5
Урок о поэтах-футуристах в 11 классе
Тема: футуризм как литературное направление. Русские футуристы.
Цель: проверить и продолжать развивать умения слушать, запоминать, выделять главное в изучаемом материале; ознакомить с творчеством поэтов-футуристов; совершенствовать навыки идейно-художественного анализа; воспитывать чувство патриотизма, интерес к творчеству футуристов и к живописи художников этого направления.
Проверка домашнего задания: общее и различия в творчестве Блока и Белого. Демонстрация и объяснение содержания коллажей на тему «Патриотическая лирика Блока».
Объявление новой темы. Актуализация опорных знаний: назвать направления авангардистских течений в литературе начала 20-го столетия и поэтов, представлявших эти направления.
Вступительное слово учителя.
Поэты – представители нового направления «футуризм» - не менее символистов любили свою Родину, желали ей возрождения. Это желание было огромным, и в то же время они, как и Блок, разделили с нею голод и холод, но не эмигрировали, а только приветствовали рождение в огне и муках нового государства.
Чтение отрывка из поэмы Маяковского «Хорошо!»
Знакомство со 2-м слайдом презентации. Ответить на вопрос:
- Каковы социальные причины появления нового направления в литературе Серебряного века?
Записать названия групп футуристов. Объяснение названий.
Ознакомление с главными элементами нового искусства и заданиями:
3-й слайд
Работа по теме с презентацией. Краткое знакомство с жизнеописанием поэтов-футуристов, чтение и анализ их стихотворений. Задача анализа: выделить элементы нового искусства.
4-й слайд - В. В. Маяковский
5-й слайд – коллажи к стихотворению «А вы могли бы?»
- Как изображены в работах учеников развёрнутые метафоры, ассоциации?
Вывод: метафорические ассоциации – это показатель неординарного, оригинального мышления поэта, его образованности и высокого интеллекта.
6-8 слайды – стихотворение «Послушайте!»
Прослушивание одного из музыкальных произведений Чюрлёниса и краткое описание впечатлений от его картин.
Справка о художнике: Чюрлёнис – литовский художник-символист, изображал иррациональный мир. Талантливый композитор, показывал сотворение нового мира, и это роднит его с футуристами. Создатель «музыкальной живописи», в Сонатах показал фантастический образ Вселенной, создав единый цикл «Сотворение мира».
Коллективное обсуждение и запись художественных особенностей стихотворения: кольцевая композиция, риторические вопросы, оксюморон (плевочки – жемчужина), ассоциации (жилистая рука Бога, беззвёздная мука).
9-11слайды – стихотворение «Лиличка».
Выступление ученика с индивидуальным заданием: историческая справка о Лиле Брик.
Художественные особенности: нежные определения любимой – дорогая, хорошая, любимое имя; метафора – слов сухие листья; ассоциации – символы любви: солнце, нож, море.
12-й слайд - В. Хлебников
13-й слайд - стихотворение «Заклятие смехом»
Художественные особенности: неологизмы с корнем «смех» напоминают языческие заклинания.
14-й слайд – стихотворение «Когда умирают кони»
Художественные особенности: параллелизмы.
Вывод:
- Почему в обоих стихотворениях Хлебникова слова «смех» и «смерть» - близкие понятия, наполненные оптимизмом (смеяться – петь песни)?
Конец одного – это начало чего-то нового. Жизнь Вселенной, как и жизнь её частички – человека – это цепочка рождений и смертей с их переходом друг в друга, поэтому жить надо со смехом и с песнями, даже в минуту смерти. Не случайно к содержанию этих стихотворений подобрана картина Чюрлёниса «Сказка королей».
15-й слайд – Каменский. Чтение статьи о нём и демонстрация его книги «Танго с коровами»
16-й слайд – стихотворение «Русский звенидень»
17-18-й слайды – стихотворение «Чурлю-журль»
Художественные особенности: светлые, радостные эпитеты, в том числе и цветовые; восклицательные предложения и повторы – это элементы заклинания; ассоциации (жизнь – волна, лучи – копья, ручеёк – своевольный мальчишка); неологизмы (солнится, корнистая, лесинка, цветинка, зовно); тавтология (лесная лесинка, зовно зовёт); междометие (чурлю-журль).
Вывод: найденные художественные особенности говорят о связи стихотворения с фольклором.
