1 Прочтите текст и выполните задания
(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.
(11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
– (12) Пап, ну скажи ей, — громко пожаловалась Оксана. — (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? — одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…
– (19) Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали.
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, — именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь — как праздник.
(По В.С. Токаревой)
*Виктория Самойловна Токарева (родилась в 1937 году) — русский прозаик и сценарист.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать поссорилась с дочерью?»
1. Мать потратила слишком много сил и средств для приготовления праздничного стола, а дочь это не оценила.
2. Матери не нравится, как одевается Оксана.
3. Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью.
4. Оксана находилась в ванной и не помогала матери готовить праздничный стол.
2 Прочтите текст и выполните задания
(1) Мне тринадцать лет.
(2) Каждый вечер в ущерб заданным урокам я читаю и перечитываю всё одну и ту же книгу — «Войну и мир».
(3) Я влюблена в князя Андрея Болконского. (4) Я ненавижу Наташу, во-первых, оттого, что ревную, во-вторых, оттого, что она ему изменила.
– (5) Знаешь, — говорю я сестре, — Толстой, по-моему, неправильно про неё написал. (6) Не могла она никому нравиться. (7) Посуди сама — коса у неё была «негустая и недлинная», губы распухшие. (8) Нет, по-моему, она совсем не могла нравиться. (9) А жениться он на ней собрался просто из жалости.
(10) Потом ещё мне не нравилось, зачем князь Андрей визжал, когда сердился. (11) Я считала, что Толстой это тоже неправильно написал. (12) Я знала наверное, что князь не визжал.
(13) Каждый вечер я читала «Войну и мир».
(14) Мучительны были те часы, когда я подходила к смерти князя Андрея.
(15) Мне кажется, что я всегда немножко надеялась на чудо. (16) Видимо, надеялась, потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня, когда он умирал.
(17) Ночью, лёжа в постели, я спасала его. (18) Я заставляла его броситься на землю вместе с другими, когда разрывалась граната. (19) Отчего ни один солдат не мог догадаться толкнуть его? (20) Я бы догадалась, я бы толкнула.
(21) Потом посылала к нему всех лучших современных врачей и хирургов.
(22) Каждую неделю читала я, как он умирает, и надеялась, и верила чуду, что, может быть, на этот раз он не умрёт.
(23) Нет. (24) Умер! (25) Умер!
(26) Живой человек один раз умирает, а этот вечно, вечно.
(27) И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроков. (28) А утром... (29) Сами знаете, что бывает утром с человеком, который не приготовил урока!
(30) И вот наконец я додумалась. (31) Решила идти к Толстому, просить, чтобы он спас князя Андрея. (32) Пусть даже женит его на Наташе, даже на это иду, даже на это! — только бы не умирал!
(33) Спросила гувернантку, может ли автор изменить что-нибудь в уже напечатанном произведении. (34) Та ответила, что как будто может, что авторы иногда для нового издания делают исправления.
(35) Посоветовалась с сестрой. (36) Та сказала, что к писателю нужно идти непременно с его карточкой и просить подписать, иначе он и разговаривать не станет, да и вообще с несовершеннолетними они не говорят.
(37) Было очень жутко.
(38) Исподволь узнавала, где Толстой живёт. (39) Говорили разное — то, что в Хамовниках, то, что будто уехал из Москвы, то, что на днях уезжает.
(40) Купила портрет. (41) Стала обдумывать, что скажу. (42)Боялась — не заплакать бы. (43) От домашних своё намерение скрывала — осмеют.
(44) Наконец решилась. (45) Приехали мамины родственники, в доме поднялась суетня, так что время удобное. (46) Я сказала старой няньке, чтобы она проводила меня «к подруге за уроками», и пошла.
(47) Толстой был дома. (48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко.
(49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится. (52) Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.
(53) Наконец — он. (54) Он был меньше ростом, чем я ждала. (55) Посмотрел на няньку, на меня. (56) Я протянула карточку и, выговаривая от страха «л» вместо «р», пролепетала:
– (57) Вот, плосили фотоглафию подписать.
(58) Он сейчас же взял её у меня из рук и ушёл в другую комнату.
(59) Тут я поняла, что ни о чем просить не смогу, ничего рассказать не посмею и что так осрамилась, погибла навеки в его глазах, со своим «плосили» и «фотоглафией», что дал бы только Бог убраться подобру-поздорову.
(59) Он вернулся, отдал карточку. (60) Я сделала реверанс.
– (61) А вам, старушка, что? — спросил он у няньки.
– (62) Ничего, я с барышней.
(63) Вот и всё.
(64) Вспоминала в постели «плосили» и «фотоглафии» и поплакала в подушку.
(По Тэффи)
*Тэффи (псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой; 1872-1952) — русская писательница и поэтесса.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «С какой целью героиня рассказа решилась пойти к Толстому?»
1. Девочка любила роман «Война и мир», и ей хотелось получить автограф великого писателя на его фотографии
2. Девочка хотела встретиться с автором «Войны и мира», чтобы рассказать ему, как она восхищается князем Андреем.
3. Девочка мечтала убедить Толстого изменить сюжет романа и оставить в живых её любимого героя, князя Андрея
4. Девочке нужно было убедить Толстого, что князь Андрей может спастись, если женится на Наташе.
3 Прочтите текст и выполните задания
(1) Слово Дед здесь всюду написано с большой буквы, потому что так писали в его доме с тех пор, как он стал Дедом.
(2) Учитель был нервным человеком. (3) Он выхватил у меня авторучку и швырнул ее в окно.
— (4) Приведешь родителей, — сказал он, выдворяя меня из класса.
(5) Преступление мое было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. (7) Потому что авторучки портят почерк.
(8) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. (9) Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных. (10) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать в чернильницу. (11) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (12) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями.
(13) В школу Дед отправился на следующий день. (14) Вернулся нескоро и сказал мне: «Женя, зайди ко мне наверх».
(15) В классе за мною числилось множество разных грехов. (16) Так что ничего хорошего я для себя не ждал. (17) Скрепя сердце я поплелся в кабинет.
(18) Но Дед не ругал меня. (19) Он обратился ко мне как равный к равному и не запрещал мне писать авторучкой, а только просил этого не делать. (20) Таким точно образом, как просят об уступке больному человеку.
— (21) Видишь ли, — говорил Дед, расхаживая по комнате большими неслышными шагами, — когда-то все люди должны были уметь писать красивым и разборчивым почерком. (22) Потому что не изобрели еще пишущих машинок. (23) И рукописи, и деловые бумаги, и письма просто нельзя было бы прочесть, будь они написаны каракулями. (24) И когда на смену гусиным перьям пришли стальные, против них ополчились все учители чистописания: они запрещали школьникам писать стальными перьями, чтобы школьники не испортили себе почерк. (25) Так, по крайней мере, утверждали специалисты чистописания. (26) Но прошло время, и от гусиных перьев осталось одно лишь название — «перо». (27) Все люди пишут перьями стальными. (28) И, конечно, кому-то надоело макать ручку в чернильницу, и он изобрел «вечное перо», которое обвинили в тех же самых грехах, в каких обвиняли когда-то обыкновенную ручку со стальным пером. (29) Я уверен, что наступит время, когда школьники будут писать авторучками. (30) Но тогда же выдумают еще что-нибудь пишущее, и все учители будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит. (31) Так что, Женя, не раздражай своих наставников, уступи им. (32) Они от ваших штук и без того устали.
