Учебно-методическая карта занятия Жизнь и творчество Н. С. Гумилёва

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[link]


Содержание занятия

Структура и содержание занятия

Методы и приёмы обучения

1

3’

Вступительная часть


Приветствие.

Проверка наличия студентов, подготовленности аудитории к занятию.

Создание атмосферы, способствующей проведению занятия.

Беседа




2

80’

Основная часть.


2.1

12’

Мотивация учебной деятельности.

Ознакомление студентов с темой и целями занятия.

Тема: Жизнь и творчество Н. С. Гумилёва. Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Эпиграф: Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твёрдого камня высекают самые дивные статуи? (Н.С.Гумилёв)

Поэзия Серебряного века немыслима без имени Николая Гумилёва. Создатель яркого самобытного литературного течения - акмеизма, он завоевал симпатии читателей не только силой художественного таланта, оригинальностью и совершенством поэтических откровений, но и фанатичной любовью к путешествиям и странствиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества.

В жизни и смерти Н.С. Гумилёва, в его стихах, взглядах, поступках нет ничего случайного. И быть не могло. Он сам строил свою судьбу, как строят дом, сам её складывал, как складывают книгу. Давайте вместе прикоснёмся к страницам таинственной книги под названием «Страна Н.С. Гумилёва», страна, в которой «только усталый достоин молиться Богам, только влюблённый – ступать по весенним лугам».


Убеждение

2.2

78’

Подача нового материала

Просмотр фильма «Жираф» Н. С. Гумилёва.

Студенты наизусть читают стихотворения «Жираф» или «Озеро Чад»


Николай Гумилёв родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте бурной штормовой ночью. По семейному преданию, старая нянька предсказала, что у него будет бурная жизнь. Её слова оказались пророческими.

С детства Николай ненавидел свою фамилию - Гумилёв, что значит «смиренный». Он жил вопреки всякому смирению! Когда царскосельские мальчишки играли в индейцев, будущий поэт всегда был вождём. Брат Виктор однажды сказал: «Старшие ребята не подчинятся тебе…». «А я упорный, я заставлю!» – ответил Гумилёв.

На полярных морях и на южных,

По изгибам зелёных зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны-

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий –

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвёт пистолет,

Так что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса –

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернёт паруса.

Разве трусам даны эти руки,

Этот острый. Уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?

(Н.С.Гумилёв «Капитаны»)

Читать Гумилёв выучился сравнительно поздно – шести лет, но уже к двенадцати годам перечитал обширную библиотеку родителей. Чтение становится любимым занятием, любимыми писателями – Пушкин и французские символисты; любимой наукой – наука о литературе. Со временем во нем крепнет уверенность в том, что стихи может писать каждый грамотный человек, овладевший техникой – ремеслом. Созданный в 1911 году «Цех поэтов» и призван был формировать поэтов. Разделив участников на «мастеров» (коих было всего 2 – Городецкий и сам Гумилёв) и «подмастерьев», он вменил в обязанность «подмастерьям» беспрекословное повиновение «мастеру», работу над «вещью» по указанию «мастера» и запрет на публикацию без разрешения «мастера». Акмеизм как программа зародился в «Цехе поэтов» несколько позже…

В своей знаменитой статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилёв писал: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова “акме” высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме». В выбранном названии этого направления утвердилось стремление самих акмеистов постигать вершины литературного мастерства. Символизм очень тесно был связан с акмеизмом, что его идеологи постоянно и подчеркивали, в своих идеях отталкиваясь от символизма. Рассуждая об отношениях мира и человеческого сознания, Гумилёв требовал «всегда помнить о непознаваемом», но при этом «не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками». Отрицательно относясь к устремлённости символизма познать тайный смысл бытия (он оставался тайным и для акмеизма), Гумилёв декларировал «нецеломудренность» познания «непознаваемого», «детски мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания», самоценность «мудрой и ясной» окружающей поэта действительности. Таким образом, акмеисты в области теории оставались на почве философского идеализма.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АКМЕИЗМА:

освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

стремление придать слову определенное, точное значение;

предметность и четкость образов, отточенность деталей;

обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Однако вернёмся к Н. Гумилёву. В 1906 году он совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне; часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотр-Дам… Затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка.

Гумилёв побывал в Африке 3 раза, в общей сложности провёл там почти 2 года. Он ловил акул в южных морях, скитался по джунглям и пустыням, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой. Нельзя сказать, что Африка негостеприимна. Но она ждёт именно гостей и никогда не признаёт их хозяевами.

Оглушённая рёвом и топотом,

Облечённая в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шёпотом

В небесах говорят серафимы.

Обречённый тебе, я поведаю

О вождях в леопардовых шкурах,

Что во мраке лесов за победою

Водят полчища воинов хмурых;

О деревнях с кумирами древними,

Что смеются улыбкой недоброй,

И о львах, что стоят над деревнями

И хвостом ударяют о рёбра.

Дай за это дорогу мне торную,

Там, где нету пути человеку,

Дай назвать моим именем чёрную,

До сих пор не открытую реку.

И последняя милость, с которою

Отойду я в селенья святые,-

Дай скончаться под той сикоморою,

Где с Христом отдыхала Мария.

(Н. Гумилёв «Вступление»)

Он был занят не только поиском приключений в своих путешествиях; он собирал для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, произведения искусства африканских племён, он записывал песни, легенды, предания; по возвращении в Россию коллекцию пришлось сдавать неделю – так она была велика.

В юности Гумилёв считал себя очень некрасивым: слишком худым и неуклюжим. По вечерам он запирал дверь своей комнаты и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. Мальчик твёрдо верил, что может силой воли переделать свою внешность…

Анну Николай встретил в 1903 году, в царскосельской гимназии, где они учились. Ему было 17 лет, ей – 15. Они вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически.

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живёт в таинственном мерцанье

Её расширенных зрачков.

Её душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной,

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг её,

Назвать её нельзя красивой,

Но в ней всё счастие моё.

Когда я жажду своеволий,

И смел и горд – я к ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В её истоме и бреду.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И чётки сны её, как тени

На райском огненном песке.

(Н. Гумилёв «Она»)

Гумилёв несколько раз делал предложение Анне Горенко (Ахматовой) и получал отказ за отказом. Наконец 25 апреля 1910 года они обвенчались; но счастья им не было. Их отношения скорее были тайным единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным.

«Когда в 1918 году я вернулся из заграничной командировки, она сказала: «Дай мне развод». «Пожалуйста», - ответил я. Во время развода никогда ничего не показывал, не сердился, хотя очень был расстроен. Только раз ещё заговорил об этом. Мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него; я поцеловал её руку и сказал: «Зачем ты всё это выдумала?»

«Ты совсем, ты совсем снеговая,

Как ты странно и страшно бледна!

Почему ты дрожишь, подавая

Мне стакан золотого вина?»

Отвернулась печальной и гибкой...

Что я знаю, то знаю давно,

Но я выпью, и выпью с улыбкой

Все налитое ею вино.

А потом, когда свечи потушат

И кошмары придут на постель,

Те кошмары, что медленно душат,

Я смертельный почувствую хмель...

И приду к ней, скажу: «Дорогая,

Видел я удивительный сон.

Ах, мне снилась равнина без края

И совсем золотой небосклон.

Знай, я больше не буду жестоким,

Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,

Я уеду далеким, далеким,

Я не буду печальным и злым.

Мне из рая, прохладного рая,

Видны белые отсветы дня...

И мне сладко — не плачь, дорогая,—

Знать, что ты отравила меня».

(Н. Гумилёв «Отравленный»)

Когда началась Первая мировая, он выхлопотал, чтобы его приняли на военную службу, от которой он был освобождён по зрению. О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было другое: он, человек, привыкший к комфорту, не только безропотно сносил все тяготы похода, но вёл себя так, будто всю жизнь не слезал с седла и мог не есть по нескольку дней. Однажды провёл ночь в седле при сильном морозе и заболел воспалением лёгких; в жару и бреду был направлен на лечение в Петроград. В госпитале, едва очнувшись от забытья, писал свои «Записки кавалериста» и стихи… Не долечившись, буквально сбежал из госпиталя. Гумилёв был награждён двумя Георгиевскими крестами, которые давались за исключительное мужество.

Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня.

Мы четвертый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного

В этот страшный и светлый час,

Оттого, что Господне слово

Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели

Ослепительны и легки.

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий.

Это медь ударяет в медь.

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые

Или волны гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,

Словно девушку, в жемчуга,

Проходя по дымному следу

Отступающего врага.

(Н. Гумилёв «Наступление»)

Вернувшись из Лондона в Россию в начале 1918 года, поэт с головой ушёл в работу: нужно было возрождать «Цех поэтов» и «Гиперборей»; какой душевный подъём он переживал, вернувшись в литературу! Николай переиздал старые свои книги, издал новые, читал лекции в многочисленных студиях и объединениях, много переводил; Горький предложил ему стать одним из редакторов «Всемирной литературы». Они создали Дом поэтов и Дом искусств. Гумилёва избрали председателем петроградского Союза поэтов.

Из воспоминаний ученицы Н. С. Гумилёва Ирины Одоевцевой: «Однажды на вечере поэзии у балтфлотовцев, читая свои африканские стихи, он особенно громко и отчётливо проскандировал: Я бельгийский ему подарил пистолет / И портрет моего государя.

По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Он продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущённых слушателей. Кончив стихотворение, скрестил руки на груди и спокойно обвёл взглядом зал, ожидая аплодисментов. Он ждал и смотрел на матросов. Матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали. Всем стало ясно: он победил».

3 августа 1921 года Гумилев был арестован по подозрению в заговоре против новой власти. Его допрашивал некто Якобсон – умный, образованный человек. Он назвался поклонником поэта и читал наизусть его стихи. Николай не скрывал своих монархических взглядов. Он заявил, что никогда не состоял в контрреволюционной организации, хотя ему и предлагали туда вступить. «Предрассудки – как вы называете это – дворянской чести не позволили мне пойти с доносом,- сказал я следователю».

Запись в деле Гумилёва, сделанная следователем Якобсоном» «Считаю необходимым применить расстрел как к явному врагу народа».

В августе 1921 года расстреляны участники так называемого «таганцевского заговора» (которого не было). Среди них – Николай Гумилёв.

Позднее один из чекистов, участвовавших в расстреле, скажет: «Я завидую тому, как умирал Гумилёв. За несколько минут до казни попросил папиросу, под пулями стоял улыбаясь».

Анна Ахматова: «Выдумывают о нём многое. А в чём состоит правда о нём? Писал прекрасные стихи, храбро воевал и погиб бесстрашно».

Еще не раз вы вспомните меня

И весь мой мир волнующий и странный,

Нелепый мир из песен и огня,

Но меж других единый необманный.


Он мог стать вашим тоже и не стал,

Его вам было мало или много,

Должно быть, плохо я стихи писал

И вас неправедно просил у Бога.


Но каждый раз вы склонитесь без сил

И скажете: "Я вспоминать не смею.

Ведь мир иной меня обворожил

Простой и грубой прелестью своею".

Гумилев

Человек, поэт

Сильный, отважный, верный

Путешествует, пишет, ищет

Его жизнь – это приключение

Пример


Использование ТСО

Выразительное чтение наизусть стихотворений

Лекция с элементами выразительного чтения поэзий


























































Минутка теории литературы







































Лекция с элементами выразительного чтения стихотворений























































































































































































































Обобщающая беседа












Составление сенкена

3

7’

Заключительная часть.


3.1

4’

Комментарий деятельности студентов.

Итоги занятия.

Пояснение, советы относительно

3.2

3’

Постановка задания для самостоятельной работы, рекомендации по его выполнению: подготовить доклад о символизме, выучить стихотворение А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

выполнения




Читать полностью »