Звучат фанфары
Танец «Платье в горошек»
Выходят четверо ведущих в русских национальных костюмах, с хлебом и солью.
1-й ведущий. Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилища
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
2-й ведущий. То сучья золотых стволов,
Как свечи теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.
3-й ведущий. Пожалуйста, гости дорогие,
Пожалуйста!
Знания вам да радости!
Давно мы вас поджидаем,
Праздник не начинаем.
У нас для каждого найдется местечко,
и словечко,
Припасли мы знаний на всякий вкус!
Кому - правда, кому – сказка,
кому - песенка!
4-й ведущий. Дорогие друзья, гости, мы пригласили вас сегодня на праздник поэтической культуры русского народа. Все, кому дорого русское слово, с особым благоговением произносят имя Владимира Ивановича Даля, чей 215-летний юбилей отмечаем мы 10 (22) ноября. Даль всю свою жизнь посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре.
1-й ведущий. Он обладал талантами в разных сферах - был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё Даль всю жизнь собирал слова... «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш», - говорил Владимир Иванович.
2-й ведущий. “Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живёт. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть”.
3-й ведущий. «Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через 100, и через 200 лет».
Чтец:
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
Чтец 2. Даль родился в 1801 году в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и свободно владел семью языками. Еще до рождения Володи он принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, была начитана, знала пять языков, пела и играла на фортепиано. Она учила: всякое знание, какое на пути встретится, надо зацеплять, наперед никак не скажешь, что завтра в жизни пригодится.
Чтец 3. “Человек рождается и оставляет о себе память. Так что жизнь - это и есть вечное созидание... Созидание принципов, цели своего поведения, чтобы не стыдно было вспомнить”.
Чтец 4. Владимир Иванович Даль прожил 71 год. Из них более 50 было отдано русскому языку. Жизнь его была неспокойной: он был моряком, врачом и чиновником. Участвовал в двух войнах. Был писателем, естествоиспытателем, этнографом. Он исколесил русскую землю вдоль и поперек. Но где бы он ни был, чем бы ни занимался, дело его жизни –собирание слов- всегда было с ним.
Чтец 5. Мне родина – Москва, мне горько удаленье
От дома, от родной чужбины пустяков.
Покинутость детей и дружб разъединенье,
И одиночеств скит – вот родина стихов.
Заслышав зов, уйду, пред утром непосильным,
В угодия твои, четырехтомный Даль,
Отчизны языка всеведущий спаситель,
Прощенье ниспошли и утешенье дай…
Чтец 6. Все собранные слова Даль поместил в словарь, который позднее назвал «Толковый словарь живого великорусского языка».
Чтец 7. А задумывались ли вы над тем, легко ли составить толковый словарь? Легко ли вообще объяснять слова, толковать их значение? Оказывается, эта простая, на первый взгляд, работа таит в себе немало трудностей.
Чтец 6. Словарь? А что такое словарь? Это сборник слов, изречений (т.е. выражений) какого-либо языка. В этих толстых книгах собраны русские слова и выражения.
Чтец 7. Как говорил Владимир Даль: «Склад запасов…живого русского языка, как ходит он устно из конца в конец по всей нашей родине».
Чтец 6. А что значит «толковый»?
Чтец 7. «Толковым не оттого назван словарь,- шутил его создатель, -что мог получиться и бестолковый. А оттого, что слова растолковывает», то есть объясняет их значение.
Чтец 8. Четыре объемистых тома, в которых более 200 тысяч слов! Если просто выписать столбиком 200 тысяч слов, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей. Величайшее сокровище -200 тысяч слов! Как расставить их, чтобы каждое слово находилось на своем месте?
Но Даля не устраивал обычный алфавитный порядок слов. Слова он расставил по алфавиту гнездовым методом, в каждом гнезде – слова , образованные от одного корня.
Чтец 9. То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно
древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого
слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся
как звенья,
И так растет строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
… Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
Чтец 10. Пониманию слов способствовали примеры. Среди них главные-пословицы, поговорки. Более 30 тысяч поговорок включено в словарь и расселено по гнездам в зависимости от слова, которое они объясняют.
Словарь - богатейшее собрание пословиц, хранилище народной мудрости. Его читают, как повесть. Его изучают, как энциклопедию жизни русского народа. Как собирал Даль слова?