(33) Так и окончилась бы эта история, если бы через двадцать пять лет меня не вызвали в школу поговорить о поведении моего сына. (34) И его классная руководительница мне сказала:
— Школьникам запрещается писать шариковыми ручками. (35) Шариковые ручки портят почерк. (36) Пусть пишет обыкновенной авторучкой, как все!
(Евгений Борисович Чуковский — внук Корнея Ивановича Чуковского).
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Дед попросил внука не пользоваться авторучкой?»
1. «Вечное перо» портит почерк.
2. Нехорошо вызывать всеобщую зависть
3. Не стоит раздражать усталых учителей
4. Дед пообещал учителям, что сумеет повлиять за внука.
4 Прочтите текст и выполните задания
(1) Я поехал учиться в Москву. (2) В те годы поезда из наших краев шли до Москвы трое суток, так что времени для выбора будущей профессии было достаточно, и я остановился на философском факультете университета.
(3) Не испытывая никакого особого трепета, я пришел в университет на Моховой, поднялся по лестнице и, следуя указателям бумажных стрел, вошел в помещение, уставленное маленькими деревянными столиками. (4) За столиком с названием «Философский факультет» сидел довольно пожилой мужчина в белой рубашке с грозно закатанными рукавами. (5) Никто не толпился возле этого столика, и тем безудержней я пересек это пространство, как бы выжженное философским скептицизмом.
(6) Я подошел к столику. (7)Человек, не шевелясь, посмотрел на меня.
– (8) Откуда, юноша? — спросил он голосом, уставшим от философских бесед.
– (9) Из Чегема, — сказал я, стараясь говорить правильно, но с акцентом. (10) Я нарочно назвал дедушкино село, а не город, где мы жили, чтобы сильнее обрадовать его дремучестью происхождения. (11) По моему мнению, университет, носящий имя Ломоносова, должен был особенно радоваться таким людям.
– (12) Это что такое? — спросил он, едва заметным движением руки останавливая мою попытку положить на стол документы.
– (13) Чегем — это высокогорное село в Абхазии, — доброжелательно разъяснил я.
– (14) Абхазия — это Аджария? — спросил он как-то рассеянно, потому что теперь сосредоточил внимание на моей руке, держащей документы, чтобы вовремя перехватить мою очередную попытку положить документы на стол.
– (15) Абхазия — это Абхазия, — сказал я с достоинством, но не заносчиво. (16) И снова сделал попытку вручить ему документы.
– (17) А вы знаете, какой у нас конкурс? — снова остановил он меня вопросом.
– (18) У меня медаль, — расплылся я и, не удержавшись, добавил: — (19) Золотая.
– (20) У нас медалистов тоже много, — сказал он и как-то засуетился, зашелестел бумагами…
– (21) А вы знаете, что у нас обучение только по-русски? — вдруг вспомнил он, бросив шелестеть бумагами.
– (22) Я русскую школу кончил, — ответил я, незаметно убирая акцент. — (23) Хотите, я вам прочту стихотворение?
– (24) Так вам на филологический! — обрадовался он и кивнул: — (25) Вон тот столик.
– (26) Нет, — сказал я терпеливо, — мне на философский.
(27) Человек погрустнел, и я понял, что можно положить на стол документы.
– (28) Ладно, читайте. — (29) И он вяло потянулся к документам.
(30) Я прочел стихи Брюсова, которого тогда любил за щедрость звуков.
Мне снилось: мертвенно-бессильный,
Почти жилец земли могильной,
Я глухо близился к концу.
И бывший друг пришел к кровати
И, бормоча слова проклятий,
Меня ударил по лицу!
– (31) И правильно сделал, — сказал он, подняв голову и посмотрев на меня.
– (32) Почему? — спросил я, оглушенный собственным чтением и еще не понимая, о чем он говорит.
– (33) Не заводите себе таких друзей, — сказал он не без юмора.
(34) Я растерялся, и, кажется, это ему понравилось.
– (35) Пойду узнаю, — сказал он и, шлепнув мои документы на стол, поднялся, — кажется, на вашу нацию есть разнарядка.
(36) Как только он скрылся, я взял свои документы и покинул университет. (37) Я обиделся за стихи и разнарядку. (38) Пожалуй, за разнарядку больше обиделся.
(39) В тот же день я поступил в Библиотечный институт, который по дороге в Москву мне усиленно расхваливала одна девушка из моего вагона.
Фазиль Искандер. Начало (цикл рассказов «Дерево детства»).
В каком варианте содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой решил сказать, что он приехал из села, а не из города?»
1.Он думал, что его пожалеют и примут в университет
2.Он думал, что преподаватели захотят получать свежие продукты прямо из села.
3.Он думал, что в университете должны обрадоваться человеку, приехавшему учиться из таких дальних, глухих мест.
4.Он очень любил дедушку, который был родом из этого села.
5 Прочтите текст и выполните задания
(1)Поёживаясь от холода, Петя медленно обошел экономию, прощаясь со всеми местами и местечками, где он так славно провел лето.
(2) Все лето Петя пробегал почти нагишом. (3) Он загорел, как индеец, привык ходить босиком по колючкам, купался три раза в день. (4) На берегу он обмазывался с ног до головы красной морской глиной, выцарапывая на груди узоры, отчего и впрямь становился похож на краснокожего, особенно если втыкал в вихры сине-голубые перья тех удивительно красивых птиц, которые вили гнезда в обрывах. (5) И теперь, после всего этого приволья, после всей этой свободы, - ходить в тесной шерстяной матроске, в кусающихся чулках, в неудобных ботинках, в большой соломенной шляпе, резинка которой натирает уши и давит горло!
(6) Петя снял шляпу и забросил ее за плечи. (7) Теперь она болталась за спиной, как корзина.
(8) Две толстые утки прошли, оживленно калякая, с презрением взглянули на разодетого мальчика, как на чужого, и нырнули одна за другой под забор.
(9) Может, это была демонстрация, или они действительно не узнали его, но только Пете вдруг стало до того тяжело и грустно, что он готов был заплакать.
(10) Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра. (11) Даже яма в углу огорода — чудесная глубокая яма, на дне которой так интересно и так таинственно было печь на костре картошку, - и та показалась до странности чужой, незнакомой.
(12) Солнце поднималось все выше.
(13) Хотя двор и сад все еще были в тени, но уже ранние лучи ярко и холодно золотили розовые, желтые и голубые тыквы, разложенные на камышовой крыше мазанки, где жили сторожа.
(14) Заспанная кухарка в клетчатой домотканой юбке и холщовой сорочке, вышитой черными и красными крестиками, выколачивала из самовара о порог вчерашние уголья.
(15) Петя постоял перед кухаркой, глядя, как прыгают бусы на ее старой, морщинистой шее.
(16) — Уезжаете? — спросила она равнодушно.
(17) — Уезжаем, - ответил мальчик дрогнувшим голосом.
(По В.П. Катаеву)
*Валентин Петрович Катаев (1897 — 1986) — русский писатель, драматург, поэт. Отрывок взят из повести «Белеет парус одинокий…»
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Пете вдруг стало тяжело и грустно?»
1.Мальчика обидело равнодушие кухарки
2.Две утки взглянули на Петю с презрением и не узнали его
3.Пете не хотелось ходить в тесной шерстяной матроске и неудобных ботинках.
4.Петя внезапно почувствовал себя чужим в том месте, где провел все лето.
