Рабочая программа по литературе 8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Торбеевская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю:

ШМО «___» _________ 2016 г. Замдиректора по УВР Директор МБОУ «ТООШ»

Протокол № _____________ Глухова В.П._________ Кузнецова В.В.__________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса литературы в 8 классе

на 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

68 часов (2 часа в неделю)






Учитель: Акашева Ольга Вячеславовна

Стаж: 11 лет категория: I





п. Торбеево

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы основного курса литературы В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Базовый уровень / Под ред. В. Я. Коровиной. -М.: Просвещение, 2010) и ориентирована на учебник: : Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / (В.Я. Коровина, В.П. Журавлев В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина). – М.: Просвещение, 2015 г.

Программа рассчитана на 68 ч. (2ч. в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;


обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.











Содержание программы.


Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).


Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» – «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.


Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния – зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота ге­роини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов . Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков- Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков . Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой . Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов . Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).


Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин . Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Творчество писателей ХХ века

Иван Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Произведения о Великой Отечественной войне

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан-Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» – сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.




КАЛЕНДАРно-тематическОЕ планИРОВАНИЕ



п/п

Количество часов

Тип урока

Тема

Дата проведения урока

Планируемая

Фактическая

Введение – 1 ч

1

1

Вводный урок

Введение Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа




Устное народное творчество – 3 ч

2

1

Урок изучения нового материала

Устное народное творчество.

Русские народные песни.

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях.



3

1

Урок изучения нового материала

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»



4

1

Урок изучения нового материала

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».



Из древнерусской литературы – 4 ч

5

1

Урок изучения нового материала

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»



6

1

Урок изучения нового материала

«Житие Александра Невского»

Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского



7

1

Урок изучения нового материала

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века



8

1

Урок изучения нового материала

«Шемякин суд»: особенности поэтики бытовой сатирической повести



Из литературы XVIII века – 4 ч

9

1

Урок изучения нового материала

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Сатиры смелый властелин» «Недоросль». Сатирическая направленность комедии



10

1

Урок изучения нового материала

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»

Проблема воспитания истинного гражданина



11

1

Урок развития речи

Обучение анализу эпизода в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»



12

1

Урок развития речи

Контрольная работа по теме «,Древнерусская литература», Литература XVIII века»



Из литературы XIX века – 35 ч

13

1

Урок изучения нового материала

И. А. Крылов – поэт и мудрец. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»



14

1

Урок изучения нового материала

Мораль басен Крылова. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков



15

1

Урок изучения нового материала

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей



16

1

Урок изучения нового материала

Образ Ермака Тимофеевича. Понятие о думе.



17

1

Урок изучения нового материала

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе



18

1

Урок изучения нового материала

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки)



19

1

Урок изучения нового материала

А. С. Пушкин. Стихотворения «19 октября», «Тучи»»,Я помню чудное мгновенье...»



20

1

Урок изучения нового материала

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения



21

1

Урок изучения нового материала

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин.



22

1

Урок изучения нового материала

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина



23

1

Урок изучения нового материала

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина



24

1

Урок изучения нового материала, систематизации и обобщения изученного

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка» Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»



25

1

Урок внеклассного чтения

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.



26

1

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.



27

1

Урок изучения нового материала

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова



28

1

Урок изучения нового материала

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.



29

1

Урок изучения нового материала

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме




30

1

Урок

развития

речи


Анализ эпизода из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».



31

1

Урок систематизации и обобщения изученного, развития речи

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».



32

1

Урок изучения нового материала

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя



33

1

Урок изучения нового материала

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания.



34

1

Урок изучения нового материала

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.



35

1

Урок изучения нового материала

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.



36

1

Урок обобщения и систематизации изученного материала, развития речи

Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению.



37

1

Урок изучения нового материала

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в русской литературе.



38

1

Урок изучения нового материала

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга



39

1

Урок изучения нового материала

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» - художественно-политическая сатира на общественные порядки. Образы градоначальников



40

1

Урок отработки умений и навыков анализа текста, развития речи

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к сочинению.



41

1

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.



42

1

Урок изучения нового материала

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»



43

1

Урок изучения нового материала

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».



44

1

Урок изучения нового материала

Мастерство Л. Н. Толстого-художника в рассказе «Поле бала». Особенности композиции.

Образ рассказчика. Главные герои



45

1

Урок внеклассного чтения


Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»



46

1

Урок изучения нового материала

Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.




47

1

Урок изучения нового материала

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.



Из литературы XX века 17 ч

48

1

Урок изучения нового материала

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика



49

1

Урок изучения нового материала

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»



50

1

Урок-диспут.

«Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова,Л. Н. Толстого А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна



51

1

Урок изучения нового материала

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия».



52

1

Урок изучения нового материала

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» – поэма на историческую тему.




53

1

Урок-конференция.

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина



54

1

Уроки изучения нового материала

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству



55

1

Уроки

внеклассного

чтения.


М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»



56

1

Урок

внеклассного

чтения.


Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М. Зощенко «История болезни



57

1

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова,

И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина.



58

1

Урок изучения нового материала

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин»



59

1

Урок изучения нового материала

Василий Теркин – защитник родной страны

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин»



60

1

Урок

внеклассного

чтения.


А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»



61

1

Уроки изучения нового материала

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский, Б. Окуджава, А.Фатьянов, Л. Ошанин



62

1

Урок изучения нового материала

В. П. Астафьев. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет»



63

1

Урок развития речи

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»



64

1

Урок изучения нового материала

Русские поэты о родине и родной природе.



Зарубежная литература – 4 ч

65

1

Урок изучения нового материала

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» - трагедия о поединке семейной вражды и любви.



66

1

Урок изучения нового материала

«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира

Сонеты У. Шекспира.



67

1

Урок изучения нового материала

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа



68

1

Урок изучения нового материала

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман