Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Острякова, 1, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297515
тел/факс 0(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru
«Рассмотрено» На заседании кафедры
Руководитель кафедры
Е.И.Попкова
Протокол № от « » 2016г
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР
М.С.Казаева
« » 2016 г
«Утверждаю»
Директор школы
Е.В Богданова
Приказ № от « » 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ЛИТЕРАТУРА»
Класс: 8-Б
Срок реализации программы: 2016/2017 уч.г.
Количество часов по учебному плану: 70 ч/год, 2 ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Авторской программы В. Я. Коровиной (2014 г.) для 5-9 классов для основного общего образования
(Программы по литературе к УМК для 5-9 классов под ред. Коровиной В.Я. (М.: Просвещение, 2014).
Учебник: Литература. 8 класс (ч. 1,2). Для общеобразовательных учреждений (автор – В.И.Коровин, М.: Просвещение, 2014г.).
Рабочую программу составил учитель русского языка и литературы
Головко Людмила Ивановна
п.Гвардейское 2016 г.
Введение
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования
Уровень обучения – базовый
Цели: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Задачи:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Место предмета в учебном плане школы - гимназии
Рабочая программа учитывает направленность класса, в котором будет осуществляться учебный процесс. Согласно действующему в школе учебному плану на 2016/2017 учебный год рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: в 8 классе предполагается обучение в объеме 2 часов в неделю, 70 часов за год.
Тематическое планирование
пп Тема
Количество
часов
Количество контрольных работ
по программе
фактически
по программе
фактически
Введение
1
1
-
-
Устное народное творчество
2
2
-
-
Древнерусская литература
2
2
-
-
Русская литература XVIII века
2
2
1
1
Русская литература XIX века
33
33
2
2
Русская литература XX века
17
17
2
2
Зарубежная литература
10
10
-
-
Повторение изученного за курс
3
3
-
ИТОГО
70
70
5
5
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, результаты обучения, что представлено в календарно-тематическом планировании.
Содержание обучения
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
Введение (1ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Древнерусская литература (2ч.)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Русская литература XVIII века (2ч.)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Русская литература XIX века (31 ч. + 2 ч.)
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Особенности сюжета. Авторское отношение к изображаемому.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе как пропагандисте русской литературы в Европе. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя. «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Русская литература XX века (17 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Романтическая повесть-сказка о поэтической любви и возвышенной мечте. Утверждение права «делать чудеса своими руками». Символический смысл названия повести «Алые паруса».
Теория литературы. Понятие об образе-символе. Повесть.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. «На поле Куликовом», «Мир на Куликовом поле»
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Виктор Петрович Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Зарубежная литература (10ч.)
Омар Хайям. Сведения о знаменитом персидском поэте и его эпохе. Поэтические раздумья о различных проблемах жизни: о познании мира, смысле человеческого бытия. Своеобразие жанра рубаи, распространенность его в литературах восточных народов.
Теория литературы. Разнообразие жанров лирики – рубаи.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Повторение изученного (3 часа)
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/ понимать
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
авторов, названия, объяснять смысл изученных произведений;
событийную сторону (сюжет) и героев изученных эпических произведений;
особенности композиции изученного произведения;
основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, гипербола, художественная деталь, характер литературного героя, литературный жанр (былина, рассказ, повесть, поэма, новелла, стихотворение)
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
различать эпические и лирические произведения; выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики действующих лиц;
определять идейно-художественную роль элементов сюжета;
правильно, бегло читать вслух художественные, научно-популярный и публицистические тексты;
выражать свое отношение к прочитанному;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
пересказывать устно и письменно (изложение) – подробно, выборочно и сжато;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
Текущий контроль в виде проверочных работ и тестов.
Тематический контроль в виде контрольных работ (сочинения домашние и классные, тесты)
Итоговый контроль в виде контрольного сочинения и теста
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
урока Дата урока
Тема урока
Ожидаемые результаты
план
факт
знать
уметь
1
Русская литература и история.
Статью учебника. Лекцию учителя. Историзм классиков русской литературы.
Устно отвечать на вопросы учителя. Участвовать в коллективном обсуждении изучаемой темы. Выявлять связи литературных сюжетов и героев с историческим процессом.