6 Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9
(1) Когда я пришла домой, Лева играл на кларнете. (2) Он всегда играет: и утром и вечером. (3) Представляете? (4) Как у него хватает терпения! (5) Просто понять не могу. (6) Хотя отчасти все же могу... (7) Лева занимается любимым делом, а когда занимаешься таким делом, сразу откуда-то появляются терпение и воля. (8) Вот если бы я, к примеру, должна была готовить уроки только по литературе, я бы могла их готовить круглыми сутками и отвечала бы всегда на пятерки, потому что я занималась бы любимым делом! (9) Но геометрия, физика, химия... (10) Откуда возьмёшь столько терпения? (11) И зачем заставлять людей заниматься тем, что им никогда в жизни не пригодится, что им неприятно и даже противно?! (12) Понять не могу. (13) Когда кто-нибудь входит в комнату, Лева не прекращает играть, словно ничего не замечая, а мы вынуждены ходить на цыпочках. (14) Но вчера я не выдержала и сказала:
- (15) Прости меня, Лева, но есть важная новость: тебя просят выступить у нас в школе на новогоднем вечере.
(16) Лева несколько секунд помолчал. (17) Когда его отрывают от музыки, он как бы приходит в себя или, точнее сказать, возвращается к нам из какого-то другого мира. (18) Так мне кажется...
- (19) Тебя просят выступить у нас на новогоднем вечере, - повторила я, потому что первую мою фразу Лева мог не расслышать: он был в другом мире.
- (20) Я готов, - сказал Лева. — (21) В принципе я готов... (22) Но слушать сольное выступление на новогоднем вечере?..(23) Кларнет выигрышней звучит в оркестре. (24) Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр? (25) Это будет эффектней.
(26) Ещё чего не хватало! (27) Чтоб скрипки вылезли на первый план, а мой брат сидел где-то в углу? (28) И чтоб кланяться выходил дирижёр, а мой брат превратился в "незаметного героя оркестра"? (29) Нет, я хочу, чтобы он был заметным!
- (30) Ваш оркестр просто не поместится на нашей сцене, - сказала я. — (31) И никто его вовсе не приглашал. (32) Просили тебя. (33)Персонально! (34) У нас в школе обожают кларнет. (35) Вот два билета. — (36) Я положила билеты на стол и добавила: - Значит, пойдём?
(37) "Уж сколько лет ты пытаешься подарить ему свой характер, а он не принимает подарка. (38) Смирись, дитя моё, смирись!" - сказал как-то папа.
(39) И все же Лева иногда подчиняется мне, хоть и старше на целых пять лет. (40) Он говорит, что у меня "острый практический ум". (41) Лева не объясняет, хорошо это или плохо; он вообще не любит много говорить, разъяснять: он мыслит музыкальными образами.
(42) Я готовлюсь к новогоднему вечеру и представляю себе, как все будет! (43) Конечно, мне будет труднее, чем Наташе Ростовой на её первом балу! (44) Ведь она была среди взрослых, а они нормальные люди и ведут себя по-человечески. (45) Разве их можно сравнить с нашими десятиклассниками? (46) Эти все время ехидничают, посмеиваются. (47) И уверены, что они гораздо взрослее взрослых. (48) По мнению моей мамы, это как раз и говорит о том, что они ещё абсолютные дети, потому что, как утверждает мама, ни один взрослый человек никогда не захочет казаться старше своего возраста. (49) Но сами-то десятиклассники не догадываются о том, что они абсолютные дети, и никто им этого не объяснит: просто никто не решится. (50) Поэтому они и дальше будут изображать из себя утомлённых "героев нашего времени", которых ничем на свете не удивишь. (51) А я, может быть, удивлю. (52) По крайней мере, они мне позавидуют!
(По А. Г. Алексину)
*Алексин Анатолий Георгиевич (род. В 1924) — русский писатель.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему девочка не захотела, чтобы на школьном вечере выступил студенческий оркестр?»
1.Она боялась, что оркестр не поместится на сцене
2.Она считала, что кларнет эффектней звучит в сольном выступлении
3.Она боялась, что брат превратится в "незаметного героя оркестра"
4.Она не любила слушать скрипку.
7 Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9
(1) Тютькин на географии по обыкновению что-то такое рисовал. (2) Но тут вдруг географичка его вызвала и спросила про рельеф Индии.
– (3) Рельеф Индии очень разнообразный, — сказал Тютькин. — (4) Там есть горы и долины и остальное. (5) Пока он всё это объяснял, Машенька, сидевшая на соседней парте, тихонько стащила тютькинский рисунок и просто завизжала, увидев, что там такое нарисовано.
(6) Она сразу пустила листок по рядам. (7) И все по очереди тоже взвизгивали и говорили: «Вот это да!»
(8) Некоторые говорили это очень громко, поэтому географичка прервала тютькинскую мысль про то, что Гималайские горы самые высокие, и строго спросила:
– Что там у вас происходит?
(9) Весь класс так невинно и преданно смотрел на географичку, что, будь она поопытнее, она бы сразу поняла, сколь важное происшествие случилось в классе.(10) Но она была ещё молоденькая, ещё не все знала про трудящихся из шестого «Б» и прочих подобных.
(11) На перемене художник Тютькин бегал по классу и каждому по очереди кричал:
– Отдай, гад, рисунок! (12) Ну отдай!
(13) Вы не подумайте, никаких там гадостей не было. (14) Просто Тютькин очень хорошо нарисовал Юру Фонарёва с одной девочкой, как они стоят в 11 часов вечера, держась за руки, у Юриного подъезда. (15) Все было до такой степени точно и хорошо нарисовано, что невозможно было не узнать, кто нарисован, и где, и когда, поскольку на часах было 11.10 и рядом горел фонарь, чего днём не бывает.
(16) Юра стоял, ловя воздух раскрытым ртом. (17) А эта кисочка Машенька улыбнулась ему и промурлыкала:
– Оч-чень р-реалистично нар-рисовано. (18) Очень большой талант!
– (19) Это донос, — сказал, наконец, Фонарёв, испепеляя Тютькина взглядом. — (20) Низкий, подлый и коварный донос. (21) Я думал, ты человек… а ты… (22) Ты…
(23) Он повернулся и выбежал из класса. (24) И несчастный Тютькин побежал за ним, крича:
– Я человек! (25) Я человек! (26) Я не виноват!
– (27) Гений и злодейство есть вещи несовместные, — сурово сказал Лева Махервакс, лучший фонарёвский друг. — (28)Сначала думать надо, что рисуешь, а потом рисовать…
(29) Но разве художник Тютькин виноват? (30) Он же рисует по впечатлению, то есть по-честному - что видит. (31)Он же хочет получше нарисовать, а за это вот всю дорогу горит синим пламенем.
(32) А добрый Ряша сказал, что нельзя обвинять Тютькина. (33) Он же не для зла. (34) Просто такое у человека свойство: рисовать всё из жизни. (35) Но, конечно, объективно Лева прав: раз уж у тебя такое свойство, то надо самому за собой следить. (36) Ряше ещё никогда не удавалось кому-нибудь покровительствовать. (37) И поэтому он был рад и, пожалуй, даже упивался новым, захватывающим занятием.
– (38) Вот вы все убиваете в нем художника, — обличал он своих ребят. — (39) Видите, до чего человека довели.
(40) В один прекрасный день (а вернее, в один обыкновенный понедельник) Сева Первенцев вывесил стенгазету «За отличную учёбу». (41) На большущем толстом листе ватмана были наклеены разные заметки, жульнически написанные крупными буквами с огромными просветами между строчек, чтоб занять побольше места.
