ССП по словесности 6 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Лангепасское городское муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»


Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР Директор МОУ «СОШ № 4»

___________________ _______________Т.А.Панфёрова

«___»__________2014 г. «___»______________2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По ________литературе_____________________________________________________________________________________________


Учитель ________Алексеева Татьяна Николаевна ____________________________________________________________________

Год составления 2014-2015 учебный год


Класс _____6 _Б_______________________

Общее количество часов по плану _________105 час.____________________

Количество часов в неделю _______________3 час.____________________


Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой по литературе для общеобразовательных учреждений 5 –

11 кл. под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010 г.________


«___»_______________ 2014 г. _______________________

(подпись учителя)

Рассмотрено на заседании ШМО ____учителей русского языка и литературы_____________________________________________________



«___»_____________2014 г. Протокол № _____________________


Руководитель ШМО _________________________ __________________________

(Фамилия, имя, отчество) (подпись)




Пояснительная записка


Назначение программы Способствовать духовному становлению личности, формировать нравственные позиции, эстетический вкус, совершенствовать владение речью.


Цель программы приобщение учащихся к искусству слова, богатству устного народного творчества и русской классической литературы, чтение и изучение художественных произведении, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова.


Задачи Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов. Наиболее полно в ней представлены этапы, которые живы и сегодня в читательской практике. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.


Принципы построения Через изучение художественных произведений формирование цепочки понятий сюжет – герой – жанр – автор.

Специфика курса Литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.


Технологии, методы Формирование универсальных учебных действий с учетом создания трехуровневых групп и составление дидактического материала с применением современных технологий и методов (репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, частично-поисковый, проектный, игровой, словесный, наглядный, практический, индивидуальный).

Технологии Групповая работа, коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава), развивающая информационно-коммуникационные технологии;, здоровьесберегающие технологии; технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах)(индивидуальное дистанционное дополнительное обучение)


Система оценивания В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы. Классно-урочная.

Критерии оценивания: применять пятибалльную систему, осуществлять дифференцированный подход: выполнение обязательного уровня соответствует отметке «3», а достижение более высоких уровней – «4» или «5».


Наглядность, ТСО На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал, тесты, тексты произведений) ИКТ


Формирование общеучебных умений (компетенций)


Учебный предмет «Литература» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

  • сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации;

  • эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств.

Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо;

  • развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;

  • использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

  • информационная переработка текста;

  • культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме);

  • культура разговорной речи.

Развивать навыки комментированного чтения.

Развитие и формирование творческих умений (выразительное чтение, инсценирование, написание творческих работ).

Знание авторов русской и зарубежной литературы.

Умение находить нужную информацию по заданной теме; умение работать самостоятельно и в коллективе. Умение находить основные художественно выразительные средства в предложенном тексте.


Организация обучения на основе индивидуального подхода.


На начало учебного года степень сформированности общеучебных навыков и умений удовлетворительная. Ученики разного уровня. В классе 22 человека, слабых - 12 человек, 1 – индивидуальное обучение.

Рабочая программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 6 В класса. Это позволит организовать учебный процесс на основе принципов индивидуализации и дифференциации.

Несколько обучающихся класса в состоянии самостоятельно или под руководством учителя выполнять основные мыслительные операции: сравнивать, находя сходства и различия, выделять главное, обобщать, выстраивать алгоритмы действий. У большинства обучающихся данного класса развита кратковременная память. Наблюдается дефицит внимания, слабая его переключаемость. Дети быстро утомляются, поэтому им необходима частая смена видов деятельности, разнообразные интересные формы, что предусмотрено данной программой.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.


В результате изучения литературы ученик должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- работать с книгой

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.


«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.


Для учащихся:


Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.


Для учителя:


Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.


Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия















Расписание учебного времени


Распределение учебного времени

Общее количество часов

В том числе

Развитие речи

Внеклассное чтение

1.

Всего часов по учебному плану

105

28

14

2.

Количество часов в неделю

3



3.

Запланировано на 1 четверть

27 ч.

8

3

4.

Запланировано на 2 четверть

21 ч.

8

3

5.

Запланировано на 3 четверть

30 ч.

9

4

6.

Запланировано на 4 четверть

27 ч.

3

4

Планирование основных тем


п.п

Тема (раздел)

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Введение

Устное народное творчество

Древнерусская литература

Литература XVIII века

Литература XIX века

Литература ХХ века

Мифы

Зарубежная литература

1 час.

6 час.

2 час.

4 час.

41 час.

31 час.

6 час.

11 час.












Календарно-тематическое планирование курса

урока

Дата

Тема

Технологии, методы

Форма

организации

учебной деятельности

Деятельность учащихся

Дидактическое обеспечение

Предполагаемый результат

Корректировка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 четверть

1


Введение. Художественное произведение и его автор.

усвоение новых знании

Групповая, коллективная

Рецептивная:

чтение статьи учебника

В.Б.Шкловского «В дорогу зовущие», высказывании о книге А.Моруа, С.Моэма; репродуктив­ная: ответы на вопросы, тести­рование, выяс­няющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период


Иллюстрации

Знать: о роли книги

в жизни человека;

уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг


2


Устное народное творчество

Обрядовый фольклор.

Весенние, осенние песни

Объяснительно-иллюстративный


Фронтальная, групповая

Коллективная парная

Рецептивная:

прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника;

продуктивная: выразительное чтение;

поисковая: уста­новление ассо­циативных свя­зей с произведе­ниями других ви­дов искусства

Выставка книг,


фонохрестоматия

Знать: определе­ние понятий «фольклор», «об­рядовый фольк­лор», виды обря­довых песен; понимать: их эсте­тическую и художе­ственную ценность, как различаются песни по содержа­нию, характеру исполнения, ритму, мелодии;

уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народ­ного календаря, анализировать их тематику


1

2

3

4

5

6

7

8

9

3


Пословицы и поговорки.

Творческий

Фронтальная, групповая





Рецептивная: чтение статьи учебника, про­слушивание в записи пословиц и поговорок;



Иллюстрации учебники, фонохрестоматия



Знать: определе­ние понятий «ма­лые жанры фольк­лора», «послови­ца», «поговорка»; их отличительные особен- ности, «за­коны», по которым они строятся, средства художествен- ной вырази­тельности; понимать образ­ный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и погово­рок, афористич­ность,

меткость и выразитель-

ность слога; уметь: объ­яснять смысл и толко- вать значение пословиц и погово­рок, уместно упот­реблять их в соб­ственной речи


4


Вн.чт. Загадки.

репродуктивный

Коллективная

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос


5


Древнерусская литература

«Повесть временных лет» - первая русская летопись.

Объяснительно-иллюстративный

комментированное чтение

Рецептивная: чтение статьи Д.С. Лихачева в

учебнике; репродуктивная: связный рассказ, ответы на вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на план;

поисковая:

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциатив­ных связей с произведениями других видов ис­кусства


Иллюстрации учебники, презентация



Знать: жанры древнерусской литературы, летопись.

Знать сказание как летописный жанр

6


«Сказание о белгородском киселе»

репродуктивный

Коллективная, работа с учебником

7


Вн.чт. по «Повести временных лет»

репродуктивный

Коллективная, групповая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8


Произведения русских писателей XVIII века

Басня как эпический жанр литературы

Объяснительно-иллюстративный

Групповая.


Рецептивная: чтение статьи учебника, про­слушивание в записи басен Крылова;


Иллюстрации учебники, презентация

Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь


9


И.И.Дмитриев «Муха»

Объяснительно-иллюстративный


Фронтальная, парная

репродуктив­ная: ответы на вопросы;

творческая: ми­ни-сочинение, защита иллюст­раций к басням;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос

Учебники, иллюстрации

определять мораль.

Уметь характеризовать эпоху, в которой жил и творил Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях.

Углубление литературных знаний

10


И.А.Крылов «Осел и соловей»

репродуктивный

Групповая

Иллюстрации учебники, презентация

11


И.А.Крылов «Листы и корни», «Ларчик»

Объяснительно-иллюстративный

Групповая, фронтальная

12


Произведения русских писателей XIX века.

А.С.Пушкин. Лицейские годы Пушкина.



Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная, парная

Рецептивная: чтение статьи

учебника, дополнительных материалов по теме, прослушивание стихотворения;

репродуктивная: художе-ственный или краткий пересказ истории создания стихотворения;

продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание репродукции; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, установка ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста


Портреты поэта.

Фрагмент д/ф, аудиозапись

Знать: факты биогра-фии А.С. Пушкина и периоды его творче-ства, историю создания стихотворения, посвя-щенного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного посла-ния, определение поня-тия «эпитет»;понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выра-зительности и их роль, находить в стихотворе-нии признаки жанра послания.


13


Жанр дружеского послания. «Пущину».

Поисковый

Групповая, индивидуальная


1

2

3

4

5

6

7

8

9

14


«Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Антитеза.

Объяснительно-иллюстративный

Групповая, индивидуальная


Рецептивная: прослушивание и восприятие стихотворения; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения; поисковая: комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление чернового варианта стихотворения с окончательной редакцией.


Иллюстрации учебники,

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя.



15


«Зимнее утро». Анализ стихотворения.

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная, групповая

Рецептивная: чтение и восприятие стихотворения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное рисование; исследовательская: сопоставление со стихотворением «Зимняя дорога»

Иллюстрации учебники, презентация

«Стихотворения А.С.Пушкина»

16


Двусложный размер стиха.


Объяснительно-иллюстративный

Групповая.

Практикум

Рецептивная: чтение статьи

учебника; продуктивная,

творческая: определение раз­мера стихотворе­ния;

исследователь­ская: литерату­роведческий анализ текста

презентация

Знать: определение понятий: «ямб» и «хорей», «ударение»,

«ритм», «слог», «стопа»,

«стих»; уметь определять размер, расставляя ударе­ния в отдельной строке стихотворе­ния, определяя ударные и без­ударные слоги.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

17



История романа «Дубровский».

репродуктивный

Парная, индивидуальная

Рецептивная: прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста

Иллюстрации учебники, отрывки х/ф «Дубровский»

Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.


18


Ссора Троекурова и Дубровского. (Анализ 1 главы)

19


Суд и его последствия.

Объяснительно-иллюстративный

индивидуальная

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов романа; репродуктивная: осмысление сюжета, поведения героев, их характеров; продуктивная, творческая: обсуждение плана основных событий; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста.

Иллюстрации учебники, презентация

Виодеофраг-мент

презентация


Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе




Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.

20


Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом.

совершен­ствования знаний и умений

Групповая


21


Учитель (главы 8 – 10)

репродуктивный

Коллективная


22


Маша Троекурова и Владимир Дубровский.

Объяснительно-иллюстративный

Парная, индивидуальная

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; творческая: художественный пересказ эпизода; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ 12-19 глав романа.

