Рабочая программа обучения на дому по литературе 8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 8 класс (далее литература) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов, составитель Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев.

Рабочая программа для …, ученика 8 класса, обучающегося на дому, составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.

Рабочая программа ориентирована на:

  • создание благоприятных условий учащемуся для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции, сохранения его здоровья;

  • создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося;

  • практическую подготовку учащегося с проблемами в развитии к самостоятельной жизни;

Индивидуальное обучение ребенка дна дому ведется с учетом данных о состоянии его здоровья, психических и физических возможностей, в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями.

Рабочая программа составлена на 2 часа в неделю, продолжительность урока - 0,5 часа. Программа рассчитана на 35 часов в год и ориентирована на учебник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (Т.Ф.Курдюмова и др.). – М.: Дрофа., 2014 года (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Редактор: Зотова Т. Ю.Издательство: Дрофа, 2014 г., 3-е издание, стереотипное).

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Задачи, которые решаются на уроках литературы в 8 классе:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Ученик должен знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретико-литературные понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);

  • Основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей и поэтов.

Ученик должен уметь:

  • Определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

  • Использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;

  • Определять авторскую позицию писателя;

  • Создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

  • Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • Пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;

  • Воспринимать и анализировать художественный текст;

  • Определять род и жанр литературного произведения;

  • Выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

  • Давать характеристику героев;

  • Находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

  • Выявлять авторское отношение к героям;

  • Выражать свое отношение к прочитанному;

  • Выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • Владеть различными видами пересказа;

  • Писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

  • Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • Использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.



Содержание учебного предмета

Введение. Литература и время (1 ч)

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. «Калоши счастья» Х. К. Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.

Х. К. Андерсен. «К а л о ш и с ч а с т ь я» как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Ф. И. Тютчев. «Ц и ц е р о н». Неразрывность связи судьбы человека со своим временем.

Т е о р и я. Литература и история. Эпиграф.


Фольклор (2 ч)

История в устном народном творчестве.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.

Т е о р и я. Исторические сюжеты в народном толковании.

Историческая народная песня.

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «П р а в е ж». Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

«П е т р а П е р в о г о у з н а ю т в ш в е д с к о м г о р о д е» и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Т е о р и я. Историческая народная песня.

Народная драма.

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы. «К а к ф р а н ц у з М о с к в у б р а л». Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Т е о р и я. Народная драма.


Литература эпохи Возрождения (2 ч)

М. де Сервантес Сааведра. «Д о н К и х о т» (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».

Т е о р и я. Рыцарский роман. «Вечный образ».


Древнерусская литература (6 ч)

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.

Т е о р и я. Древнерусская литература и ее жанры.

Летопись

«Н а ч а л ь н а я л е т о п и с ь», «П о в е с т ь в р е м е н н €ы х л е т». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XIXVII вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.

Т е о р и я. Летопись.


Жития святых

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«С к а з а н и е о ж и т и и А л е к с а н д р а Н е в с к о г о». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев. «П р е п о д о б н ы й С е р г е й Р а д о н е ж с к и й». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.

Т е о р и я. Житие. Художественные особенности жанра жития.


Литература эпохи Просвещения (2 ч)

Ж. Б. Мольер. «М е щ а н и н в о д в о р я н с т в е» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.

Т е о р и я. Классицизм. Комедия.


Литература XVIII века (6 ч)

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Д.И.Фонвизин. «Н е д о р о с ль ». Комедия в пяти действиях. Т е о р и я. Комедия


Литература XIX века (34 ч)

Постоянство интересов читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Т е о р и я. Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.

Былины и их герои в произведениях XIX века

А. К. Толстой. «И л ь я М у р о м е ц», «П р а в д а», «К у р г а н». Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Т е о р и я. Былина и баллада.

Г. Лонгфелло. «П е с н ь о Г а й а в а т е» (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

Т е о р и я. Песнь как жанр.

В. Скотт. «А й в е н г о» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.

Т е о р и я. Исторический роман.

И. А. Крылов. «В о л к н а п с а р н е». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.

Т е о р и я. Басня на историческую тему.

А. С. Пушкин. «П е с н ь о в е щ е м О л е г е». Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.

«П о л т а в а» (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы.

«Б о р и с Г о д у н о в»

«К а п и т а н с к а я д о ч к а». Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).

Т е о р и я. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.

М. Ю. Лермонтов. «П е с н я п р о ц а р я И в а н а В а с и л ь е в и ч а, м о л о д о г о о п р и ч н и к а и у д а л о г о к у п ц а К а л а ш н и к о в а». Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня ...» как лироэпическое произведение.