– (42) Мы дураки, — сказал Сашка. — (43) И даже более того! (44) У нас же есть Тютькин! (45) И все страшно удивились, как это им раньше не пришло в голову вовлечь Тютькина.
(46) Словом, на перемене к Тютькину явилась делегация из руководящих ребят класса.(47) Эта делегация говорила соответствующие моменту слова. (48) Приблизительно те же, которые несколько ранее говорили делегаты вольного Новгорода, чтобы вернуть покинувшего их князя Александра Невского. (49) И почти те же, которыми чуть позже бояре уговаривали Ивана Грозного не обижаться, а ехать к себе в Москву и царствовать.
(50) И Тютькин сделал чудную стенгазету. (51) Она почти целиком состояла из рисунков. (52) И тут уже сбежалась смотреть вся школа. (53) И даже пришёл какой-то десятиклассник — здоровенный и в очках, — и он спросил: «Кто это так у вас здорово рисует?»
(По И.Ю. Звереву)
*Илья Юрьевич Зверев (1926-1966) — русский писатель.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Юра Фонарёв обиделся, увидев рисунок Тютькина?»
1.Фонарёв позавидовал таланту Тютькина
2.Рисунок раскрыл тайну личной жизни Юры
3.Рисунок был выполнен очень реалистично
4.Тютькин умышленно хотел посмеяться над Юрой.
8 Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9
(1) С Борисом Житковым я познакомился в детстве, то есть еще в девятнадцатом веке. (2) Мы были однолетки, учились в одном классе одной и той же Одесской второй прогимназии, но он долго не обращал на меня никакого внимания, и это причиняло мне боль.
(3) Я принадлежал к той ватаге мальчишек, которая бурлила на задних скамейках и называлась "камчаткой". (4) Он же сидел далеко впереди, молчаливый, очень прямой, неподвижный, словно стеной отгороженный от всех остальных. (5) Нам он казался надменным. (6) Но мне нравилось в нем все, даже эта надменность. (7) Мне нравилось, что он живет в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов; что все его дяди — все до одного! — адмиралы; что у него есть собственная лодка (кажется, даже под парусом), — и не только лодка, но и телескоп на трех ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пес.
(8) Обо всем этом я знал от счастливцев, которым удалось побывать у Житкова, а дрессированного (очень лохматого) пса я видел своими глазами: он часто провожал своего хозяина до ворот нашей школы, неся за ним в зубах его скрипку.
(9) Бывало, придя спозаранку, я долго простаивал у этих ворот, чтобы только поглядеть, как Житков — с неподвижным и очень серьезным лицом — наклонится над ученой собакой, возьмет у нее свою скрипку, скажет ей (будто по секрету!) какое-то негромкое слово. (10) И она тотчас же помчится без оглядки по Пушкинской, — очевидно, в гавань, к кораблям и матросам.
(11) Может быть, оттого, что у меня не было ни дядей-адмиралов, ни лодки, ни телескопа, ни ученого пса, Житков казался мне самым замечательным существом на всем свете, и меня тянуло к нему, как магнитом.
(12) Мне импонировали его важность, молчаливость и сдержанность, ибо сам я был очень вертляв и болтлив и во мне не было ни тени солидности.
(13) Случалось, что в течение целого дня он не произносил ни единого слова, и я помню, как мучительно я завидовал тем, кого он изредка удостаивал своим разговором. (14) Таких было немного: обруселый итальянец Брамбилла, да Миша Кобецкий, да Илюша Мечников, племянник ученого, да еще двое-трое, не больше.
(15) Мне совестно вспомнить, сколько я делал мальчишески неумелых попыток проникнуть в этот замкнутый круг, привлечь внимание Бориса Житкова какой-нибудь отчаянной выходкой. (16) Но он даже не глядел в мою сторону.
(К. Чуковский)
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой подолгу простаивал у ворот школы»
1.Он любил поболтать с Житковым до начала занятий, когда им никто не мог помешать
2.Ему очень нравилось все, что делал Житков, казавшийся герою существом необыкновенным
3.Он надеялся, что Житков с ним заговорит
4.Герою было интересно, донесет ли собака скрипку до ворот школы и, если донесет, отдаст ли ее хозяину.
9 Прочтите текст и выполните задания
– (1) Все, — сказал Лева. — (2) Решено и подписано!
– (3) Кем решено и подписано? — спросила Машка.
– (4) Мною, — пробасил Лева и строго посмотрел на нее сквозь очки, за которыми глаза были как золотые рыбки в аквариуме. — (5) Тебе мало?
– (6) И мной, — сказал Юра Фонарев.
– (7) Ну, тогда пусть мною тоже, — вздохнула Машка. — (8) Пожалуйста.
– (9) Что значит «пожалуйста»? (10) Никто тебя не заставляет! — (11) И ребята с возмущением посмотрели на нее.
– (12) Только не хватало, чтоб заставляли, — теперь уж Машка возмутилась. — (13) Только этого не хватало!
– (14) Ладно, — примирительно сказал Лева. — (16) Не пожалеешь. (17) Благодарить будешь! (18) Знаешь, какая это школа?
(19) Машка знала ничуть не меньше их. (20) Они же вместе там были в «день открытых дверей».
(21) На этой неделе Адочка (в смысле Ариадна Николаевна, математичка) сообщила Леве, как классному гению, что вот будет мероприятие и она бы посоветовала ему… (22) Ну, а пошли втроем.
(23) Действительно, потрясающая школа! (24) Классы там не классы, а кабинеты, и в одном счетно-решающая машина стоит. (25) Уроки называются не уроки, а лекции, и вместо учителей преподают доценты из университета, а один даже доктор наук.
(26) Может, кое-что и врут тамошние ребята, вундеркинды эти, но, кажется, в самом деле у них там в девятом классе проходят программу первого курса физмата и даже вроде бы отчасти второго… (27) Поэтому, кто не круглый отличник, у кого четверки, смешно даже думать, чтобы сюда попасть.
(28) У Юры четверок было две, у Левы — ни одной, сплошные пятерки, но, к сожалению, у него имелась тройка по немецкому. (29) У Машки-то, конечно, четверок хватало.
(30) Но когда «день открытых дверей» уже кончался и наши ребята собирались уходить, вдруг выступил директор этой самой специальной математической школы — странный такой человек, косоглазый, носатый, с дикой шевелюрой, как у Левы, но только седой. (31) И вот этот директор в своей речи прямо сказал, что тот, кто не отличник, но способный, пусть все-таки не отчаивается: главное значение будет придаваться итогам математической олимпиады.
(32) И вот сейчас решено и подписано, чтобы всем троим идти в воскресенье на олимпиаду и там попытать счастья.
(И.Ю. Зверев)
*Илья Юрьевич Зверев (1926-1966) — русский писатель.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Юра, Лева и Машка пошли на математическую олимпиаду»
1.Они не могли ослушаться классного руководителя
2.Они надеялись, что, если они примут участие в олимпиаде, им не будут ставить за четверть четверки и тройки и они станут отличниками
3.Они хотели учиться в замечательной математической школе, а попасть туда они могли, только победив в олимпиаде
4.Они были очень дружные ребята и любили вместе проводить воскресные дни.
