Роль «деталей» в композиции эпического произведения.
(По роману Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом»)
Оглавление
Введение
1. Женщине – матери посвящается…
2. История происхождения слова «Мадонна».
Мадонна – источник вдохновения и любви Рафаэля Санти.
Основная часть
1. Роман М.Глушко «Мадонна с пайковым хлебом»
о материнском долге.
2. Роль художественной детали в произведении.
3. Композиция романа, отражающая жизненные испытания
Нины Нечаевой.
4. Внутренний монолог как средство раскрытия души героини.
Заключение
За что, женщина, люди поклоняются тебе?
Список литературы
Приложения
Введение
Женщине – матери посвящается…
Нежней не найти материнского сердца,
Сильней не найти материнского сердца…
Действительно, ближе и роднее матери нет никого. Мама! Сколько вложено в это короткое слово! Любовь, нежность, ласка, доброта переполняют материнское сердце. Если у тебя на душе тяжело, вспомни ее ласковый голос, добрые глаза, нежные руки – и все пройдет. Мать самое святое, что есть у нас на Земле, именно ее мы видим, едва появившись на свет. С древних времен люди преклонялись перед женщиной - матерью.
Цель уроков литературы - рассмотреть произведение Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом», проанализировать некоторые эпизоды из романа, доказать актуальность поднятой автором проблемы и самого произведения, обратить внимание на «детали», помогающие раскрыть замысел писателя и разобраться в сложном и не всегда радужном внутреннем мире главной героини произведения. Изучили слово «мадонна», узнали конкретное его значение, соотнесли с названием и после прочтения произведения поняли, что главная героиня заслуживает такого святого имени. Понять великое предназначение женщины помог Рафаэль Санти. Всем известно, что знаменитый художник писал картины, натурщицами которых были мадонны – женщины, разные по социальному положению: и принцессы, и нищенки, и обычные матери с детьми. Включив в проект урока материал о Рафаэле Санти, убедились вместе с ребятами в том, что мадонной может быть не только какая-либо святая или состоятельная женщина, но и обыкновенная мать, похожая на героиню произведения Нину Нечаеву. Молодая мать, бредущая по дорогам войны, с младенцем на руках.
Роман Марии Глушко автобиографичен, взят из жизни. Сколько же таких матерей было в военные годы? Неимоверное количество, и у каждой - своя, душераздирающая история. Сколько произведений было создано после Великой Отечественной войны? Некоторые посвящены женщинам, матерям. Вспомним повесть Закруткина «Матерь Человеческая», рассказ Солженицына «Матренин двор», роман Глушко «Мадонна с пайковым хлебом»… Женщинам посвящены стихи и поэмы… Почему? Потому что человечество не может существовать без женщины. У женщин главная, святая обязанность – сохранить детей, подрастающее поколение, будущее… Мы многим ей обязаны!
Автор использует композицию, которая называется в литературоведении архитектоника – внешняя форма строения произведения и его частей. Именно она помогла составить учащимся композицию развертывания сюжета. Композиция романа состоит из трех частей, каждая из которой делится на главы. Первая часть содержит 39 глав, вторая – 39 глав, третья – 57 глав. Выбраны наиболее важные эпизоды для анализа. Некоторые из них проиллюстрированы Екатериной Решетовой, учащейся класса, в котором проводился урок.
История происхождения слова «Мадонна»
Мадонна – (итал.) моя госпожа
Образ богоматери с младенцем на руках утвердился в иконографии в первой половине 4-ого века и восходит к образу египетской богини Исиды с младенцем Гором. Поэтому обычай требует называть богоматерь «Моя госпожа», так же, как называли Исиду во время мистерий, устраиваемых в её честь.
Мадонна – (католич.) богородица
Мадонна – (итал.) богоматерь (Мария)
Чтобы убедиться в значении слова «мадонна», взята за основу информация о великом художнике Рафаэле Санти и его картинах.
