Программа основного общего образования МОН ДНР
для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке в 5-9 классах
Донецкий институт последипломного педагогического образования
Литература 6-й класс
(70 часов; из них ТКР – 4ч, РР – 4ч, УВЧ – 2ч, ЛРК – 2ч)
I семестр – 32 часа (2 часа в неделю)
II семестр – 38 часов (2 часа в неделю)
Учебник: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин ЛИТЕРАТУРА 6 класс
Москва «Просвещение» 2016
п/п
Тема урока
Дата
проведения
Примечания
План
Факт
1-я четверть
1
Введение (1ч).
Писатели — создатели, хранители и любители книги. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Теория литературы. Развитие понятия о художественной литературе..
2
Устное народное творчество (1ч).
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
ТЛ Обрядовый фольклор (начальные представления).
Колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни (по выбору учащихся наизусть).
3
Пословицы и поговорки как отображение народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии Теория литературы. Пословицы и поговорки (развитие представления).
4
Из древнерусской литературы (1ч).
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
ТЛ Летопись (развитие представлений). Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
5
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА
Русские басни. Жанр басни. История русской басни.
Иван Иванович ДМИТРИЕВ (1760 — 1837)
Краткий рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
6
Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844)
«Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик».
Краткие сведения об авторе. Мастерство И..А..Крылова-баснописца
Басня по выбору учителя
7
Роль смеха в обличении человеческих пороков. Особенности использования аллегории, афористичность языка басен.
Теория литературы. Понятие об аллегории. Развитие понятия о басне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
8
Александр Сергеевич ПУШКИН (8ч). Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
ТЛ Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме.
«Узник» (наизусть)
9
. «Зимнее утро». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
10
«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
ТЛ Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное
«Зимнее утро»,
«И.И. Пущину» (наизусть)
11
Повесть «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров.
ТЛ Понятие о повести.
12
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости
13
Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
14
Романтическая история любви Владимира и Маши..
15
Авторское отношение к героям. ТЛ Понятие о композиции художественного произведения. Понятие о сюжете.
16
Контрольное сочинение. Герои Пушкина в борьбе за честь и независимость личности
17
Внеклассное чтение. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
2-я четверть
18
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (2ч). Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
Мотивы бури и покоя, мечты о свободе в стихотворении «Парус». Символические образы произведения.
Мотивы ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле в стихотворении «Три пальмы». Трагический финал произведения
«Парус» (наизусть)
19
Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. ТЛ Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре. Антитеза. Двусложные и трехсложные размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
«Тучи» (наизусть)
20
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (2ч). Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.
21
Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность
22
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
ТЛ Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении
23
Контрольное сочинение
24
Федор Иванович ТЮТЧЕВ (1ч). Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» – символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Одно стихотворение Ф.И. Тютчева (наизусть)
25
Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1ч). Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
ТЛ Пейзажная лирика (развитие понятия).
Одно стихотворение А.А. Фета (наизусть)
26
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821 - 1877)
Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.
Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа.
Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия).Трехсложные размеры стиха. Диалог. Строфа (начальные представления). Понятие о сравнении. Развитие понятия об эпитете.
«Железная дорога».
Отрывок наизусть
27
Николай Семенович ЛЕСКОВ 3ч). Выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народного слова.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.
28
Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками
29
Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
ТЛ Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Начальное понятие о языке художественного произведения.
30
Развитие речи Письменный отзыв о прочитанном литературном произведении (личное отношение к героям и событиям произведения).
31
Антон Павлович ЧЕХОВ (1ч). Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
ТЛ Юмор (развитие понятия).
32
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется...». Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...». А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления)
Одно стихотворение наизусть (по выбору учащихся)
33
Литература родного края. Писатели Донбасса о родной природе
3-я четверть
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА
34
Александр Иванович КУПРИН (1870 — 1938)
Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор». Смысл подзаголовка рассказа. Признаки рождественского или святочного рассказа.
35
Художественный мир и герои произведения. Приемы воздействия на читателя в рассказе.
Теория литературы. Рассказ. Святочный (рождественский) рассказ
36
Александр Степанович ГРИН (1880 — 1932)
Краткие сведения об авторе.
«Алые паруса». Романтическое мироощущение, тонкий психологизм произведения Александра Грина
37
Любовь, доброта, человечность в повести «Алые паруса».
38
Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа.
39
Язык, стиль, символика названия произведения.
Теория литературы. Понятие о символе. Развитие понятия о повести (повесть-сказка).