10 Прочтите текст и выполните задания
(1) Когда я вернулся с фронта и поступил в университет, меня приняли без экзаменов. (2) Тихое восхищенное «ура» сопровождало меня по университетским коридорам. (3) Улыбки и комплименты обволакивали меня и убаюкивали. (4) Стоило мне, например, заявить, что Гоголь — великий русский писатель, тотчас раздавались аплодисменты в мою честь. (5) На лекции я ходил редко: все было как-то некогда. (6) Меня не наказывали. (7) На всех торжественных вечерах я выступал с воспоминаниями о том, как мы воевали, и это шло в зачет. (8) И главная беда заключалась не в том, что люди, преисполненные радости победы, были чрезмерно снисходительны к одному представителю победившей армии, а в том, что все это я принял на свой личный счет. (9) А как принял, так оно и пошло…(10) Кое-как доучился, кое-как написал дипломную работу: что-то там такое насчет Маяковского, на сорок страниц, натянул, отделался общими фразами. (11) Передавая работу своему руководителю, имел наглость пошутить: боюсь, что со знаками препинания у меня не все в порядке…(12) Говоря о моей работе, он сказал, что работа превосходная, только со знаками препинания не все в порядке. (13) Я понял, что он ее не читал. (14) Меня хвалили, поздравляли, что вот, мол, несмотря на бывшее ранение, все же написал, поработал, использовал множество литературы (библиографический список я скатал из энциклопедии). (15) Наконец с дипломом филолога в кармане и с университетским значком на груди, полный, как это говорится, всяческих радужных надежд, выехал я в небольшой областной городок. (16) И оказалось, на мою беду, что в этой области я первый человек с университетским образованием. (17) На меня смотрели с интересом и даже с благоговением.
(18) Вот какой человек приехал в область!
(19) Заведующий облоно пригласил своего зама, и они вместе принялись обсуждать судьбу замечательного гостя. (20) Гость предполагал, что ему поручат по меньшей мере заведовать кафедрой в маленьком пединституте этого захудалого городка. (21) Но об этом не было ни слова. (22) Он ждал, что ему предложат быть хотя бы директором самой показательной школы города, но и этого не произошло. (23) Вместо этого заведующий облоно сказал, что самое замечательное, если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой университетской науке.
(24) Тут я возмутился и заявил, что лишь в городе мое место, ибо мне…предстоит серьезная работа над диссертацией, наполовину уже сделанной, которая без городской библиотеки невозможна…
(25) Должен вам сказать, что мысль о диссертации пришла мне в голову именно в этот трагический момент. (26) Раньше я об этом почему-то не думал.
(27) — Да, я ведь фи-ло-лог, а не учителишка какой-нибудь!
(28) — Мы гордимся вами!
(29) — Но у меня диссертация на выходе!
(30) — Какая же тема вашей диссертации?
(31) — Именительный падеж в творчестве Лермонтова!
(Булат Окуджава)
*Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) — советский и российский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все хвалили дипломную работу главного героя?»
1.Потому что после победы в войне с фашизмом все хотели сделать приятное человеку, недавно вернувшемуся с фронта
2.Потому что это была действительно замечательная работа, которая заслуживала серьезной похвалы
3.Потому что герой, работая над дипломом, изучил много научной литературы и приложил к работе большой библиографический список
4.Потому что герой выбрал для работы очень интересную тему — творчество Маяковского.
11 Прочтите текст и выполните задания
(1) Знаете ли вы, что такое «приготовишка»? (2) Когда-то так называли в России мальчуганов, обучавшихся в гимназиях в приготовительном классе.
(3) Мужчина этак лет восьми, румяный, с весёлыми торчащими ушами. (4) В гимназию шагал он не прямо по тротуару, как все люди, а как-то зигзагами, словно норвежский конькобежец. (5) За спиной висел чудовищный ранец из волосатой и пегой коровьей шкуры. (6) В ранце тарахтел пенал, горсть грецких орехов, литой чёрный мяч и арифметика. (7) В руке — надкусанное яблоко. (8) На ногах — «броненосцы»: огромные резиновые ботинки, на которые лаяли все встречные собаки.
(9) В Москве на Сивцевом Вражке жил у тётки один такой приготовишка, Васенька Горбачёв. (10) И была у него мечта: Васенька видал как-то в цирке у Дурова дрессированного зайца, который зубами, по желанию публики, вытаскивал карту любой части света, катался на маленьком заячьем велосипеде и, скосив глаза вбок, отдавал честь старой лягавой собаке.
(11) Штуки не Бог весть какие... (12) Мальчик решил скопить денег, купить простого деревенского зайца и обучить его тайком в ванной комнате совсем другой вещи: четырём арифметическим действиям и таблице умножения.
(13) Счёт, раз заяц говорить не умеет, можно ведь отбивать лапкой...
(14) Вот будет сюрприз! (15) Во всех газетах появится Васин портрет с зайцем, директор гимназии объявит ему перед всем классом благодарность и напишет тёте письмо, что племянник её, Василий Горбачёв, затмит когда-нибудь самого Ломоносова.
(16) От каждого завтрака, — а давала ему тётка каждое утро гривенник, — экономил он по три копейки и, когда накопил рубль медью, обменял его на серебряный. (17) Зажал рубль в ладонь и в первый же свободный день пошёл, весело насвистывая, на Трубную площадь, где всё можно достать и где продавали в клетках и прямо с рук всякое зверьё и птицу.
(18) Но зайца — не было! (19) Три раза обошёл Васенька площадь, во все лари заглядывал, под все столы: нет зайца.
— (20) Чего покупаете, купец? — хрипло спросил вдруг у приготовишки опухший босяк и зорко посмотрел на серебряный рубль, торчавший из Васиного кулака.
— (21) Зайца...
— (22) Шкурку, что ли?
— (23) Какую шкурку! — мальчик обиделся. —(24) Живого зайца, как вы не понимаете. (25) Да вот нету. (26) Продали, что ли, всех...
(27) Босяк задумался.
— (28) Много ли дашь? (29) Я достану.
— (30) А что он стоит? — Васенька и сам не знал, как живых зайцев расценивают: на вес, что ли, или в длину по вершкам.
— (31) Рупь. — Босяк снова покосился на Васин рубль, перевёл глаза на пивную лавку и сплюнул.— (32) Через полчаса приходи сюда. (33) Будет тебе заяц.
— (34) Живой?!
— (35) Дохлыми не торгуем.
(36) Не прошло и получаса, идёт босяк, а под мышкой у него какое-то серое чудовище лапами дёргает. (37) Заяц!..
(38) Босяк нос об зайца вытер, дух перевёл и заторопил:
— (39) На! (40) Давай рубль! (41) Еле раздобыл... (42) Тащи, тащи живей, чего глаза расстегнул?
(43) Сказал, заржал на ходу, картуз козырьком назад передвинул и скрылся, — только дверь в пивной хлопнула.
(44) Понёс мальчик своего драгоценного зайца домой, хоть и нелегко нести, сам так весь улыбкой и расцвёл.
— (45) Сиди смирно! (46) Ишь тяжёлый какой, словно утюгов наелся.
(47) А заяц не унимается, лапами, как пожарный насос, работает, так и рвётся прочь из-под мышки.
(48) И вдруг...
(49) Тётя Варя в ужас пришла. (50) Приплёлся её любимый Васенька домой, плачет, рыдает, захлёбывается, а в руках дрянная заячья шкурка.
— (51) Что с тобой, Василёк?! (52) Кто тебя обидел?! (53) Что за шкурка такая?..
— (54) Мошенник меня обмошенничал! (55) Я у него на Трубной зайца купил...
(56) Думал тебе сюрприз устроить, обучить зайца таблице умножения. (57) А босяк, тётечка, взял рубль...
— (58) Ну?!
— (59) Сунул мне зайца... (60) Я несу, а он барахтается. (61) И вдруг он шкурку свою распорол, а из шкурки живая кошка вылезла... и убежала!
— (61) Как кошка?!
— (62) Ну, как ты не понимаешь! (63) Босяк кошку во дворе сцапал, наскоро в заячью шкуру зашил и мне продал...
— (64) Не плачь, Василёк...
(65) Тётка племянника по стриженой головке гладит, а самой и жалко его и смешно.
— (66) Не плачь, я с тобой сама пойду, настоящего живого зайца купим. (67) Обучим его хоть геометрии, ты у меня мальчик учёный, авось выучишь. (68) А плакать не надо. (69) Что это, в самом деле? (70) Мужчина — и плачет. (71) Ты поди умойся, ишь целое озеро по лицу размазал, да приходи чай пить с малиновым вареньем. (72) Хорошо?
(По Саше Чёрному)
*Саша Чёрный (1880–1932) — поэт, прозаик, переводчик, детский писатель.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Васенька Горбачёв хотел купить зайца?»
1.Мальчик видел в цирке дрессированного зайца и мечтал купить точно такого же
2.Мальчик в будущем мечтал стать дрессировщиком
3.Мальчик хотел обучить зайца арифметике и таблице умножения
4.Мальчик решил обучить зайца геометрии, чтобы во всех газетах появился Васин портрет с зайцем.
12 Прочтите текст и выполните задания
(1) В шестом классе на место никому не запомнившейся училки–русички пришел новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор. (2) Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось. (3) В левой он нес старорежимный портфель с двумя медными замками, по виду гораздо более старый, чем сам учитель. (4) Прозвище ему образовалось уже в первую неделю — Рука.
(5) Он был скорее молодой, лицо красивое, как у киноактера, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подергивал носом или губами. (6) Неправдоподобно вежливый, он всем говорил «вы», но при этом был невероятно ехиден. (7) Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил. (8) Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (9) На фамилии «Свиньин» — был такой несчастный ученик — сделал остановку, внимательно посмотрел на мелколицего Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: «Хорошая фамилия!» (10) Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. (11) Учитель поднял недоуменно брови:
— Да что вы смеетесь? (12) Почтенная фамилия! (13) Был старинный боярский род Свиньиных. (14) Петр Первый посылал одного Свиньина — не помню, как звали, — в Голландию учиться. (15) Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16) Там Свиньин упоминается. (17) Интереснейшая книга, между прочим…
(18) Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он.
(19) И еще Рука читал стихи. (20) Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого–нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (21) Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру:
Стояли холода, и шел «Тристан».
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым.
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова,
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране…
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках…
(22) У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. (23) Но учитель на Миху и поглядывал. (24) Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (25) Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. (26) Другие ребята это пристрастие учителю прощали. (27) Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика. (28) Позже, когда всех ребят уже знал по именам и расставил в ряды — не так, как на классной ежегодной фотографии, и не по алфавиту, а своим собственным фасоном, — когда все сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы, о честном глуповатом Алексее Берестове и смуглой умнице Акулине — всё по школьной программе, между прочим, — мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (29) И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну — нет. (30) Странный человек! (31) В то время все юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.
(32) — Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, — говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил? (33) Однажды рассказал:
— Я окончил второй курс, когда война началась. (34) Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (35) Из моей группы я один остался жив. (36) Все погибли. (37) И две девочки погибли. (38) Поэтому я обеими руками против войны.
(39) Он поднял вверх левую, а половина правой качнулась, но подняться не смогла.
(Л. Улицкая «Зеленый шатер»)
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчики считали Виктора Юльевича странным человеком?»
1.У Виктора Юльевича нет правой руки.
2.Виктор Юльевич устроил перекличку в классе
3.Виктор Юльевич не любил рассказывать о войне
4.Виктор Юльевич никогда не называл автора стихотворения.
13 Прочтите текст и выполните задания
(1) Мать Глебова работала в кинотеатре билетершей, и на любой фильм он мог пройти без билета. (2) А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух. (3) Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (4) Он пользовался ею расчетливо и умно: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых навсегда лишал своей милости. (5) Так продолжалось, и глебовская власть — ну, не власть, а, скажем, авторитет — оставалась непоколебленной, пока не возник Левка Шулепа.
(6) Левка переехал в большой дом на набережной откуда-то из пригорода или даже, кажется, из другого города. (7) Он сразу произвел впечатление — у него были кожаные штаны! (8) Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазками на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел на одну парту с девчонкой. (9) Во время уроков он невыносимо скрипел штанами. (10) Его решили проучить, вернее, унизить. (11) А еще точнее — опозорить. (12) Была такая расправа, называвшаяся «огого»: затаскивали на задний двор, наваливались кучей и с криками «огого!» сдирали с осужденного штаны. (13) Такую операцию задумали произвести с новичком. (14) Это было бы сладостью: стащить с него удивительные скрипучие штаны, пусть бы он поплясал, а девчонки смотрели бы на это из окна, их предупредили. (15) Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился — ему вообще не очень нравились те, кто жил в большом доме, — но в последний миг решил не участвовать. (16) Может, ему стало стыдно. (17) Он смотрел из двери, выходившей на заднюю лестницу. (18) Они зазвали Левку после уроков на задний двор — их было человек пять: Медведь, Сява, Манюня, еще кто-то, — окружили Левку, о чем-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Левку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «огого!» набросились. (19) Левка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь, и вдруг раздался громкий треск, будто лопнула автомобильная шина. (20) Тут все пятеро кинулись в стороны, а Левка поднялся на ноги. (21) Кожаные штаны были на нем, а в руке он держал пистолет. (22) Он еще раз выстрелил в воздух. (23) Пахло дымом. (24) Была минута ужаса. (25) Глебов почувствовал, как у него подгибаются ноги. (26) На него мчался Медведь с вытаращенными глазами, оттолкнул Глебова и побежал, прыгая через ступени, вверх по лестнице. (27) Потом оказалось, что у Шулепникова был пугач, очень красивый заграничный пугач, который стрелял особыми пистонами, производившими звук выстрела настоящего пистолета. (28) Шулепников вышел из этой истории молодцом, а нападавшие были посрамлены и затем всячески старались помириться и подружиться с обладателем замечательного пугача.
(29) Но дело так просто не кончилось. (30) Вдруг явился директор вместе с завучем и милиционером и стал кричать, что бандиты должны быть наказаны. (31) Директор требовал, чтоб назвали бандитов по именам. (32) Шулепников не хотел. (33) Он сказал, что не заметил: устроили «темную» и разбежались. (34) Он рассказывал потом, что отец его наказал — запер в ванной на целый вечер, а в ванной было темно и ползали тараканы, — требуя, чтоб он назвал имена. (35) Но Шулепа не назвал никого. (36) Так Левка Шулепников из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя.
(37) И с этого времени зародилось то свинцовое, та тяжесть на дне души Глебова…
(38) Нет, зависть — совсем не то мелкое, дрянное чувство, каким представляется.
(39) И нет несчастнее людей, пораженных завистью…
(По Ю. В. Трифонову)
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Глебов подговаривал одноклассников расправиться с Левкой Шулепниковым?»
1Глебов был обижен на Шулепникова, потому что он держался надменно и ни с кем не разговаривал
2Глебов считал, что каждого новичка нужно испытать, чтобы узнать, каков он на самом деле
3Глебов думал, что Шулепников поколеблет его авторитет в классе.
