Рабочая программа по литературе в 11 классе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная школа.





Утверждена

Директор школы

________/Е.И.Коржов/

«___»___________2015 г.







































































Рассмотрена

на заседании МО

русского языка и литературы

Руководитель МО /А.М.Баранова/

«___»_______________2015 г.





















Рабочая программа по литературе

(базовый уровень)

Класс: 11-а

Количество часов: 102 часа

Ф.И.О. учителя: Богомолова Н.Н.









2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 11 «Б» класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и примерной Программы среднего (полного) общего образования по литературе на базовый уровне.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Выполнение рабочей программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса:

1) В.В.Агеносов. Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных заведений в двух частях. Москва, «Дрофа», 2008 год.

2) В.В.Агеносов. Русская литература XX века. Хрестоматия в двух частях. Москва, «Дрофа», 2008 год.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы:

- пояснительную записку;

-календарно-тематическое планирование;

- основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов;

-Учебно-методическое обеспечение программы.

- требования к уровню подготовки выпускников;

- список литературы.

Все содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Рабочая программа структурирована следующим образом:

  • Литература первой половины XX века

  • Литература второй половины XX века

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.



Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа отводит 105 часа для обязательного изучения учебного предмета "Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 3 учебных часа в неделю.

90 учебных часов рабочей программы соответствуют примерной Программе; предусмотренный резерв свободного учебного времени, который составляет 15 учебных часов (или 14%), использован учителем по своему усмотрению, а именно на изучение творчества других писателей, что не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.

При составлении планирования уроков предусмотрены часы на развитие письменной речи учащихся.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(102 часа)

Литература XX века (90 час)

Введение (1 час)

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века (70 час)

Обзор русской литературы первой половины

XX века (1 час)

Литературный процесс рубежа веков. Новаторство литературы начала ХХ века. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький (7 час)

Личность. Творчество. Судьба.

Рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш».

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

«Фома Гордеев» (обзор).

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Сочинение по творчеству М. Горького.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

(8 час)

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Обзор (1 час)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм (1 час)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,

К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

Творчество К. Д. Бальмонта.

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…», «Завет бытия», «Осенняя радость»).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

В. Я. Брюсов (1 час)

Жизненный и творческий путь.

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Хвала человеку», «В неоконченном здании», «Каменщик», «Родной язык», «Юному поэту».

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

Акмеизм (1 час)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев. Жизненный и творческий путь.

Стихотворения: «Капитаны», «Мои читатели», «Старый конквистадор», «Озеро Чад», «Дон Жуан», «Я вырван был из жизни тесной».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

О. Э. Мандельштам (1 час)

Жизненный и творческий путь.

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Стихотворения: «Дано мне тело – что мне делать с ним», «Мне стало страшно жизнь отжить», «Морожено! Солнце. Воздушный бисквит», «Золотистого мёда струя из бутылки текла…», «Декабрист», «Старый Крым», «Квартира тиха как бумага…», «Стихи о неизвестном солдате».

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

Футуризм (1 час)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

В. В. Хлебников. Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

И. Ф. Анненский (1 час)

Поэты, творившие вне литературных течений.

Смысл поэзии И.Ф.Анненского.

Стихотворения: «Мучительный сонет», «бронзовый поэт», «Тоска мимолётности», «Старые эстонки», «Петербург».


М. И. Цветаева (1 час)

Основные темы творчества. Своеобразие поэтического стиля.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…».

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Стихи о Москве», «Бабушке», «Я знаю правду! Все прежние правды прочь!», «Белое солнце и низкие, низкие тучи», «Маяковскому», «Нет, бил барабан перед смутным полком», «Стихи к сыну», «Сад», «Народ» (из «Стихов к Чехии»).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

А. А. Блок (4 час)

Личность и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».

Стихотворения: «Коршун», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

С. А. Есенин (3 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Сочинение по творчеству А.А.Блока и С. А. Есенина.

В. В. Маяковский (4 час)

Личность поэта.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

А. А. Ахматова (3 час)

Нелёгкая судьба поэта.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля».

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Лотова жена», «Ты знаешь. Я томлюсь в неволе», «Перед весной бывают дни такие», «Заплаканная осень. Как вдова», «Ива», «Приморский сонет».

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

А.Н.Толстой (3 часа)

Краткий очерк жизни и творчества.