Мадонна – источник вдохновения и любви Рафаэля Санти
(первый проект, составленный учащимися к уроку)
«В Рафаэле блистали самые редкие душевные качества, с которыми соединялись грация, трудолюбие, скромность и добрая нравственность… Он постоянно имел множество учеников, которым помогал и которыми руководил с отеческой любовью». Эти отзывы говорят о Рафаэле как о человеке удивительного обаяния, таким же было и его искусство: ясным, возвышенным, исполненным благородства и простоты.
Рафаэль прожил всего 37 лет (1483 – 1520), но и за этот недолгий срок успел оставить многогранное творческое наследие. Первые уроки живописи ему дал отец Джованни Санти, живописец и поэт. Затем Рафаэль учился у известного мастера того времени Пьетро Перуджино. Ранние работы Рафаэля не выделяются среди произведений его учителей. Уже к двадцати годам Рафаэль создал свое первое произведение – «Мадонну Констабиле» (она находится в Эрмитаже). Единственное, что сохранилось в картине от средневековых мадонн, - это нимб над головой, во всем же остальном – это простая женщина, с любовью и нежностью смотрящая на своего ребенка.
Благодаря покровительству Папы перед Рафаэлем раскрылись двери самых знатных домов Рима. Он создает такие замечательные полотна, как «Мадонна Альба», «Мадонна ди Фолиньо» и «Мадонна дела седиа». Все эти «мадонны» написаны с девушек из знатных римских семей, а «Мадонна дела седиа» - это портрет простой женщины, крестьянки. С какой тревогой прижимает к себе ребенка «Мадонна дела седиа», сколько ласки во взгляде «Мадонны Конестабиле»! Все они очень разные, писал их Рафаэль с самых обыкновенных, земных женщин-матерей, и вместе с тем какие-то общие черты их объединяют. Может быть, работая, Рафаэль вспомнил свое детство и фреску, украшающую стену родного дома… Рафаэль рано лишился матери, смутно помнил ее черты. Звали ее Маджиа Чеарла. Она была необыкновенно красива. На одной из стен дома, где родился Рафаэль, была фреска работы его отца – Джованни Санти. На фреске изображена молодая женщина, сидящая с книгой у рабочего столика, а на коленях у нее маленький ребенок. Рафаэль в детстве часто смотрел на эту фреску; тоска человека, не знавшего материнской ласки, чувствуется и в его мадоннах. Рафаэль понял, что живопись состоит не только
в изображении обнаженного тела, что у нее более широкое поле деятельности. Главное для художника-мастера – умение добиться в портретах такого сходства, чтобы люди казались живыми и ясно было, для кого они написаны.
Образ мадонны был одним из самых любимых в творчестве Рафаэля. Он создал несколько всемирно известных картин, в которых Богоматерь предстает как богиня добра и красоты. Его мадонна то величественно царит в больших алтарных композициях, то, как обычная женщина, любуется первыми шагами своего сына («Мадонна в зелени»). Рафаэль настойчиво искал путь воплощения идеального образа Богоматери, и он достиг этого идеала в прославленной
«Сикстинской мадонне». Картина написана по заказу Римского Папы Юлия II. Босая, но царственная и величественная, она идет по облакам с младенцем на руках. На нее с благоговением смотрят снявший папскую тиару Сикст и святая Варвара. Два ангелочка устремляют вверх мечтательный взор. Юная мадонна спокойна и величественна, но в ее взоре, в жесте, с которым она прижимает к себе сына, чувствуется какая-то тревога и обеспокоенность. Она словно предвидит крестный путь сына, свои страдания и страдания всего рода людского. Рафаэль раздвинул над изображением тяжелый занавес, напоминая, что это не реальность, а мечта о лучшем мире, о совершенстве, к которому человек должен стремиться. «Сикстинская мадонна» - это вершина творчества Рафаэля. Всяческие легенды сочинялись о Рафаэле. Рассказывали, что художник увидел свою «Сикстинскую мадонну» во …сне! И написал сразу, без всякой подготовки. Но это – легенда. На самом деле Рафаэль долго работал над картиной, делал множество подготовительных эскизов, набросков. Для мадонны ему позировали гордые красавицы из знатных семей, но Рафаэль был не доволен.