2
Жанры фольклора. Русские народные песни (лирические, исторические).
Частушки как малый песенный жанр.
Знать о жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка…», «Вдоль по улице метелица метёт…»; «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён»; об отражении различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «народная песня», «частушка», «предание». Работать со словарём литературоведческих терминов. Участвовать в коллективном диалоге на заданную тему. Коллективно работать в группах с выполнением заданий.
3
Предания как исторический жанр русской народной прозы: «О Пугачеве». «О покорении Сибири Ермаком…»
Знать об особенностях содержания и формы народных преданий.
Работать с текстами песен, частушек, преданий. Воспринимать тексты народных песен, частушек, преданий, выразительно их читать. Иметь представление о народной песне, частушке, предании. Работать в группах с выполнением заданий. Подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «народная песня», «частушка», «предание».
4
«Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов..
Знать художественные особенности воинской повести и жития, о бранных подвигах Александра Невского и о его духовном подвиге самопожертвования.
Работать с текстом. Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской житийной литературы. Анализировать текст с позиций жанра. Выявлять характерные для произведений
5
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.
Знать о новых литературных героях, сатире на судебные порядки; особенностях поэтики бытовой сатирической повести.
русской литературы 17 в. темы, образы и приемы изображения человека, особенностей языка произведения. Отвечать на формулируемые вопросы по тексту произведений. Характеризовать героев русской литературы 17 века с нравственной оценкой.
6
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены).
Об авторе. Знать сатирическую направленность комедии. Проблемы воспитания и образования истинного гражданина. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Читать текст комедии по ролям. Характеризовать героя комедии. Отвечать на проблемные вопросы. Анализировать содержание произведения с учетом принципов классицизма в изображении жизни и человека.
Выявлять характерные для произведений русской литературы 18 в. тем, образы и приемы изображения человека. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
7
Рр 1. Социальная и нравственная проблематика комедии. Говорящие фамилии и имена.
Знать о речевых характеристиках персонажей как о средстве создания комической ситуации.
8
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака»
Знать историческую тему думы, тему расширения русских земель; биографию писателя.
Выполнять тезисные записи в тетради. Иметь начальное представление об историзме художественной литературы, думе. Выразительно читать произведения.
9
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте. «Туча».
Об авторе. Знать о разноплановости содержания стихотворения- зарисовки природы, об отклике на десятилетие восстания декабристов.
Делать сообщения. Выразительно читать стихотворения. Отвечать на вопросы по тексту. Формулировать вопросы по тексту. Характеризовать сюжет произведения, его тематику.
10
А.С. Пушкин «К ***» (Я помню чудное мгновение»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
А.С. Пушкин «19 октября». Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
Знать стихотворения Пушкина, их идейно-художественный анализ.
Выразительно читать стихотворения. Анализировать стихотворения. Выявлять признаки лирического рода в стихотворениях. Отвечать на вопросы по тексту.
11
А.С. Пушкин «История Пугачева»
Знать об истории пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.
Сообщения об истории пугачевского восстания. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Выражать читательскую позицию по отношению к прочитанному. Характеризовать сюжет произведения, его тематику.
12
А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
Знать о жизненном пути героя (Гринева); формировании характера.
Читать повести, комментировать эпизоды повести, вести аналитическую беседу по содержанию, работать над ключевыми эпизодами повести, сжато пересказывать, составлять сравнительную характеристику, фронтальную, индивидуальную и групповую работу.
13
Маша Миронова - нравственная красота героини.
Образ Маши Мироновой.
Знать о нравственной красоте Маши Мироновой; смысле названия повести.
14
Швабрин - антигерой. Значение Савельича в романе.
Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительную характеристику.
15
Гуманизм и историзм Пушкина.
Знать о форме и содержании литературного произведения: композиции. Историческая правда и художественный вымысел в произведении. Фольклорные мотивы романа. Реализм в русской литературе. Литературные роды и жанры: роман.
16
Рр 2. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
«Пугачев – злодей или добродетель?», « [link] Знать биографию автора, содержание произведения.
Готовить презентации о жизни и творчеству писателя. Читать статьи о нем в учебнике. Задавать вопросы к лекционному материалу. Пересказывать и обсуждать рассказ.