Иллюстрации учебники, презентация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

23


Развязка романа «Дубровский»

репродуктивный

коллективная

Репродуктив­ная: осмысление сюжета художе­ственного произ­ведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: об­суждение плана, воспроизведение событий по пла­ну, защита сочи­нения «Кто вино­ват в том, что судьбы Владими­ра и Маши сло­жились столь трагически?»; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Презентации учащихся, учебники

Знать: определе­ние понятий «ком­позиция», «сюжет»;последовательность событий, изображенных в романе; уметь составлять простой план, вы­делять завязку, кульминацию, раз­вязку действия, про­слеживать их связь с развитием кон­фликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событий­ные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Трое­курова - смерть Дубровского и т.д.); делать вывод об организации сюжета в романе


24,

25


Р.Р. Сочинение - сравнитель­ная характе­ристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Репродуктивный

Творческая работа, индивидуальная

Продуктивная, творческая: под­готовка к сочине­нию

тексты

Уметь составлять план и писать работу в соответствии с планом

26


Вн.чт. Своеобразие цикла «Повести Белкина»

совершен­ствования знаний и умений

Фронтальная, групповая

Репродуктив­ная: осмысление сюжета, событий, поведения геро­ев, их характе­ров, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценировка эпизодов

Иллюстрации учебники,

Знать содержание текстов, историю создания и героев повести Пушкина,

понимать позицию Пушкина-гуманиста: уметь: анализировать роль эпиграфа повести

1

2

3

4

5

6

7

8

9

27


Мотив судьбы в повести «Метель».

Объяснительно-иллюстративный

Парная, индивидуальная

Репродуктив­ная: осмысление сюжета, событий, поведения геро­ев, их характе­ров, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценировка эпизодов

Иллюстрации учебники, ИКТ

Уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов


2 четверть

28


Композиция повести «Метель».



репродуктивный

Творческая работа. индивидуальная

Рецептивная: чтение статьи учебника, репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценировка эпизодов

тексты

Знать: содержание текстов, историю создания

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов


29


А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка

30


М.Ю.Лермонтов.

Жажда борьбы и свободы как основной мотив стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус».




Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная групповая, парная

Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении акте­ра и его воспри­ятие; репродуктив­ная: осмысление содержания стихотворения, от­веты на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние, устное сло­весное рисова­ние; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос, установле­ние ассоциатив­ных связей с произведениями музыки

Иллюстрации учебники, ИКТ

Тексты стихотворения

Учебники, ИКТ














Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определе­ние понятий «эпи­тет», «художест­венное сравне­ние», «антитеза»,«инверсия», «лек­сический повтор»; понимать: в чем поэт находит сход­ство своей участи с «судьбой» тучек; каковы особенности компози­ции стихотворения, уметь связно рас­сказывать о поэте, определять художеств. средства языка,

31


«Тучи». Раздумье поэта-изгнанника о своей судьбе.

репродуктивный

Коллективная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

32


Анализ баллады «Три пальмы». Аллитерация.

репродуктивный

Коллективная

индивидуальная

Рецептивная:

прослушивание стихотворения в исполнении мас­тера художест­венного слова, чтение и воспри­ятие художест­венного текста; репродуктив­ная: осмысление сюжета, событий, характеров пер­сонажей, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние, устное сло­весное рисова­ние;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установле­ние ассоциатив­ных связей с произведениями музыки;

исследователь­ская: анализ тек­ста

Тексты стихотворения

Учебники

Знать: определе­ние понятий «лиро-эпическое произ­ведение», «сюжет», «тема», «компози­ция», «инверсия», «эпитет», «олице­творение», «алли­терация», «поэти­ческая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпи­ческое изображе­ние событий с ли­рическим пережи­ванием, основную мысль стихотво­рения, проникнутую глубоким фило­софским смыслом: разрушение красо­ты и гармонии че­ловека с миром природы;

уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических инто­наций стихотворе­ния, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоцио­нальное своеобра­зие, личное отно­шение к событиям каждого эпизода стихотворения


1

2

3

4

5

6

7

8

9

33


И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Бежин луг».


Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная, групповая




Рецептивная:

прослушивание отрывка из рас­сказа в исполне­нии актера, вы­борочное чтение и восприятие рассказа; репродуктив­ная: осмысление сюжета, событий, характеров геро­ев рассказа, ху­дожественный пересказ эпизо­да, ответы на во­просы;

продуктивная, творческая: уст­ное словесное рисование, уст­ное сообщение о писателе; поисковая: комментирование отдельных фраг­ментов текста, установление ассоциативных связей с произ­ведениями живо­писи;

исследователь­ская: анализ тек­ста

Презентация учащихся, учебники

Знать: факты био­графии и творчест­ва писателя, свое­образие цикла «Записки охотни­ка», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержа­ние рассказа «Бе­жин луг»; понимать автор­ское отношение к героям;

уметь связно рас­сказывать о героях, характерах, опи­сывать их по иллю­страциям и вооб­ражению, выбороч­но пересказывать эпизоды, коммен­тировать их




34


Природа в рассказе «Бежин луг».


репродуктивный

Коллективная

Практикум



Презентация

35


Характеристики и портреты Павлуши и Илюши








репродуктивный

индивидуальная


Иллюстрации учебники, ИКТ

36


Рассказы мальчиков у костра.

Объяснительно-иллюстративный

совершен­ствования знаний и умений

Коллективная

парная

Рецептивная: прослушивание

Видеофрагмент

Тексты, презентация

Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст.


отрывка из рассказа, выбороч-ное чтение и восприятие рассказа; репродуктивная: художественный рассказ о Бежине луге с включением в него эпитетов, сравнений, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование; поисковая: комментирование отдельных фрагментов рассказа; исследовательская: анализ текста

37


Рассказы мальчиков у костра.