4Шулепников жил в большом доме на набережной и принадлежал другому миру, которому очень завидовал Глебов
14 Прочтите текст и выполните задания
(1)Иду по грязной, слякотной, покрытой разным сором и дрянью улице, иду злой, бешеный, как цепная собака.
(2)Сумасшедший петербургский ветер срывает шляпу, приходится придерживать её рукой.(3)И вдруг… сердце моё замирает!(4)Как нарочно: посреди грязного, зловонного тротуара ярким трёхкрасочным пятном сверкнули три оброненные кем-то гвоздики, три девственно–чистых цветка: темно–красный, снежно–белый и жёлтый. (5)Кудрявые пышные головки совсем не запятнаны грязью, все три цветка счастливо упали верхней частью стеблей на широкую папиросную коробку, брошенную прохожим курильщиком.(6)О, будь благословен тот, кто уронил эти цветы, — он сделал меня счастливым.(7)Надо мне признаться, что из всех цветов я люблю больше всего гвоздику; а из всех человеков милей всего моему сердцу дети.
(8)Знавал я одну крохотную девочку Ленку.(9)Однажды, когда мы, большие суровые люди, сидели за обеденным столом, — мама чем-то больно обидела девочку.
(10)Девочка промолчала, но опустила голову, опустила ресницы и, пошатываясь от горя, вышла из-за стола.
— (11)Посмотрим, — шепнул я матери, — что она будет делать?
(12)Горемычная Ленка отважилась, оказывается, на огромный шаг: она вздумала уйти из родительского дома.
(13)Пошла в свою комнатёнку и, сопя, принялась за сборы: разостлала на кровати свой тёмный байковый платок, положила в него две рубашки, панталончики, обломок шоколада, расписной переплёт, оторванный от какой-то книжки, и медное колечко с бутылочным изумрудом.(14)Все это аккуратно связала в узел, вздохнула тяжко и с горестно опущенной головой вышла из дому.(15)Она уже благополучно добралась до калитки и даже вышла за калитку, но тут её ожидало самое страшное, самое непреодолимое препятствие: в десяти шагах от ворот лежала большая тёмная собака.(16)У девочки достало присутствия духа и самолюбия, чтобы не закричать. (17)Она только оперлась плечом о скамейку, стоявшую у ворот, и принялась равнодушно глядеть совсем в другую сторону с таким видом, будто бы ей нет дела ни до одной собаки в мире, а вышла она за ворота просто подышать свежим воздухом.
(18)Долго так стояла она, крохотная, с великой обидой в сердце, не знающая — что предпринять…
(19)Я высунул голову из-за забора и участливо спросил:
— (20)Ты чего тут стоишь, Леночка?
— (21)Так себе, стою.
— (22)Ты, может быть, собаки боишься; не бойся, она не кусается. (23)Иди, куда хотела.
— (24)Я ещё сейчас не пойду, — опустив голову, прошептала девочка. — (25)Я ещё постою.
— (26)Что же ты думаешь ещё долго тут стоять?
— (27)Я вот ещё подожду.
— (28)Да чего ж ждать-то?
— (29)Вот вырасту немножко, тогда уж не буду бояться собачки, тогда уж пойду…
(30)Из-за забора выглянула и мать.
— (31)Это вы куда собрались, Елена Николаевна?
(32)Ленка дёрнула плечом и отвернулась.
— (33)Недалеко ж ты ушла, — съязвила мать.
(34)Ленка подняла на неё огромные глаза, наполненные целым озером невылившихся слез, и серьёзно сказала:
— (35)Ты не думай, что я тебя простила. (36)Я ещё подожду, а потом пойду.
— (37)Чего ж ты будешь ждать?
— (38)Когда мне будет четырнадцать лет.
(39)Насколько я помню, в тот момент ей было всего 6 лет. (40)Восьми лет ожидания у калитки она не выдержала.
(41)Её хватило на меньшее — всего на 8 минут.
(42)Но Боже мой! (43)Разве знаем мы, что пережила она в эти 8 минут?!
(По А. Аверченко)
Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 — 1925) — русский писатель, сатирик, театральный критик.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему девочка остановилась у калитки?»
1.Девочка осознала, что не сможет уйти из дома в шестилетнем возрасте
2.С девочкой заговорил незнакомец
3.Девочка испугалась человека, похожего на страшную собаку
4.Девочка испугалась лежащей у ворот собаки.
15 Прочтите текст и выполните задания
(1) Третьего числа, часа за два до обеда, вдруг прибегает к нам Гоголь, вытаскивает из карманов макароны, сыр пармезан и даже сливочное масло и просит, чтоб призвали повара и растолковали ему, как сварить макароны… (2) Когда подали макароны, которые, к нашему удивлению, не были доварены, он сам принялся стряпать. (3) Стоя на ногах перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью и в то же время с аккуратностью положил сначала множество масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и наконец сыр и продолжал долго мешать. (4) Нельзя было без смеха и удивления смотреть на Гоголя. (5) Он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло. (6) Я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом–поваром. (7) Как скоро оказался признак, что макароны готовы, то есть когда распустившийся сыр начал тянуться нитками, Гоголь с великою торопливостью заставил нас положить себе на тарелки макарон и кушать. (8) Макароны точно были очень вкусны, но многим показались не доварены и слишком посыпаны перцем, но Гоголь находил их очень удачными, съел несколько тарелок и не чувствовал потом никакой тягости, на которую некоторые потом жаловались… (9) Во все время пребывания Гоголя в Москве макароны появлялись у нас довольно часто.
(По С. Т. Аксакову)
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Гоголь занимался приготовлением макарон?»
1.Гоголь не верил, что его накормят, если он сам не приготовит пищу
2.Гоголь считал себя знатоком в этом деле, и ему очень нравилось готовить
3.Гоголь хотел всех удивить
4.Гоголь хотел поупражняться в приготовлении макарон, прежде чем это станет его ремеслом.
16 Прочтите текст и выполните задания
(1) Мышей у стога оказалось полно. (2) Попискивая, шныряли они в перепревшем сене, и Наполеон1 гонялся за ними, хлопал по снегу лапами и хвостом.(3) Сто шестнадцатому2 тоже хотелось поохотиться на мышей, да больно уж непривычным было такое дело. (4) Вдруг прямо из-под носа у него выскочила мышь.
(5) Сто шестнадцатый схватил ее, проглотил и подпрыгнул от ужаса.(6) Перепуганные мыши спасались под стогом.(7) Наполеон раскопал в сене пещерку, засунул туда нос. (8) От крепкого сенного запаха закружилась голова. (9) Пахло сено душными июльскими грозами, ушедшим летом.
(10) Мыши затаились, и песцы бросили охоту, побежали к опушке леса.(11) Пересекли березняк, добрались до больших деревьев.(12) Это были старые елки.
(13) На их макушках гроздьями висели зрелые медные шишки. (14) У подножия, куда не навалило еще снегу, ярко зеленел мох, а толстые стволы облеплены были серыми звездами лишайника.
(15) Морозной смолой пахли подошвы деревьев, стволы опасно уходили вверх, сплетались там ветвями и вливались в небо высоко над головой.
(16) Вдруг сверху послышался тревожный и сильный стук. (17) В красном грозовом шлеме на осине сидел черный дятел, долбил дупло. (18) Заметив песцов, он крикнул пронзительно, расставил в воздухе бесшумные крылья, нырнул в еловый сумрак.