Сила воздействия картины огромна. Со всей Италии стекаются простые люди к «Сикстинской мадонне». Чтобы насладиться необыкновенным мастерством Рафаэля, приезжают сюда художники, скульпторы, поэты… «Какую душу надлежало иметь, чтобы произвести подобное!» - писал о «Сикстинской мадонне» Жуковский.
Основная часть
Роман М.Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» о материнском долге
(материал второго проекта – сочинение-рассуждение)
Свою героиню Мария Глушко тоже называет мадонной и неслучайно. Немного об авторе романа. Среди знаменитых и прославленных писателей многим читателям окажется незнакомым имя Марии Глушко. Писательница живет в Симферополе, и книги ее нечасто печатаются в Москве. Ее заметили в кино. По повести «Елена Николаевна» был снят фильм «Каждый вечер после работы», а по роману «Год активного солнца» одноименный фильм в двух сериях.
«Роман «Мадонна с пайковым хлебом», очевидно, тоже имеет шансы превратиться в телесериал, и будут люди из вечера в вечер следить за судьбой Нины Нечаевой, совсем юной матери, бредущей по дорогам войны с младенцем на руках», - предположила критик Ирина Стрелкова. Какая удивительная и какая обыкновенная для тех давних лет история! Сколько раз могли погибнуть маленькая мадонна и ее вечно голодный младенец! Но ведь не погибли, остались жить, спаслись людской добротой и отзывчивостью, навсегда запомнив, что свои могут поступать как чужие, кому ты в тягость, а чужие – принять как свою, поделиться последним, что у них есть. Девушку приютила в Саратове на окраине, в Глебучевом Овраге работница с шарикоподшипникового завода Евгения Ивановна. И Нине, дочери генерала, дано было узнать, как по-разному жили люди в нашей стране. Нинино детство прошло как раз в Саратове, но не на окраине, а в центре, в благополучном доме, где всегда было тепло и сытно. Но другие-то жили совсем не так, а Нина и не догадывалась. Многое из того, что Нине достается увидеть и пережить в военную пору, заставляет ее снова возвращаться к тому, что происходило на ее глазах до войны. Читая роман «Мадонна с пайковым хлебом», люди старшего поколения будут припоминать многое из своего жизненного опыта, размышлять и сравнивать. А для молодых роман станет учебником жизни, а поступки, возможно, более обдуманными.
В романе Евгения Ивановна незаметно перерастает в центральную фигуру, она остается в памяти после прочтения, становится главнее всех других героев. Ее житейская мудрость, умение пригреть и нищенку Ипполитовну, и совершенно незнакомую молодую девушку с грудным ребенком на руках характеризуют ее как женщину человечную, терпеливую, сильную духом. И ведь не ангел доброты – нет! Нина с первых дней жизни в одном доме с Евгенией Ивановной поняла: «Какая разница, что говорит эта женщина? Важно, что она делает!..» Роман Марии Глушко автобиографичен, а значит, у Евгении Ивановны есть прототип. А сколько еще таких было? Их мало, но они есть и в наше время. Евгения Ивановна в произведении олицетворяет образ русской женщины, которая «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет…» Нина, по сравнению с Евгенией Ивановной, кажется такой слабой и беспомощной, но, к счастью, и ее не сломили адские и неимоверные испытания. Она упорно и всеми силами, какие есть, совершает свой материнский долг – спасает жизнь сына. Она поистине святая Богоматерь!..
Роль художественной детали в произведении
(материал третьего проекта – исследование текста)
Анализируя произведение, обнаружили значимые художественные детали. В композиции художественного произведения важная роль принадлежит размещению «деталей». Деталь (франц. detail — подробность, деталь) — это художественная подробность. По композиционной роли детали делятся на два основных вида: указывающие на движение, изменение, преобразование картины, обстановки, характера, и детали, изображающие, рисующие картину, обстановку, характер в данный момент. Детали первого вида можно условно назвать повествовательными, второго — описательными. Свойство счастливо найденной детали состоит в том, что она способна возбудить это результативное ощущение сразу, как бы минуя всю последовательно-логическую цепь представлений и образов, заставляя читателя подсознательно, с быстротой молнии прочувствовать все промежуточные ступени познания предмета».
Выразительная, «счастливо найденная» деталь — свидетельство мастерства писателя, а умение замечать и ценить детали — свидетельство культуры филологической грамотности читателя. Возможно, преувеличивая роль детали, но в то же время справедливо обращая внимание на ее большое смысловое и эстетическое значение, В. Набоков писал: «Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими».
Будучи связанными с изображением различных сторон действительности и выражением различного отношения автора к изображаемой действительности, детали в тематическом и эмоционально-экспрессивном отношении могут быть бесконечно разнообразны. Повествовательные детали, как правило, не единичны, они появляются (конечно, в измененном виде) в разных эпизодах повествования, подчеркивая развитие сюжета.
Описательные детали в портрете Нечаевой Нины Васильевны подчеркивают обыкновенность простой девушки.
«…себя она считала бесцветной – маленькая, белобрысая, даже ресницы у нее белые, а про нос мачеха говорила: «У нашей Нины нос - семерым рос, а одной ей достался». …Все хвалили ее волосы, но это оттого, что ничего другого похвалить нельзя».
Обычная девушка, студентка МАИ, дочь служащего генерала. По характеру стойкая, выносливая, терпеливая натура, с чувством собственного достоинства… Достаточно вспомнить эпизод из романа, когда вместе с Ниной в одном вагоне ехали учительницы, которые ели сало. Нине так хотелось положить в рот хоть кусочек и «помямлить», чтобы утолить жажду. К
сожалению, сало ей никто не предложил, а сама она никогда в жизни не попросила бы, вот такой имела упрямый, но сильный характер.
«Она вообще быстро привыкала к людям и ненавидела разлуку, которая с самого детства стала спутницей ее жизни…».
Поскольку она жила в семье военных, они часто переезжали. За десять лет учебы она сменила семь школ. Нина быстро привыкала к товарищам, к подругам и тяжело переживала расставание с ними. В памяти всплывает момент, когда тяжелой стала разлука Нины с Львом Михайловичем. Она настолько привыкла к этому человеку, что даже предлагала ему поселиться у родни вместе с ней, а ведь он по существу был ей совсем «чужим».
Повествовательные детали её биографии свидетельствуют о жизненных испытаниях, начавшихся с раннего детства. «Мамы не стало, когда Нина училась в третьем классе. Отец ездил хоронить, а от детей долго скрывали, пока были силы молчать… Нина долго не могла смириться со смертью матери, в душе не верила…Все вечерами ждала: откроется дверь, войдет мама и опять тряхнет головой в коротких кудряшках, возьмет гитару и запоет… И снова станет в доме шумно, нестрашно и тишина забьется в углы…»
Возможно, если бы мать Нины не умерла, ей бы было сейчас намного легче. По крайней мере, она была бы не одна. С другой стороны, это ее жизнь, и она должна справляться со своими трудностями сама. Как ни крути, в ее ситуации рядом должен быть помощник, взрослый человек. Может быть, именно поэтому в произведение автор вводит Евгению Ивановну. Эта женщина заменила Нине мать. Она будто послана Нине богом за все страдания.
Композиция романа,
отражающая жизненные испытания
Нины Нечаевой
Часть первая
В поезде… (Долгие дни, утомительные ночи. Знакомство и разлука с
Львом Михайловичем. Его мудрые слова стали девизом жизни:
«Есть предел, ниже которого падать нельзя».
Проживание у Ваниных.
«… Нина пыталась переломить себя, заставить проникнуться
благодарностью к этим людям».
Роды (высадка в Аксае; рождение сына; помощь добрых и отзывчивых людей). «Жизнь – это борьба и обязательная победа».
Часть вторая
Приезд в Саратов. Обуза для родных мужа (художественная деталь:
похороны матери Виктора - недобрый знак Нины и сплошное разочарование; свои стали чужими:
«…к нам?.. Почему – к нам?.. Надо было сперва списаться… Ведь нам
уже поселили…»
Случайная встреча с Евгенией Ивановной (добрая женщина наконец-то
приютила скитальцев).