38


Р.Р. Речевая характеристики одного из героев.




4

5

6

7

8

9

39



В поэтическом мире Ф.Тютчева.

Стихотворения.

Объяснительно-иллюстративный

Коллективная

Проблемные задания

Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, творческая: заочная экскурсия в дом-музей Овстуг; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениям музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения.




Учебник, фонохрестоматия

Знать: автора и факты его био­графии, литера­турной деятельно­сти; определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскус­ственности лирики, стремление Фета остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Фе­та, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении


40



В поэтическом мире

А.Фета

Стихотворения

репродуктивный

Коллективная

Проблемные задания

Рецептивная:

прослушивание стихотворений в исполнении акте­ра, чтение и вос­приятие художе­ственного текста; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: уст­ное сообщение о поэте, вырази­тельное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных свя­зей с произведе­ниями музыки; исследователь­ская: анализ тек­ста


Учебник, ИКТ

41


Н.А.Некрасов – поэт и гражданин. «Железная дорога»

совершен­ствования знаний и умений

Коллективная

аналитическая беседа


Рецептивная: прослушива-ние стихотворения в исполнении акте­ра, чтение и вос­приятие художе­ственного

Учебник, презентации

фонохрестоматия

Знать: автора и факты его биогра­фии, литературной деятельности; ­

1

2

3

4

5

6

7

8

9

42


«Железная дорога» - гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа

частично-поисковый, эвристический

коллективная аналитическая беседа

текста; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: со­общение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисо­вание; поисковая: уста­новление ассо­циативных свя­зей с произведе­ниями живописи; исследователь­ская: анализ тек­ста


определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяже­лейшем каторжном труде рабочих, со­чувствии им авто­ра; уметь отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами


43


Вн.чт. Н.А.Некрасов. Стихотворения «Дедушка», «Школьник»

Объяснительно-иллюстративный

Групповая, индивидуальная

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный рассказ о жизни главного героя, выразительное чтение фрагментов; поисковая: поиск ответа на проблемный вопрос.

Иллюстрации учебники, ИКТ


Знать: содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема; уметь: выразительно читать лирическое повествование

44


Трехсложный размер стиха.

совершен­ствования знаний и умений

Коллективная групповая.

Проблемные задания

Рецептивная: чтение статьи учебника о трех­сложных разме­рах стиха; репродуктив­ная: ответы на вопросы; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос; исследователь­ская: литерату­роведческий анализ поэтиче­ского текста

Тексты стихотворений, презентация

Знать: определе­ние понятий: «сто­па» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «ана­пест», «амфибра­хий»;

уметь структури­ровать основные положения статьи учебника, определять размер стихо­творений

45


Н.С.Лесков. Слово о Лескове. Жанр как сказ.

репродуктивный

Коллективная групповая.


Рецептивная: чтение и воспри­ятие художест­венного текста; репродуктив­ная:

Иллюстрации учебники, видеофрагм.

Знать: автора и факты его биогра­фии, литературной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

46


Анализ «Сказа…»

совершен­ствования знаний и умений

аналитическая беседа

ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние, сообщение о Н.С.Лескове и рассказ о туль­ском мастеровом;

поисковая: уста­новление ассо­циативных свя­зей с произведе­ниями живописи; исследователь­ская: анализ тек­ста




деятельности; оп­ределение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повест­вование», содер­жание рассказа «Левша»; понимать, как со­четается эпическое повествование (ав-

тор) с народной простотой (Пла­тов), заковыристы­ми намеками (Лев­ша) и доверитель­ной таинственно­стью;

уметь связно рас­сказывать о писа­теле, воссоздавать портрет главного героя


47


«Портрет» Левши.

совершен­ствования знаний и умений

Коллективная групповая.

аналитическая беседа

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние сцены «Лев­ша во дворце»; чтение по ролям одной из сцен сказа: «Англича­не дарят сталь­ную блоху царю Александру Пав­ловичу», «Платов у туляков», «Левша у англи­чан»;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комменти­рование художе­ственного произ­ведения, уста­новление ассо­циативных свя­зей с произведе­ниями живописи; исследователь­ская: анализ ху­дожественного текста

Видеофрагменты

48


Р.Р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан»

репродуктивный

Творческая работа, индивидуальная


Продуктивная, творческая: раз­вернутый пись­менный ответ на проблемный во­прос




Иллюстрации тексты

Уметь давать крат­кий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в не­большом сочине­нии-рассуждении

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3 четверть

49


Завершение работы над «Сказом…»

Объяснительно-иллюстративный

Коллективная групповая.


Продуктивная, творческая: пре­зентация группо­вых заданий «Приемы сказоч­ного повествова­ния»;

поисковая: комментирование художественного произведения; исследователь­ская: анализ языка произве­дения

учебники, презентации учащихся

Знать и понимать

сходство и разли­чия между сказом Лескова и вол­шебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, глав­ные герои, наличие волшебной силы); понимать роль просто-народных и новых каламбур­ных слов и оборо­тов в сказе, свое­образие его сюже­та и композиции; уметь выделять приемы ска-зочного повествования, оп­ределять их роль в произведении


50


Вн.чт. Н.С.Лесков «Человек на часах»

Объяснительно-иллюстративный

Коллективная групповая

Рецептивная:

выборочное чте­ние глав,

диалога, сцены наказания, репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, со­общение о по­рядках в армии времен царство­вания Николая I

тексты

Знать историю создания и содер­жание рассказа. Понимать: почему автор изменил первоначальное заглавие; идею расска­за, авторское от­ношение к герою; уметь оценивать поступки героев

51


А.П.Чехов – писатель и человек. «Толстый и тонкий».

