Сказки разных народов
Наша страна — многонациональное государство, складывавшееся на протяжении многих веков. На территории Российской Федерации проживает более 180 народностей.
Сущность любого народа заключена в его истории и фольклоре. Фольклор — многовековое устное народное творчество, отражающее развитие народа во времени. Самым популярным и любимым жанром фольклора является сказка. Фольклорная сказка имеет три особенности:
Устность Коллективность Анонимность. Фольклорная сказка передавалась «из уст в уста», из поколения в поколение. Каждый сказитель вносил в ее сюжет что-то новое, свое. В центре внимания любой русской народной сказки находится герой. Система образов в народной сказке всегда построена четко по принципу противопоставления: положительное и отрицательное. И он всегда выходит победителем. Главным героем большинства русских народных волшебных сказок является Иван-дурак. С одной стороны, это такой «рубаха-парень», простачок, которого легко одурачить. Он немного простоват, не красив, часто ленив. Его всегда недооценивают, считают глупым. С другой стороны, только он может и царевну спасти, и врагов победить, и за молодильными яблоками отправиться, и добыть Жар-птицу. Дурак – просвещенный человек, всего добивается особым умом. Он – дурак-мудрец. Дураку все помогают, потому что он медведице поможет, волка не застрелит. Так в сказке «Царевна-лягушка» Иван не убивает медведя, зайца и утку, хотя и голоден. Положительные персонажи русской сказки всегда близки к природе, относятся к ней бережно. И природа во всех проявлениях платит им тем же. Герой отправляется «за тридевять земель» в поисках счастья. Он преодолевает всевозможные преграды, вступает в опасную схватку со злыми силами и всегда побеждает. Но понятие счастья у героя не связано с богатством или властью. Награда для героя за его подвиги – это скорее любовь и лад, а еще дружная семья.
В сказочном фольклоре Дагестана, в отличие от русского, наибольшее распространение получила бытовая сказка. В персонажах дагестанских сказок собраны качества характера, создающие образ народного героя.
Бытовые дагестанские сказки носят сатирический характер. Герой бытовой сказки – борец за счастье народа.
Многие бытовые сказки имеют семейную тематику. Они показывают взаимоотношения в семье, определяют семейные традиции и обычаи. Главный семейный обычай – почитание старших – нашел отражение в сказке.
Так же, как и в русских, в дагестанских сказках значительным оказывается образ дурака (или шута). В целом ряде сказок существует персонаж Жингре Шомоил («Жингире Шомоил и племянник бога»). Он не просто «набитый дурак». Будучи шутом, он осмеливается говорить то, что не может высказать простой человек, слова его наполняются социальным смыслом. Его глупость граничит с хитростью, а иногда даже хитрость скрывается под маской глупости. Его поступки свидетельствуют о дерзости, ненависти к богачам, угнетающим бедняков. Он борется с несправедливостью, жестокостью и насилием над слабыми. Вообще, стремление дагестанских народов к социальной справедливости отразилось во многих сказках. Итак, основываясь на материале бытовой дагестанской сказки, можно говорить об особенностях дагестанского фольклора: характерно ценностное отношение к дому, к семье, приоритетными являются социальная справедливость и свобода. Народный идеал – борец за счастье бедняков, против несправедливости и жестокости, труд для дагестанских народов – основа жизни.
Исследование сказок подтвердило, что в русском и дагестанском фольклоре много общего.