МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района
УТВЕРЖДАЮ
Директор
______________С.А. Филимонова
«_____» ______________ 20____г.
Рабочая программа
по литературе в 9« В» классе
(базовый уровень)
на 2016/2017 учебный год
Составитель программы:
Ермакова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
МИХНЕВО 2016
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9-х классов разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), авторской программы по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г.
Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2012 г.
Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности. На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа полностью соответствует авторской.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс
Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:
- Литература как искусство слова.
- Слово как жанр древнерусской литературы.
- Ода как жанр лирической поэзии.
- Романтизм. Сентиментализм.
- Баллада, роман в стихах.
- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
- Трагедия, комедия как жанр драматургии.
- Реализм в художественной литературе.
- Философско-драматическая поэма.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Поскольку 9 класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, с целью закрепления в сознании ребят представления о лучших произведениях родной литературы программа содержит наряду с традиционными типами уроков уроки-практикумы, семинары, уроки-размышления, творческие мастерские, литературно-музыкальные композиции, проекты, способствующие развитию творческой активности учеников. Программа содержит задания, которые требуют обращения девятиклассников к дополнительной литературе: подготовить сообщение о писателе поэте, дать определение литературоведческого термина, составить словарную статью, составить словарик диалектизмов, устаревшей лексики, незнакомых еще слов и др. ( использование разнообразных словарей). Эта работа дает возможность данным школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой. В программе учтены возможности слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности даются разнообразные задания творческого и проблемного характера. Домашнее задание также строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.
Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены уроки -практикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя учащимся, испытывающим затруднения в восприятии новых знаний.
Программный материал включает элементы следующих технологий:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи учебной деятельности
Задачи изучения литературы в 9 классе:
- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;
- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;
- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
3. Основное содержание программы
Введение - 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 3 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 11 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 52 ч.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 26 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 7 ч.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Повторение - 2 ч.
4. Учебно-методический комплекс
Информационно-методическое обеспечение
Учебники Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2012
Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2011
Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009.
Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента.Сост.:Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. ИРО РТ, Казань, 2008.
Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.
Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.
Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.
Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.
Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 2009г.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационные и методические материалы:
Телевизор
DVD
Фильмотека
Альбом по литературе для 9 класса
Альбом «Пушкин»
Альбом «Лермонтов»
5. Учебно-тематическое планирование
9 класс (102 часа)
Всего
часов
Внеклассное
чтение
(в том числе)
Развитие
речи
(в том числе)
1
Введение
1
6
6
2
Из древнерусской литературы
3
3
Из литературы XVIII века
11
4
Из русской литературы XIX века
52
5
Из русской литературы XX века
26
6
Из зарубежной литературы
7
7
Повторение
2
Итого:
102
Количество часов:
Всего – 102, в неделю -3 часа.
Плановых контрольных уроков - 3
Уроков развития речи - 6, в т.ч. 3 классных, 3 домашних соч
Уроков внеклассного чтения – 6ч.
6.Календарно-тематическое планирование по литературе
9 класс
102 часа
№ урока
Тема урока
Дата по плану
Дата
фактически
1
Литература как искусство слова
Вводный урок. И ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
29 – 04
сентября
2
Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве"
(с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.
29 -04
сентября
3
"Слово о полку Игореве"
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».
29 -04
сентября
4
Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»
5 – 11 сентября
5
Классицизм в русском и мировом искусстве.
Литература XVIII века (общий обзор).
Особенности русского классицизма
5 – 11 сентября
6
М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…»
Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания произведения .Слово об ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности формы произведения.
5 – 11
сентября
7
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова
12 -18 сентября
8
Г. Р. Державина «Властителям и судиям».
Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
12 -18 сентября
9
«Памятник».
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.
12 -18
сентября
10
А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"
Подвиг А. Н. Радищева.
"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.
19 – 25 сентября
11
"Путешествие из Петербурга в Москву"
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
19 – 25 сентября
12
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза".
Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
19 – 25 сентября
13
«Бедная Лиза»
как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
26 – 02 октября
14
Р. Р. Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).
26 – 02 октября
15
Понятие о романтизме. (Лекция)
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература.
26 – 02 октября
16
В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое».
Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.
03 – 09 октября
17
В.А.Жуковский «Светлана».
Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
03 – 09 октября
18
Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский.
03 – 09 октября
19
А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга
История создания комедии. Особенность композиции.
17 -23 октября
20
"Горе от ума".
Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии Чтение и анализ 1 действия. А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
17 -23 октября
21
"Горе от ума".
2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.
17 -23 октября
22
"Горе от ума".
3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов .Общечеловеческое звучание образов
24 -30 октября
23
"Горе от ума".
4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
24 – 30
октября
24
Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ".
Обучение конспектированию.
24 - 30 октября
25
Тестирование по материалам ЕГЭ
Домашнее сочинение по комедии "Горе от ума".
"Век нынешний и век минувший" в комедии.
"Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин)
"Смысл названия комедии".
"Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Москва, Страстная площадь, дом П.А.Фамусова ". Софье Павловне Фамусовой"…
"Смешное и грустное в комедии Грибоедова "Горе от ума".
"Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и другие.
31 – 06 ноября
26
Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.
Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
31 – 06 ноября
27
Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина
Лицейская лирика.
31 – 06 ноября
28
Свободолюбивая лирика ( лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».)
07 -13
ноября
29
Любовная лирика Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта..
07 -13
ноября
30
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.
