Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема : Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель: рассмотреть образ Воланда и его свиты  с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.

 Задачи:

  1. Определить функция Князя Тьмы  в романе; понять, за что наказывает людей Воланд;

  2. Развивать умение видеть тему, проблему, конфликт произведения;

  3. Воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.

Тип урока: урок анализа художественного произведения

Методы и приемы: слово учителя, беседа, монологический ответ, проблемные вопросы и задания, эвристический метод, метод творческого чтения.

На доске: число, тема урока.

Эпиграф:

«Я — часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо».

Г.Фауст

Ходу урока.

Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами на одну из самых главных тем романа «Мастер и Маргарита» - тему добра и зла. Этот урок будет финальным в изучении романа «Мастер и Маргарита», поэтому в конце занятия вас ждет небольшой тест на знание текста произведения.

Откройте свои тетради, запишите число, тему урока: Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Как уже было отмечено, центральной проблемой романа «Мастер и Маргарита» является проблема ДОБРА и ЗЛА. Почему в мире существует зло, почему оно часто торжествует над добром? Как победить зло и возможно ли это вообще? Что есть добро для человека и что есть зло для него? Эти вопросы волнуют каждого из нас, а для Булгакова они приобрели особую остроту от того, что вся его жизнь была искалечена, смята торжествовавшим в его время и в его стране злом.

Центральный для понимания этой проблемы является, конечно же, образ Воланда. Воланд – это Сатана. Какие традиционные функции мы можем отметить в образе Сатаны? (Вспомните первые уроки по изучению романа «Мастер и Маргарита». Мы поднимали эту тему на уроке)

Ученики: Сатана - Дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла, повелитель теней, властелин зла.

Учитель: А в романе Булгакова каким предстает перед нами Сатана? Действительно ли в нём воплощено зло? А что если Воланд — это положительный герой? Разберемся в этих вопросах сегодня вместе.

Этап активного усвоения знаний.

Чтобы понять, воплощением доброго или злого начала является Воланд, обратимся к эпиграфу.

Так кто ж ты,

наконец?

- Я – часть той силы,

что вечно хочет зла и вечно

совершает благо.

Учитель: Однозначен ли образ князя сатаны в эпиграфе романа?

Ученики: Образ нечистой силы в романе далеко неоднозначен. На это автор указывает уже с самого начала в эпиграфе к произведению.

Учитель: С какой целью прилетел в Москву Сатана?

Ученики: Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому по заслугам».

Учитель: Поговорим о моментах проявления зла и добра в романе.

Какие образы и моменты романа мы можем отметить, когда явно видно проявление доброты к людям?

Ученики: Маргарита. Она разгромила квартиру Латунского, но мстит она не за себя, и пыл её тут же утихает, когда она видит испуганного ребёнка. Л.Левина отмечает ещё одно качество Маргариты: её доброжелательность ко всем . Она всех воспринимает положительно, все ей нравятся, кажутся хорошими, даже Азазелло. И этим она похожа на Иешуа и на Мастера.



Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. В свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает почему-то лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл. Мастер прощает Понтия Пилата-своего героя и дарит ему свободу.

Иешуа - он совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, — он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата.
Учитель: отметим, тех, кто является воплощением злых начал в романе. Ученики: Образы проявления зла – Москвичи, Понтий. В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы: Никаноры Ивановичи, Алоизии Могарычи, Андрии Фокичи, Варенухи и Лиходеевы — они лгут, воруют, берут взятки, и до тех пор, пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удаётся. Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, вселяется в его квартиру. Стёпа Лиходеев, дурак и пьяница, благополучнейше работает директором Варьете. Никанор Иванович, представитель столь нелюбимого Булгаковым племени домкомов, прописывает за деньги и благоденствует.

Учитель: Как вы думаете, в чем отличие злых москвичей от злого Понтия?

Ученики: Москвичи вызывают лишь отвращение. Пилат же вызывает сочувствие. Он одинок, у него нет ни одного близкого человека в мире, кроме Банги, любимой собаки. Он ожесточился, потому что за всю жизнь свою он видел лишь торжествующее зло, лишь жестокость, лишь эгоистическую борьбу людей-зверей друг с другом; он видел, что в мире торжествует грубая сила — его сердце очерствело.

Учитель: Кого и за что наказывает Воланд?

Ученики: Воланд наказывает людей за их пороки.

Учитель: Какова цель « ужасных опытов» Сатаны в «Варьете»?

Ученики: Обнажение сущности человеческой, пороков, грешности.

Учитель: К кому проявляет Воланд снисхождение и милосердие? Почему?

Ученики: Воланд прощает тех, кто это заслужил, кто осознал свои ошибки и кого мучает совесть.

Учитель: В чём проявляется нетрадиционность образа нечистой силы в романе Булгакова?

Ученики: Нетрадиционность образов нечистой силы еще и в том, что «обычно нечистая сила в романе Булгакова вовсе не склонна заниматься тем, чем по традиции она бывает поглощена — соблазном и искушением людей. Напротив, шайка Воланда защищает добропорядочность, чистоту нравов. Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников

Воланд — дьявол и, кажется, как злой дух, должен только разрушать и наказывать, а он еще и награждает — и это одна из загадок романа.

Учитель: Как вы думаете, почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки?

Ученики:  Воланд в романе – прежде всего, исследователь. Он изучает реальный мир, цель его – узнать, изменились ли люди в Москве. С позиции наблюдателя Воланд не вмешивается в естественный ход событий, не устраивает революции и не утверждает царства справедливости на земле. Все московские безобразия происходят объединенными усилиями многих людей, свита же Воланда лишь провоцирует их.

Учитель: О каких самых тяжких пороках человека говорит Воланд на протяжении романа?

Ученики: Трусость, предательство - самые тяжкие человеческие пороки.

Учитель: Если рассматривать роман только с нравственной позиции, то о чем он? Ученики: Роман – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.

Этап подведения итогов.

Учитель:
Ответим на главные вопросы нашей сегодняшней беседы. Что такое добро, по Булгакову?

Ученики: Добро — это любовь, это способность дать место в своей душе другому человеку, чем-то пожертвовать ради него, помочь ему. Добро – это еще и милосердие.

“Все люди добрые” — это символ веры и самого писателя, во всяком случае, то, во что он хотел бы верить. Он хочет верить в силу добра, силу милосердия, силу любви. Он не верит в обличения.

Учитель: А что такое зло по Булгакову?

Ученики: Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях, в душе самого человека. Зло состоит в том, что люди слабы, ничтожны, трусливы, что они “не совсем люди, не совсем души”. Такие люди не могут быть счастливыми по определению.

Учитель: Как вы думаете, можно ли победить зло?

Ученики: Зло можно победить лишь справедливостью. Окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие

Учитель: Вы правы, ребята. Тема добра и зла останется для человечества вечной навсегда. И только сам человек сможет победить в себе зло. Нужно жить справедливо, быть сильным душой, добрым сердцем. Вот чему учит нас роман «Мастер и Маргарита».

Домашнее задание: эссе «Почему князь тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки?»

Заключительный тест.

1. Сколько лет работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита»?

1)8 лет

2)10 лет

3)12 лет

2. Как бы вы определили композицию произведения?

1)кольцевая композиция

2)«роман в романе»

3)последовательная сюжетная композиция, т.е. соблюдена хронологическая последовательность

3. Кто из героев знает, что победитель всегда одинок, что у него есть только враги и завистники, ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы поговорить, его называют свирепым чудовищем, и он этим даже похваляется, ведь миром правит закон силы?

1)Понтий Пилат

2)Воланд

3)Берлиоз

4)Коровьев

4. Во время допроса Иешуа Понтий Пилат обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос?

1)Что есть власть?

2)Что есть жизнь?

3)Что есть истина?

4)Что есть талант?

5. Какой порок Воланд считает самым тяжким?

1)ложь

2)трусость

3)предательство

4)прелюбодеяние

6. Кому принадлежат слова «Рукописи не горят»?

1)Маргарите

2)Мастеру

3)Иешуа

4)Воланду

7. В романе есть герои-двойники (Мастер – Иешуа, Алоизий – Иуда, Иван – Левий Матвей) и даже предметы-двойники (гроза в Москве и Ершалаиме, джаз-оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда). Есть ли двойники у Маргариты?

1)Да

2)нет

8. Кто из персонажей характеризуется так: «По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»?

1)Воланд

2)Берлиоз

3)Стравинский

4)Азазелло

9. В ком увидел Мастер своего последователя? Кто из героев романа проникся теми же философскими идеями и нравственными категориями, что и он сам?

  1. Стёпа Лиходеев

  2. Иван Бездомный

  3. Римский

10. Кто из персонажей описывается так: «Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона»?

1)Иешуа Га-Ноцри

2)доктор Стравинский

3)Левий Матвей

4)Мастер

11. Кто из персонажей описывается так: «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами»?

1)Понтий Пилат

2)Иван Бездомный

3)Мастер

4)Римский

12. Кому из персонажей принадлежат слова: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых»?

1)Коровьеву

2)Берлиозу

3)Маргарите

4)Понтию Пилату

13. Кому из персонажей принадлежат слова: «Ты не всемогущий бог. Ты чёрный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!»?

1)Азазелло

2)Левию Матвею

3)Иешуа

4)Мастеру

14. Кому из персонажей принадлежат слова: «Имейте в виду, что Иисус существовал… Просто он существовал и больше ничего… И доказательств никаких не требуется»?

1)Наташе

2)Воланду

3)Ивану Бездомному

4)Аннушке

15. Кому из персонажей принадлежат слова: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!»

1)Бегемотe

2)Берлиозe

3)Понтию Пилату

4)Воланду

16. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чём смысл этого изречения?

1)Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм

2)речь идёт не о вере, а об Истине

3)автор передаёт смысл библейской притчи

17. О ком Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой»?

1)о Понтие Пилате

2)о Берлиозе

3)о Мастере

4)об Иване Бездомном

18. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

1)это соответствует библейскому сюжету

2)автор стремится противопоставить характер Иешуа библейскому образу

3)автор подчёркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру

4)автор стремится показать Иешуа бедняком

Ответы:

1)3

2)2

3)1

4)3

5)2

6)4

7)2

8)4

9)2

10)4

11)3

12)2

13)2

14)2

15)3

16)2

17)3

18)3