Проблемная лекция «Чехов жив»
Цель: привлечь внимание старшеклассников к жизни и творчеству великого писателя и драматурга А. П. Чехова, заинтересовать его произведениями,
развивать творческие способности учащихся, связную монологическую речь, предоставляя ребятам возможность импровизировать;
воспитывать активную жизненную позицию, читательскую культуру.
Методы: слово учителя, беседа
Ход лекции
2015 год Указом Президента России объявлен Годом литературы. О значении литературы, о значении чтения говорят всегда. Отрицать роль литературы в развитии личности невозможно. Литература играет ведущую роль в формировании эстетических взглядов каждого человека. Классические [link] , которые выдержали испытание временем, действительно могут развить в человеке чувство красоты, помогут они и в осмыслении жизни и её сложностей.
2015 год богат юбилейными датами в области литературы:
270 лет с рождения Дениса Ивановича Фонвизина - писателя, драматурга, создателя русской бытовой комедии. Автор всегда злободневной пьесы «Недоросль».
220 лет с рождения Александра Сергеевича Грибоедова, известного в литературе лишь одним произведением – «Горе от ума», но это одно произведение стало событием не только в литературной, но и в политической жизни страны того времени;
145 лет с рождения Ивана Алексеевича Бунина, создавшего в русской литературе свою, особенную, концепцию любви: «Настоящая любовь всегда трагична»
125-летие с рождения Бориса Леонидовича Пастернака, с чьим творчеством вы будете знакомиться в 11 классе. Один из крупнейших писателей и поэтов 20 века. Нобелевский лауреат премии по литературе 1958 года;
120 лет со дня рождения первого крестьянского поэта С.А.Есенина, так любившего Родину и так рано ушедшего из жизни.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
100 лет назад родился Константин Симонов, автора незабвенных строк
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
И еще один юбиляр 2015 года– Антон Павлович Чехов, 155 лет с года его рождения. Мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Автор фразы, ставшей крылатой. «Ты написал пьесу? Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость – сестра таланта», - пишет Чехов 11 апреля 1889 года брату Александру.
Тема нашей сегодняшней лекции состоит из двух слов: «Чехов жив». И сейчас я поставлю в конце знак вопроса. Именно этот вопрос мы оставим в качестве проблемного на нашем занятии. Станет ли он риторическим или вы найдете на него ответ, покажет отведенное нам время..
(включает аудиозапись из «Крыжовника».
« К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество… слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча… Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольно счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»
Эти слова были написаны в рассказе «Крыжовник» более ста лет назад, в них – весь Чехов. Антон Павлович Чехов и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», что человек должен быть «ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически» (на доске).
Чехов – приверженец свободы внутренней, чуждой «фирме» и «ярлыку», и той независимости мнений, нравственного суда, какую нелегко сохранить при криках возбуждённой толпы.
Такой подход был для Чехова условием нравственного здоровья, достойного литературного поведения. Координаты жизни и литературы не шли параллельно, а пересекались в важной точке. Недаром сомнительную для него линию поведения он мог оценить в неожиданных словах: это «как-то нелитературно». «Нелитературно» на его языке значило: беспринципно, навязчиво, неделикатно.
Черты личности Чехова, каким его вспоминают современники и каким мы узнаём его из писем,- скромность, прямота, сдержанность, нравственная опрятность – перевоплотились в ткань его искусства: скупого и точного слова, рождающего впечатление строгой красоты и «горькой поэзии». Намеренный отказ от проповеди, жеста учительства, желание стоять подальше от политической арены и религиозности создали особый эффект негромкого чеховского голоса. «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками -, возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни,- черт бы его побрал!» Это высказывание принадлежит одному из самых чутких и внимательных читателей Чехова – Горькому.
Все его рассказы не только очень реалистичны, но в них заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» — это то, против чего всю жизнь боролся писатель, эта тема прошла через все творчество Чехова. Протест против «обыденщины» — главное в его произведениях.
К персонажам Чехова неприменимо понятие «герой» в традиционном смысле этого слова (ничего «героического» в них, конечно, нет), поэтому в чеховедении чаще пользуются термином «чеховский персонаж».
Литературоведы отмечают, что Чехову был чужд пафос, внешнее проявление чувства, всякие театральные эффекты. И герои его — это «обычные» люди. «Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни. “Без героя” — так можно озаглавить все его сочинения и про себя добавить не без грусти: “без героизма”» (В. В. Розанов). В чеховских рассказах отсутствует разделение героев на положительных и отрицательных, автор, как правило, не отдает предпочтения ни одному из них. Писателю важен не суд над персонажами, а выяснение причин непонимания между людьми.