Практикум

Коллективная групповая

Репродуктивная: рассказ о писателе, ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста.

Видеофрагмент

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «худо-жественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над

1

2

3

4

5

6

7

8

9

52



Вн.чт. Рассказы Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия»

репродуктивный

Коллективная

выразительное чтение, аналитическая беседа

Репродуктивная: краткий пересказ рассказа; поисковая: самостоятельный ответ на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы.

Иллюстрации учебники, презентации

речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.



53



Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Е.А.Баратынский.

репродуктивный

Коллективная групповая.

индивидуальная

Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениям музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения.

Иллюстрации учебники, презентации

Знать содержание повести.

Уметь выделять и формулировать тему, идею и проблематику произведения.

54



Я.П.Полонский. Стихотворения

55



А.К.Толстой. Стихотворения.

56





Произведения русских писателей ХХ века.

А.Грин. Слово о сказочнике.





Объяснительно-иллюстративный

Коллективная групповая.


Рецептивная: чтение статьи

учебника об А.С. Грине; репродуктивная: прослушивание инсцениро­ванного фрагмен­та феерии и ос­мысление сюжета произведения, ответы на вопро­сы, пересказ;


Иллюстрации учебники, ИКТ

Знать: автора, факты его биографии, творческой

деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной ста­тьи, находить в романе яркие, не­обычные

события, элементы фанта­стики, образы-символы; анализи­ровать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.

57


«Алые паруса». Романтические мечты и душевная чистота главных героев

репродуктивный

Фронтальная, коллективная

продуктивная, творческая: со­общение об А. Грине, устное словесное рисо­вание, сочинение по рассказам А.П.Чехова; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос; установле­ние ассоциатив­ных связей с произведениями живописи

Видеофрагменты, презентация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

58


А.Платонов. Страницы жизни и творчества.

Объяснительно-иллюстративный

Коллективная

аналитическая беседа

Репродуктивная: художественный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о писа­теле, сообщение об истории соз­дания сказки-были; устное словесное рисо­вание;

исследователь­ская: сопостав­ление произве­дений художест­венной литерату­ры разных авто­ров и выявление общих и своеоб­разных черт

Иллюстрации учебники, д/ф



Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему автор назвал свое произведение сказ­кой-былью, чем сказка Платонова отличается от на­родных сказок, ска­зок Пушкина, Ер­шова, Погорельско­го; размыш­ления автора о непрерывности жиз­ни, необходимости постоянного труда для ее продолже­ния; авторское от­ношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реаль­ные моменты повествования сравни­вать сказку-быль А. Платонова с народными литера­турными сказками.


59


Рассказ «Неизвестный цветок».






частично-поисковый

Беседа.

учебники, ИКТ

60


Вн.чт. А.Платонов «Корова».

репродуктивный

Коллективная

Беседа.

тексты

61


М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная, групповая







Репродуктивная: рассказ о жизни и произведениях

М.Пришвина; ответы на вопросы, выборочный пе­ресказ; продуктивная, творческая: выразительное чте­ние; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемные во­просы,

презентация

Знать автора, со-

держание сказки-

были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философ­ская притча», от­ношение рассказ­чика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказоч-

ные и реали­стические

1

2

3

4

5

6

7

8

9

62


«Кладовая солнца».

Тропа Насти

Объяснительно-иллюстративный

Коллективная групповая.


коммен­тирование худо­жественного про­изведения; исследователь­ская: анализ тек­ста

Учебники,

Презентации учащихся

моментыповествования, анализировать предло-женные эпи­зоды произ-веде­ния, выборочно выразительно чи­тать их и переска­зывать


63


Тропа Митраши

64


«Великий

храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести

совершен­ствования знаний и умений, частично-поисковый




коллективный групповой

Рецептивная: чтение описания Блудова болота, описания природы после эпизода «Ссора детей»;

поисковая: самостоятельный

поиск ответа на проблемный во­прос; комменти­рование произ­ведения; исследователь­ская: анализ эпи­зодов: «О ели и сосне, растущих вместе», «Блудово болото», эпи­зода после ссоры детей

Иллюстрации учебники, ИКТ

Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для писателя весь мир природы и челове­ка - кладовая солнца, если сущ­ностью этого мира являются жизнь, добро, любовь; уметь находить в тексте заданные эпизоды; делать вы­вод о роли в худо­жественном произ­ведении описаний природы, пере­дающих настрое­ние человека

65


Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши.

репродуктивный

Творческая работа, индивидуальная

Продуктивная,

творческая: систематизация материала. Составление плана сравнительной

характеристики, вариантов вступления и заключения сочинения


Иллюстрации учебники, презентация

Знать: содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы; уметь находить в

тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения;

делать вывод: в чем

66


Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши.

1


3

4

5

6

7

8

9















ошиб­ки Насти и Митра­ши; определять цель сравнения и основание для сравнения; анали­зировать варианты вступления и заключения сочи­нения


67



В.Ч. Рассказ Ю. Нагибина

«Мой первый друг, мой друг бесценный...»

Репродуктивный

Коллективная

Проблемные задания.

Репродуктивная: ответы на

вопросы; продуктивная, творческая: со­общение о писателе, устное словесное рисование (порт­рет Павлика); поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос, установле­ние ассоциатив­ных связей с произведениями живописи; исследователь­ская: анализ тек­ста

Тексты

презента­ция сочинений по «Кладовой солнца» М.Пришвина

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержа-ние рассказа; понимать, что истинная дружба -одно из самых цен­ных явлений жизни человека;

уметь составлять словесный портрет о герое, анализи­ровать характеры и поступки персона­жей, соотносить изображенное на иллюстрации с со­держанием расска­за


68


Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.

К.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

Объяснительно-иллюстративный

Коллективная групповая.


Рецептивная:

чтение статьи учебника «Учим­ся читать выра­зительно»; Репродуктив­ная: устные со­общения о поэтах фронтового по­коления К.М.Симонове, Д.С.Самойлове, прослушивание

Презентация


Знать: авторов стихотворений, факты их биогра­фии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях расска­зывают стихотво­рения, какими чув­ствами

1

2

3

4

5

6

7

8

9

69


Д.С.Самойлов. «Сороковые»

Репродуктивный

Коллективная

Проблемные задания.

стихотворений в записи;

продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние стихотворе­ний;

поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос


проникну­ты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразитель­но читать, переда­вая при помощи интонации слож­ную гамму чувств -от скорбного вос­поминания до гор­дости за милую Родину


70


В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Объяснительно-иллюстративный

Коллективная групповая.


Репродуктивная: пересказ

эпизодов рассказа;

продуктивная, творческая: уст­ный рассказ о писателе, устное словесное рисо­вание, устный рассказ об одном из героев; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные во­просы, установ­ление ассоциа­тивных связей с произведениями живописи; исследователь­ская: анализ тек­ста, анализ эпи­зода «Я отпра­вился по земля­нику, чтобы тру­дом заработать пряник...»


Презентация

Видеофрагменты

Знать: автора,

факты его жизни и

творческой деятельности, содержание рассказа;

определение поня­тий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отноше­ние к героям рас­сказа;

уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, просле­живать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные во­просы

71


Р.Р. Особенности использования народной

речи в рассказе «Конь с розовой гривой»



репродуктивный

Коллективная групповая.


поисковая: самостоятельный

поиск ответа на

проблемные во­просы;

исследователь­ская: языковой анализ текста

Иллюстрации учебники,

презентация «словариков сибирских

диалектов»;



Знать: определение понятий «речевые пласты языка»,

«диалектизмы»,

«поговорки»;

уметь находить и анализировать

лингвистические

1

2

3

4

5

6

7

8

9








особенности речи героев рассказа;


72



Р.Р. Почему бабушка купила «пряник конем»?

Объяснительно-иллюстративный

индивидуальная



понимать, почему

писатель использу­ет диалектные и просторечные сло­ва, поговорки в своем произведе­нии

73


В.Г.Распутин «Уроки французского»: отражение в рассказе трудностей послевоенного времени.

репродуктивный

аналитическая беседа

Коллективная групповая.


Рецептивная: чтение статьи

учебника «Уроки доброты». Из истории создания

рассказа»;

репродуктив­ная: ответы на вопросы;

поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемные во­просы, коммен­тирование рас­сказа, установле­ние ассоциатив­ных связей с произведениями живописи; исследователь­ская: анализ тек­ста (сравнить два описания места, в котором дети играют на деньги)


Фрагменты фильма, презентация

Знать: автора, содержание рассказа; понятия:«герой-повест-вователь»,«посвящение» «предисловие», «приемы характеристи-ки героя» понимать, в каких трудных послево­енных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализиро­вать и сопостав­лять эпизоды, де­лать выводы, как пейзажная зари­совка помогает по­нять характер ге­роя

74


Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства.

совершен­ствования знаний и умений





Комментированное чтение, аналитическая беседа

Коллективная групповая.


Репродуктив­ная: ответы на вопросы; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемные во­просы, коммен­тирование рас­сказа, установле­ние ассоциатив­ных связей с про­изведениями жи­вописи;

Иллюстрации учебники, презентация

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, ре­шившей помочь мальчику; смысл посвящения и пре­дисловия; уметь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

75



Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.

Объяснительно-иллюстративный

Коллективная групповая.


исследователь­ская: сопостав­ление произве­дений художест­венной литерату­ры разных авто­ров, выявление сходств

Презентация

Фонохрестоматия

сопостав­лять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, на­ходить черты сход­ства


76


«Уроки доброты». Смысл произведения.

77


В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал»


репродуктивный

Коллективная групповая.


Рецептивная:

чтение статьи учебника «Стран­ные люди» - ге­рои Шукшина»; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование, чте­ние по ролям эпизода; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные во­просы, коммен­тирование рас­сказа, установление ассоциатив­ных связей с про­изведениями жи­вописи

Презентация учебники

Знать: содержание рассказа; понимать автор­ское отношение к героям рассказа -бабке Маланье и ее внуку Шурке; уметь в ролевом чтении передавать характеры персо­нажей, интонаци­онно подчеркивая простодушие, на­ивность, непосред­ственность героев, формулировать собственное отно­шение к персона­жам

78


Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

совершен­ствования знаний и умений

Фронтальная, парная


Рецептивная: чтение статьи учебника о писа­теле;

репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, импровизированный рассказ о героях, поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемные во­просы, коммен­тирование рас­сказа, установле­ние ассоциатив­ных связей с произведениями

живописи; исследователь­ская: анализ художественного текста

Учебники, презентация

Знать автора, фак­ты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учи­теля: как смешно и жалко может смот­реться человек, не понимающий раз­личия между тем, что он

думает сам о себе и каковым является на самом деле;

уметь выражать

1

2

3

4

5

6

7

8

9








впечатления от прочитанного, ана­лизировать юмори­стические эпизоды повествования, психологический поединок двух пер­сонажей, языковые средства иронии


4 четверть

79



Подготовка к домашнему сочинению по произведениям современных писателей.