56
РР Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родину»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи», Л.Ошанин. «Дороги» и др.
Знать о традициях в изображении боевых подвигов народа и военных будней; героизме воинов, защищающих свою Родину. Знать лирические и героические песни времён войны, их призывно-воодушевляющий характер, о выражении сокровенных чувств и переживаний солдат в лирических песнях.
Готовить рассказ об авторе и читать стихотворения этих авторов. Выразительно читать вслух. Делать характеристику сюжетов произведений, их тематики. Отвечать на вопросы по тексту произведений. Аргументировать авторскую и читательскую позицию.
57
Лирика русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине (обзор)
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); 3.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...».
Знать об общем и индивидуальном в произведениях русских поэтов.
58
РР Контрольное классное сочинение «Мое любимое стихотворение» (по лирике русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине)
Систематизировать собранного материала по теме. Составление плана сочинения. Написание сочинения.
59
Омар Хайям.
Знать сведения о знаменитом персидском поэте и его эпохе, поэтические раздумья о различных проблемах жизни: о познании мира, смысле человеческого бытия, своеобразии жанра рубаи, распространенность его в литературах восточных народов.
Готовить презентации о жизни и творчеству писателя. Уметь задавать вопросы к лекционному материалу. Выразительно читать четверостишия, комментировать тексты с выражением собственного отношения к прочитанному. Рассказывать наизусть 2-3 четверостишия.
60
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности.
Знать биографию автора, содержание произведения.
Кратко рассказывать об основных моментах жизни и творчества писателя. Пересказывать отдельные фрагменты текста и комментировать их. Выделять художественные средства, с помощью которых достигается эмоциональная выразительность монологов трагедии. Делать характеристику героев. Высказывать собственное отношение к их поступкам и поведению. Участвовать в обсуждении предложенного задания, вопроса. Делать художественный анализ сцен трагедии.
61
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной…» Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.
Знать понятие сонет; содержание изученных сонетов.
Работать со словарем литературоведческих терминов.
62
Жан Батист Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены). Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.
Знать биографию автора, содержание сонетов.
Кратко рассказывать об основных моментах жизни и творчества писателя. Пересказывать отдельные фрагменты текста и комментирование их. Выделять художественные средства, с помощью которых достигается комедийное мастерство автора. Характеризовать героев. Высказывать собственное отношение к их поступкам и поведению. Участвовать в обсуждении предложенного задания, вопроса. Делать художественный анализ текста.
63
Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии «Мещанин во дворянстве».
Особенности классицизма. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
64
Вн. чт. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Сведения о французском писателе. Нравственно-философское содержание сказочной повести. Вымышленный космос и живые человеческие отношения и характеры. Дети и взрослые в сказке. Постижение героями главных жизненных ценностей. Художественное своеобразие сказки.
Кратко рассказывать об основных моментах жизни и творчества писателя. Уметь комментировать отрывки, содержащие аллегорические образы. Характеризовать героев с раскрытием мотивов их поведения и авторского отношения к ним. Выразительно читать и комментировать фрагменты текста, имеющих притчевый характер. Работать со словарем литературоведческих терминов. Участвовать в обсуждении проблематики произведения.
65
Джонатан Свифт – сатирик. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения
Знать понятие сатира; об авторе; Гротесковый характер изображения произведения.
Кратко рассказывать об основных моментах жизни и творчества писателя. Запись основных положений лекционного материала. Выполнять опережающие задания.
66
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман.
Знать биографию автора, содержание произведения. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Кратко рассказывать об основных моментах жизни и творчества писателя. Работать в группах. Обсуждать сюжет романа. Отвечать на вопросы. Сопоставлять роман «Айвенго» с романом А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
67
Итоговая контрольная работа. Тестирование за весь курс «Литература» 8 класса.
Пройденный материал.
Индивидуально выполнять письменную работу: тестовые задания по разделам Рабочей программы.
68
Заключительный урок. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Обобщение и систематизация. Рекомендации по чтению книг летом.
Знакомство со списком литературы для самостоятельного прочтения.
Делать анализ контрольной работы.
69-70
Повторение и обобщение знаний
Пройденный материал.
Работать самостоятельно
28