(19) На крик его прилетела сорока.(20) "Страх–страх!" — сварливо закричала она.(21) Наполеон тявкнул в ответ, угрожающе взмахнул когтистой лапой.(22) Но сороку это только раззадорило. (23) С дерева на дерево перелетала она над песцами и кричала на весь лес: вот они, беглецы со зверофермы, лови их, братцы, держи!
(24) Под крик сороки песцы выскочили на вырубку, заваленную ломаными березками, выкорчеванными пнями. (25) Здесь, под кучей еловых веток, спал заяц–беляк. (26) Он гулял–жировал всю ночь и спал теперь крепко и спокойно.
(27) Шорох снега и сорочий крик разбудили его. (28) Длинноухий, с выпученными глазами, он с треском выскочил из-под земли у самых ног Наполеона и пошел сигать по вырубке, перепрыгивая пеньки.
(29) Песцы замерли от ужаса, а потом дунули в другую сторону.
(30) Сорока растерялась. (31) Не могла сообразить, что теперь делать, за кем лететь, над кем трещать. (32) Она раздраженно уселась на ветку козьей ивы, закрутила зеленой головой. (33) Настроение у нее совсем испортилось.
(34) Неподалеку, под елками, вдруг зашуршал снег, послышалось сопение, и на вырубку выбежал гончий Давило. (35) Он равнодушно глянул на сороку, добежал до заячьего следа и тут оживился. (36) Фыркнул вправо, влево, а после засунул нос свой, похожий чем-то на кошелек, прямо под кучу еловых веток.
(37) Задрожал от радости собачий хвост, и вылетели песцы из гончей горячей головы.
(38) Давило рявкнул басом и побежал по новому следу, с удовольствием вдыхая сладкий заячий запах.
(39) Загремел голос Давилы под сводами елок — звонкой цепью потянулся по лесу, отмечая путь зайца. (40) Недалеко протянулась цепь, дошла до опушки, заглохла на минутку, и тут на конце ее, как двойной колокол, ударил гром.
(41) Сорока слетела с козьей ивы и низом–низом, незаметно, быстро и неторопливо скрылась из глаз.
(По Ю. И. Ковалю3)
1Песец, отличающийся редким окрасом меха, — главный герой повести Ю.Коваля.
2Песец, не имеющий никаких особых примет, — соратник Наполеона по побегу.
3Юрий Иосифович Коваль (1938–1995) — русский писатель и сценарист.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему пес Давило прекратил преследование песцов?"
1.Пса напугал крик сороки
2.Давило сбился со следа песцов
3.Пес Давило начал преследовать зайца
4.Псу наскучила бессмысленная погоня.
17 Прочтите текст и выполните задания
(1) Чувствуя недохваток по рисованию с натуры, я старался пополнить этот пробел в домашнее, свободное время. (2) Часто я бродил с тетрадью по городу и зарисовывал пароходы, дома и деревья. (3) Зарисовки, конечно, были слабы по неумению разобраться в окружающем для перевода его на плоскость.
(4) Сидел я однажды на обрыве, неподалеку от театра, и рисовал скученные в низине строения. (5) Рисовал старательно, боролся с домами и сараями, не желавшими усесться на свои места моего рисунка: они танцевали, расползались на бумаге, не притыкались друг к другу. (6) Я ухватывался за детали, отсчитывал доски крыш, прорезывал их желобками, вырисовывал переплеты окон и водосточные трубы. (7) Я думал этим уладить неспокойную, сбродную толпу предметов, но они копошились по-прежнему и не поддавались должной проекционной установке. (8) Недостаток в рисунке я видел, но не находил ему объяснения.
(9) В критический момент моей борьбы с натурой сзади меня раздалось громко и выразительно:
— (10) Очень хор-рошо, но безграмотно в совершенстве! (12) Здравствуй, брат!
(13) Это был Аркадский.
— (14) Перспективы ты не знаешь. (15) Вставай и смотри! — простерши руку над оврагом, произнес он (Аркадский самые обыденные слова не говорил, а произносил).
— (16) Что ты видишь?
— (17) Крыши, — отвечаю я.
— (18) В том-то и беда, что крыши. (19) Это, брат, и низший организм лошади также видит. (20) А что с крышей стало, когда ты с сиденья на ноги поднялся, этого и не видишь! (21) Смотри мою морду!
(22) Аркадский был на голову выше меня. (23) Я устремился на его лицо. (24) Видел я низ подбородка, низ носа с отверстиями для ноздрей и подбровные впадины глаз.
— (25) Ну? — взревел трагик.
(26) Я молчал в полном недоумении.
— (27) Смотри теперь, несчастный!.. — (28) И Аркадский припал на колени, сделавшись ниже меня ростом. (29) Я увидел теперь верх его котелка и высунувшиеся крылья носа.
— (30) О-твечай!! — уже загробным голосом насел он на мое самообладание.
— (31) Сначала снизу видел ваше лицо, а теперь сверху, — чтоб избежать дальнейших осложнений, ответил я наобум.
(32) Трагик проявил удовольствие от победы над моей тупостью, хотя сарказм еще оставался в его голосе:
— (33) А-гга! — (34) Он сделал звучный выдох и понизил регистр голоса до простого драматизма.
— (35) Теперь, брат, смотри внимательно вот это! — он вынул коробку папирос "Кинь грусть" и направил ее ко мне. (36) Я было протянул руку. — (37) Нет! (38) Рассмотри как следует!
(39) Держа коробку на уровне моих глаз, Аркадский стал пояснять мне, какой я эту коробку вижу.
— (40) Ты видишь одну сторону, без верха и без низа: коробка есть на уровне твоего горизонта... (41) Понял? (42) Гор-ризонта! (43) Дальше. (44) Вот предмет выше твоих глаз: ты видишь нижнюю крышку. (45) Ее края пошли книзу, а задний край меньше переднего.
(46) Восемь положений коробки продемонстрировал предо мной Аркадский. (47) Потом перешел на пейзаж, и с моим рисунком в руках он удивительно толково и лапидарно разъяснил мне основы итальянской перспективы. (48) Уже нас окружили любопытные, когда я принужден был повторить трагику курс, пройденный в полчаса. (49) Присутствие публики меня смущало, а моего учителя вдохновляло.
— (50) Гор-ризонт, точка общего схода, точка удаления... — врывались в мой ответ медью звучащего голоса беспрекословные истины, устанавливающие в порядок кавардак мира.
(51) Лекция над оврагом была записана в тетрадь с пояснительными чертежами.
(52) Аркадский пришел в полное благодушие. (53) Хлопнул о землю свой котелок, уселся рядом со мной, открыл экспериментальную коробку, и задымили мы с ним "Кинь грусть".
(54) Удаляющиеся коридоры, сокращения и ракурсы открылись для меня в действительности после этого урока. (55) В моих альбомах запестрели задачи на построение предмета. (56) Глаза мои превзошли зрительную способность "низшего организма лошади".
(57) В дальнейшем много накачивали меня перспективой, и я считался знатоком в этой области, но она не производила на меня такого ошеломляющего впечатления, какой произвел этот первый урок, преподанный мне актером. (58) Да, говоря по совести, весь фокус перспективы и заключается в положениях, изложенных Аркадским.
(К. С. Петров–Водкин «Пространство Эвклида»)
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Аркадский внезапно встал на колени?»
1.Он хотел упросить молодого художника рисовать лучше
2.Он хотел показать молодому художнику, как по-разному выглядит лицо человека при взгляде на него снизу и сверху
3.Он хотел повеселить собиравшуюся публику
4.Он хотел шутливо предложить молодому художнику папиросы «Кинь грусть».