Часть третья
Трудный период (отъезд Евгении Ивановны; пребывание в больнице ради жизни ребенка, материнский долг).
Возвращение мужа. «…он казался таким далеким».
Обратно в Москву (тяжелое расставание с Евгенией Ивановной; воспоминания о добрых людях, которые помогли выжить.
«Так уж устроена эта жизнь, что в ней помнишь прошлое, живешь настоящим, но не дано знать будущего…»
«Таких, как Нина, на Земле великое множество, и придет время – люди воздадут им должное…»
Внутренний монолог как средство раскрытия душевного состояния
Большую роль в произведении играют внутренние монологи, произнесённые героями. Нина постоянно думает, вспоминает, предвосхищает события, мечтает. Мы, читатели, сочувствуем героине, пытаемся её понять, поддержать. В её размышлениях частенько рождаются мудрые мысли, похожие на афоризмы. Например, Нина приходит к выводу: «Счастье ничему не учит, учат только страдания…» Навсегда юная мать запомнит этот горький урок -из собственной жизни. Навсегда запомнит и испытания, выпавшие на нее, еще молодую, неопытную, но уже сильную и выносливую. «Ах, если бы не эта проклятая война!..» Ее память еще долго не покинут те мучительные дни, когда хотелось быть всего лишь сытой и в тепле.
Часто перед читателем внутренние монологи Нины, которые помогают ей в трудные минуты жизни, иногда согревают теплом воспоминаний, иногда дают силы жить дальше.
Вспомним, приехав в Саратов, она утешает себя тем, что скоро закончатся ее скитания:
«Ведь здесь живут родные мужа, они не должны мне отказать, у меня на руках их родной внук, и к тому же мне больше некуда идти...».
Но оказалось все совсем не так, как мечталось Нине: родные не приютили ее с малышом. Она собирает пеленки младенца в мешок (это все, что осталось у нее после потери чемоданов) и идет куда глаза глядят совсем одна со своими мыслями и страданиями… Бедняжка стучится во все дома в надежде на то, чтобы хоть некоторое время перекантоваться с малышом у жильцов, но ни у кого нет места, а некоторые и вовсе побаиваются пускать в дом незнакомую странную девушку, бредущую по дорогам войны с младенцем на руках.
«Что же делать? Ведь должно же где-нибудь найтись место и для нас. Не может быть, чтобы человеку в жизни не нашлось места!..»
Утомленная, уставшая, она уже не надеется ни на что. Ее тоненькие истощенные ручки из последних сил пытаются держать закутанного в одеяло малыша, с каждой минутой он кажется ей все тяжелее. Но, как богом посланная, появляется Евгения Ивановна и ведет Нину, изнеможенную и обессиленную, к себе домой. Здесь она узнаёт картину – «Мадонну с цветком» Леонардо да Винчи и вспоминает слова отца: «Знаешь, она чем – то похожа на
тебя, вернее, ты на неё…» «Ее охватило покоем, тепло и сладко отдыхала душа, из черного репродуктора сочилась тихая музыка, и такими надежными
казались эти ветхие стены, что она повторяла про себя: «Как хорошо… как хорошо…»
Некоторые эпизоды романа так врезались в память навсегда. Снова описательные подробности и художественные детали в повествовании заставляют пережить вместе с Ниной Нечаевой её испытания.
(Индивидуальные задания на основе самостоятельного выбора учащихся)
Эпизод 1. На рынке…
Комбинация – «деталь-предмет», раскрывает душевное состояние героини. Она является значимой вещью для Нины, так как была подарена отцом от всей души.