07 -13
ноября
31
«Цыганы»
как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.
14 -20
ноября
32
«Евгений Онегин» История создания романа.
Композиция. Сюжет и замысел. Жанр романа в стихах. Система образов романа. История создания. Онегинская строфа
14 -20
ноября
33
Трагические итоги жизненного пути.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
14 -20
ноября
34
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.
Татьяна и Ольга.
28 -04 декабря
35
Анализ двух писем.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина
28 -04 декабря
36
Автор в романе.
как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений
28 -04
декабря
37
Пушкинская эпоха в романе.
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
05 -11 декабря
38
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев
Р. Р. Подготовка к сочинению по роману.
05 -11декабря
39
Вн. чт. «Моцарт и Сальери».
Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. Их нравственные позиции в сфере творчества.
05 -11 декабря
40
М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха.
Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
12 -18 декабря
41
Образ поэта-пророка. « Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»
12 -18 декабря
42
Адресаты любовной лирики и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
12 -18 декабря
43
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.
«Дума». «Родина», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии. Анализ произведений.
19 -25 декабря
44
«Герой нашего времени» Композиция.
- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.
19 -25 декабря
45
«Бэла»
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах .
19 -25 декабря
46
«Максим Максимыч».
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
26 - 01 января
47
«Тамань»
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
26 - 01 января
48
«Княжна Мери»
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
26 - 01 января
49
«Фаталист».
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».
09 -15
января
50
Тестирование по творчеству Лермонтова.
Домашнее сочинение.
09 -15
января
51
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.
Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
09 -15
января
52
Система образов поэмы «Мертвые души».
16 -22 января
53
Р. Р. Обучение анализу эпизода.
16 -22 января
54
Образ города в поэме «Мертвые души».
16 -22 января
55
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
Эволюция его образа в замысле поэмы.
23 – 29 января
56
«Мертвые души» - поэма о величии России.
Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души»
23 – 29 января
57
Р. Р. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.
23 – 29 января
58
А.Н.Островский. «Бедность не порок».
Слово о драматурге.
30 -05 февраля
59
Особенности сюжета.
Патриархальный мир в пьесе и угроза распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.
30 -05 февраля
60
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».
Основные этапы жизни и творчества.
30 -05 февраля
61
Тип «петербургского мечтателя»
в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.
06 -12 февраля
62
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести
06 -12 февраля
63
Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность»)
Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни
06 -12 февраля
64
Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника».
Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.
13 19 февраля
65
А.П.Чехов «Тоска».
Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
13 19 февраля
66
Р. Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)
13 19 февраля
67
Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.
27 -05 марта
68
Русская литература XX века.
Многообразие жанров и направлений.
27- 05 марта
69
И. Бунин. «Темные аллеи».
Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
27-05 марта
70
Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи».
Лиризм повествования.
06 -12 марта
71
М.Булгаков. «Собачье сердце»
как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Жизнь и судьба.
06 -12 марта
72
Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце».
Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.
06 -12 марта
73
М.А.Шолохов. «Судьба человека».
Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.
13 -19
марта
74
Особенности авторского повествования
в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
13 -19
марта
75
А.И. Солженицын. «Матренин двор»
Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
13 -19
марта
76
Образ праведницы
в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
20 -26 марта
77
Тестирование по произведениям второй половины XIX и XX веков. ( зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и ХХ века)
20 -26 марта
78
«Серебряный век» русской поэзии.
20 -26 марта
79
А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.
Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока
27 – 02
апреля
80
«О доблестях…»
27 – 02
апреля
81
С.А.Есенин. Своеобразие лирики.
Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» , «Край ты мой заброшенный…»
27 – 02
апреля
82
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека
в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.
03 -09
апреля
83
Слово о В.В. Маяковском.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.
Маяковский о труде поэта
03 -09
апреля
84
М.И.Цветаева. Биография поэтессы.
Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на
меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,
Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»
Особенности поэтики Цветаевой
03 -09
апреля
85
Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой
Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период
17 -23
апреля
86
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого.
17 -23
апреля
87
«Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова.
Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике.
17 -23
апреля
88
Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии.
Особенности поэтики.
24 30
апреля
89
Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики.
Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака
24 30
апреля
90
А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе.
А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» .
24 30
апреля
91
«Я убит подо Ржевом».
Проблемы и интонации стихов о войне.
01 -07 мая
92
Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.
01 -07 мая
93
Тестирование по изученному материалу.
01 -07 мая
94
Вн. чт. Античная лирика.
Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта.
08- 14 мая
95
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).
Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.
08- 14 мая
96
У. Шекспир. «Гамлет».
Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Слово о поэте.
08- 14 мая
97
Одиночество Гамлета
в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
15 -21 мая
98
Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
15 -21 мая
99
И.-В. Гете. «Фауст».
Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.
15 -21 мая
100
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.
Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.
22- 28 мая
101
Повторение. Итоговое тестирование.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
22- 28 мая
102
Итоги года и задание на лето.
22- 28 мая
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка Протокол №________
от «_____»_августа_______201____года.
Рук.ШМО учителей русского языка ____________________( Ермакова О.Н.) )
Рекомендации_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _________________( Курбатова С.В.) )
«_____»__августа___________201____г.
Заключение_________________________________
Лист корректировки календарно-тематического планирования.
Причина корректировки Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту
«Согласовано» Рук. ШМО
._________________
Протокол заседания ШМО №____
«___» ___________________2016г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
Курбатова С.В. ____________
«___»______________2016г.