Домашнее задание: прочитать статью Брюсова «О свободе слова»