«Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия, особенности жанра и композиции. Проблематика произведения.
Цель: познакомиться с идейным замыслом романа;
поделиться читательскими впечатлениями
о романе М.Ю.Лермонтова;
отметить важнейшие особенности композиции.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи.
- Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» – это чьё?
(Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова.)
- «Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.
Печорин – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.
- Тема нашего урока: «Роман «Герой нашего времени» как социально –
психологический роман. Особенности жанра и композиции».
Наша цель - познакомиться с идейным замыслом романа;
поделиться читательскими впечатлениями
о романе М.Ю.Лермонтова;
отметить важнейшие особенности композиции.
2. Работа по раскрытию темы урока.
Известнейший русский критик Виссарион Григорьевич Белинский так высказывался о романе:
«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание
нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором
один герой и одна основная идея, художнически развитая.
-Обращаясь к портрету М.Ю.Лермонтова, учитель произносит следующие слова:
"Глаза-врата души человеческой", - так считал поэт. Посмотрите на портрет М.Ю.Лермонтова, какие определения вы можете подобрать к выражению глаз этого человека?
Молодцы, а мне кажется, что о глазах Лермонтова можно сказать его же словами : "Глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу..".
Какая же печаль поразила душу поэта, столь блистательно дебютировавшего? Достаточно сказать, что в период с 1827 по 1837 годы Лермонтовым было создано свыше 300 стихотворений, около 20 поэм, 6 драм, 1 незаконченный роман в прозе, начато несколько прозаических повестей. И за все эти годы , по сути, ничего не напечатано.
Требовательность к себе поистине уникальная. В 1837 году Лермонтов приступил к непосредственному осуществлению замысла романа " Герой нашего времени", который порождал и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нём. Одна из старейших исследовательниц творчества Лермонтова Гернштейн Э.Г., подводя итог своим многолетним изысканиям, пришла к выводу: " Роман Лермонтова - самое загадочное произведение русской литературы…".
Давайте вспомним с вами историю создания романа.
- Нам необходимо определить жанр данного произведения. Дадим определение жанра.
Существует множество определений литературного жанра, по сути сводящихся к следующему: жанр (от франц. genre; основное значение – род) – исторически сложившийся тип литературного произведения, наделенный характерными чертами, свойственными более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой литературы вообще. Итак, жанр для писателей и читателей выступает прежде всего в классификационной функции. ( Запись в тетрадь ).
- Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?
(Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души, его связи с миром , то есть как социально-психологический роман. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»).
- Так каков же жанр этого произведения?
- А что называется композицией литературного произведения?
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом. ( Запись в тетрадь ).
- Мы уже отмечали необычность композиции данного романа.. В чём она?
(Все элементы композиции лермонтовского романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать «историю души человеческой», написать социально-психологический роман. В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет – не без горькой иронии – «героем нашего времени». Все другие персонажи, представляя и сами по себе художественную и историко-познавательную ценность, объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)
- Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?
(Белинский писал: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». А далее он пояснил: «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».)
Итак, композиция романа особенная.
( Запись в тетрадь ).
Данная таблица иллюстрирует нам расположение глав романа в хронологическом и композиционном порядке. ( Запись в тетрадь ).
Кто же повествует нам о Печорине, раскрывая его психологический портрет?
Будучи проникновенным психологом, Лермонтов свой рассказ о Печорине начинает с воспоминаний о нём Максим Максимыча ("Бэла"). Затем о своей случайной встрече с героем рассказывает офицер-повествователь ("Максим Максимыч"). И, наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя ("Тамань", "Княжна Мэри", "Фаталист")
Такая композиция отражает "разорванность" жизни героя, отсутствие в ней единого объединяющего начала, большой цели.
ВЫВОД: (в тетрадь)
Печорин – главный герой романа.
Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени.
Композиция произведения помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его.
- Как раз раскрытию психологических особенностей характера Григория Александровича Печорина будет посвящен наш следующий урок.
3. Итог урока.
4. Д/З: прочитать «Бэла»