Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Есинская средняя общеобразовательная школа
Аскизского района
сочинение
«Пущенная стрела назад не возвращается…»
(по рассказу В.Г. Шулбаевой)
Выполнила: Токоякова Карина,
ученица 11 класса
Руководитель: Еркибеева Л.Г., учитель русского языка и литературы
Село Полтаков - 2015
КОНКУРСНОЕ СОЧИНЕНИЕ
«О любимой книге писателя Хакасии» в рамках проекта «Писатели Хакасии – детям», посвященного Году литературы в России по теме:
« Пущенная стрела назад не возвращается…» (по одноименному рассказу В.Г. Шулбаевой)
- Пройдет зима холодная…
(Из песни В.Г.Шулбаевой «До свидания, я ухожу совсем…»)
Имя В.Шулбаевой ярко зазвучало на литературном небосклоне Хакасии в 1970 – 1980 годы. Ее пьесы ставились в нашей республике, Башкирии, Туве. Это не только талантливый драматург, но и прозаик. В рамках проекта «Писатели Хакасии – детям», посвященного Году литературы в России, я открыла для себя новые имена и книги. Так, познакомилась с работой В.Полежаева «Хакасия, судьбой нам дарованная…»; со сборниками «Живая старина» (составитель В.Ф.Буров), «Литературный Абакан» (составитель Г.Ф.Сысолятин) ; книгой В.Г.Шулбаевой «Жизнь – это любовь» (составитель В.А.Карамашева, доктор филологических наук). Сочинение решила написать по рассказу В.Шулбаевой « Пущенная стрела». Меня поразило, как писатель в коротком жанре может передать мысли общечеловеческого, философского масштаба. Кажется, в этом смысле ее произведения можно сравнить с золотым фондом Мастера художественного слова русской классической литературы А.П.Чехова.
Рассказ – повествование «Пущенная стрела» ведется от первого лица. Героиня, работница республиканской газеты, по заданию редакции отправляется в родное село. В жалобе ее односельчанина было сказано, что чабан Муколча Бастаев «ворует комбикорм». И вот уже бегут мимо километры, а повествователя закружило в водовороте воспоминаний…
Тяжелое послевоенное время… Молодые, в силе мужчины погибли на фронте, и теперь колхоз поднимать – старикам, женщинам. Работавшие в колхозе получали за трудодень по куску хлеба и две чашки крупы. Матери же девочки Опросинье – одну чашки крупы без хлеба, так как после одной памятной ночи Муколча проходу не стал давать женщине - вдове. «У него уж больно длинные руки были и слишком большая власть. Как коршун с неба, будто одним взглядом озирал все село. Кого он приголубит – в масле катался,
-1-
кого возненавидит – со свету сживает». В неурожайный год они с матерью собирали колоски в долине Ойыс, собирали клубнику для продажи. Вскоре после этого они и вовсе уехали из родной деревни…
…Много воды утекло с тех пор. И как теперь нашей героине поступить? Она узнала, что всемогущий ранее Муколча Бастаев лежит, больной неизлечимой болезнью. Она отмщена?! Но почему – то нет радости от такого известия – мести, нет чувства удовлетворения от возмездия - болезни. Да, Муколча страдал, и страдания его были невыносимы. Та девочка - теперь уже зрелая женщина – все прощает больному, немощному старику, хочет ему помочь: «Я забыла обо всем, я все простила!» Слезы жалости и милосердия потекли у нее из глаз.
Это маленькое произведение, но весьма глубокое по содержанию. Да, прожитая неправедная жизнь – это кровоточащая рана на глубоко загнанной внутрь совести, съедающая, глодающая, уносящая на тот свет. Да, утекшие воды вспять не текут. Да, пущенная стрела назад не возвращается. Точнее, образнее не скажешь. Тема греха, покаяния, милосердия, совестливости, доброты – сквозная не только в русской, но и в хакасской литературе. Чуткие, неравнодушные, отзывчивые, с твердым нравственным стержнем, являющиеся центром семейного очага – таковы женские образы, созданные писателем В.Шулбаевой.
Теплая энергия языка этого рассказа проявляется в метких, точных пословицах – поговорках, раскрывающих физические и нравственные качества людей: «В воду бросишь - в воде не захлебнется», «В огонь бросишь – в огне не сгорит», «как горох об стенку», «спереди- сзади подмести не забудет», «людские слезы отольются», «перевести дух», «собраться с мыслями», «словно на горячие угли ступить».
Я думаю, эта новелла – предупреждение, наказ нам, молодым. Испокон веков простой народ ценит в людях терпение, любовь к ближнему. В этом смысле замысел автора продолжает духовный опыт всех предшествующих поколений.
-2-