ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные и правовые основания разработки рабочей программы по предмету Литература, 8 класс:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт 2004.
3. Примерная программа основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (сайт [link] ).
4. Авторская Программа по курсу “Литература»(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова). //Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева и при участии доктора пед. наук О.В. Чиндиловой). - М.: Баласс, 2010).
5. Положение о рабочей программе.
6. Учебный план МОАУ «Башкирская гимназия» ГО город Нефтекамск Республика Башкортостан на 2016 -2017 учебный год
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (УМК)
Литература: 8 класс. 1Ч. Учебник для общеобразовательных учреждений /Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева – М.; Баласс, 2014
Литература: 8 класс 2Ч.Учебникдляобщеобразовательныхучреждений /Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева – М.; Баласс, 2014/
4)Уроки литературы в 8 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции «Я» Е.С.Барова /авт. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева–М.; Баласс, 2014/
Литература : 8 класс.Рабочие тетради по литературе к учебнику Р.Н.Бунеева и др. /БароваЕ.С.,Богданова – М: Баласс,2014/
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
Авторов и содержание изученных произведений.
Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
Жанры всех трёх родов литературы.
Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространённые жанры.
Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
Основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи.
Характерные особенности индивидуального стиля писателя.
уметь:
Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
Сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические, драматические и лирические произведения.
Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарём литературных терминов.
Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.
Выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации, развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс (70ч)
Введение (1 ч).
Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.
I. «Человек толпы – человек в толпе» (14 ч +1 р/р).
Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.
Для текстуального изучения.
Н.В. Гоголь «Шинель» (в сокращении). Протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина.
«Ревизор». Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности.
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.
М.А.Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества.
Теория литературы.
Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм, как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.
II. «Человек размышляющий...» (8 ч +1 р/р).
Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действительность в литературе. Для текстуального изучения.
В. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение.
Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.
А.П.Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии.
Для обзорного изучения.
Т.Н. Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.
Теория литературы. Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Рассказ как эпический жанр.
III. «Человек чувствующий...» (8 ч +2 р/р).
Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.
Для текстуального изучения.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.
И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора. «Русский язык». Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении.
Стихи о родине: Ф.Тютчев «Умом Россию не понять...», А.Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А. Галич «Когда я вернусь...». Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев.
Для обзорного изучения.
Ф. Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других.
С.Д. Довлатов «Наши» (в сокращении). Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.
Теория литературы. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр.
IV. «Человек действующий...» (24 ч +2 р/р).
Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер. Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория.
Для текстуального изучения.
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне...». Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.
«Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (в сокращении). Вольный мир Запорожской Сечи в изображении Гоголя. Остап и Андрей. Прием контраста в изображении героев. Героический характер Тараса Бульбы.
Н.А.Некрасов «Русские женщины» (в сокращении). Самоотверженность героинь поэм. Поступок героя как способ создания характера.
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Герой пассивный и герой действующий: Костылин и Жилин. Современное прочтение рассказа.
Для обзорного изучения.
М.Сервантес «Дон Кихот» (главы). Дон Кихот – борец с несправедливостью или пародия на рыцаря.
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер, героическое начало в думе.
Б.Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.
Дж.Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия.
Теория литературы.
Героический характер в литературе. Прием контраста как способ создания характера. Способы создания характера литературного героя (обобщение). Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа.
V. Большой «маленький человек» (4 ч +1 р/р).
Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы.
Для текстуального изучения.
М.Горький «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»). Великая сила маленького человека.
Э.Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести. Сила характера старика.
Для обзорного изучения.
В.Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое Я.
Теория литературы. Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой – характер – образ (соотношение понятий).
Обобщение (1 ч).
Развитие речи.
Изложение на основе литературно-художественных текстов.
Дневник читателя. Выписки из книги.
Сочинение-характеристика образа героя.
Сочинение-обобщающая характеристика группы героев.
Сочинение стихотворения в прозе.
Сочинение-монолог литературного героя.
Сочинение дискуссионного характера. Сопоставление различных редакций, переводов одного и того же произведения.
Чтение и изучение произведений – 63 ч.
Развитие речи – 5 ч.
Резервные уроки – 2ч.
(Резервные уроки отведены на изучение произведений V раздела «Большой «маленький человек». Итого 7 часов.).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всего часов
из них
РР
контроль
ВВЕДЕНИЕ
Человек как основной объект
изображения в литературе
1
-
-
Раздел 1
«Человек толпы.
Человек в толпе»
15
2
1
Раздел 2
«Человек размышляющий»
10
1
1
Раздел 3
«Человек чувствующий»
10
2
-
Раздел 4
«Человек действующий»
26
2
1
Раздел 5
«Большой «маленький человек»
7
-
-
Обобщение
1
1
Всего
70
7
4
5