«Пётр Первый». (обзорное изучение).

История создания романа. Панорама русской жизни в романе. Образ Петра Первого.


М. А. Шолохов (6 час)

Жизнь, творчество, судьба.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

Литература социалистического реализма (2 часа).

Социалистический реализм – направление в литературе советского периода. Обзор с чтением избранных стихотворений и страниц из крупных произведений (А.Фадеев «Разгром», В.Маяковский «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», Н.Островский «Как закалялась сталь», М.Шолохов «Поднятая целина»).

«Задержанная» литература (12 часов).

Е.И.Замятин (2 часа).

Жизнь и творчество (обзор). Роман-антиутопия «Мы». Жанровое своеобразие, сюжетные линии, система образов. Центральный конфликт романа, особенности его композиции. Судьба личности в тоталитарном государстве. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка романа.

А.П.Платонов (2 часа).

Жизнь и творчество (обзор).

«Котлован» - повесть-предупреждение. Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Пространство и время в повести. Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести.

М. А. Булгаков (6 +2часов)

Жизнь, творчество, личность.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

Литература русского зарубежья (2 часа).

Проза русского зарубежья.

И.С.Шмелёв «Богомолье», «Лето Господне», Б.К.Зайцев «Биографии Тургенева, Чехова» (обзор с чтением и разбором избранных страниц).

В.В.Набоков. Краткий очерк жизни и творчества. «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.


Б. Л. Пастернак (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…»

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.


А. Т. Твардовский (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «Я убит подо Ржевом», «К обидам горьким собственной персоны…».

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Поэма «По праву памяти».


Литература второй половины XX века (19 час)

Э. Хемингуэй (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

Обзор русской литературы второй половины

XX века (1 час)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).


Тема Великой Отечественной войны в поэзии (3 часа).

К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня», «Родина».

А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…».

М.В.Исаковский «Ой, туманы мои, растуманы…», «Враги сожгли родную хату…».

М.А.Светлов «Итальянец».

Я.В.Смеляков «Милые красавицы России», «Там, где звёзды светятся в тумане…».

О.Берггольц «Февральский дневник».

М.Дудин «Соловьи».

С.Орлов «Его зарыли в шар земной».

П.Коган «Нам лечь, где лечь…».

Д.Кедрин «Красота».

Д.Самойлов «Сороковые, роковые».

Б.Слуцкий «Лошади в океане», «Мои товарищи».


Проза Великой Отечественной войны (6+2 часа).


В.Некрасов. «В окопах Сталинграда».

Ю.Бондарев. «Горячий снег».

А.Бек. «Волоколамское шоссе».

К.Воробьёв «Убиты под Москвой».

В.Быков «Сотников», «Дожить до рассвета».

В.Кондратьев «Сашка».

В.Астафьев «Пастух и пастушка».

В.П.Распутин «Живи и помни».

Сочинение по произведениям о Великой отечественной войне.


Поэзия 60-90 годов (4 часа).

Б.Ахмадулина. «Невеста», «Я думала, что ты мой враг…», «Жилось мне весело и шибко…», «По улице который год…», «Свеча», «Сон», «Бог», «Заклинание», «Озноб», «Варфоломеевская ночь».

А.Вознесенский. «Пожар в архитектурном институте», «Прощание с Политехническим», «Лобная баллада», «Антимиры», «Тишины хочу…», «Сага», «Сон».

Е.Евтушенко. «Свадьбы», «Окно выходит в белые деревья», «Со мною вот что происходит…», «Граждане, послушайте меня…», «Идут белые снеги…», «Шестидесятники», «На смерть абхазского друга».

Е.Винокуров. «Балы», «Ребёнок», «Моя любимая стирала…», Заведующий поэзией», «Отрочество…», «Пророк», «Я согласен, что могут быть разные вкусы…», «Ложь», «Мы были молодыми».

Л.Мартынов. «Заметил – по городу ходит прохожий», «Первый снег», «Первооткрыватель», «Хочу я, чтоб никто не умирал», «Успокоился воздух…», «Люди», «Свобода».


Н.М.Рубцов (1 час).

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние», «я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Добрый Филя», «Звезда полей», «Тихая моя родина», «Неизвестный», «Я люблю судьбу свою».

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.



Авторская песня (2 часа).

В.Высоцкий, А.Галич.

Б.Окуджава.

Стихотворения: «Песенка об Арбате», «Полночный троллейбус», «Живописцы», «Союз друзей», «Мы за ценой не постоим», «Надежды маленький оркестрик…».

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.


И.А.Бродский (1 час).

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет («Как жаль, что тем, чем стала для меня…».

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.


Проза 60-90 годов (10 часов).


В. Т. Шаламов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

«Архипелаг ГУЛАГ» (в сокращении). Обзор.

В. М. Шукшин (1 час)

Рассказы: «Верую!», «Алёша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.


В. Белов (1 час)

Произведения: «Привычное дело», «Плотницкие рассказы».


Ф.Абрамов (1 час).


Произведения: «Деревянные кони», «Пелагея».


В.П.Астафьев (1 час)


Произведения: «Царь-рыба», «Последний поклон».


В. Г. Распутин (2 часа)

Повесть «Прощание с Матерой».

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

«Последний срок», «Пожар». Нравственные проблемы произведений.


А. В. Вампилов (1 час)

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.


Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.


Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.

Итого в XI классе 102 ч.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Содержание и форма.

  • Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Деталь. Символ.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



Учебно-методическое обеспечение программы:

                                                                           

1. Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной,

В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.

М. «Просвещение». 2006


Дополнительная литература


  1. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.

 11 класс. I, II полугодие.- М.: ВАКО, 2006

  1.  Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания  по русской  литературе

ека).  М. «Просвещение», 2002  

  1. Поэзия  серебряного века  М. «Дрофа», 1997                                                                                          

  2. Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995



Календарно-тематический план

Кол.

Час.

Дата проведения

Примечание

План

Факт


Введение (2ч)

1.

Русская литература XX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы.

1




2.

Литературный процесс рубежа веков. Новаторство литературы начала XX века.

1




Литература первой половины XX века

3.

И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»

1




4.

И.А.Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Сюжет, композиция, проблематика, смысл названия, символика. Система образов.

1




5.

И.А.Бунин. «Антоновские яблоки». Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе.

1




6.

Рассказы И.Бунина о любви. «Чистый понедельник», «Темные аллеи».

1




7.

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Повесть «Гранатовый браслет». Утверждение любви как высшей ценности.

1




8.

Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

1




9.

М.Горький. Личность. Творчество. Судьба. Романтические произведения Горького («Старуха Изергиль»). Ранние рассказы («Челкаш»).

1




10.

«Фома Гордеев». Обзор романа с чтением и разбором избранных глав.

1




11.

Горький – драматург.

Пьеса «На дне» - социально-философская драма. 1 действие.

1




12.

«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне». 2-3 действия.

1




13.

Вопрос о правде в драме Горького «На дне». 4 действие.

1




14.

Публицистика М.Горького. «Несвоевременные мысли» (обзор).

1




15

РР Подготовка к домашнему сочинению по пьесе М.Горького «На дне».

1




16

Поэзия Серебряного века (обзор с чтением и разбором избранных стихотворений).

1




17

Символизм. «Старшие символисты». Творчество К.Д.Бальмонта.

«Я мечтою ловил уходящие тени…», «Завет бытия», «Я в этот мир пришел…», «Безглагольность», «Осенняя радость».

1




18

Символизм. В.Я.Брюсов. Жизненный и творческий путь.

«Хвала человеку», «В неоконченном здании», «Каменщик», «Сонет к форме», «Юному поэту», «Родной язык».

1




19

Акмеизм. Жизненный и творческий путь Н.С.Гумилева. «Капитаны», «Озеро Чад», «Дон Жуан», «Мои читатели», «Старый конквистадор», «Я вырван был из жизни тесной».

1




20

Акмеизм. Жизненный и творческий путь О.Э Мандельштама. «Дано мне тело – что мне делать с ним…», «Мне стало страшно жизнь отжить…», «Морожено! Солнце. Воздушный бисквит», «Золотистого меда струя из бутылки текла…», «Петербургские строфы», «Декабрист», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Старый Крым», «Квартира тиха как бумага…», «Стихи о неизвестном солдате».

1




21

Футуризм. Жизнь и творчество В.Хлебникова.

«Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат», «Бобэоби пелись губы».

1




22

Поэты, творившие вне литературных течений. Смысл поэзии И.Ф.Анненского.

«Мучительный сонет», «Бронзовый поэт», «Тоска мимолетности», «Старые эстонки», «Петербург».

1




23

М.И.Цветаева. Основные темы творчества. Своеобразие поэтического стиля.

«Моим стихам, написанным так рано…», «Бабушке», «Я знаю правду! Все прежние правды прочь!», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Белое солнце и низкие, низкие тучи», «Маяковскому», «Нет, бил барабан перед смутным полком», «Стихи к сыну», «Родина», «Сад», «Народ» ( из «Стихов к Чехии»).

1




24

А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. (Первый том лирической трилогии.)

«Стихи о Прекрасной Даме».

1




25

Второй том лирической трилогии (второй этап в творчестве А.Блока).

1




26

«Это все о России» (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.

1




27

Поэма «Двенадцать». История создания. Сюжет, герои, символика. Трактовка финала.

1




28

Жизнь и творчество С.А.Есенина.

Основные мотивы лирики поэта.

1




29

«Чувство Родины – основное в моем творчестве» (С.Есенин). Лики Родины в поэзии С.Есенина.

1




30

Любовная лирика С.Есенина.

1




31

РР. Сочинение по творчеству А.Блока и С.Есенина.

1




32

В.В.Маяковский. Личность поэта. Поэтическое новаторство Маяковского. Дооктябрьская лирика и поэмы.

1




33

Послереволюционное творчество В.Маяковского.

1




34

Сатира в творчестве В.Маяковского.

1




35

Стихи В.Маяковского о любви.

1




36

А.А.Ахматова. Нелегкая судьба поэта. Основные темы лирики. Особенности поэтических образов.

1




37

Тема Родины в лирике А. Ахматовой.

1




38

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием».

1




39

А.Н.Толстой. Краткий очерк жизни и творчества. Тема русской истории в творчестве писателя.

1




40.

Панорама русской жизни в романе А.Толстого «Петр Первый».

1




41.

Образ Петра в романе А.Толстого «Петр Первый».

1




42.

М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, судьба.

1




43.

Картины жизни донских казаков в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

1




44.

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. (Первая мировая война 1914 года.)

1




45.

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова.

1




46.

Трагическая судьба Григория Мелехова. Григорий и Аксинья.

1




47

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1




Литература социалистического реализма.

48.

Социалистический реализм – направление в литературе советского периода. Обзор с чтением избранных стихотворений и страниц из крупных произведений (А.Фадеев «Разгром», В.Маяковский «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», Н.Островский «Как закалялась сталь», М.Шолохов «Поднятая целина»).

1




«Задержанная» литература.


49.

Е.И.Замятин. Роман-антиутопия «Мы». Жанровое своеобразие, сюжетные линии, система образов.

1




50.

Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману «Мы»).

1




51.

А.П.Платонов. «Котлован» - повесть-предупреждение.

1




52.

Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести.

1




53.

М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».

1




54.

Роман «Мастер и Маргарита». Композиция романа и его проблематика. (Главы 1, 3, 4, 6.)

1




55.

Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М.Булгакова. Библейские главы (2, 16, 25, 26).

1




56.

Проблема творчества и судьба художника в романе «Мастер и Маргарита». (Главы 5, 8, 11, 13.)

1




57.

«Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Московские главы (4, 7. 9, 10, 12, 14, 15, 17, 18. 27-28).

1




58.

Образы Мастера и Маргариты. Изображение любви как высшей духовной ценности. (Главы 13 (история Мастера), 19-20 (история Маргариты), 21-22 (полет Маргариты), 23 (великий бал у сатаны), 24, 29, 31, 32, ).

1




59-60.

РР Сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

2




Литература Русского Зарубежья

61.

Проза русского зарубежья.

И.С.Шмелев «Богомолье», «Лето Господне», Б.К.Зайцев «Биографии Тургенева, Чехова» (обзор с чтением и разбором избранных страниц).

1




62.

В.В.Набоков. Краткий очерк жизни и творчества. «Машенька».

1




Из поэзии середины века.

63.

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество.

Лирика.

1




64.

Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

1




65.

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика.

1




66.

Тема бессмертия воинского подвига в творчестве А.Твардовского.

«Я убит подо Ржевом», «К обидам горьким собственной персоны…».

1




67.

А.Т.Твардовский. Поэма «По праву памяти».

