Урок 23
Тема: Выразительные словообразовательные средства русского языка.
Цель урока: знакомство с основными художественными приёмами, основанными на
изобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте; формировать навыки культуры речи; закрепление навыков правописания.
Оформление доски: Выразительные словообразовательные средства русского языка
Использование слов с суффиксами оценки.
Семантизация морфем.
Словообразовательный повтор.
Использование индивидуально-авторского словообразования (окказионализмов).
Ход урока
I. Разминка.
(Демонстрация задания на слайде. [link] )
В каком ряду во всех словах суффикс -ЕЦ имеет одно и то же значение?
боец, мудрец, характерец;
испанец, немец, иностранец;
старец, хлебец, братец;
морозец, хитрец, борец.
(Верно: 2, т.к. обозначает название лиц по местности, национальности; в остальных случаях суффикс -ЕЦ имеет либо ласкательное значение, либо иронический оттенок.)
II. Слово учителя.
Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90% слов нашего языка являются производными, т.е. 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки.
Поэтому цель урока – познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы.
III. Работа по теме урока. Знакомство с основными художественными приёмами.
1. Осложнённое списывание. Демонстрация текста на слайде.
[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]
Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет завгодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская…Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?
Задание к тексту:
– Записать текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. (Выполнение работы.)
Самопроверка по восстановленному тексту. Демонстрация текста на слайде.
– Вот я тебя как высеку…
– Как милости вашей будет завгодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская…Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?
– Объяснить вставленные орфограммы.
– Какая разница в значении слов высечь и посечь? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское высечь на своё посечь.)
Работа со словарями.
– Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка ПО- образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Приставка ВЫ- означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь).
2. Наблюдение над использованием слов с суффиксами оценки.
А. Работа с раздаточным материалом.
– Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?
1) Фамусов – Скалозубу: «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее». (Расположение к собеседнику, желание угодить потенциальному жениху для Софьи.)
Молчалин: «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка». (Заискивание.)
Чацкий: «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком».(Сатирическая направленность, отрицательная оценка.)
– Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция?
2) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локоткомотодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.) (Насмешливо-ироническое отношение автора к герою.)
Б. Работа по учебнику, упр. №123 (1, 3). Выписать слова с суффиксами оценки, ответить на вопросы к упражнению.
В. Работа на доске Отработка навыка употребления слов с суффиксами оценки.
– Какие суффиксы можно добавить к существительному КОТ?
Кот|ик, кот׀ ичек, кот|ок, кот|очек (ласковое), кот|яр|а, кот|ищ|е (увеличительно-неодобртельное), кот|ишк|а (ласково-ироничное, снисходительное).
ВЫВОД: слова с суффиксами оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев.
3. Семантизация морфем и словообразовательный повтор.
А. Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу:
добавим приставки к глаголу бегать: добегаться (доведение действия доотрицательного состояния), убегаться (убавление), отбегаться (конец), избегаться (исчерпанность), выбегаться (полная исчерпанность действия).
– Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем?
Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы. Семантизация морфем — это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова.
– Назовите словообразовательную модель ключевых слов. Сделайте вывод. (Все ключевые слова построены по одной словообразовательной модели со значением утраты: [pic] ).
Словообразовательный повтор — повтор слов, построенных по одной словообразовательной модели.
– Какова роль повтора в тексте? Обратите внимание, как графически подчёркнута боль утраты: разрывом приставки.
– Найдите глаголы, в которых приставка РАС- имеет значение действия, доведённого до конца («рассорили», «расслоили»).
– Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя?
(Аллитерация – [Р] – резкий, разъединяющий звук; умолчание, синтаксический параллелизм, анафора словообразовательная; экспрессивная лексика, характеризующая участников драмы: «стена…, ров», « сплав вдохновений и сухожилий»; насыщение текста словами со значением пространства.)
В. Работа с раздаточным материалом.
– Прочитайте отрывки из художественных произведений. Выпишите слова, соответствующие словообразовательной модели [pic] . Какую роль играет повтор слов этой модели в данных текстах? (Завершение, прекращение действия).
Отсеребрилась, отзвучала...
Отцвела моя белая липа,
И вот из-за домов, пьяна,
Отзвенел соловьиный рассвет.
(С. Есенин)
В пустую комнату стучала
Ненужно ранняя весна.
(А. Блок)
Вывод: семантизация морфем, словообразовательный повтор помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора.
4. Приём ложной этимологизации слов. Демонстрация задания на слайде.
А. Творческая работа. Определить значение слов «безграмотный», «варвар», «жаргон» (окончивший школу без грамоты, повар на две ставки, аспирин). Это шутливый этимологический словарик, его можно продолжить - «баранка» - овца, «волнушка» - мама абитуриента и т. д.
Этимологизация (ложная) — намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла. Если писатели это делают намеренно, то у детей это получается случайно. (Учитель: Как ты понимаешь выражение Троянский конь? Ученик: Это когда в телегу запряжено трое коней.)
Б. Работа с раздаточным материалом.
Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова?
– Я тебя люблю, – говорил тысячный, – за то, что ты проходимец.
– Ничего себе комплимент, – ответил Скворцов.
– Не-ет, ты проходимец, – качая пальцем, настаивал тысячный. – Согласись, что ты проходимец.
– А что ты под этим понимаешь?
– Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек.
– Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно.
(И. Грекова.)
(Ложная этимология как средство речевой характеристики, автор иронизирует над своим героем, который не знает значения слова «проходимец» – мошенник, негодяй.)
5. Окказионализмы. Мы начали работу по словообразовательным средствам русского языка со знакомого приёма – «слова с суффиксами оценки» и заканчиваем урок тоже знакомым нам приёмом.
А. Работа с раздаточным материалом.
– Прочитать подбор примеров под цифрой 4, почему выделенные слова не вызывают у нас недоумения? (Они образованы по хорошо известным словообразовательным моделям.)
Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и всё время подмигивало. (М. Алексеев)
Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница. (Ю. Нагибин)
Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В. Шукшин)
– По каким словоооразователъным моделям образованы индивидуально-авторские слова? (Хитр\инк\а, со\ бесед\ниц\а, вы\смотр\е\л.)
Доктор выслушал младенца,
А потом и говорит: «Инфлюэнца,
Симуленца, притворенца, лодырит»
(С. Маршак)
– С какой целью автор использует окказионализмы? (Окказионализмы используются для создания комического эффекта.)
– Приведите примеры окказионализмов из известных вам художественных произведений.
Вывод: авторские слова придают тексту яркость, выразительность, индивидуальность.
IV. Итоги урока.
– Какое средство выразительности вызвало наибольший интерес?
– Какова же роль художественных приёмов, основанных на словообразовательных возможностях русского языка? (Вывод записать в тетрадь.)
V. Домашнее задание (всему классу):
а) попробуйте составить шутливый словарик, используя слова зубочистка, изверг, заморыш, гастрит, известняк (по выбору);
б) если вы подберёте по 5-6 родственных слов с различными суффиксами и приставками к словам дом, берег, ветер, жена, голос, мальчик, дед, бабка,говорить, гулять, смеяться, близко, хорошо – значит, вы неплохо владеете русским языком;
Задание для почитателей русского языка.
– Выразительно прочитайте стихотворение, объясните его название.
– Какова роль повтора слов одной модели в этом тексте? Выпишите эти слова. Какие из них являются авторскими образованиями? Что обозначают эти слова и для чего, по-вашему, их создал поэт?
Безглагольность
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаённой печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора, –
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всём утомленье, глухое, немое.
(К. Бальмонт)
4