совершен­ствования знаний и умений

индивидуальная

Продуктивная, творческая: раз­вернутый пись­менный ответ на проблемный во­прос

Иллюстрации учебники,

Уметь составлять план, формулировать тему и выполнять творческую работу


80


Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века.


Объяснительно-иллюстративный

Коллективная групповая.


Рецептивная:

чтение статьи учебника; репродуктив­ная: прослуши­вание стихотво­рения в исполне­нии актера, отве­ты на вопросы;


Фрагменты д/ф

Знать: автора, оп­ределение понятий «лирический ге­рой», «эпитет», «художественный образ», «антите­за»;

понимать, как ли­рика

81


А.Блок. «Летний вечер», «О как безумно за окном».

репродуктивный

Фронтальная, групповая

продуктивная, творческая: уст­ный рассказ об А.Блоке, вырази­тельное чтение стихотворений А.А. Блока, соз­дание иллюстра­ций к ним; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос, установление ассоциатив­ных связей с произведениями музыки; впечатления от исследователь­ская: анализ тек­ста впечатления от Рецептивная: чтение статьи

учебника;

Презентация Фрагменты д/ф

А. Блока пере­дает трагическое мироощущение человека начала 20 века;

уметь находить в стихотворениях поэта художест­венные средства языка, передавать состояние души лирического

1

2

3

4

5

6

7

8

9

82


С.Есенин. В гостях у поэта.

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная, парная




репродуктивная: ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: рас­сказ о С.А. Есе­нине,

вырази­тельное чтение стихотворений; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос, установле­ние ассоциатив­ных связей с произведениями музыки; исследователь­ская: анализ тек­ста

Презентация прослушивание стихотворения в

исполнении актера, прослушивание пес-

ни на слова

С.Есенина,

героя, определять ключе­вые слова, харак­теризующие миро ощущение героя (печаль, сожале­ние,

забота и проч.), вырази­тельно читать сти­хотворения, инто­национно переда­вая настроение и чувства лирическо­го героя


83


«Несказанное, синее, нежное…» (по стихотворениям С.Есенина)

совершен­ствования знаний и умений

Парная, коллективная

84


А.А.Ахматова. Постижение красоты. «Перед весной бывают дни такие…»

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная, парная


Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктив­ная: прослуши­вание стихотво­рения в исполне­нии актера, отве­ты на вопросы; продук-тивная, творческая: сообще-ние об А. Ахматовой,

поисковая: самостоят. поиск ответа на проблемный впр.


Урок с применением фонохрестоматия


Знать автора; понимать мир ее образов особен-ность лирики поэтессы, ассо­циативность и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, ус­танавливать ассо­циативные связи,

85


Н.М.Рубцов. «Звезда полей».

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная, парная


Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктив­ная: прослуши­вание стихотво­рения в исполне­нии актера, отве­ты на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние стихотворе­ний; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос, установле­ние


Урок с применением ИКТ

передавая интонационно чув­ства лирического героя

1

2

3

4

5

6

7

8

9






ассоциатив­ных связей с му­зыкальным про­изведением; ис­следователь­ская: анализ тек­ста




86


Из литературы народов России.

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга»

Объяснительно-иллюстративный

Коллективная


Репродуктив­ная: пересказ, ответы на вопро­сы;

продуктивная, творческая: выразительное чтение мифоло­гического текста; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос



87


К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда».

Объяснительно-иллюстративный

Коллективная


88


Миф Древней Греции.

Мифы Древней Греции. Боги-олимпийцы.









Объяснительно-иллюстративный

Коллективная


Репродуктив­ная: пересказ, ответы на вопро­сы;

продуктивная, творческая: выразительное чтение мифоло­гического текста; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос, установле­ние ассоциатив­ных связей с произведениями живописи; исследователь­ская: сопостав­ление произве­дений художественной литературы







Иллюстрации к древнегреческим мифам

таблица

Знать: определе­ние понятий «миф», «мифоло­гия», «герой в древнегреческой мифологии», «ки­фара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов;

понимать смысл мифов, образ иде­ального героя: му­жественного, вы­носливого, изобре­тательного, уважающего волю богов; мировосприя­тие древнего чело­века, его понима­ние добра и зла; отличие мифа от

сказки;

89


Подвиги Геракла.

репродуктивный

Коллективная


продуктивная, творческая: выразительное чтение мифоло­гического текста;


фонохрестоматия


1

2

3

4

5

6

7

8

9

90



Миф и легенда. «Легенда об Арионе».

Объяснительно-иллюстративный

Коллективная

Рецептивная:

чтение легенды; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние, художест­венный рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий и др.), обсуждение со­чинений о подви­гах Геракла; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос;

исследователь­ская: сопостав­ление произве­дений художест­венной литерату­ры (легенды об Арионе Геродота и стихотворения А.С.Пушкина «Арион»



Урок с применением ИКТ


уметь давать ха­рактеристику ге­рою, анализиро­вать его поступки

Уметь выполнять художественный пересказ некоторых

мифов


91



Из древнего эпоса.

Гомер.

Илиада. Песнь 18.

