Тема урока. Душа народа русского...
Цели уроков: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.
Методические приемы: работа по тексту с элементами беседы; сообщения.
Ход урока
I. Запись темы, эпиграфа, плана урока
Эпиграф:
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Н. А. Некрасов
План урока:
1. Отношение русской революционной демократии к народу.
2. Противоречивость, сложность и богатство духовного мира крестьянства.
II. Слово учителя
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» продиктован самой жизнью, тем значение, которое приобретал в пореформенную пору крестьянский вопрос.
Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России, на которые распространялось действие Манифеста 19 февраля, было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа, так он не был подготовлен к сознательным действиям.
Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но повлиять на их политическое самосознание.
Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа.
III. Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Ответы учащихся 1 группы
— Как показано безудержное веселье?
— Какие глаголы использованы?
(Шумит, поет, ругается,
Качается, валяется,
Дерется и целуется
У праздника народ).
Задание.
Выразительно прочитать и постараться передать атмосферу широкого народного праздника.
Первая картина: обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»).
Во второй картине выделим глаголы: шумит, поет..., передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.
В третьей картине отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно»…). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа.
— Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?
Задание.
Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в ничем не сдерживаемое пьянство.
(В первом эпизоде создается, а во втором усиливается представление о том, как еще много в народе темного, неприглядного и безобразного.
По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам
Покуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные, ...
Дорога многолюдная
Что позже — безобразнее:
Все чаще попадаются...)
Вывод.
Итак, сознание народное — сложное и противоречивое:
Народ суеверен На баб нарядных глядючи,
Старообрядка злющая
Товарке говорит:
Быть голоду! быть голоду!
В семье деспотизм Другая: «Врешь, в моем дому
Похуже твоего!
Мне старший зять ребро сломал!...»
Пьянству — пристрастие Расхвастался Вавилушка,
И старому, и малому
Подарков насулил.
А пропился до грошика!
Таким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы:
Добра ты царска грамота,
Да не про нас написана...
IV. Анализ образа Якима Нагого
Завершим рассматривать крестьянский мир на сельской ярмарке рассказом о Якиме Нагом. (Учащиеся зачитывают соответствующие эпизоды.)
— Кто такой Яким Нагой?
(Яким Нагой — представляет ту часть крестьянства, для которой характерно активное, протестующее начало. Он относится к поколению крестьян пореформенной России. Он выступает в поэме как народный защитник. Он говорит не об отдельных крестьянах, своих земляках или посетителях ярмонки, а о всем мире тружеников.
Герой чувствует величие и правильно оценивает роль крестьянского труда в жизни страны. Яким уже не поддакивает барину, Павлуше Веретенникову. У него есть свое представление о сути крестьянской жизни, свое, крестьянское чувство чести и собственного достоинства:
Постой, башка порожняя!
Шальных вестей бессовестных
Про нас не разноси!..
Отстаивая чувство трудовой крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству:
Работаешь один,
А чуть работа кончена
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
В словах Якима о народной душе звучит грозное предостережение:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная
Гневна, грозна, и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...
Таким образом, Яким Нагой — личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно).
V. Работа с текстом третьей части. Глава «Последыш». Ответы учащихся 2, 3 группы
1. Краткий пересказ текста
2. Беседа по тексту
Задание.
Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями, докажите это текстом поэмы.
(Картина коллективного труда, богатырство вахлаков:
Народу тьма...
…Проворных кос...
Размахи сенокосные...
…И пало, прошумев!)
— Почему мужики согласились «выдать себя» за крепостных?
(Крестьяне наивны, доверчивы и темны. Они не утратили веру в возможность договориться с помещиками, в возможность извлечь что-то для себя, сохранив отжившую систему отношений. В самом решении помалчивать до смерти старика много от прежней приниженности и покорности.)
Задание.
Зачитайте эпизоды, где вахлаки безропотно и смиренно переносят всякий раз моральное унижение.
(Народ — богатырь и труженик обрекает себя на добровольное рабство. И слово «вахлак» воспринимается как символ покорности, невежества. Их «шутка», «дурачество» обернулось бедой. Погиб Агап Петров, единственный в Вахлаках крестьянин, осмелившийся сказать правду в глаза Утятину. После смерти князя кончилась «ласка» барина и началась бесполезная судебная тяжба.)
Таким образом, главное в этой части — общественные отношения между помещиками и крестьянами. Крестьянство многосложно, уровень духовного развития крестьян различен. Каждый из них (и Влас, и Агап Петров, и Клим Лавин) высказывают свою точку зрения на отношения между крестьянами и помещиками, сложившиеся на Вахлачине.
По-иному расценивают сложившуюся в Вахлачине ситуацию Агап Петров. В решении вахлаков сохранить старые порядки Агап Петров видит проявление мужицкой глупости и вступает в откровенный конфликт с Последышем:
Цыц! Ничикни!
Крестьянских душ владение
Покончено. Последыш ты!
Агап возмущен, он не желает терпеть моральное унижение, не желает участвовать в комедии вахлаков.
VI. Работа с текстом главы «Крестьянка». Слушаем ответы 4 группы
1. Беседа по вопросам домашнего задания.
Итак, осмыслив характер отношений между вахлацким миром и помещиком переключим внимание на крестьянство корежского края.
Задание.
Рассказать, как жили корежские крестьяне.
— Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян (в отношениях с помещиками)?
(В отличие от вахлаков поведение корежских крестьян в истории с Шалашниковым и немцем Фогелем не покорность, не вера в возможность договориться с помещиком, а страстная жажда независимости.
В своеобразном состязании с Шалашниковым они проявили беспримерную стойкость, сумели одержать моральную победу над своим поработителем. Грубая сила Шалашникова не смогла победить упорства мужиков. Жажда независимости, жгучее чувство ненависти к угнетателям, непокорность судьбе ведут корежских крестьян на путь борьбы, против немца Фогеля, которого они живьем в землю закопали).
— Кто такой Савелий?
Слушаем сообщение учащихся о Савелии.
Задание.
Найдите в тексте портрет Савелия.
— Как понимает Савелий слово «терпит»?
(Слово «терпит» в данном контексте ассоциируется с такими понятиями как стойкость, выносливость, умение противостоять злу, выстоять, не согнуться. В этом «терпении» и видит Савелий богатырство крестьянина).
— Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает ассоциация с былиной о Святогоре?
(Глава называется «Савелий, богатырь святорусский». Образ Савелия внутренне соотносится с образом Святогора и со всем русским крестьянством. Образ Святогора помогает донести мысль не только о могучей силе, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но и один из самых неподвижных героев богатырского эпоса. Так и народ русский и силен, и бессилен одновременно).
— Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит?
(Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать!
Звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу).
— Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрену Тимофеевну?
(Терпение как покорность, смирение. Отчаяние, безысходность, обреченность, неверие в возможность изменить горькую судьбу крестьянина слышится в предсмертных словах героя.
Так в образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая, несгибаемая мощь, понимание бесполезности терпения, неутихающий гневный протест, с другой — незнание, как надо завоевать себе свободу. А отсюда— ноты отчаяния, чувство безысходности, неверие в возможность изменить свою судьбу).
2. Слушаем сообщение о Матрене Тимофеевне. Заключительные слова главы как бы подводят итог ее раздумьям:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..
Слова эти заставляют почувствовать, как велика сила зреющего гнева и протеста. Матрена Тимофеевна — представительница новой эпохи и нового поколения коржцев, в ее душе растет протест против угнетения. Это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.
«Крестьянка» - единственная часть поэмы, написанная от первого лица, Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Речь ее насыщена пословицами, поговорками, песнями, легендами, плачами и причитаниями, что свидетельствует о творческом складе ее души. Эта женщина не только сильная духом, но и одаренная, талантливая.
VII. Итог урока
Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Поэтому ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей.
Домашнее задание
Ответить на вопросы:
— В чем увидел Некрасов сущность характера, миросозерцания народа?
— Перечитать все части до «Пира на весь мир» выделить все эпизоды, в которых дается ответ на вопрос о счастье.
— Что нового внесли поиски счастливого странниками правдоискателями в спор о счастье, вспыхнувший в «Прологе». (Письменный ответ).