Чтец 11. Как собирал их Даль? По крупинке
Ездил по сёлам и городам,
Не огибал он трактиры и рынки,
Слушал, о чём краснобайствуют там.
Слепки вещей, поговорки народа –
Всё попадало в распахнутый ларь:
Кол и кольцо, колыбель и колода –
Даля «Толковый Словарь».
Чтец. В 1819 году Владимир Даль окончил Морской кадетский корпус в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В этом же году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот, где и записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать”.
Сценка
Действующие лица: Ямщик (одет в тулуп), Даль(пальто, фуражка).
Ведущий. Сани мчатся быстро, только ветер свистит. Ямщик нет-нет, да и оглянется на молодого офицера : уж больно легко одет.
Ямщик. Замолаживает.
Мичман. То есть как «замолаживает»?
Ямщик. Пасмурнеет. Стало быть к теплу.
Ведущий. Мичман замерзшими руками достает карандаш, записную книжку и записывает поразившее его слово. Запись эта , как оказалось впоследствии, послужила началом будущего словаря.
Чтец. Неоценимые пополнения для словаря приносили военные походы. “Бывало, на дневке где - нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”.
Чтец. В 1826 году Даль решительно изменил свою судьбу, вышел в отставку и стал студентом-медиком Дерптского университета. Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н.И.Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну.
Чтец. Трудна походная жизнь. Рвутся гранаты. Щелкают ружья. И в ненастье и в вёдро шагают по горным дорогам солдаты, русские мужики: тверские, воронежские. Псковские, новгородские, курские… И смерть шагает рядом. Доктор Владимир Даль зашивает раны, сам готовит лекарства и слушает, слушает, слушает. А потом записывает: «Солдатская голова, как под дождичком трава», «Двадцать пять лет-солдатский век», «Солдат шилом бреется, а дымом греется».
Чтец. Война идет к концу. Много записей накопилось у доктора Даля. В обозе за товарищами с госпитальным скарбом вышагивает верблюд. Навьючены на него большие тюки, а в них слова-курские, орловские, псковские… Как-то в походной сумятице верблюд пропал. Даль сам не свой: “Я осиротел без своих записей”. Что стряслось? Отбили турки? Неужто потеряны все сокровища? Нет! Расстарались солдаты для своего доктора: разыскали. Привели отбившегося от обоза верблюда.
Чтец. Судьба не раз забрасывала Даля в крестьянскую избу. И здесь, отогреваясь и отдыхая от дальнего пути, он слушал и записывал рассказы, бывальщины, меткие, точные обороты простых русских людей.
Песня «В горнице моей светло»
Сценка 2 .«В крестьянской избе». ( комната: стол с самоваром, сундук)
Действующие лица: Федосья , хозяйка.(в русских народных костюмах)
Хозяйка. Кого бог послал? Милости просим! (Входит женщина) Батюшки! Никак кума Федосья?
Федосья. Не много ли вас, не надо ли нас?
Хозяйка. Здравствуйте, здравствуйте. Проходите да хвастайте. Чем богаты, тем и рады. (накрывает на стол).Кушай, Федосьюшка! Едовому товару недолог век. Чего беречь-то.
Федосья. Спасибо, Матушка, не потчуй. Не трудись. Сказала и ладно. Один раз дорог, не надо и сорок.
Хозяйка. Как живете-можете, матушка?
Федосья. Намедни всей деревней за рыбой ездили. Так это ладно вышло, дружно. Сёмги много привезли. Уж известно: где лад, там и клад.
Хозяйка (сочувственно). Что за клад, коли все вразлад.
Ведущий.Как это вы так складно разговариваете! Что у вас в деревне все так говорят?
Хозяйка. Ишь ,чего в диковинку, да ведь мы, кажись, по-русски говорим. Что ты дивишься?
Ведущий. Я не дивлюсь, а уж очень приятно вас слушать.
Федосья. Да уж верно, народ-то у нас разговорчивый. Без углов дом не строится, без пословиц и речь не молвится.
Песня «Уморилась»
Чтец. Даль заботился о том, как в легкой доступной форме рассказать народу о серьезных вещах. Вот как, например, выглядит его таблица умножения:
Придет маслёна -будет и блин ,одиножды один-один.
Волга Дону пошире, дважды два-четыре.