19-й слайд – Б. Пастернак
20-й слайд – стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать»
Художественные особенности: развёрнутые ассоциативные метафоры, архаизмы, звукопись, гипербола.
21-й слайд И. Северянин
I. Стихотворения, выражающие поэтическое кредо автора
- Выпишите афоризмы и выражения его самохарактеристики. Составьте своё мнение о Северянине, как о человеке.
22-й слайд – стихотворение «Мои стихи – туманный сон»
23-й слайд – стихотворение «Эпилог»
24-й слайд – стихотворение «Весенний день»
25-й слайд – стихотворение «Игорь Северянин»
Звучит музыка Чюрлёниса.
Выводы: в стихотворениях чувство ликования и любви к жизни, лёгкое, ироничное отношение ко всему происходящему. Следующие фразы из стихотворений показывают, что перед читателем человек открытый, с благодарность принимающий от жизни и хорошее, и плохое, он добр и незлобив, радуется каждому прожитому дню:
Среди друзей я зрил Иуду,
Но не его отверг, а месть.
Как друга, целовать врага…
Виновных нет: все люди правы…
Я всех чужих зову на ты.
Душа его простая, как день весны.
Иронизирующее дитя.
Благословляя мир, проклятье войнам шлёт.
I I. Книга «Ананасы в шампанском»
26-27 слайды – стихотворение «Ананасы в шампанском»
Вывод: это пародия на современный город, насмешка над новшествами начала 20 века.
Художественные особенности: ирония – основной приём, ею наполнены и неологизмы, и дважды повторяющееся слово «острый», означающее в данном стихотворении поиск толпой горожан острых ощущений, и антонимы «трагедия» – «грёзофарс».
28-й слайд – стихотворение «Оттого и люблю»
29-й слайд – стихотворение «Мадригал»
Вывод: чувство любви, по мнению автора, безусловное и бескорыстное, любовь дана свыше, без воли человека.
- Как поэт относится к девушкам? (с нежностью, сравнивает девушку с фиалкой, русалкой, принцессой, голубкой)
- В литературе есть понятие «Тургеневская девушка». А какая она, «Северянинская девушка»? (нежная, ласковая, таинственная, мечтательная, кроткая, милосердная, правдивая, добрая).
30-32 слайды – стихотворение «Лепестки оживают»
Вывод: здесь представлен образ «Северянинской девушки». Форма стихотворения – беседа с любимой. Здесь описано любимое время года поэта – весна, май, когда всё цветёт и радуется. Это в полной мере отражает его характер – восторженный, любящий, радующийся любому проявлению жизни.
Справка. Это стихотворение о Жене Гуцан. В период их встреч Северянину было всего 18 лет. Денег для содержания семьи у него не было, поэтому они расстались. У них была совместная дочь Тамара. Женя вынуждена была выйти замуж за состоятельного человека. Позже она уехала в Германию. Тамара – единственный ребёнок Северянина – стала профессиональной танцовщицей.
33-й слайд – стихотворение «Это было у моря»
- Это романтическое стихотворение. Найдите в нём романтические и символические образы, эпитеты.
I I I. Период эмиграции.
В 1918 году поэт выехал в Эстонию, но называл себя не эмигрантом, а дачником. Занимался переводами.
Задание: в прочитанных стихотворениях проследить, как меняется настроение поэта в эмиграции.
34-й слайд – стихотворение «Запевка»
35-й слайд – стихотворение «За Днепр обидно»
36-й слайд – стихотворение «Классические розы»
Вывод: стихотворения Северянина напоминают теперь патриотическую лирику символистов, поэт выстраивает символические ряды для дорогих его сердцу понятий:
Родина – храм, весна (любимое время года), невеста, мать, любовь, бессмертие. Розы – любовь, слава, весна, воспоминания, гроб.
Подведение итогов урока.
Поэты-футуристы всей жизнью, всем творчеством показали влюблённость в жизнь во всех её проявлениях, это светлые люди и талантливые поэты, а их «новшества» - дань переполнявшему их чувству восторга перед социальным обновлением русского общества.
Домашнее задание: написать полный идейно-художественный анализ одного из стихотворений, прозвучавших на уроке. Дополнительно: коллаж к творчеству одного из поэтов-футуристов.