Чехов — автор реалистический, и в рассказах характер героя раскрывается в его взаимосвязях с другими персонажами, в его укорененности в бытовых жизненных обстоятельствах, мелочах, в его зависимости от времени. Герои чеховских рассказов — это крестьяне, купцы, помещики, гимназисты, врачи, чиновники... Причем писателя интересует не столько социальный статус персонажей, сколько их поведение, психология, их человеческая суть.
«Кто я из героев Чехова» сегодня может узнать каждый пользователь Интернета.
(включает видеозапись Родригес-тузенбах).
Название лекции выбрано неслучайно. «Чехов жив» - сегодня это культурный проект, объединяющий литературу, театр и современные технологии. Организаторами данного проекта является Российский книжный союз, МХТ им.Чехова и система поиска информации в Интернете GOOGLE.
В рамках этого проекта каждый может пройти тест и узнать, «кто он из героев Чехова». Галерея персонажей в этом тесте представлена 28 образами. Здесь есть те, о ком мы скажем сейчас, есть те, которых вы изучали, и есть те, с которыми вам предстоит еще познакомиться.
А 25 сентября 2015 года также в рамках проекта «Чехов жив» сотни людей прочитали произведения Чехова в прямом эфире. Онлайн-трансляции получили возможность наблюдать жители всей планеты, где есть Интернет. А начались театрализованные онлайн-трансляции в полдень 25 сентября с чтения рассказа Чехова, считающимся лучшим произведением о любви в мировой литературе, - «Дама с собачкой». (видеозапись)
Давайте и рассмотрим некоторых чеховских персонажей, начиная с Дмитрия Гурова, героя «Дамы с собачкой».
1) Рассказ «Человек в футляре»
Чеховский персонаж – Беликов, учитель греческого языка.
Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни. И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр.
Чехов одного не прощал своим героям – раболепия, покорности, смирения. Не прощал их готовности быть «маленькими людьми». Ему было больно и стыдно за эту добровольную приниженность.
- Как вы думаете, что опаснее всего носить в футляре?(Мысль).
- Почему?
2) Рассказ «Попрыгунья»
Чеховский персонаж – Дымов, врач
Осип Степаныч Дымов, был врачом и имел чин титулярного советника. Служил он в двух больницах: в одной сверхштатным ординатором, а в другой — прозектором. Ежедневно от 9 часов утра до полудня он принимал больных и занимался у себя в палате, а после полудня ехал на конке в другую больницу, где вскрывал умерших больных. Частная практика его была ничтожна, рублей на пятьсот в год. Вот и всё. Что еще можно про него сказать? А между тем Ольга Ивановна и ее друзья и добрые знакомые были не совсем обыкновенные люди. Каждый из них был чем-нибудь замечателен и немножко известен, имел уже имя и считался знаменитостью, или же хотя и не был еще знаменит, но зато подавал блестящие надежды. <...>Среди этой артистической, свободной и избалованной судьбою компании, правда, деликатной и скромной, но вспоминавшей о существовании каких-то докторов только во время болезни и для которой имя Дымов звучало так же различно, как Сидоров или Тарасов, — среди этой компании Дымов казался чужим, лишним и маленьким, хотя был высок ростом и широк в плечах.
- Героиня рассказа «Попрыгунья» Ольга Ивановна, жена доктора Дымова, говорила: «Этот человек гнетет меня своим великодушием». Как вы понимаете эту фразу? Возможно ли такое, по-вашему?
3) Рассказ «Тоска»
Чеховский персонаж – Иона, извозчик
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег...
<…>
Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...
Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным.
- Как характеризует Чехова его фраза из данного отрывка – «Обращаться к людям он считает уже бесполезным»?
4) Рассказ «Ариадна»
Чеховский персонаж – Ариадна,
Но любить по-настоящему, как я, она не могла, так как была холодна и уже достаточно испорчена. В ней уже сидел бес, который день и ночь шептал ей, что она очаровательна, божественна, и она, определенно не знавшая, для чего, собственно, она создана и для чего ей дана жизнь, воображала себя в будущем не иначе, как очень богатою и знатною, ей грезились балы, скачки, ливреи, роскошная гостиная, свой salon и целый рой графов, князей, посланников, знаменитых художников и артистов, и всё это поклоняется ей и восхищается ее красотой и туалетами... Эта жажда власти и личных успехов и эти постоянные мысли всё и одном направлении расхолаживают людей, и Ариадна была холодна: и ко мне, и к природе, и к музыке.
Она мечтала о титуле, о блеске, но в то же время ей не хотелось упустить и меня. Как там ни мечтай о посланниках, а всё же сердце не камень и жаль бывает своей молодости. Ариадна старалась влюбиться, делала вид, что любит, и даже клялась мне в любви. Но я человек нервный, чуткий; когда меня любят, то я чувствую это даже на расстоянии, без уверений и клятв, тут же веяло на меня холодом, и когда она говорила мне о любви, то мне казалось, что я слышу пение металлического соловья. Ариадна сама чувствовала, что у нее не хватает пороху, ей было досадно, и я не раз видел, как она плакала. А то, можете себе представить, она вдруг обняла меня порывисто и поцеловала, - это произошло вечером, на берегу, - и я видел по глазам, что она меня не любит, а обняла просто из любопытства, чтобы испытать себя; что, мол, из этого выйдет. И мне сделалось страшно.
- Почему герою «сделалось страшно»?
5) Рассказ «Дама с собачкой»
Чеховский персонаж – Дмитрий Дмитриевич Гуров, уставший от жизни москвич
Ему не было еще сорока, но у него была уже дочь двенадцати лет и два сына гимназиста. Его женили рано, когда он был еще студентом второго курса, и теперь жена казалась в полтора раза старше его. Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная и, как она сама себя называла, мыслящая. Она много читала, не писала в письмах "ъ", называла мужа не Дмитрием, а Димитрием, а он втайне считал ее недалекой, узкой, неизящной, боялся ее и не любил бывать дома. Изменять ей он начал уже давно, изменял часто и, вероятно, поэтому о женщинах отзывался почти всегда дурно, и когда в его присутствии говорили о них, то он называл их так:
- Низшая раса!
Ему казалось, что он достаточно научен горьким опытом, чтобы называть их как угодно, но все же без "низшей расы" он не мог бы прожить и двух дней. В обществе мужчин ему было скучно, не по себе, с ними он был неразговорчив, холоден, но когда находился среди женщин, то чувствовал себя свободно и знал, о чем говорить с ними и как держать себя; и даже молчать с ними ему было легко. В его наружности, в характере, во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин, манило их; он знал об этом, и самого его тоже какая-то сила влекла к ним.
- Есть ли что-то общее у всех этих персонажей? Какой он, чеховский герой?
Становление так называемого чеховского героя завершилось к началу 1890-х годов — это интеллигент, обычный, средний человек, образованный, нередко талантливый, великий труженик, делающий свое дело без всякого пафоса
Ценность великодушия мужа в рассказе «Попрыгунья» Ольга Ивановна понимает только после его смерти; уставший от жизни Дмитрий Дмитриевич Гуров из «Дамы с собачкой» возрождается, благодаря любви к Анне Сергеевне; учитель греческого языка Беликов находит вечный покой в своеобразном футляре – гробу; только лошадь становится слушателем Ионы Потапова, только ей он может излить свою тоску; Ариадна продолжает жить, мечтая о титуле и блеске, теряя при этом, возможно, настоящую любовь.
Чеховский герой, чаще всего, одинок, он тоскует об утраченном смысле жизни, об отсутствии гармонии, но верит в прекрасную жизнь, в свободного и творческого человека.
- А теперь любой желающий из вас может пройти этот тест и выяснить, кем он является из героев Чехова. (Желающие проходят тест)
Чехов – писатель-гуманист. У него было доброе, полное сострадания сердце. Иначе без него не получился бы писатель. С его помощью были построены 3 школы, которые действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея.
Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой . И хотя жизнь его была нелегкой – никто не слышал, чтобы он жаловался.
Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости – непреходящи.
Это и есть та чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь. Это и есть подлинная настоящая любовь к человеку.
В начале лекции я поставила перед вами вопрос. На нашем занятии вы познакомились с чеховскими персонажами, которые, конечно, отражают мировоззрение самого автора. Вы узнали о культурном проекте «Чехов жив». Мы сказали, что произведения актуальны, что чеховские герои среди нас и мы сами похожи на тех или иных персонажей. Поэтому сейчас я прошу вас ответить на вопрос «Чехов жив?». Меняем ли мы знак конца предложения? И почему.
Закончить наше занятие я хочу еще одним отрывком из рассказа «Крыжовник», и пусть эти слова станут напутствием вам от Антона Павловича Чехова: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»