Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и в соответствии с примерной программой по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015 г.
Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы с 5 класса по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
Учебно-тематический план.
Тема
Кол-во часов
Введение.
1
Из древнерусской литературы.
4
Из литературы XVIII века.
11
Из литературы XIX века.
54
Из литературы XX века.
28
Из зарубежной литературы.
4
ИТОГО
102
Содержание тем учебного курса
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы ХVIII века
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов
Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев
Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.
Василий Андреевич Жуковский
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский
. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой
Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века-1ч.
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский
Слово о поэте
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский
Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл
Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
воспроизвести их конкретное содержание,
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:
обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
п/п
Дата
Тема урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Домашнее задание
1
Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе
Уметь выделять характерные причинно-следственные связи.
Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.
2
«Слово о полку Игореве» -величайший памятник литературы
Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…".
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Заполнить таблицу в тетради
3.
«Слово..» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение
Образы русских князей. Характер князя Игоря
Знать нравственно-патриотическую идею «Слова».
Уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.
Выучить отрывок из «Слова…» наизусть
4.
Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
Нравственно-патриотическая идея «Слова».
Знать понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции
5.
Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…»
Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Написать сочинение
6.
Классицизм как литературное направление
Основные черты классицизма как литературного направления.
Знать основные черты классицизма как литературного направления.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
Выучить конспект в тетради
7.
«Пётр Великий русской литературы» (В.Белинский) М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка
«Теорию трёх штилей», теорию стихосложения, особенности жанра оды
Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Прочитать «Оду на день восшествия…»
8.
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…» типичное произведение в духе классицизма
Средства создания образа идеального монарха.
Знать содержание оды, его особенность и форму.
Уметь назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины, мира, жизни и просвещения в оде.
Индивидуальное сообщение о личности Г.Р.Державина
9.
Творчество Г.Р.Державина
Жанры поэзии Державина
Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.
Ответить на вопрос: « В чём ода Державина соответствует, а в чём отходит от строгих канонов жанра классицизма?»
10.
Стихотворения Г.Р.Державина
Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.
Выучить наизусть стихотворение Державина (на выбор)
11.
12.
13.
Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин…». Комедия «Недоросль»
Комедия как драматический жанр. Особенности творчества Д.И.Фонвизина
Знать содержание комедии. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.
Ответы на вопросы с. 79
Выписать афоризмы из комедии.
Охарактеризовать Митрофанушку
14.
А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),
Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.
Знакомство с особенностями творчества писателя. Взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие
Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
Ответить на вопрос: «Почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?»
15.
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление
Знакомство с особенностями творчества писателя. Сентиментализм как литературное направление
Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем
Прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза»
16.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма
Выявление основных признаков сентиментализма в произведении
Знать содержание произведения.
Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств
Подготовиться к проверочной работе по теме «Сентиментализм»
17.
«Золотой век русской литературы». Романтизм как литературное направление
Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа
Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос.
Выучит лекцию о романтизме в тетради
18
19.
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)
Особенности баллады как лироэпического жанра
Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение
Вопросы с.153
20.
А.С.Грибоедов: личность и судьба
Жизнь и творчество А.С.Грибоедова.
История создания комедии «Горе от ума»
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.
Прочитать 1 действие комедии
21.
Комедия «Горе от ума». Анализ 1 действия
Особенности комедии как драматического жанра
Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Прочитать 2 действие
22.
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии
Проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей
Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.
Чтение 3 действия
23.
«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия
Проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей
Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию.
Развернутый ответ на вопросЧтение 4 действия
24.
«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия
Проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей, выявление идеи комедии
Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты
Выучит наизусть отрывок из комедии
25.
И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой
Критическая литература
Знать основные положения статьи.
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.
Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», написать сочинение по предложенным темам
26.
Классное сочинение обучающего характера по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Содержание комедии
Знать содержание комедии.
Уметь сопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.
Написать сочинение по предложенным темам
27.
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика.
Своеобразие творчества поэта
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления
Стихотворения Пушкина о дружбе и друзьях
28.
Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина
Адресаты пушкинской
дружеской лирики, история создания стихотворений.
Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Вольнолюбивая лирика Пушкина
29.
Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина
Свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал
Знать свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Любовная лирика Пушкина
30.
Любовная лирика А.С.Пушкина
Адресаты любовной лирики поэта
Знать адресатов любовной лирики.
Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.
Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы
Стихотворения о поэте и поэзии
31.
Тема поэта и поэзии («Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина
Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Выбрать для анализа любое стихотворение Пушкина А.С.
32.
Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
Анализ лирического произведения
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать
33.
Роман в стихах «Евгений Онегин»
История создания. Замысел и композиция романа
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах
Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.
Уметь выделять смысловые части текста
Работа в группах: характеристика Онегина, Ленского
34.
Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский
Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский.
Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка
Характеристика Татьяны и Ольги Лариных
35.
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина
Тема любви и долга в романе
Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.
Уметь давать характеристику героя произведения
Выучить наизусть отрывок из романа
36.
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни
Идея произведения, авторская позиция
Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.
Уметь различать образ автора и героя
Подготовиться к сочинению
37.
Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.
Написать сочинение
38.
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства»
Проблематику произведения, идейное содержание, внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей
Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд, вдохновение
Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблемам.
Индивидуальное сообщение о М.Ю.Лермонтове
39.
Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.
Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций.
Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка
40.
Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Образ поэта в лермонтовской лирике
Уметь анализировать и интерпретировать произведение
Поэт и поэзия в творчестве М.Ю.Лермонтова
41.
Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
Уметь анализировать и интерпретировать произведение
Тема Родины в произведениях Лермонтова
42.
Эпоха безвременья в лирике поэта.
Эпоха безвременья
Знать основные признаки эпохи.
Уметь выделять смысловые части текста
«Дума», «Бородино»
43.
Подготовка к домашнему сочинению. Анализ стихотворения
Подготовка к домашнему сочинению. Анализ стихотворения
Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
Анализ стихотворения
44.
Роман «Герой нашего времени».
Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.
Психологический роман
Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.
Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции
Глава «Бэла»
45.
Печорин как представитель «портрета поколения
Эпизод романа, характеристика персонажей
Знать текст повести «Бэла».
Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей
«Журнал Печорина»
46.
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
Печорин в системе образов романа.
Содержание «Журнала Печорина».
Знать содержание «Журнала Печорина».
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.
Групповое задание
47.
Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич).
Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич).
Уметь анализировать и интерпретировать произведение.
48.
Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы.
Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы.
Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности
Подготовиться к сочинению
49.
Подготовка к домашнему сочинению по роману «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова
Нравственно-философская проблематика произведения.
Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Написать сочинение
50.
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя
Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».
1-6 глава читать
51
52.
Образы помещиков и чиновников и средства их создания
Образы помещиков и чиновников и средства их создания.
Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.
Уметь анализировать эпизод,
Прочитать “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче
53.
Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.
Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче
Уметь анализировать и интерпретировать произведение.
Найти лирические отступления в поэме
54.
Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.
Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.
Уметь анализировать и интерпретировать произведение
Подготовиться к сочинению
55.
Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
Написать сочинение
56
57
58.
Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Многообразие жанров, эмоциональное богатство.
Своеобразие лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Уметь анализировать поэтические произведения
Выучить наизусть стихотворение
59
60
61.
И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». Нравственная проблематика произведения
Сюжет, композиция, основная идея произведения
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».
62
63
64.
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».
Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.
Сюжет, композиция, основная идея произведения
Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства
Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.
Л.Н.Толстой «Юность»
65
66
67.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.
Автобиографическая трилогия. Сюжет, композиция, основная идея произведения
Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии
Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.
А.П.Чехов «Маленькая трилогия»
68.
А.П. Чехов
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».
Комическое и трагическое в прозе Чехова.
Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».
69
70.
Маленькая трилогия А.П.Чехова
Особенности авторской позиции в рассказах.
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Эссе на тему «Футлярность» существования и духовная свобода в наши дни»
71.
Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.
Жанровые
особенности литературы ХХ века
Знать особенности русской литературы ХХ века.
Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.
Индивидуальное сообщение о Бунине.
72.
И.А.Бунин «Жизнь Арсеньева»
Автобиографический роман
Знать о жизни и творчестве писателя, роман «Жизнь Арсеньева»
Уметь анализировать произведение
Горький «Мои университеты»
73
74
75.
М.Горький «Мои университеты»
Автобиографическая трилогия
Знать о жизни и творчестве писателя,
Уметь анализировать произведение
М.А.Булгаков «Мертвые души»
75
76.
Комедия М.А.Булгакова «Мёртвые души» по поэме Н.В.Гоголя.
Драматургическое произведение
Знать о жизни и творчестве писателя,
Уметь анализировать произведение
77.
Подготовка к домашнему сочинению по комедии М.А.Булгакова «Мёртвые души»
Подготовка к домашнему сочинению
Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
Написать сочинение
78.
Русская поэзия Серебряного века.
Серебряный век
Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале, конспектировать лекцию
Стихотворения А.А.Блока
79
80.
А.А.Блок. Слово о поэте. Лирика А.А.Блока. Тема России в творчестве поэта
Своеобразие лирики А.А.Блока
Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.
Уметь анализировать и интерпретировать произведение.
Выучить наизусть стихотворение А.А.Блока
(на выбор)
81
82.
С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.
Размышления о жизни, природе, человеке.
Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина.
Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы
Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина
(на выбор)
83
84.
В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
Маяковский о труде поэта.
Новаторство поэзии В.В.Маяковского
Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.
Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского
Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина
(на выбор)
85
86.
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики
Особенности поэзии А.А.Ахматовой
Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,
отношение к поэту и поэзии.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
Выучить наизусть стихотворение А.А.Ахматовой
(на выбор)
87
88.
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Образ русского солдата в поэме
Особенности поэмы
Знать факты биографии поэта. Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Вопросы с. 190
89
90.
М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».
Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.
Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова
Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».
Уметь характеризовать образ главного героя
Вопросы с.187
91.
Просмотр кинофильма режиссёра С.Бондарчука «Судьба человека»
Уметь сравнивать художественное произведение и одноимённую постановка кинофильма
А.И.Солженицын «Как жаль»
92.
А.И.Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Как жаль»
Знать и уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа
В.М.Шукшин «Ванька Тепляшин»
93.
Русская литература 60-90 годов XX века
В.М.Шукшин «Ванька Тепляшин»
Основные темы русской литература 60-90 годов XX века
Особенности прозы В.М.Шукшина
Знать особенности композиции рассказа «Ванька Тепляшин».
Уметь характеризовать образ главного героя
В.П.Астафьев «Царь-рыба"
94.
Нравственные проблемы повествования в рассказе В.П.Астафьева «Царь-рыба"
Особенности рассказов В.П.Астафьева.
Нравственная проблематика произведения
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
В.Г.Распутин «Деньги для Марии»
95.
Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии» и её нравственные проблемы
Особенности рассказов В.Г.Распутина.
Нравственная проблематика произведения
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
А.В.Вампилов «Старший сын»
96.
Человек и стечение обстоятельств в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»
Особенности драматических произведений А.В.Вампилова
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
Стихотворения
Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского
97
98.
Особенности поэзии Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского
Особенности поэзии Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского
Знать факты биографии поэтов. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения
Вопросы с. 278
99
100.
Ж.Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»
Особенности творчества Ж.Б.Мольера, комедия как драматический жанр
Уметь находить черты классицизма в комедии, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения
Подготовиться к итоговому уроку
101
102.
Итоговые занятия по курсу 9 класса.
Ответы на вопросы (по уровням)
Организация текущего и промежуточного контроля
Тема Форма контроля
1
«Слово о полку Игореве»
Сочинение
2
Сентиментализм
Тестирование
3
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Сочинение
4
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Сочинение
5
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Сочинение
6
Н. В. Гоголь «Мертвые души»
Сочинение
7
Творчество А. П. Чехова
Эссе
8
М. А. Булгаков «Мертвые души»
Сочинение
Список произведений для заучивания наизусть
«Слово о полку Игореве» (отрывок)
Г. Р. Державин (ст-е на выбор)
А. С. Грибоедов «Горе от ума» (отрывок)
А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок)
Поэзия второй половины 19 века (А. Некрасов, Ф Тютчев, А.Фет)
А. Блок (ст-е на выбор)
С. Есенин (ст-е на выбор)
В.Маяковский (ст-е на выбор)
А. Ахматова (ст-е на выбор)
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьин, Е.Н. Колокольцев под ред. Т.Ф.Курдюмовой. Литература. 9 класс в 2 ч./– М.: Дрофа, 2015г.
Т.Ф. Курдюмова . Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5 -11 классов. М.: Дрофа, 2010г.
Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004
Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс / Авт.-
сост. В.Я. Коровина и др. –М.: Просвещение, 2006
Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя.
–М.: Просвещение, 2008
Беляева Н.М., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. –
М.: Просвещение, 20083.
7. Бельская Л.Л. Литературные викторины. –М.: Просвещение, 2005
8. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для роведения экзамена в 9 классе. –М.: Просвещение, 2006
9. Коровина В.Я. Литература: 9 класс: Методические советы / В.Я. Коровина, И.С. Збарский
; под ред. В.И. Коровина. –М.: Просвещение, 2008
Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе.–М.: ВАКО, 2007
Материально-техническое обеспечение: 1.Проектор 2. Компьютер 3. Интерактивная доска
24