«Маленький толкучий рынок оказался, как объясняла Фрося, сразу за станцией; по истоптанному черному снегу слонялись люди, желающие
продать у кого что было: валенки, платки, стеганые телогрейки, зажигалки, старые фланелевые костюмы… На укрытых клеенками табуретках, выстроенных в один ряд, дымилась вареная картошка, горкой возвышалась в мисках квашеная капуста, пупырчатые огурцы, россыпью лежали розовые
головки лука… Здесь, в «съестном» ряду, где пахло укропом и смородинным листом, дешевле десяти рублей ничего не продавалось: горка картошки – десятка, стакан пшена – десятка, коробка спичек – десятка… На импровизированном прилавке – доска на двух больших камнях – укутанные в тяжелые шали старухи торговали подсолнечными и тыквенными семечками…»
Выставив на продажу самое ценное из вещей, что у нее осталось – комбинацию, она уже ни о чем не жалела и не переживала. Эта комбинация – подарок отца, она, действительно, выглядела богато: «плотный шелк цвета чайной розы, а по подолу и на груди – широкие блестящие кружева». К тому же отец купил Нине эту комбинацию за кольцо покойной матери. Но в данный момент решался вопрос жизни и смерти. Если бы она не продала комбинацию, то оставила бы и себя, и ребенка голодными. Поэтому она совершает очередной героический поступок ради спасения сына. К счастью, у нее купили эту роскошную вещь, расшитую дорогую комбинацию. Купила женщина, которая Нине была не знакома, но так близка. Женщина, которая еще под сердцем носила своего ребеночка, которая знала и ощущала все то, что совсем недавно испытывала Нина. Именно поэтому Нине стало чуть-чуть отрадно, что она не единственная, которая преодолела в столь нелегкое время неимоверные муки и страдания.
«… они дружелюбно смотрели друг на друга – две матери, как два близких человека, знающих друг о друге то, чего никто не знает…
… она и завидовала, и радовалась за эту женщину, и жалела ее – ей предстоят страдания, и никто, даже самый близкий, любящий человек, не снимет и части этих страданий, в своих муках она будет одинока…»
Эпизод 2. У родных мужа…
Описательная деталь – похороны, в произведении неслучайна. Она указывает на недобрый знак, плохую примету по приезду Нины.
«Во дворе начинались похороны. У крыльца с короткими перильцами на двух табуретках стоял красный гроб с прислоненными двумя тощими венками в бумажных цветках, толпились мужчины и женщины, пятясь разворачивался грузовик с откинутыми бортами, высокий седоватый мужчина плакал и мял в ладонях барашковую шапку, две женщины в черных платках держали его под руки.»
Судьба словно нарочно подбрасывает всякий раз Нине препятствия. Отец мужа, глава семейства, был возмущен, растерян, в недоумении: «К нам?.. Почему – к нам? Надо было сперва списаться… Предупредить…». После этого разговора Нина поняла, она со своим ребенком в этом доме обуза. Ее подсознание навсегда перечеркнуло уважение к этим людям. Навсегда «свои» -
стали для нее «чужими»!.. Она мечтала поселиться у кого-нибудь, лишь бы поскорей уйти из этого дома подальше от «родственников», которым она в тягость. В один момент, отправляясь в поисках жилья, Нина была уверена, что больше она не вернется сюда. Имея чувство собственного достоинства, она
специально не возвращалась. Мерзла на улице, держа из последних сил малыша, она не наделась уже ни на что, и, закрывая глаза от усталости и голода, улетала в никуда…
Глаголы, передающие трагическое состояние, являются малозаметной деталью, но значимой. По-другому такую деталь называют «деталью- действием».
«… ее клонило в сон, и временами сознание как бы выключалось, она падала куда-то, вздрогнув, просыпалась и опять на мгновенье забывалась…».
Эпизод 3. У Евгении Ивановны…
Описывая окружающую обстановку, в данный момент детали интерьера, чувствуется душевное успокоение героини. Такая художественная деталь называется описательной.
