Поэтика августа в стихотворениях И.Анненского, А.Ахматовой
Автор: Пономаренко К.А. Учитель русского языка и литературы
Тема магистерской работы – «Августовская образность в поэзии XX века».
Объектом исследования являются тексты с одноименным названием «Август», написанные в первой половине XX века.
В работе анализируются следующие тексты: Валерий Брюсов «Август»(1907), Иннокентий Анненский «Август»(1910), О.Мандельштам «С веселым ржанием пасутся табуны», М.Цветаева «Август — астры» (1917) Б.Пастернак «Август» (1953), .А.Ахматова «Август»(1957).
Предмет исследования – образ «августа» в каждом из стихотворений. Цель нашей работы: проследить как создается «августовский» образ мира в выбранных нами текстах, и, на основе полученных результатов, создать типологию авторских интерпретаций образа заявленного месяца.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
определение общего «августовского» смыслового поля в корпусе анализируемых лирических текстов ;
выявление особенностей пространственно-временной модели мира текстов, выбранных для исследования.
Основной исследуемой категорией, напрямую связанной с созданием образа «Августа» в данных текстах, является категория пейзажа.
В нашей работе, мы опираемся на следующие труды, ключевое место в которых отводится обоснованию проблемы пейзажа в лирике: В.А.Никольский («Природа и человек в русской литературе XIX века», 1973), Т.И. Сильман («Заметки о лирике», 1977), К.Н. Григорьян («Пейзаж в русской живописи и поэзии», 1982), М.Н.Эпштейн («Природа, мир, тайник Вселенной», 1990) и других.
В работе мы используем определение пейзажа, данное в краткой литературной энциклопедии, и определение пейзажа из словаря литературоведческих терминов: «пейзаж в литературе - один из композиционных компонентов и вид словесно-художественной детализации» ; «пейзаж - описание природы, иногда вообще внешнего мира, открытого пространства» [С. 265.:, Т.9.], [С. 602.]
1 Краткая литературная энциклопедия, Т.9. - М., 1973. - С. 602.
2 Словарь литературоведческих терминов. - М, 1974. - С. 265.
Пейзаж понимается нами, как продукт субъективного писательского мировоззрения. В этом смысле, нам близко высказывание А.А. Потебни: «искусство имеет своим предметом природу в обширном смысле этого слова, но оно есть не непосредственное отражение природы в душе, а известное видоизменение этого отражения. Между произведением искусства и природою стоит мысль человека; только под этим условием искусство может быть творчеством» [«Мысль и язык»1.99, с.30].
Методологической основой магистерской работы являются труды представителя семиотической школы: Ю.М.Лотмана. Также за основу взяты труды В.Топорова, М.М.Бахтина.
Методика исследования включает в себя структурно-семантический, интертекстуальные методы. Анализ произведений ориентирован на выявление неких закономерностей в выстраивание пейзажного образа месяца, путем сравнения и сопоставления культурных и литературных явлений и структурный анализ текстов.
Научная новизна работы состоит в комплексном исследовании образа «августа» на материале нескольких стихотворений принадлежащих примерно одному периоду написания (первая половина XX века).
Материалы исследования могут быть использованы в чтении курсов по истории русской литературы и сравнительному литературоведению, в спецкурсах и спецсеминарах по изучению творчества поэтов первой половины XX века.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии темы календарной поэзии, на основании выделения типологических черт конкретного месяца как составляющего годичного, календарного круга.
Поэтика августа в стихотворениях И.Анненского, А.Ахматовой
Хотя написание текстов с одноименным названием август И.Анненского и А.Ахматовой отделяется четырьмя десятилетиями, в них сформирован комплекс сходных мотивов.
В стихотворении И.Анненского, из книги «Кипарисовый Ларец» (1910) мотивы организованы по принципу ассоциативности или сцепления. Как замечает Е.А.Ермилова в работе поэзия И.Анненского «"ассоциативность" — у Анненского органическое следствие восприятия мира "больно и бесцельно сцепленного" с "я" поэта. У него вещи живут насыщенной внутренней жизнью, на мгновения "сцепляясь" с внутренней жизнью человеческого "я", обдавая ого новой болью и одновременно возвышая чувством причастности ко всему, что не "я", к природной и социальной реальности.
Мотив игры, с которого начинается клубок ассоциаций в тексте Анненского связан с мотивом судьбы или жребия, которых в свою очередь неразрывен с мотивом смерти. Смерть же для поэта не только состояние человеческое, но и природное. Но природа, в отличие от человека имеет еще и промежуточное состояние — тления и увядания.
Рассматривая стихотворение Ахматовой 1957 года, так же возможно говорить о комплексе мотивов. Однако, в тексте Ахматовой эта взаимообусловленность мотивов достигается не путем ассоциативной их связи, но с помощью идеи о круговороте воды. Таким образом, и Анненский и Ахматова используют внешние составляющие для передачи состояния человека. Отличием является лишь то, что для Анненского близким видится образ природы, находящейся на стадии начала увядания «И роскошь цветников, где проступает тение». А для Ахматовой человеческий жизненный цикл находит отражение в идее круговорота воды.
