Программа групповых занятий по литературе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...








Рабочая программа групповых занятий по литературе

8 класс

на 2016-2017 учебный год







Составитель:

учитель русского языка и литературы

Храпцова Юлия Николаевна





п. Преображенский, 2016 г.

1. Пояснительная записка

Целью курса является создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать его с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах языка и его стилистических ресурсах;

- способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;

создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;

- развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;

- развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся;

- воспитывать читателя, понимающего выраженный в художественном произведении замысел писателя, его манеру, стиль, миропонимание и мироощущение.


2. Общая характеристика курса групповых занятий

Одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура, что предполагает сформировать у учащихся умения и навыки литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие. При всей своей сложности процесс этот довольно увлекательный, поскольку позволяет погрузиться в мир текста – прекрасный и таинственный, наполненный особым смыслом, напряжёнными поисками, приобщением к творчеству. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в старшей школе. Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опираясь на теоретические сведения. Курс является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области, углубить и расширить знания учащихся по литературе и строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках литературы с 5 по 7 классы. Данный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений).

Содержание программы предполагает чтение и изучение художественного произведения как произведение искусства слова, как явление культуры. Это некий алгоритм анализа, последовательность аналитических действий, который способствует продвижению к постижению глубины смысла произведения и богатства формы.

3. Место курса групповых занятий по литературе в учебном плане

Курс групповых занятий по литературе в 8 классе рассчитан на 34 часа в год (один час в неделю в течение учебного года). В программе указано примерное распределение учебного времени по темам курса, на занятиях по объективным причинам возможно варьирование материала: углубление в отдельные вопросы, сокращение некоторых тем.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса групповых занятий

Личностными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Предметные результаты состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


5. Содержание программы групповых занятий


Введение в курс (2 ч.)

Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.

Теория литературного анализа (3ч.)

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации.

Интерпретация - истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.

Язык художественного произведения (14ч.)

Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.

Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перифраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.

Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические

вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон.

Синтаксические повторы: анафора, эпифора.

Тексты. К.Бальмонт «Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», «Степан Разин на Волге», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский «Водопад», «Чудный град порой сольётся…», Г.Р. Державин «Снегирь», М.Ю.Лермонтов «Нищий», А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…», А. А. Фет «На железной дороге», А. Блок «На железной дороге».

Персонаж в литературном произведении (5 ч.)

Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.

Тексты. Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь», Д.И.Фонвизин «Недоросль». А.де Сент - Экзюпери «Маленький принц».

Функция детали в художественном произведении (3ч.)

Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. «Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).

Текст. А.С. Пушкин «Пиковая дама»

Символика в художественном произведении (3 ч.)

Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

Тексты. М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», «Сосед». М.Горький «Песня о Соколе».

Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)

Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.

Тексты. М.Горький «Старуха Изергиль», А. С.Пушкин «Капитанская дочка».

Обобщение изученного (1ч.)






6. Тематическое планирование курса


1.


Введение в курс


2ч.


2.


Теория литературного анализа


3ч.


3.


Язык художественного произведения


14ч.


4.


Персонаж в литературном произведении


5ч.


5.


Функция детали в художественном произведении


3ч.


6.


Символика в художественном произведении


3ч.


7.


Роль эпизода в художественном произведении


3ч.


8.


Обобщение изученного



1ч.


Итого

34 ч.

Календарно-тематическое планирование

п/п


Название разделов и тем


Всего часов


Вид занятия


Характеристика видов деятельности учащихся


Дата проведения занятий


планируемая

фактическая

Введение в курс (2 ч)

1

Текст как знаковая система.

1

Вводный урок

Конспект. Лекция- беседа



2

Понятие контекста: авторский и читательский.

1

Урок изучения нового материала

Лекция - беседа





Теория литературного анализа (3 ч)

3

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный.

1

Комбинированный

Доклад на тему «Виды анализа».

Конспектирование лекции учителя.



4

Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ.

1

Комбинированный

Формулировка вопросов по теме.

Лекция - беседа



5

Интерпретация. Отличие интерпретации от анализа.

1

Комбинированный

Творческое задание. Интерпретация любимого стихотворения.



Язык художественного произведения (14 ч)


6

Виды языка. Понятие поэтического языка. Звукопись. Звукоподражание.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа. Подборка стихотворных текстов.

Лекция- беседа.



7

«Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». Звуковая сторона стиха. Усиление смысловой функции слов.

1

Комбинированный

Письменный анализ звукового строя стихотворения В.Маяковского

Творческая лаборатория.



8

Звуковые средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

1

Комбинированный

Выразительное чтение поэтических текстов. Конкурс чтецов.

Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарём.



9

Звукопись в стихотворении К. Бальмонта «Вечер. Взморье. Вздохи ветра».

1

Комбинированный

Письменный анализ стихотворения.

Поэтический практикум.



10

Тропы. Виды тропов и связи между ними.

1

Комбинированный

Групповые презентации Составление литературоведческого словарика.



11

Эпитет как средство живой выразительной речи.

1

Комбинированный

Работа с поэтическим тестом.





12

Эпитеты в исторических песнях. «Степан Разин на Волге»,

«Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

1

Комбинированный

Сообщения учащихся.






13

Излюбленные эпитеты в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина.

1

Комбинированный

Творческие работы учащихся.

Творческая мастерская.





14

Анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Водопад», «Чудный град порой сольётся…» Г.Р. Державина « Снегирь».

1

Комбинированный

Анализ стихотворения на выбор.

Поэтический практикум.



15

Поэтический синтаксис. Интонация. Особенности поэтической интонации.

1

Комбинированный

Работа с поэтическим тестом.





16

Фигуры речи как стилистический приём.

1

Комбинированный

Лекция – беседа.





17

Анафора и эпифора в поэтическом тексте.

1

Комбинированный

Работа с поэтическим текстом.



18

Роль выразительных средств языка в стихотворениях А. Фета, А. Блока « На железной дороге».

1

Комбинированный

Анализ стихотворений.






19

Диагностика усвоения изученного по теме «Тропы и стилистические фигуры».

1

Комбинированный

Зачёт по теме.






Персонаж в литературном произведении (5 ч)

20

Человек как главный объект всякого искусства. Определение персонажа. Способы создания характера персонажа.

1

Комбинированный

Лекция – беседа.





21



Характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».

1

Комбинированный

Работа с текстом. Характеристика героини повести.

Эвристическая беседа.



22

Герои комедии Фонвизина. Говорящие фамилии и имена.


1

Урок- исследование

Проект - презентация «Говорящие фамилии и имена героев пьесы».



23

Герой сказки А. де Сент - Экзюпери «Маленький принц».

1

Урок-исследование, творческая лаборатория

Презентация- характеристика Маленького Принца.



Функция детали в художественном произведении (3 ч)

24


Деталь - малая и неделимая единица предметного мира произведения.

1

Комбинированный

Сообщения учащихся.

Лекция- беседа.





25

Роль детали в художественном произведении.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа. Работа с текстами.



26

Роль трёх карт в повести

А.С. Пушкина «Пиковая дама».

1

Урок- исследование

Индивидуальные задания.



Символика в художественном произведении (3 ч)

27

Понятие о символе. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

1

Комбинированный

Доклады учащихся.






28

Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ Стихотворений ««Пленный рыцарь», «Сосед».

1

Комбинированный

Сообщения учащихся. Анализ стихотворений.




29

М. Горький « Песня о Соколе». Символико- аллегорический смысл ««Песни…».

1

Комбинированный

Анализ текста, выразительное чтение отрывка наизусть

Эвристическая беседа



Роль эпизода в художественном произведении (3 ч)


30

Эпизод - основной структурный элемент произведения.

1

Комбинированный

Групповая рефлексия.

Лекция - беседа





31

Анализ эпизодов из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Комбинированный

Индивидуальная работа учащихся над любым эпизодом повести.



32

М.Горький «Старуха Изергиль». Сравнительно – сопоставительный анализ двух легенд.

1

Урок- исследование

Анализ эпизода «Рассказ Изергиль о своей жизни».



Обобщение знаний (1 ч)

33

Зачетная работа.


1


Урок контроля

Проекты, презентации учащихся.



34

Итоговая читательская конференция.

1


Урок- конференция

Индивидуальные и групповые выступления учащихся.



7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература

Гиршман М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. – М., 2010.

Коганович С.Л.Технология обучения анализу поэтического текста.- Журнал «Русская словесность», № 1, 2010.

Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок.- Воронеж. Учитель, 2011.

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2010.

Солганик Г.Я. Стилистика текста.- М., 2010.

Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.

Интернет- ресурсы

[link]



8. Планируемые результаты


В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- разные виды анализа текста;

- методику сбора материалов для анализа;

- историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;

- индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов и писателей.


Учащиеся должны уметь:

- вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;

- анализировать и интерпретировать поэтический и прозаический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;

- создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;

- владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования;

- выполнять задания творческого характера;

- работать индивидуально и в группе;

- осуществлять лингвистический анализ текста;

- создавать тесты по заданной спецификации;

- создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему