Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Коровиной

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Петропавловский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная школа



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Коржов Е.И.

Приказ № 60

от 31.08. 2016 года

___________________________

Подпись, печать ОУ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литература»



Ступень обучения 9б класс основное общее образование (5-9 классы)

Количество часов 105

Составитель Баранова А. М.



Программа разработана на основе примерной программы

основного общего образования по литературе, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 октября 2010г.), а также Программы по литературе для 5-9 классов В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И Коровина, Н. В. Беляева.















Петропавловка

2016

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  3. Содержание учебного курса



  1. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение курса













































Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе базового уровня в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской Академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию- М: Просвещение.2010; учебного издания из серии «Стандарты второго поколения»: Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 класс. Примерной программы основного общего образования по литературе 2011 года, авторской Программы по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я.Коровиной (рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011год.) в соответствии с образовательной программой и учебным планом МКОУ Петропавловской средней (полной) общеобразовательной школы.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и создана с учётом:

1) программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

2) фундаментального ядра содержания общего образования по литературе;

3) требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

4) программы развития универсальных учебных действий.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потреб­ностями имеет художественная литература. Курс ли­тературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления исто­рико-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оцени­вать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направле­но на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обла­дающей гуманистическим мировоззрением, на­циональным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых для их ус­пешной социализации и самореализации;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной при­роды искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постиже­ния смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказы­вании), и создание собственного текста, пред­ставление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными действи­ями (формулировать цели деятельности, пла­нировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, вклю­чая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведения­ми художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосо­вершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образова­ния предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образова­тельной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с огра­ниченными возможностями;

  • установление требований к воспитанию и социа­лизации обучающихся как части образователь­ной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспече­нию индивидуализированного психолого-педа­гогического сопровождения каждого обучающе­гося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на со­ответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательно­го процесса, взаимодействия всех его участников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про­граммы с социальными партнерами;

  • выявление и развитие способностей обучающих­ся, в том числе одаренных детей, детей с огра­ниченными возможностями и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организа­цию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений до­полнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих со­ревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель­ности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приоб­ретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация

обучающихся при поддержке педагогов, психо­логов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями про­фессионального образования, центрами профес­сиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психоло­гического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечаю­щих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и ува­жения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям обще­го образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и кон­струирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (ре­зультата) личностного и познавательного раз­вития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучаю­щегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образо­вания, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в до­стижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологи­ческих и физиологических особенностей об­учающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образователь­ного процесса и определении образовательно- воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждо­го обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными воз­можностями.

Цели изучения литературы могут быть достигну­ты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с клас­сическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоин­ствами, выражающими жизненную правду, общегу­манистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художествен­ных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и по­нимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаиче­ских текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о про­изведениях;

  • написание сочинений по литературным произ­ведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная дея­тельность.

В этой возрастной группе формируются представ­ления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений раз­ных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связа­ны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Курс литературы строится с опорой на текстуаль­ное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»


Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).


Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



По окончании изучения курса «Литература» должны быть достигнуты определенные результаты. Результаты освоения программного материала оцениваются как метапредметные, предметные, личностные.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентично­сти: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осо­знание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демо­кратических и традиционных ценностей многона­ционального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к уче­нию, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан­ному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профес­сиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, со­ответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающе­го социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому че­ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценно­стям народов России и народов мира; готовно­сти и способности вести диалог с другими людь­ми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и со­обществах, включая взрослые и социальные со­общества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных ком­петенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личност­ного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответ­ственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентно­сти в общении и сотрудничестве со сверстника­ми, старшими и младшими товарищами в про­цессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни челове­ка и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути дости­жения целей, в том числе альтернативные, осо­знанно выбирать наиболее эффективные спосо­бы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемы­ми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предло­женных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобще­ния, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассу­ждение, умозаключение (индуктивное, дедуктив­ное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учеб­ное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индиви­дуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребно­стей, планирования и регуляции своей деятель­ности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в об­ласти использования информационно-комму- никационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произ­ведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литера­туры народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произве­дение: определять его принадлежность к одно­му из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный па­фос литературного произведения; характеризо­вать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии

идейно-художественного содержания произведе­ния (элементы филологического анализа); владе­ние элементарной литературоведческой термино­логией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценно­стям русской литературы и культуры, сопостав­ление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отноше­ние к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекват­ное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведе­ния или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отве­чать на вопросы по прослушанному или прочи­танному тексту, создавать устные монологиче­ские высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, свя­занные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекуль­турные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; форми­рование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.











































Содержание учебного курса



Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.









































Тематическое планирование

7

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»




8

Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям»




9

Г. Р. Державин «Памятник»




10

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник»)




11

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»: сюжет и герои.




12

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей




13

Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя

(урок внеклассного чтения)




Из русской литературы XIX века (54 ч)



14

Читательская конференция по теме «Русские поэты первой половины 19 века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский»

(урок внеклассного чтения 2)




15

В. А. Жуковский – поэт-романтик. «Море»: романтический образ моря




16

В. А. Жуковский «Невыразимое».




17

В. А. Жуковский «Светлана»: черты баллады.




18

В. А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини.