1




Литература второй половины XX века.

68

Э.Хэмингуэй. Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути.

1




69.

Обзор русской литературы второй половины XX века. Лекция.

1




70.

Тема Великой Отечественной войны в поэзии.

К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…», «Родина».

А.А.Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…».

М.В.Исаковский. «Ой, туманы мои , растуманы…», «Враги сожгли родную хату…».

1




71.

М.А.Светлов. «Итальянец».

Я.В.Смеляков. «Милые красавицы России», «Там, где звезды светятся в тумане…».

О.Берггольц. «Февральский дневник».

1




72.

М.Дудин. «Соловьи».

С.Орлов. «Его зарыли в шар земной…».

П.Коган. «Нам лечь, где лечь…».

Д.Кедрин. «Красота».

Д.Самойлов. «Сороковые, роковые…».

Б.Слуцкий. «Лошади в океане», «Мои товарищи».

1




73-.

Проза Великой Отечественной войны.

В.Некрасов. «В окопах Сталинграда».


1




74

Ю.Бондарев. «Горячий снег».

1




75.

А.Бек. «Волоколамское шоссе».

К.Воробьев. «Убиты под Москвой».

1




76.

В.Быков. «Сотников», «Дожить до рассвета».

1




77.

В.Кондратьев. «Сашка».

1




78.

В.Астафьев. «Пастух и пастушка».

1




79-80.

В.П.Распутин. «Живи и помни».

2




81

РР Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.

1




82

Поэзия 60-90-х годов.

Б.Ахмадулина. «Невеста», «Я думала, что ты мой враг…», «жилось мне весело и шибко…», По улице который год…», «Свеча», «Сон», «Бог», «Заклинание», «Озноб», «Варфоломеевская ночь».

1




83.

А.Вознесенский. «Пожар в архитектурном институте», «Прощание с Политехническим», «Лобная баллада», «Антимиры», «Тишины хочу…», «Сага», «Сон».

1




84.

Е.Евтушенко. «Свадьбы», «Окно выходит в белые деревья…», «Со мною вот что происходит…», «Граждане, послушайте меня…». «Идут белые снеги…», «Шестидесятники», «На смерть абхазского друга».

1




85.

Е.Винокуров. «Балы», «Ребенок», «Моя любимая стирала…», «Заведующий поэзией», «Отрочество…», «Пророк», «Я согласен, что могут быть разные вкусы…», «Ложь», «Мы были молодыми».

Л.Мартынов. «Заметил – по городу ходит прохожий», «Первый снег», «Первооткрыватель», «Хочу я, чтоб никто не умирал», «Успокоился воздух…», «Люди», «Свобода».

1




86.

Н.Рубцов. «Видения на холме», «Листья осенние», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Добрый Филя», «Звезда полей», «Тихая моя родина», «Неизвестный», «Я люблю судьбу свою».

1




87.

Авторская песня. В.Высоцкий. А.Галич.

1




88.

Б.Окуджава. «Песенка об Арбате», «Полночный троллейбус», «Живописцы», «Союз друзей», «Мы за ценой не постоим», «Надежды маленький оркестрик…».

1




89.

И.Бродский. «Воротишься на Родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

1




90.

Проза 60-90-х годов. Лагерная проза.

В.Т.Шаламов. «Колымские рассказы». (Последний замер», «Шоковая терапия».) Своеобразие раскрытия «лагерной» темы.

1




91.

А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

1




92.

Городская проза.

Ю.Трифонов. «Дом на Набережной».

1




93.

Деревенская проза.

В.М.Шукшин. «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

1




94.

В.Белов. «Привычное дело», «Плотницкие рассказы».

1




95.

Ф.Абрамов. «Деревянные кони», «Пелагея».

1




96.

В.Астафьев. «Царь-рыба».

В.Распутин. «Прощание с Матерой».

1




97.

В.Распутин. «Последний срок».

В.Астафьев. «Последний поклон».

1




98.

В.Распутин. «Пожар».

1




99.

А.В.Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт, система образов в пьесе.

1




100.

Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. Постмодернизм.

Проза Татьяны Толстой. (Рассказы «Факир», «Любишь – не любишь», «Свидание с птицей», «На золотом крыльце сидели».)

1




101.

Новейшая русская поэзия. Нина Искренко, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн и другие.

1




102.

Подведение итогов.

1