Урок литературы
70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В. Закруткин «Матерь человеческая».
Учебный предмет: литература
Уровень образования школьников: урок предназначен для обучающихся 7-8 классов.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Урок по повести В. Закруткина «Матерь человеческая».
Цели урока:
Задачи урока:
Закрепить умения собирать материал для характеристики героя.
Развивать активную мыслительную деятельность обучающихся.
Выявить авторскую позицию.
ХОД УРОКА
Слово учителя.
Для нас Великая Отечественная война - история, её должен знать каждый уважающий себя человек. Война стала испытанием человеческого духа и плоти. Мы с вами никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге. Человеческую жизнь оборвать было так же просто, как утренний сон.
Во время войны, как и в любое другое, человек попадает, оказывается в разных ситуациях. Но несмотря ни на что, человек всегда должен оставаться человеком. «Матерь человеческая» Виталия Закруткина - одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир.
Сегодня мы проанализируем эпизоды повести «Матерь человеческая».
Прогнозирование по названию.
Писатель создает исключительную ситуацию: на глазах Марии убиты муж и сын, соседка Феня, девочка Саня Зименкова, односельчане угнаны в Германию. От полной, яркой жизни не осталось ничего и никого. Зачем жить? Мария молится: «Я не могу жить, Господи, я не хочу жить. Может, Ты все-таки есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучалась… Разве можно так жить? У меня всё отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночка Васеньку удавили, дитё ни в чем не повинное… И хаты наши все спалили, одна зола от них осталась… И людей всех угнали, никого не оставили… Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…»
И всё же героиня находит внутренние силы, которые помогают не только выжить, но и выстоять, не потерять ни милосердия, ни душевного тепла, ни достоинства, ни, наконец, надежду и веру.
- Почему Мария пересиливает свою боль, поднимается над горем и остается жить?
Убитая горем Мария зовет смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, «что она не одна, что в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь…» И она остается жить, погребая одного за другим тех, с кем сталкивает её судьба. Для Марии все мертвые (даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова… Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко… Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слезы…»
Однако именно после этих похорон она ощущает в себе «сильные требовательные толчки его, не рождённого… Не ведая ни страха, ни болезни, ни горечи утрат, ни любви, ни ненависти, он уже готов был подойти к истокам своей полной страданий и счастья дороги и, подчиняясь зовущей его силе жизни, толкал материнское чрево локотками, коленками, головой…»
Трудно было ей, но жизнь продолжалась.
На доске делаем запись
Война:
Смерть Жизнь
Горе Радость
Обездвиженность Движение
Холод Тепло
Голод Еда
Безразличие Сочувствие
Безнадежность Надежда
Анализ эпизода «Возвращение в хутор. Погреб».
Здесь Марию ждало еще одно испытание.
Обратившись к тексту, опишите:
Чувства жалости, сострадания, очень «психологически» описывает героя. «Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, за кадушку, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его…»
Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? (Месть!)
Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги её подкосились». Что остановило её? Слово «мама», сдавленный крик, который показался ей громом, не «пощадите», «не убивайте» вложил в уста раненого автор. Сделано это не случайно:
С одной стороны, оно характеризует самого раненого - растерявшегося, насмерть испуганного мальчишку.
С другой - объясняет изменения в настроении Марии: слово «мама» словно обожгло её. Мария осознала, кто перед ней. Беспомощный, отчаявшийся человек, тяжелораненый, нуждающийся в помощи».
Мария стала названой матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила на путь утешительницы, помощницы, заступницы. Заботиться, хотя понимает, что раненый «не жилец на белом свете». Думает об этом с болью и жалостью.
А дальше дни наполнились для Марии содержанием и смыслом.
Стихотворение «Милосердие» В.Шефнер
Верю в добрых сердец бессмертие,
В солнце мира и тишины.
Милосердие, милосердие-
Это слово старше войны…
Милосердие! Слово вещее
Ты и нам сияло во мгле-
Наклонялись над нами женщины
Под огнем на ничьей земле.
Слово учителя С.Алексиевич «У войны не женское лицо»
«Я женщина. И я жизнь спасала. Мир спасала.
Можно ли победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего раненого, и чужого раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая, не её судьба, что этот народ хочет войны?
Поклонимся низко ей, до самой земли её великому милосердию»
Вывод: Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война - страшная катастрофа, которая несет смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить, оказав помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу.
Домашнее задание:
Сочинение-миниатюра. Как вы относитесь к первоначальному, мгновенно возникшему решению Марии «убить убийцу» «во имя высшей справедливости».