«…оглядываясь, Нина увидела все: вешалку у дверей, старый весь в дырочках от шашеля буфет на трех ножках, вместо четвертой – кирпич, кровать с подзором и тремя пухлыми, сложенными пирамидой подушками, картинка в углу, пришпиленная кнопками, - темная от копоти и засиженная мухами литография, где-то Нина видела эту мадонну с младенцем, только не могла вспомнить где. Ее охватывало покоем, тепло и сладко отдыхала душа, из черного репродуктора сочилась тихая музыка, и такими надежными казались эти ветхие стены, что она повторяла про себя: «Как хорошо… Как хорошо…»
От большой усталости Нина заснула у Евгении Ивановны, сама не понимая, где находится. Она чувствовала, ее отсюда не прогонят. Ей было настолько комфортно и уютно здесь, что она углубилась в мир снов и лишь изредка просыпалась, чтобы попить воды. После того, как Нина пришла в себя, набралась сил, она как следует познакомилась с хозяйкой дома, а в дальнейшем осталась со своим малышом насовсем. Нина была счастлива, что наконец-то нашлось местечко в этом жестоком и яростном мире для нее и для ее сына. Она была очень благодарна этой женщине за то, что та приютила их. С этого момента Нина поняла: «Какая разница, что говорит эта женщина?.. Важно, что она делает!..» Ей было неважно насколько ветхий этот домишко, и, что он расположен в Глебучевом Овраге, главное, она знала, что ей будут здесь всегда рады, и ее здесь всегда ждут. Наконец-то сжалилась над Ниной судьба, пристроив ее в руки доброй и отзывчивой женщине.
«Евгения Ивановна работала на заводе «Шарикоподшипник», где до войны работал и ее муж. Сейчас это был военный завод, там точили корпуса снарядов, и Евгения Ивановна перекрестила завод, называла его «наш неподшипник». Сперва, она ради рабочей карточки встала к станку, но долго не выдержала, болели и распухли застуженные от холода в молодости ноги, и
ее, как жену кадрового рабочего, перевели в вахтеры. Работала теперь, как сама говорила, «в тепле да сухости, и посидеть можно», а главное, там иногда выдавали талоны то на мыло, то на ситец, и каждый день продавали
коммерческие обеды. Обеды эти были, конечно, скудные: суп на комбижире и
ложка каши на второе, кашу Евгения Ивановна съедала на работе, чтобы сэкономить хлеб, а суп копила в судке – за сутки полагались ей две порции, - приносила домой» Именно Евгения Ивановна поможет Нине снова встать на ноги, освоиться. Адаптироваться после всех этих сумасшедших скитаний.
Эпизод 4. Встреча с мужем…
В данном эпизоде можно заметить описательную деталь, малозаметную, которую можно проследить в следующей цитате. С ее помощью можно представить всю происходящую картину.
«…скрипя ступенями, тяжело поднимался какой-то военный, сверху ей были видны только донышко фуражки и погоны на гимнастерке. В КЭЧ все военные носили погоны – их ввели еще зимой, - но что-то знакомое было в развороте его плеч – правое чуть вперед, - и у Нины по-сумасшедшему заколотилось сердце, она остановилась. Военный поднял голову, и на неё снизу взглянули глаза, такие родные, в знакомом прищуре, что онагимностерке.ько донышко фуражки ипогоны на военный, сверху ей бановна съедала на работе, чтобы сэкономить хлеб, а суп копила в рванулась вперед, прокатилась на каблучках и чуть не упала. Он развел руки, чтобы поймать её, но она ухватилась за перила, удержалась, и они встретились на середине лестницы».
Нину переполняло счастье, она до сих пор не могла понять, что он здесь, он рядом… но прошло уже достаточно много времени, целых два года. Он казался ей каким-то чужим, она настолько отвыкла, что даже боялась прикоснуться или как-то не так взглянуть на него. Сколько пережила она одна, без его помощи…
«…ему очень шла военная форма, он возмужал, раздался в плечах, и так горячи были его продолговатые, как сливы, глаза, и весь он был так красив сейчас, что у нее щемило сердце…ей нравилось, как четко, чуть рисуясь перед ней, вскидывал он руку, изящным и мягким рывком подносил ладонь к фуражке,
чуть отведя в бок локоть, и так же мягко опускал руку. И то, что от него пахло табаком и одеколоном, тоже нравилось…».