Хлеб жнём, а сено косим, дважды четыре-восемь.
Без закваски хлеб не месят, дважды пять-десять.
На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть-двенадцать.
Пять пальцев долой- пятнадцать, дважды семь- четырнадцать.
Дважды девять-восемнадцать, дважды десять-двадцать.
Сценка 3. «В крестьянской избе» (сидят за столом, бабушка вяжет, дети сидят с игрушками-тряпичными куклами)
Действующие лица: бабушка, внук, внучка.
Внук. Бабушка, расскажи сказку!
Бабушка. Нету у меня сказок. Приходил дед Овес, он все сказки унес.
Внучка. Ну, бабушка, расскажи…
Бабушка. Жили-были два гуся-вот и сказка вся.
Внук.Нет, ты другую расскажи.
Бабушка. Другую? Дед Ермил в речке рыбу ловил. Уловил карася- вот и сказка вся.
Внук. Ой, бабушка, как ты не понимаешь! Расскажи длинную-предлинную сказку.
Бабушка. Длинных сказок много, каждую хоть до утра сказывать можно. Вот вам:
Жили-были баран да овца.
Накосили они стог сенца.
Не начать ли сказку с конца?
Ну, чем не сказка?
Внучка. А ты вчера вот такую сказывала. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сказку сначала?
Внук. А про тетушку Немилу не помнишь? Тетушка Немила кашу варила. Денис да Борис из-за каши подрались. Мочало, мочало, начинай сказку сначала.
Бабушка. Вот сколько выучили. А про воеводу выучили?
Внучка. Слыхом не слыхали.
Бабушка. Сел воевода на колоду, да и бултых в воду. Уж он мок, мок, мок. Уж он кис, кис, кис. Вымок, выкис, вылез, высох. Сел на колоду –да и бултых в воду. Да так все и мокнул, и сох, хоть три раза повторяй.
Небось, и про лягушку не слыхали? А сказка хорошая.
На море, на окияне,
На острове Буяне,
На местах дальних,
На лугах привольных
Стоит дуб зеленый,
В бочку нож точеный,
Приходи, покушай,
Наши сказки послушай.
Чтец. Ну что понравились вам сказки? Владимир Иванович Даль тоже очень любил слушать сказки, да и сам сочинял. Он писал сказки, подписываясь псевдонимом Казак Луганский.
Чтец. Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин”.
Чтец. В.И. Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень с изумрудом.
Носил Владимир Даль на пальце заветный перстень, который поэт называл своим талисманом и простреленный черный сюртук с небольшой дырочкой справа, тот самый сюртук, в котором Пушкин был у Даля в последний раз, остались Владимиру Ивановичу на память о Пушкине.
Чтец. Великое дело
Даль совершил.
Сам Пушкин на подвиг
Его вдохновил.
Сам Пушкин, который
В предсмертный свой час
Дал доброму другу
Последний наказ.
Мы с гордостью ныне,
Как было и встарь,
Берём в свои руки
«Толковый словарь».
Чтец. Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах -события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал Веку.
Век заедать. Век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Чтец. После выхода в свет словаря Даль катастрофически стал стареть, бездействие его тяготило, ему все время чего-то не доставало.22 сентября В.И.Даль умер. Говорят, что перед смертью он позвал дочь и попросил: “Запиши словечко”.
Чтец. Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”, куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем.Среди них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда –кривда” и т.д.
Чтец. Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров. “Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде”.-_В.Д Берестов
Чтец. Вот некоторые пословицы в полном виде:
“Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется”
“Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда”
“Собаку съел, а хвостом подавился”
“Утро вечера мудренее, а трава зеленее”.
“Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку”
Чтец. Сей добро, посыпай добром, жни добро, одолей добром!
Эта пословица характеризует жизнь замечательного человека В.И. Даля, настоящего труженика и сеятеля добра. Долее 100 лет живет его словарь. К.И. Паустовский правильно заметил: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности». В И. Даль был настоящим русским не только по закону, но и по огромной своей любви к родному языку.
Чтец. Владимир Иванович верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они продолжат и улучшат его дело. “Передай заднему мост”,- любил повторять Даль. Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперед тем, кто идет следом. Даль утверждал: «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный…»
Чтец. Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Он передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Финал. Песня про Даля.