Подготовка к ЕГЭ. Сочинение.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Часть С. 11 класс.

План сочинения.

  1. Вступление.

  2. Проблема, поднятая в тексте.

  3. Комментарий к проблеме.

  4. Авторская позиция.

  5. Позиция ученика по поднятой проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).

  6. Первый аргумент.

  7. Второй аргумент.

  8. Заключение.

Вступление.

Может начинаться

  1. с кратких сведений об авторе, его творчестве, если это имеет отношение к тексту

«К. Г. Паустовский – один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в

(но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы…»

  1. с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом

« Вера, надежда, любовь – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…»

  1. с двух-трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли

«Зачем люди убивают китов? Почему эти могучие животные должны гибнуть из-за человеческой небрежности, глупости? Такими вопросами задается автор текста…»

  1. со своих размышлений по поднятой автором проблеме

«Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье – без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать им «определение» не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…»

  1. с небольшого обобщения

« Мама! Это слово было, есть и будет самым главным словом на земле. Все человечество обязано своим существованием матери.»

  1. с цитаты

«Нет ничего сладостнее Отчизны»,- гласит старая истина. Именно так начинается текст , в котором автор размышляет о Родине.»

«Все мы родом из детства» - эту фразу знает каждый из нас. Но что скрывается за этой фразой?»

Введение должно быть небольшим: при объеме сочинения в 150-300 слов на введение приходится от 25 до 50 слов, то есть 3-4 предложения.

Введение + заключение = 1/3 объема сочинения.

Проблема.

Проблема – это сложный вопрос, который поднимает автор и на который он ищет или дает ответ.

Типы проблем:

1) философские (смысл жизни, человек и история, человек и культура);

2) нравственные (добро и зло, честь и бесчестие, отцы и дети, любовь, дружба, гуманизм, милосердие);

3) экологические ( взаимосвязь человека и природы, экология культуры, языка, потребительское отношении к природе);

4) социальные (прогресс и общество, человек и государство);

5) эстетические (восприятие искусства, роль книги, духовность в искусстве);

6) политические ( национализм, терроризм, демократия, гражданское общество).


Способы выявления проблемы.

Первый алгоритм.

1. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.

2. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.

3. Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм).

4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

Второй алгоритм.

  1. Выявите основную мысль текста.

  2. Запишите ее в виде законченного предложения.

  3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

  4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Способы формулирования проблемы.

  1. Конструкция «проблема + существительное в род. падеже».

Автор поднимает проблему совести. Автор предлагает задуматься нам над проблемой «отцов и детей».

  1. С помощью вопросительных предложений.

Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

  1. Можно использовать цитату.

«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Лихачев.

Речевые образцы.

Что такое подвиг? Над этой проблемой размышляет автор, рассказывая нам о судьбе девушки Даши.

Автор не раз обращался к проблеме ( поднимает, раскрывает, затрагивает, размышляет над…, обращает внимание на…)

Одна из важных проблем современного общества – это проблема патриотизма.

Автор поднимает , на мой взгляд, очень актуальную проблему…

Одна из проблем данного текста…

В данном отрывке четко выявляется проблема…

Прочитав данный отрывок, я пришла к выводу, что главная проблема, которая волнует автора, - проблема…

Рассуждения автора касаются важной проблемы…

Предложенный для анализа текст … посвящен проблеме…

Текст … заставил меня задуматься над сложной проблемой…

Автор предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

Комментарий к проблеме.

Комментарий – это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия и конфликт. Характеристика значимости и актуальности.

Может иметь двоякий характер:

- текстуальный объясняет текст, следует за автором в раскрытии проблем;

- концептуальный дает различного рода интерпретации.

Текстуальный ( от текста к действительности).

  1. На каких примерах автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?

  2. На какие аспекты проблемы он обращает внимание?

  3. Почему именно эти аспекты его волнуют?

Синтаксические конструкции при текстуальном комментарии.

Начало:

Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…

Этот вопрос автор раскрывает, изучая…

Продолжение.

Автор текста обращает внимание читателя на…

Писатель, ведя повествование от лица…, дает возможность…

Избранный автором художественный прием… усиливает эмоциональное воздействие рассказа…

Композиция текста помогает понять, что…

Писатель всем ходом повествования доказывает…

Автор не делает прямых выводов, а…

Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…

Автор заставляет читателя задуматься над…

В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

Автор искренне огорчен (восхищен)…

Автор осуждает (одобряет) поступок героя…

Не случайно писатель изображает…

Концептуальный (от действительности к тексту).

  1. К какому типу проблем принадлежит эта проблема?

  2. Актуальна ли эта проблема в наши дни?

  3. Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?

  4. Почему эта проблема привлекла внимание автора?

  5. Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?

Синтаксические конструкции при концептуальный комментарии.

Начало:

Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность, новизну, актуальность)…

Проблема… - одна из актуальных проблем нашего времени.

Данная социальная (нравственная) проблема имеет многовековую историю.

Продолжение.

На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным проблемам

По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни…

Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…

Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.

Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

Авторская позиция.

Это основная мысль текста, итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Средства выражения позиции автора.

  1. Слова-маркеры: главное, самое важное, нужно, надо.

  2. Оценочная лексика: отличный, прекрасный, превосходный, изумительный – скверный, отвратительный, безобразный, противный.

  3. Средства выразительности: риторические вопросы, восклицания, ирония.

  4. Вводные слова: к сожалению, к счастью, на мой взгляд, мне кажется.

  5. Побудительные предложения: различные призывы автора, обращенные к читателю.

В художественном тексте.

1. Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

2. Как относятся к герою окружающие его персонажи?

3. Как сказываются поступки героя на других героях произведения?

4. Согласен автор с героем или нет?

5. Автор осуждает или одобряет поведение героя?

6. Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?

Речевые образцы.

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

Автор убеждает нас в том, что…

Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

Основная цель автора заключается в том, что…

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что… Аргументация собственного мнения.

Композиция текста рассуждения.

  1. Согласие/несогласие с авторской позицией.

  2. Тезис (положение, которое надо доказать).

  3. Логический переход.

  4. Аргументация (доказательство, доводы).

  5. Вывод (общий итог).

Речевые образцы.

С позицией автора нельзя не согласиться…

Я согласен с позицией автора…

Мне близка и понятна позиция автора..

Я принимаю позицию автора…

Трудно не согласиться с автором…

Мою позицию подтверждает и опыт художественной литературы…

Вспомним (можно вспомнить)…

В качестве примера можно привести…

Подтверждение моей мысли можно найти в художественной литературе…

Не случайно русские писатели в своих произведениях обращались к…

Заключение.

Виды.

  1. Обобщение основных мыслей автора: Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеть самого себя ради блага других – это и есть подвиг!

  2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос: Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

  3. Призыв, обращение к читателю: Итак, перед тем, как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?

  4. Использование цитат: Итак, текст К. Паустовского еще раз заставил меня убедиться в том, что любая война приносит человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л. Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…»!

Речевые образцы.

Таким образом…

Следовательно…

Итак…

В заключение хочу подчеркнуть…

В заключение важно отметить…

Хотелось бы еще раз подчеркнуть…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Прочитанный текст помог мне утвердиться во мнении…

Прочитав текст, я понял…

Текст.. задел меня за живое, побудил задуматься…