40
Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (1899 — 1951)
Сведения о писателе. «Неизвестный цветок». Труд души девочки и труд цветка, борющегося за жизнь
41
. Единение добра, красоты и труда в сказке.
Теория литературы. Сказка - быль.
42
Произведения о Великой Отечественной войне (1ч).
К. СИМОНОВ. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Д. САМОЙЛОВ. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Одно стихотворение (по выбору учащихся наизусть).
43
Виктор Петрович АСТАФЬЕВ (1ч). Краткие сведения о писателе.
Рассказ «Конь с розовой гривой». Утверждение в рассказе незыблемых нравственных устоев и доброты
.
44
Характеристика главных героев произведения. Мотивы поступков взрослых и детей в рассказе. Внутренние переживания и жизненные уроки главного героя. Смысл названия рассказа.
45
Валентин Григорьевич РАСПУТИН (3ч). Сведения о писателе.
Рассказ «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей военного времени.
ТЛ Рассказ, сюжет (обогащение знаний).
46
Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства
47
Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика.
48
Развитие речи
49
Василий ШУКШИН (1ч). Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе
50
Фазиль ИСКАНДЕР (1ч). Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
51
Контрольная тестовая работа
52
Родная природа в русской поэзии XX века (1ч).
А. БЛОК. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...».
С. ЕСЕНИН. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
А. АХМАТОВА. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Одно стихотворение (по выбору учащихся наизусть).
53
Николай РУБЦОВ (1ч). Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Одно стихотворение (по выбору учащихся наизусть).
4-я четверть
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
54
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Легенды и мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки. Поэтизация могущества и мужества в подвигах Геракла
55
Геродот «Легенда об Арионе»
Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира. Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
56
ГОМЕР (VIII – VII ст. до н.е.) «Илиада», «Одиссея» (отрывки).
Краткие сведения о Гомере и его поэмах.
«Илиада». Общее представление о сюжете поэмы. Эпическое изображение событий Троянской войны
57
Воплощение в образе Ахилла античного идеала воина-героя. Поэтика "Илиады" Теория литературы. Понятие об эпической поэме. Развитие понятий о героическом эпосе, постоянных эпитетах..
58
Одиссея». Общее представление о сюжете поэмы. Тема «Одиссеи» – возвращение героя в родную Итаку
59
Воспевание в образе Одиссея таких черт характера, как верность родине и семье, мудрость, изобретательность, трудолюбие, практичность. Поэтика "Одиссеи".
60
Мигель де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА
(1547 – 1616)
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (отдельные главы по выбору учителя)
Основные сведения о жизни писателя.
«Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы.
61
Нравственно-философская и социальная проблематика романа. Выбор жизненного идеала. Конфликт иллюзии и действительности. Самоотверженность главного героя
62
Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы. Дон Кихот как «вечный» образ. Глубина и современность произведения. «Донкихотство» как социальное явление.
Теория литературы. Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах». Развитие понятий о романе, юморе.
63
Развитие речи
64
Иоганн Кристоф Фридрих фон ШИЛЛЕР (1759-1805)
«Перчатка» (в переводе В.А.Жуковского и М.Ю.Лермонтова)
Краткие сведения о поэте.
Противопоставление благородства и достоинства рыцаря Делоржа коварству и бездушию придворной дамы.
Динамичность сюжета, простота, драматизм повествования.
Теория литературы. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе.
65
Проспер МЕРИМЕ (1803 - 1870)
Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
66
Контрольная тестовая работа
67
Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (1900 – 1944)
Основные сведения о жизни и творчестве французского писателя.
«Маленький принц».Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми.
68
Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви.
69
.Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца.
Теория литературы. Понятия о сказке-притче, подтексте. Развитие понятия о символе.
70
Внеклассное чтение
Для заучивания наизусть
Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни (по выбору учащихся).
Крылов И.А. Одна басня (по выбору учителя)
Пушкин А.С. «Зимнее утро», «Узник», «И.И.Пущину».
Лермонтов М.Ю. «Парус», «Тучи».
Одно стихотворение Ф.И.Тютчева.
Одно стихотворение А.А.Фета.
Некрасов Н.А. «Железная дорога» (отрывок).
Одно стихотворение русских поэтов XIX века о родной природе (по выбору учащихся).
Стихотворения русских поэтов о второй мировой войне (по выбору учащихся).
Одно стихотворение русских поэтов ХХ века о родной природе (по выбору учащихся).
Рубцов Н. Одно стихотворение (по выбору учащихся).