Объяснительно-иллюстративный












Фронтальная, парная




Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вырази­тельное чтение фрагментов поэм; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос, установле­ние ассоциатив­ных связей с произведениями живописи; исследователь­ская:

сопоставление произве­дений художест­венной литерату­ры (сюжетных основ двух поэм)


Презентация, со­общения «Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея», «Зна­чение поэм Гоме­ра»; рассказ о главных героях поэм - Одиссее и

Ахилле

Знать: понятие «героического эпо­са» признаки и отличи­тельные особенно­сти героического эпоса, определе­ние понятий «ги­пербола», «посто­янный эпитет»

понимать, как со­четается в эпосе Гомера

восхвале­ние богов, покло­нение им - с юмо­ром, смехом, комизмом;



1

2

3

4

5

6

7

8

9

92




«Одиссея» Гомера – песня о героических подвигах и мужественных героях.

репродуктивный

Индивидуальная

Беседа по прочитанному, комментарий учителя


пере­сказ эпизодов «Посвящение в рыцари», «При­ключения на по­стоялом дворе», «В замке герцо­га», «Возвраще­ние домой»;


значение поэм Гомера; уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихо творной речи, оп­ределять их роль, давать характери­стику героям, ана­лизировать их по­ступки; вырази­тельно читать, ин­тонационно пере­давая торжествен­ность, плавность звучания стиха


93



Мигель де Сервантес Сааведра.

«Дон Кихот»

совершен­ствования знаний и умений

Фронтальная, парная

аналитическая беседа

Репродуктив­ная: ответы на вопросы, продуктивная, творческая: со­общение о писа­теле, рассказ о главных героях романа; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос, сравнение двух героев: дон Кихо­та и Санчо Пан­сы; исследователь­ская: сопостав­ление произве­дений художест­венной литерату­ры друг с другом



Знать: автора, факты его биогра­фии и твор-ческой деятельности; понимать смысл поня-тий «пародия», «ры-царский ро­ман»; уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутрен­нее сходство и не­похожесть; соотно­сить содержание про-читанных глав романа со стихо­творением Д.С.Мережковского

94


Произведения зарубежной литературы.

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная, парная


Репродуктив­ная: сообщение о поэте и драма­турге, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние;

поисковая: са­мостоятельный

Учебник, иллюстрации, тесты


Знать: автора, сведения о его био­графии и творче­ской деятельнос-ти; определение поня­тия «баллада как лите-ратурный жанр», ее

1

2

3

4

5

6

7

8

9






поиск ответа на проблемный во­прос; установле­ние ассоциатив­ных связей с произведениями живописи; исследователь­ская: сопостав­ление произве­дений художест­венной литерату­ры (двух перево­дов баллады Шиллера: М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского)


отличие от былины и песни; понимать пробле­мы, поставленные поэтом в балладе поступок ге-роя; уметь соотносить жанровые особен­ности повести, рас­сказа и бал-лады и определять жанр произведения; сравнивать переводы баллады и выявлять свое­образие каждого




95



Новелла П.Мериме «Матте Фальконе»




репродуктивный

Фронтальная, парная









Рецептивная: чтение статьи учебника «Срав­ним прозаиче­ский и стихотвор­ный тексты»; репродуктив­ная: сообщение о писателе, ответы на вопросы, пе­ресказ отдельных эпизодов; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос; установле­ние ассоциатив­ных связей с произведениями живописи; исследователь­ская: анализ тек­ста (сравнение прозаического текста новеллы и стихотворного)






Карточки

Презентация, художствен-ный фильм

Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; оп­ределение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказы­вать о героях, ана­лизировать их по­ступки и поведение

96


Новелла П.Мериме «Матте Фальконе»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

97


Вн.чт. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

Урок ознакомления с новым материалом

КоллективнаяИндивидуальная: нарисовать иллюстрации любимых героев

Репродуктив­ная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чте­ние фрагментов эпизодов по ро­лям (гл.34,35); поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос; установле­ние ассоциатив­ных связей с произведениями живописи; исследовательская: сравни­тельная характе­ристика героев романа, сопос­тавление произ­ведений художе­ственной литера­туры

Видеофрагменты, презентация

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и разли­чия


98


Вн.чт. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

99


Антуан де Сент-Экзюпери». Маленький принц».


репродуктивный

Фронтальная, парная

аналитическая беседа

Репродуктив­ная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рас­сказ о героях

сказки;

Литературная игра

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности;

оп­ределение понятий

«философская сказка»,


100


«Маленький принц» - фи­лософская сказка и муд­рая притча


репродуктивный


поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциатив­ных связей с произведениями живописи


«притча», «символ» (началь­ные представле­ния);

понимать фило­софский смысл сказки; что бывает, когда дети откры­вают мир взрос­лым, когда взрос­лые умеют слы­шать детей; уметь определять сказочные и реаль­ные элементы сказ­ки



101


Смысл и художественное своеобразие романтической повести-сказки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

102



Р.Р. Сочинение по повести-сказке «Маленький принц»



Репродуктивный


Творческая работа, индивидуальная

Продуктивная, творческая: под­готовка к сочине­нию

иллюстрации

Уметь: оформ­лять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения


103


Урок контроля. Литературная викторина

Комбинированный

Индивидуальная

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: со­чинение; поисковая: связный пись­менный ответ на проблемный во­прос

Фонохрестоматия 6 класс

Уметь: определять по фрагментам произведений ав­тора, персонажа, название произве­дения, связно от­вечать на вопрос проблемного ха­рактера, оформ­лять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения

104


Итоговый урок

Репродуктивный




Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: со­чинение; поисковая: связный пись­менный ответ на проблемный во­прос


Уметь: определять по фрагментам произведений ав­тора, персонажа, название произве­дения, связно от­вечать на вопрос проблемного ха­рактера

105


Вн.чт. «книги, которые я буду читать»


Обзор литературы для чтения летом