Т е о р и я. Историческая поэма.

Н. В. Гоголь. «Т а р а с Б у л ь б а». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Т е о р и я. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.

В. А. Жуковский. «В о с п о м и н а н и е», «П е с н я»; А. С. Пушкин. «В о с п о м и н а н и е», «С т а н с ы»; Д. В. Давыдов. «Б о р о д и н с к о е п о л е»; И. И. Козлов. «В е ч е р н и й з в о н»; Ф. И. Глинка. «М о с к в а»; А. Н. Апухтин. «С о л д а т с к а я п е с н я о С е в а с т о п о л е». Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.

А. Дюма. «Т р и м у ш к е т е р а» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.

Т е о р и я. Авантюрно исторический роман.

А. К. Толстой. «В а с и л и й Ш и б а н о в». Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«К н я з ь С е р е б р я н ы й». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Т е о р и я. Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.

Л. Н. Толстой. «П о с л е б а л а». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата. красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Т е о р и я. Контраст как прием композиции.


Литература XX века (17 ч)

Былины и их герои в произведениях XX века

И. А. Бунин. «Н а р а с п у т ь е», «С в я т о г о р», «С в я т о г о р и И л ь я»; К. Д. Бальмонт. «Ж и в а я в о д а»; Е. М. Винокуров. «Б о г а т ы р ь». Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.

Т е о р и я. Былины в лирике XX в.

Ю. Н. Тынянов. «В о с к о в а я п е р с о н а», «П о д п о р у ч и к К и ж е». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

Т е о р и я. Язык и стиль исторического повествования.

М. Алданов. «Ч е р т о в м о с т» (главы), «С в я т а я Е л е н а, м а л е н ь к и й о с т р о в». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Т е о р и я. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).

Б. Л. Васильев. «У т о л и м о я п е ч а л и...». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Т е о р и я. Исторический роман и его название.

Великая Отечественная война в литературе

Л. М. Леонов. «З о л о т а я к а р е т а». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.

Т е о р и я. Символика названия пьесы.

История на страницах поэзии XX века

И.А.Бунин «Н а р а с п у т ь е», «С в я т о г о р»; К.Д.Бальмонт «Ж и в а я в о д а»; Е.М.Винокуров . «Б о г а т ы р ь»; М. А. Кузмин. «Л е т н и й с а д»; М. И. Цветаева. «Д о м и к и с т а р о й М о с к в ы», «Г е н е р а л а м д в е н а д ц а т о г о г о д а»; Г. В. Иванов. «Е с т ь в л и т о г р а ф и я х с т а р и н н ы х м а с т е р о в...»; Д. Б. Кедрин. «З о д ч и е» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Т е о р и я. Роль темы прошлого в лирике XX в.

Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.



Тематическое планирование

Вводный урок. Литература и время.

Ханс Кристиан Андерсен. «Калоши счастья».

Дать более глубокое, чем раньше представление о литературе как одном из видов искусства, о ее месте в жизни общества и отдельного человека, знакомство с творчеством Х.К.Андерсена.

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником, чтение с элементами анализа.

0,5




ФОЛЬКЛОР (2 Ч)

2

1

Народная историческая песня. «Правеж», «Петра 1 узнают в шведском городе».

Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать свой родной край. Народные песни как жанр фольклора. Дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях.

Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащегося, анализ исторических песен.

0,5




3

2

Народный театр. «Как француз Москву брал».

Дать расширенное представление о народном театре.

Чтение и комментирование. Анализ.

0,5





ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 Ч)

4, 5

1, 2

Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой.

Показать мастерство воссоздания атмосферы эпохи. Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах

Чтение отрывков романа, запись в тетради, беседа, ответы на вопросы.

0,5





ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 Ч)

6

1

Жанр летописи. «Повесть временных лет»

Дать понятие о древнерусской литературе. Помочь учащимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной и современной литературы.

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы.

0,5




7

2

Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Углубить понятие о воинской повести. Раскрыть связь повести с народно-поэтическим творчеством.

Чтение и комментирование,

беседа

0,5




8, 9

3, 4

Житие. «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

Дать понятие о жанре жития. Раскрыть историческую основу «Сказания…».

Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

0,5




10

5

Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»

Дать понятие о жанре жития. Раскрыть историческую основу жития.

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

0,5




11

6

Внеклассное чтение. Литературная игра по теме «Древняя Русь»

Проверить знания учащихся по теме.

Самостоятельная работа

0,5





ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (2 Ч)

12, 13

1, 2

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы; характеризовать героя зарубежной литературы; выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение; формулировать вопросы по тексту произведения; давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание

0,5





ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (6 Ч)

14

1

XVIII век в истории России. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина

Сообщение учителя, беседа, комментированное чтение.

0,5




15

2

Речевая характеристика героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Характеризовать героев русской литературы XVIII в.

Выступление учащегося, рассказ учителя, выразительное чтение.

0,5




16

3

Драматургический конфликт и композиция пьесы. Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека.

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

0,5




17

4

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Урок-дискуссия на тему «Значение комедии для современников и следующих поколений»

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Аналитическая беседа, сжатый пересказ статей учебника, сообщение учащегося.

0,5




18

5

Подготовка к сочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Подготовиться к написанию сочинения дома на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Анализ, синтез, беседа.

0,5




19

6

Контрольный урок по теме «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века»

Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма.

Реализация индивидуального задания

0,5





ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (34 Ч)

20

1

Былины и их герои в поэзии XIX века. А.К. Толстой «Илья Муромец»

Показать историческое прошлое в литературе 19 века. Роль автора и его позиции в изображении времени минувшего. Раскрыть настоящее, прошедшее и будущее в их взаимной связи.

Выявляет характерные для былин темы, образы и приемы изображения человека.

0,5




21

2

Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

Показать интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.

Находит в тексте незнакомые слова и определяет их значение, формулирует вопросы по тексту.

0,5




22, 23

3, 4

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

Обсудить на уроке самостоятельно прочитанное произведение, познакомиться с биографией и творчеством писателя

Характеризует сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно – эмоциональное содержание

0,5




24

5

И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне» и ее историческая основа

Показать особенности отражения истории в баснях.

Воспринимает текст, читает выразительно, характеризует героев.

0,5




25

6

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Показать интерес к истории как одно из важнейших подтверждений широты взгляда на мир великого поэта.

Выразительно читает и анализирует поэтический текст; сопоставляет «Песнь…» с текстом летописи.

0,5




26

7

А.С. Пушкин «Полтава»

Определить место этого произведения в создании образа Петра I автором.

Находит в тексте незнакомые слова и определяет их значение, формулирует вопросы по тексту, выявляет особенности изображения Петра в поэме в сравнении с Карлом 12.

0,5




27

8

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

Показать роль и судьбу летописца Пимена в пьесе.

Дает общую характеристику персонажам, выделяет особенности сюжета, наблюдает за лексикой произведения.

0,5




28

9

Роман А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ глав I-II)

Расширить представление учеников о личности А.С.Пушкина как историка. Познакомить учащихся с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»

Чтение романа, анализирует эпиграфы к главам, выявляет жанровые особенности романа.

0,5




29

10

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Гринев и Швабрин (разбор глав III-V)

Обобщение, систематизация знаний по образу Петра Гринева. В ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачевым.

Сопоставляет образы романа, формирует личное отношение к ним, определяет проблематику произведения

0,5




30

11

Пугачев и народ в романе (разбор глав VI-VII)

Обобщение и систематизация материала, глубина и обаяние личности Пугачева.

Работает с иллюстрациями, реализует индивидуальные задания (пересказ)

0,5




31

12

Средства характеристики героев романа на примере глав VIII-XII

На примере повести «Капитанская дочка» рассмотреть героев, составить сравнительную характеристику мужских образов, женских, сделать выводы.

Сопоставляет образы романа, формирует личное отношение к ним, выявляет детали, характеризующие героев.

0,5




32

13

Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа. Анализ эпизода

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой; раскрыть смысл названия повести.

На основе анализа текста раскрывает смысл названия романа

0,5




33

14

Подведение итогов изучения романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению

Развитие связной речи учащихся, умение выразить свое отношение к предложенным темам сочинения.

Учится владеть монологической и диалогической формами речи.

0,5




34

15

Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Развитие связной речи учащихся, умение выразить свое отношение к предложенным темам сочинения.

Совершенствует умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

0,5




35, 36

16, 17

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.

Составляет сюжетно – композиционный план, работает со статьями учебника.

0,5




37

18

Н.В Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Проблемы национального самосознания, веры и гуманизма

Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана.

Подбирает и обобщает дополнительный материал, связанный с темой.

0,5




38

19

Система образов в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Выработка навыков определения характеров персонажей. Их развития в ходе повести.

Сопоставляет образы романа, формирует личное отношение к ним, выявляет детали, характеризующие героев.

0,5




39

20

Приемы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои

Показать пафос произведения, роль описания в повести.

Выразительно читает и анализирует текст, сопоставляет образы персонажей, формулирует свою оценку поступкам героев.

0,5




40

21

Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести.

Выработка навыков определения характеров персонажей. Их развития в ходе повести.

Пересказывает фрагменты повести, характеризует героев, их поступки.

0,5




41

22

Художественные особенности повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа в повести

Познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой. Дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.

Пересказывает фрагменты повести, характеризует героев, их поступки.

0,5




42

23

Развитие речи. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Развивать связную речь учащихся; уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения


Структурирует знания, оценивает достигнутый результат.

0,5




43, 44

24, 25

Мотивы былого в лирике поэтов XIX века

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Жуковского, Пушкина, Давыдова. Проследить, как отображается тема исторического прошлого в лирике этих поэтов.

Выразительно читает стихотворения, выявляет художественные образы

0,5




45

26

А.К. Толстой «Василий Шибанов»

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»; представить Василия Шибанова как лицо историческое и показать его значимость в истории и балладе

Характеризует сюжет произведения, его тематику, проблематику, выявляет признаки эпического, лирического родов в произведении.

0,5




46, 47

27, 28

А.К. Толстой «Князь серебряный»

Показать элементы реализма на страницах романтического повествования. Познакомить с образом жестокого и коварного властителя.

Подбирает и обобщает дополнительный материал, связанный с темой. Находит в тексте незнакомые слова и определяет их значение. Формулирует вопросы по тексту произведения

0,5




48

29

Вымысел или реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте

Показать мастерство воссоздания атмосферы эпохи. Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой.

Чтение отрывков романа, запись в тетради, беседа, ответы на вопросы.

0,5




49, 50

30, 31

Внеклассное чтение. А.Дюма «Три мушкетера»

Раскрыть причину популярности произведения. Дать общую характеристику произведения: сюжет, герои, яркость и убедительность позиции автора.

Беседа, выборочное чтение, чтение по ролям.

0,5




51

32

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя. История создания рассказа «После бала».

Выразительно читает и анализирует текст, сопоставляет образы персонажей, формулирует свою оценку поступкам героев.

0,5




52

33

«После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием в рассказе

Проследить, как Толстой употребляет в рассказе «После бала» прием контраста; выяснить, для чего он использует этот прием, какова его роль в произведении.

Характеризует сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно – эмоциональное содержание; составляет цитатный план рассказа.

0,5




53

34

Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее

Понять главную мысль рассказа: человек должен чувствовать свою личную ответственность за все, что совершается в жизни.

Подбирает и обобщает дополнительный материал, связанный с темой текста произведения, читает, анализирует произведение.

0,5





ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (17 Ч)

54, 55

1, 2

Былины и их герои в поэзии XX века

Познакомить обзорно с былинами и их героями, показать традиции фольклорных жанров в поэзии XX века, развивать навыки анализа поэтического текста

Выразительно читает произведения, сравнивает их с народными былинами, характеризует героев былин, учится владеть монологической и диалогической формами речи.

0,5




56

3

Ю.Н. Тынянов «Восковая персона»

Познакомить с необычностью воссоздания образа Петра. Раскрыть художественное своеобразие произведения.

Читает и анализирует текст, сопоставляет образы персонажей, формулирует свою оценку поступкам героев.

0,5




57

4

Внеклассное чтение. М. Алданов «Чертов мост»

Познакомить с творчеством Алданова. Тема героического прошлого России в произведениях Алданова.

Выборочное чтение, комментирование

0,5




58, 59

5, 6

Б.Л. Васильев «Утоли мои печали…»

Дать характеристику творчества Васильева. Познакомить с романом о судьбах властителей и простых людей на страницах истории.

Подбирает и обобщает дополнительный материал, связанный с темой текста произведения, читает, анализирует произведение.

0,5




60, 61

7, 8

Великая Отечественная война в лирике ХХ века

Познакомить со стихами о войне, поднимать эстетические, нравственные проблемы, воспитывать патриотизм, чувство долга, любовь к миру.

Выразительно читает и воспринимает поэтический текст, выявляет тему, идею произведений, формулирует собственное мнение и позицию.

0,5




62, 63

9, 10

Л.М. Леонов «Золотая карета»

Познакомить с творчеством писателя, с судьбами героев.

Составляет небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах

0,5




64, 65

11, 12

Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века

Дать понятие о Серебряном веке русской литературы. Обзор поэзии 20 века. Показать разнообразие тематики поэзии, влияние истории страны на творчество поэтов.

Выразительно читает и воспринимает поэтический текст, выявляет СХИ, выявляет тему, идею произведений

0,5




66

13

Итоговый тест

Выявить пробелы в знаниях учащегося, наметить план по коррекции.

Самостоятельная работа

0,5




67-70

14-17

Повторение

Рефлексия


0,5