В текстах Анненского и Ахматовой общим является мотив смерти.
Ермилова отмечает: «своеобразно ставится у Анненского вопрос - о смерти. Он переживается им остро потому, что поэт сам был болен с детства, и смерть постоянно находилась рядом, близко. Анненскому свойственна пограничная ситуация "бытия перед лицом смерти"». В тексте стихотворения эта пограничность передается путем включения мотива «увядания, тления природы». Данный мотив в тексте является трансформацией и трансляцией природы в человека и человека в природу. В этом понимании сосуществования природы – человека близко Тютчевскому. К.М.Черный в работе «Анненский и Тютчев» называет такое состояние человека и природы «психологической близостью».
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья. [5 - С. 10-22.Тютчев]
Биографическим поводом к написанию стихотворения Август А.Ахматовой стала смерть 24 августа 1957 г. Бориса Викторовича Томашевского (1890-1957), пушкиниста и старого друга, умершего на Черном море. Как отмечает Н.Г. Гончарова, на август пришлись и другие «страшные» даты Ахматовой: арест и расстрел Н.С. Гумилева, смерть А. Блока, самоубийство М. Цветаевой, постановление 1964г., первый после него приезд в СССР И. Берлина в 1956г. [Ахматова, 2002, с. 4].
Август пониматся автором как время некого пограничного состояния. Именно в это время становится возможным выбор пространственного вектора направления: «Вниз уводит как та аллея, где остаток зари аллеет в беспредельный туман и лед. Вверх как лестница он ведет.».
Однако, стоит отметить тот факт, что Анненский и Ахматова имели координально противоположное представление о загробной жизни. Если для Анненского нет продолжения после смерти, то Ахматовой очень близко христианское представление о загробной жизни. Королева пишет: «Ахматова была не только верующим, но и «церковным» человеком.(Королева, 1998. Т.1. С.531).
Месяц август Ахматова называет праведным; в этом месяце празднуются два церковных праздника, завершающих годичный круг великих церковных праздников – Спас и Успение. Успение – это последний праздник в годичном кругу великих праздников, он посвящен окончанию земной жизни Пресвятой Богородицы и началу ее небесной жизни. Записные книжки Ахматовой пестрят заметами, касающимися церковных праздников. Так, в рабочей тетради РГАЛИ, е.х. 114 («Лермонтов») записи последнего месяца жизни Ахматовой обозначены как «16 февраля. Сретенская Анна», 19 февраля - «суббота на Масленой», «20 февраля - «Прощенное воскресение», о 21-ом февраля записано: «Завтра - Чистый Понедельник. («Господи, Владыка живота моего.» и звон, который запомнился с детства)» (цит. по: Ахматова, 1998. Т.1. С.531-532).
Юрий Тынянов в статье «Промежуток» пишет: «Библия, лежавшая на столе, бывшая аксессуаром комнаты, стала источником образов для Ахматовой» (Тынянов, 1977. С.449), отсюда, включение в текст стихотворения упоминания вина (крови Христа), елея, а также Библейского сюжета о лестнице Иакова: «Вверх как лестница он ведет» [Быт.28:18-19] — все это свидетельствует о христианском представлении загробной жизни у Ахматовой.
Таким образом, в текстах И.Анненского и А.Ахматовой с одноименным названием «Август» ключевым становится представление о состоянии пограничности, переходности. Отличием является то, что если для Анненского переход границы означает смерть и итог игры, то для Ахматовой восхождение, начала нового круга.
Список использованной литературы:
Ахматова, А. А. Стихотворения. Поэмы. Проза / Вступительная статья, сост. и прим. Н.Г. Гончаровой. М.,2002.
Ахматова, А.А. Сочинения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1986.
Большой путеводитель по Библии. М.: Республика, 1993. 479 с.
Душечкина, Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – 256 с.
Мясников, А. Образ// Словарь литературоведческих терминов. М. 1974,с. 241-248
Налегач Н. В. Пушкинская традиция в поэзии Анненского [Электронный ресурс]. – Томск. - 2000. - URL: http://. [link] (дата обращения: 12.03.2016).
Стихотворения И. Анненского здесь и далее приводятся по изданию: Анненский И. Стихотворения и трагедии. Л., 1990. (Б-ка поэта. Большая сер.). С. 61-62.
Топоров, В.Н., Праздник// Мифы народов мира: Энциклопедия. М.,1980. – Т.2. – С.329-331. 86-112.
Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М,: Наука, 1977. 575 с.
Хализев, В.Е.Теория литературы. М, 2005
Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: КРОНПРЕСС, 1997. 655 с.
Черный К.М. Анненский и Тютчев. Вестник МГУ, серия литературоведения и языкознания, № 2, 1973. С. 10-22
Чуковская, Л. К. Записки об Анне Ахматовой: В 3. т. М.: Согласие, 1997.
Щукин, В.Г. О филологическом образе мира (философские заметки) // Вопросы философии. 2004. № 10. С. 48
Эйхенбаум, Б.Н. О поэзии текст. /Б.Н. Эйхенбаум JL, 1986, 453 с.
Эпштейн, М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. 302 с.