Сколько людей разных она встретила? Сколько ошибок совершила? Сколько трудностей преодолела? И все одна, с ребенком на руках, своим упорством и трудом, силой воли… «того, что пережито за два года, могло бы хватить на целую жизнь…». Теперь, когда он ненадолго покидал ее, она не боялась остаться одной, бессильной и беспомощной. За последние два года Нину многому научила жизнь. Она стала взрослее и слала лучше разбираться в людях, где чужие, а где свои…
Заключение
Долгие годы войны сблизили двух матерей, они стали ближе родственников, поэтому Евгения Ивановна старалась отдать все самое лучшее Нине, когда та уезжала. Часто вместе рассматривали картину с мадонной, не раз говорила тетя Женя: «Вот и ты тоже, как она, с младенцем сидишь, вот бы и тебя нарисовал кто… Только за место цветка хлеб пайковый держишь…» После отъезда нежели это все будет в прошлом. Для обеих минута расставания стала тяжелее самой войны. Нине были тягостны уговоры тети Жени не уезжать, они травили душу, потому что была в них своя правда, вот почему под конец вспомнились все, кто помогал и кому она была благодарна. «Они были сейчас с ней здесь, эти люди, - все вместе и каждый в отдельности – они помогали ей прийти в сегодняшний день», но больше всего она была благодарна тете Жене. «Она вдруг заплакала, вырвались слезы, просившиеся весь сегодняшний день». Это были слезы благодарности и сожаления.
Перелистывая страницу за страницей, мы видим, как обогащается Нина Нечаева материнскими чувствами с помощью прекрасных и добрых людей.
Мария Глушко создала прекрасный гимн Матери, гимн, который будет существовать, пока существует жизнь.
Роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» произвел на меня незабываемые впечатления. Читая роман, переживаешь вместе с главной героиней, порой щемит сердце, когда она страдала, преодолевала эти жестокие испытания, так хотелось ей чем-то помочь, но увы… Она казалась маленьким, беззащитным существом в «этом прекрасном и яростном мире», которое стремится жить, потому что есть ради кого. И даже в моменты, когда ее жизнь висела на волоске, она, собираясь с силами, будто упавшая, поднималась и шла только вперед. Женщины совершают до сих пор подвиги во имя жизни на Земле, спасая и воспитывая детей. Рождение ребенка - главный подвиг женщины.
Итог урока. Рефлексия.
Произведение Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» настолько глубоко западает в душу, что у Кати Решетовой (ученицы 11 класса) родились следующие строчки:
Лишний раз не надо многословить
О мадонне всуе говоря,
Только с каждым я могу поспорить:
Она со мной, а у Мадонны – я.
Ты солнца луч в моей душе.
Дорога к будущему счастью.
С тобой мне вереница дней
Не станет чередой ненастий.
Ты, словно капелька росы,
Мне жажду утолишь мгновенно,
Судьбу положишь на весы,
Подскажешь путь прямой и верный.
Ты как пылающий огонь.
Добром твое искрится сердце.
И мне, бегущей от погонь,
Ты в нем всегда откроешь дверцу.
Ты, словно летопись миров,
Хранишь в себе отсчет событий,
Любви и горя, бед и снов,
Терпенья красоты открытий.
О Мадонне, говоря стихами,
Образ мамы был передо мной.
Строгой, терпеливой и уставшей,
Доброй, милой и такой родной.
рискуя своим здоровьем. Именно она является самым близким и
родным человеком на земле.
заслуживает…
плохого, потому что только она любит вас больше, чем кто-либо.
Список литературы
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Издательство «Дрофа»,
Москва 2000г.
Глушко Мария «Мадонна с пайковым хлебом». Роман-газета,
издательство «Таврия», 1988г.
3. Стрелкова Ирина. Статья «Свои и чужие», 1990г.
4. Словарь античности. Издательство «Прогресс», Москва 1989г.
5. Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская
энциклопедия».
6. Словарь русского языка Ожегова С.И. Издательство «Русский язык»,
1973г.
7. Энциклопедия «Росмен». Москва, 2007г.