Проект «Сюжеты и герои русских и зарубежных баллад»




19

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор)




20

А. С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва




21

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого




22

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии




23

А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике




24

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Классное сочинение или письменный ответ на один из проблемных вопросов




25

Контрольная работа за первую четверть




А. С. Пушкин



26

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика.

Проект. Составление электронной презентации «Пушкин и лицеисты»




27

А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Проблема свободы, служения родине

Проект. Подготовка заочной экскурсии в Михайловское




28

А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «на холмах Грузии лежит ночная мгла…», Я вас любил…». Одухотворенность и чистота чувства любви

Проект «адресаты любовной лирики Пушкина»




29

А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк»




30

А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…»




31

А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении




32

Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А. С. Пушкина

(урок развития речи 2)




33

А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства




34

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение




35

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа




36

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные женские образы романа




37

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев




38

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора




39

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни




40

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале русской критики

Составление сборника ученических исследований «Исторические факты и реальные исторические личности в романе «Евгений Онегин»



41

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Письменный ответ на один их проблемных вопросов (урок развития речи 3)




42

М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. «Парус», «И скучно и грустно»

Составление заочной экскурсии в музей Лермонтова в Пятигорске или в Тарханах




43

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова




44

М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет», «Нет, не тебя так пылко я люблю»




45

М. Ю Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и ее своеобразие в стихотворении «Родина»




46

Литературная экспозиция «Лермонтов и Кавказ»




47

М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов урок развития речи)




48

Контрольная работа за 2 четверть




49

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядности личности.




50

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина.




51

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мэри»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.




52

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести.




53

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина




54

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина




55

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Роман в оценке В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова и в современном литературоведении




56

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Контрольная работа или письменный ответ на один из проблемных вопросов (урок развития речи 5)




57

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты)Множественность смыслов поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте




Н. В. Гоголь



58

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души». Обзор содержания поэмы. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Смысл названия поэмы и причины ее незавершенности




59

Н. В. Гоголь «Мертвые души»: образы помещиков.




60

Н. В. Гоголь «Мертвые души»: образ города в поэме. Сатира на чиновничество.




61

Н. В. Гоголь «Мертвые души»: образ Чичикова. Чичиков – приобретатель, новый герой эпохи и антигерой




62

Н. В. Гоголь «Мертвые души»: образ России, народа и автора в поэме




63

Н. В. Гоголь. «Мертвые души»: специфика жанра. Поэма в оценке В. Г. Белинского




64

Н. В. Гоголь «Мертвые души». Классное контрольное сочинение.




65

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.




66

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи» : образ Настеньки.

Проект. Подготовка электронного альбома «Белые ночи» Достоевского в иллюстрациях русских художников.




67

А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века




68

А. П. Чехов «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе.




Из русской литературы века (28 ч)



69

Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин «Темные аллеи»6 проблематика и образы. Печальная история любви людей из разных социальных слоев.




70

И. А. Бунин «Темные аллеи»: мастерство писателя в рассказе.




Из русской поэзии XX века



71

Общий обзор поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок «Ветер принес издалека…», «О, весна, без конца и без краю…». Высокие идеалы и предчувствие перемен.




72

А, А. Блок «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина». Глубокое, проникновенное чувство родины.




73

С. А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано»




74

С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу»




75

С. А. Есенин. Стихотворения о любви. «Письмо к женщине». Драматизм любовного чувства. «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа.




76

В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.




77

В. В. Маяковский «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта.




78

Конкурс выразительного чтения стихов Серебряного века




79

Контрольная работа за 3 четверть




80

М. А. Булгаков. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Проблематика и образы.




81

М. А. Булгаков «Собачье сердце»: поэтика повести.




82

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идешь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Откуда такая нежность?»




83

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве»




84

А. А. Ахматова. Стихи из книг «Четки» ( «Стихи о Петербурге»), «Белая стая («Молитва»), «Подорожник» ( «Сразу стало тихо в доме», «Я спросила у кукушки»), «ANNO DOMINI» (Сказал, что у меня соперниц нет», «Не с теми я, кто бросил землю», « Что ты бродишь неприкаянный»). Стихотворения о родине и о любви.




85

А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» (И та, что сегодня прощается с милым»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово»).




86

Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе, «Завещание». Тема гармонии с природой, ее красоты и бессмертия




87

Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц»




88

М. А. Шолохов «Судьба человека»: проблематика и образы. Судьба человека и судьба родины.




89

М. А. Шолохов «Судьба человека»: поэтика рассказа.




90

Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу». Вечные темы и современность в стихах о природе и любви.




91

Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути»




92

А. Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта.




93

А. Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины»




94

А. И. Солженицын. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни и их авторская оценка. Образ рассказчика.




95

А. И. Солженицын. «Матренин двор»: образ Матрены, особенности жанра рассказа-притчи.




96

Контрольная работа за 4 четверть




Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX, XX века (обзор)



97

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и XX века.




Из зарубежной литературы (4 ч)



98

У. Шекспир «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен)




99

У. Шекспир «Гамлет»: тема любви в трагедии (обзор с чтением отдельных глав)




100

И. –В. Гёте «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен)




101

И. –В. Гёте «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен)




102

Итоги года и задания для летнего чтения




103

104

105

Резерв




















































Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено

на заседании ШМО учителей кафедры

русского языка и литературы

Руководитель ШМО

Баранова А.М. /-------/

« ___ » августа 2016г.

Протокол №___