Конспект внеурочного занятия
духовно-нравственного направления по курсу «Золотое слово»
Путешествие в мир поэзии (6 класс)
Цель занятия: создать условия для углубления знаний о средствах художественной выразительности в поэзии на основе творчества Н. М. Скрёбова.
Задачи:
1) образовательные: создать условия для эмоционального погружения в поэзию, раскрыть приёмы создания поэтического образа в художественном произведении;
2) развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения
3) воспитательные: способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к труду поэта.
На перемене перед занятием на экране транслируется видеозапись чтения стихотворения Н.М. Скрёбовым.
Пространство класса организовано так, чтобы была возможность свободного передвижения.
Слайд 1
Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Геннадьевна. Я рада приветствовать вас на своём занятии! На вопрос о том, над чем мы сегодня будем работать, вам поможет ответить стихотворение Иосифа Бродского. Послушайте его и предположите тему сегодняшнего занятия. [pic]
Но перед тем, как я его прочту, обратите внимание на слайд – там находятся значения слов, возможно, вам не знакомых.
Слайд 2
Читают по одному толкованию.
Готовы слушать стихотворение? Ваша задача – понять, о ком оно написано.
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров, [pic]
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
… И, значит, остались только
Иллюзия и дорога.
И быть над землёй закатам,
И быть над землёй рассветам.
Удобрить её солдатам,
Одобрить её поэтам.
Пилигримы – вечные странники. Кто же это? Вспомните, кого вы видели на экране перед уроком? Да, это поэты. Именно такими их видел Иосиф Бродский. Ребята, а какими поэтов видите вы?
Прекрасная Донская земля стала родиной для многих поэтов. Среди них и тот человек, поэзии которого будет посвящено наше занятие. [pic]
Слайд 3
Скажите, ребята, вы знаете, кто это? Да, это Николай Михайлович Скрёбов.
Когда я была в 7 классе, мне поэты представлялись кем-то вроде ангелов. Я долго была искренне уверена, что все поэты умерли. Мне хочется, чтобы вы думали иначе.
Жертвенное служение слову, готовность прийти в любую точку самой неприметной библиотеки самого затерянного населенного пункта и заинтересовать читателя – вот чему посвятил свою жизнь Николай Михайлович, приучая людей к мысли, что писатели действительно живут среди них, а не только в телевизоре, что они не вымерли как мамонты, что они нужны людям как друзья и врачеватели, собеседники и утешители…
Это человек с очень богатой биографией. Писать заметки в городскую газету «Красный шахтёр» он начал ещё в школьные годы. Тогда же определилось призвание. Окончив факультет журналистики Киевского университета в 1956 году, он стал литработником Каменской областной газеты, потом в ростовской областной газете «Молот», а ещё преподавал теорию печати на историко-филологическоском факультете, был литературным редактором журнала «Дон», работал на телевидении, радио, писал сценарии для театральных постановок.
В течение жизни состоял в Союзе журналистов СССР, затем России, был членом Союза писателей СССР, с 1991-го – Союза российских писателей. И всё это один человек. Поэт. Наш современник.
В одном из стихотворений он сам о себе написал:
Согрет улыбкой человечьей,
Я сам, как драгоценный сплав,
Несу для каждой новой встречи
Запас улыбок и тепла.
Вы ещё почти незнакомы с поэзией Николая Михайловича, но всё же, предположите, каковы стихи поэта? Как вы думаете, каким настроением они проникнуты? А может, вы догадываетесь, над какими темами он задумывался?
Слайд 4
Что ж, давайте проверим наши предположения. [pic]
Вы знаете, что писатель – своего рода художник. Он рисует словами. Посмотрите на эту картину. Как бы вы её назвали?
На самом деле она называется «После дождя»
Скажите, что вы чувствуете, когда видите картину? Какие ассоциации она у вас вызывает?
Записываю слова-ассоциации на доске.
Скажите, ребята, а достаточно этих слов, чтобы написать стихотворение? Чтобы слово стало художественным, ожило, какие средства используют поэты? (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). Скажите, вы уже с ними знакомы? Тогда помогите мне расшифровать эти определения.
Слайд 5
Открываем окошечки, записываем недостающие слова в базовые листы. [pic]
Итак, поэт рисует словами. Давайте проверим своё предположение. Для этого послушайте стихотворение Николая Михайловича Скрёбова (текст стихотворения находится в базовом листе)
Гроза прошла. Как будто искупая
Её последний, отдалённый звук,
Простёрся семицветный полукруг,
Над берегом полнеба огибая.
Простор лучам весёлым уступая,
Теснятся тучи за море, на юг,
И, торопливо отряхнув испуг,
Крикливо чистит перья птичья стая.
И снова даль светлее бирюзы,
Как будто вовсе не было грозы,
И силы непогоды иссякают.
Тревоги пчёл и бабочек стихают,
И только две дождинки, две слезы
Всё ждут чего-то, всё не высыхаю…
Какая картина возникла вашем воображении?
Скажите, а можно ли использовать картину Кустодиева в качестве иллюстрации к стихотворению Николая Михайловича Скрёбина? Найдите строчки, которые это подтверждают. [pic]
Слайд 6
Итак, благодаря чему слова в этом стихотворении обретают краски, становятся живыми? (эпитеты, метафоры, сравнения… - а вы можете найти их в тексте?) Что ж, давайте проверим!
Для этого немного поэкспериментируем. Представьте себя в ролях этих самых художественных средств (раздаю карточки с надписями 6 человекам) – вы эпитеты, вы метафоры, ты сравнение, ты перифраз.
А вы все – текст стихотворения, в котором есть эти термины (раздаю разрезанное по строчкам стихотворение ещё 6 человекам). Я даю вам 2 минуты, чтобы вы сумели друг друга найти. Время пошло.
Посмотрите, какие замечательные пары у вас получились. А ведь поэт – это не только художник, но и своего рода композитор. Давайте в движении покажем, насколько неразрывны в стихотворении слово и образ. А делать это мы будем вот так… (оба человека в каждой паре берут друг друга за руки, чтобы получилась «лодочка» и, не разрывая рук, двигаются так, чтобы попеременно оказываться то лицом к лицу, то спинами друг к другу, двигаются под музыку Вивальди «Мелодия дождя»).
Ребята, вспомните, как называлась картина, которая помогла нам почувствовать настроение стихотворения? А как называется мелодия, под которую вы танцевали? А как бы вы назвали стихотворение? (записывают название в базовом листе)
Итак, мы выяснили, что оживить простые слова в стихотворении помогают особые художественные средства. Но знаете, есть ещё такие особенные поэтические слова, которые сами по себе очень образны, очень многозначны. Например, вас не секрет, что одно из самых любимых времён года для поэтов – это осень. Помните строчки из стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Меня интересует слово «хрустальный». Это как? Что вы себе представляете, хрустальный, это какой?
То есть осень, хрустальный – это красивые поэтические слова. А какие ещё поэтические слова вы знаете?
Посмотрите на слайд
Слайд 7
Какие из этих слов можно считать поэтическими? (называем слова, анализируем, последовательно убираем поэтические, остаются – жёлто-красно-коричневый, спектр, проспект, непраздничный) [pic]
Скажите, ребята, а из каких слов проще написать стихотворение – из поэтических или непоэтических? Как вы думаете, какое настроение будут скорее всего передавать эти слова – радостное или печальное?
А теперь послушайте ещё одно стихотворение Николая Михайловича Скрёбова.
Жёлто-красно-коричневым спектром
Оттеняет октябрь синеву.
По сквозным торопливым проспектам
Гонит ветер сухую листву.
Время грустное – песням неспетым
И непраздничному торжеству…
Только в памяти, молча щемящей,
Сохраняется осень манящей…
Скажите, какой вывод можно сделать? Чем отличается восприятие этого стихотворения от прошлого? Ребята, а с помощью чего, кроме художественных слов писатель передаёт настроение стихотворения? Обратите внимание на первые 2 строчки. Легко ли они читаются?
ЖёлТо-КраСно-КориЧневым СПеКТром
ОТТеняеТ оКТябрь синеву.
Это приём звукописи, а именно аллитерация – повторение согласных звуков. То есть, даже на уровне звукописи, автор передаёт нам своё настроение.
Мы прочли всего два стихотворения Н. М. Скрёбова. Скажите, вас они заинтересовали? А вы хотите познакомиться и с другими стихотворениями этого поэта? У вас есть такая возможность. Сейчас мы будем создавать сборник стихотворений Н. М. Скрёбова.
Слайд 8 [pic]
Для этого разделимся на 3 группы - одни занимаются порядком расположения стихотворений в сборнике, другие – пишут предисловие к сборнику в формате современного стихотворения – даймонда, третьи –подбирают название и оформляют обложку.
Работаем в течение 3-х минут.
А теперь давайте подведём итог. Я предоставляю слово первой группе. Её представители расскажут нам о том, в какой последовательности они предлагают разместить стихотворения.
Вопрос к остальным – вы согласны с таким расположением стихотворений, или у вас есть свои предложения?
А теперь давайте посмотрим, какой будет обложка у нашего сборника. К остальным – может вы хотите нарисовать ещё что-то или изменить цветовую гамму? Почему? А нравится ли вам это название? Может у кого-то есть другой вариант?
И наконец, послушаем предисловие к сборнику в формате стихотворения-даймонда (современное стихотворение, в котором нет рифмы, а ритм организован особой композицией).
Ребята! Предисловие к сборнику носит название «Поэзия и жизнь». Николай Михайлович Скрёбов всю свою жизнь посвятил поэзии. Я вам желаю, чтобы в вашей жизни обязательно находилось место для поэзии! Закончить наше занятие мне бы хотелось строчками ещё одного современного поэта – Олега Геннадьевича Парамонова. Пусть ноты вашей жизни обязательно сложится в прекрасную мелодию!
Живу, надеясь на одно,
Что всё же хватит сил,
Начав однажды с ноты «до»,
Закончить нотой «си».
А дни, как листья в сентябре,
Слетают не спеша,
И вот уже на ноте «ре»
Расстроилась душа.
Предупредительно строфа
Звучит на ноте «ми»
О том, что будет нота «фа»,
Увы, не о любви.
Старательно вживаясь в роль,
Предчувствую не зря,
Что оборвут на ноте «соль»
Несыгранное «ля».
И всё ж, надеясь на одно,
Молю на грани сил,
Чтоб кто-нибудь, начавший с «до»,
Закончил нотой «си».