[pic]
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература»
Личностные:
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные:
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные:
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные:
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного курса
Введение – 1 ч.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 1 ч.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 31ч.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Русская литература 2-й половины 19 века - 19 ч.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 18 ч.
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 2 ч.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 5 ч.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ -4ч.
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.
Распределение часов по разделам программы
№ Название раздела
Кол-во
часов
Из них
сочинений
Р/Р
Внекл.
чтение
Контр. Работ
тестов
1
Введение.
2
2
Устное народное творчество.
3
3
Из древнерусской литературы.
1
4
Из русской литературы ХVIII века
3
5
Творчество А.С. Пушкина
21
1
3
2
1
6
Творчество М.Ю. Лермонтова
5
2
7
Творчество Н.В. Гоголя
5
2
8
Русская литература 2-й половины 19 века
19
1
2
9
Русская литература 20 века
24
1
1
1
1
10
Русские поэты о родной природе
5
11
Зарубежная литература
14
1
1
Всего часов
102
2
7
8
3
Тематическое планирование
Кол-во часов
Дата план
Дата факт
Введение (2 часа)
1
Литература как вид искусства
1
2
Моя любимая книга.
1
Устное народное творчество (3 часа)
3
Обрядовый фольклор
1
4
Календарный обрядовый фольклор.
1
5
Пословицы и поговорки.
1
Древнерусская литература (1 час)
6
Русские летописи. «Повесть временных лет»
1
Русская басня 18 века (3 часа)
7
И. И. Дмитриев «Муха». Аллегория и мораль в басне
1
8
И.А. Крылов «Листы и корни», «Ларчик»
1
9
И.А. Крылов «Осел и соловей»
1
Творчество А. С. Пушкина (21 час)
10
А. С Пушкин. Лицейские годы. Слово о поэте.
1
11
А. С. Пушкин, тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину»
1
12
А. С. Пушкин. «Узник», свободолюбивая лирика
1
13
А. С. Пушкин «Зимнее утро», тема и идея стихотворения.
1
14
Р.Р. Выразительное чтение стихотворений.
1
15
Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка», сюжет и герои повести.
1
16
«Метель» - герои, сюжет.
1
17
Особенности композиции повести «Метель»
1
18
«Выстрел», мастерство композиции повести
1
19
«Станционный смотритель», изображение «маленького человека»
1
20Р
Р.Р.Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского». Развитие понятия о повести.
1
21
Обобщающее занятие по циклу «Повести Белкина"
1
22
«Дубровский». Картины жизни русского барства.
1
23
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма
1
24
Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом
1
25Р
Р.Р.Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»
1
26
Владимир Дубровский в доме Троекурова
1
27
История любви Владимира и Маши.
1
28
Развязка романа «Дубровский»
1
29
Р.Р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
1
30
Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.
1
Творчество М. Ю. Лермонтова (5 часов)
31
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Тучи»
1
32
Прием антитезы в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком»
1
33
Р.Р.Выразительное чтение стихотворений.
1
34
М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».
1
35
Р.Р. Обучение анализу стихотворения
1
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (5 часов)
36
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни.
1
37
Приключения Вакулы в поисках черевичек.
1
38
Реальное и фантастическое в повести.
1
39
Внеклассное чтение.«Сорочинская ярмарка»
1
40
Внеклассное чтение. «Вий»
1
Из русской литературы 2-ой половины 19 века (19 часов)
41
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника»
1
42
Рассказ «Бежин луг», духовный мир крестьянских детей.
1
43
«Бежин луг». Портреты героев.
1
44
Ф. И. Тютчев. Особенности изображения природы в лирике.
1
45
Ф. И. Тютчев «Листья», обучение анализу стихотворения.
1
46
А. А. Фет. Взаимодействие тем природы и любви.
1
47
Р.Р. Сопоставительный анализстихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
1
48
Н. А. Некрасов «Железная дорога», картины подневольного труда.
1
49
Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога»
1
50
Особенности поэтических интонаций в стихотворении «Железная дорога»
1
51
Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка»
1
52
Н. С. Лесков. «Левша», понятие о сказе. Трудолюбие и талант русского человека.
1
53
Изображение царской власти в сказе, бесправие народа.
1
54
Секрет тульских мастеров.
1
55
Судьба Левши. Особенности языка повести.
1
56
Внеклассное чтение Н. С. Лесков «Человек на часах»
1
57
А.П. Чехов «Толстый и тонкий» и другие рассказы, роль детали.
1
58
Внеклассное чтение А. П. Чехов «Смерть чиновника»
1
59
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
1
Русская литература 20 века (24 часа)
60
А. С. Грин . Рассказ о писателе. «Алые паруса».
1
61
Душевная чистота главных героев книги «Алые паруса».
1
62
Победа романтической мечты над реальностью жизни. Авторская позиция.
1
63
А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»
1
64
Внеклассное чтение. А. Платонов «Корова»
1
65
«Ни на кого не похожие» герои Платонова.
1
66
М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца», особенности жанра.
1
67
Образ природы в сказке-были.
1
68Р
Р.Р.Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне»
1
69
Человек в окружающем мире. «Что есть правда?»
1
70Р
Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».
1
71Р
Р. Р. Сочинение «Человек и природа в сказке-были».
1
72
Стихи русских поэтов о ВОВ.
1
73
Патриотические чувства авторов. Обучение выразительному чтению.
1
74
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни.
1
75
Самобытность героев, особенности использования народной речи.
1
76
Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой».
1
77
В. Г. Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.
1
78
Роль учительницы в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.
1
79
Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского»
1
80
В. М. Шукшин «Срезал», особенности героев Шукшина.
1
81
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», формирование детского характера.
1
82
Юмор в рассказе Ф. Искандера
1
83
Контрольное тестирование по произведениям 20 века.
1
Родная природа в русской поэзии 20 века (5 часов)
84
Н. М. Рубцов. Человек и природа в лирике поэта.
1
85
А. А. Блок. Поэтизация родной природы.
1
86
С. А. Есенин. Чувство любви к природе и к Родине.
1
87
А. А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения.
1
88
Поэзия народов России.
1
Из зарубежной литературы (14 часов)
89
Мифы Древней Греции.
1
90
Подвиги Геракла.
1
91
Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции.
1
92
Эпические поэмы Гомера.
1
93
М. де Сервантес. «Дон Кихот», обзор содержания.
1
94
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»
1
95
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»
1
96
А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц»
1
97
Друзья и враги Маленького принца.
1
98
«Маленький принц», вечные истины в сказке-притче.
1
99
Итоговое тестирование.
1
100
Литературная викторина.
1
101
Урок-игра «Путешествие по литературной стране»
1
102
Задание для летнего чтения.
1
Итого: 102 часа
102