Рабочая программа по литературе 10-11 классы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Программа по литературе 10–11-й классы*



Допущено Министерством образования и науки РФ

Программа подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева и при участии канд. пед. наук. О.В. Чиндиловой.













Литература

10–11-й классы

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева















Учитель русского языка и литературы:

Авелова Марины Анатольевны











2016г.

Главная задача программы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов. Современная старшая школа имеет классы разного уровня: общеобразовательные, профильные (негуманитарные), углубленного изучения предмета (гуманитарные и филологические). Очевидно, что механическое сокращение учебного материала программы для углубленного изучения не позволяет учителю на практике продуктивно заниматься литературным образованием учащихся профильных негуманитарных и общеобразовательных классов.

На выбор учителю предлагаются две программы, первая ориентирована на освоение образовательного стандарта (базовый уровень) и может использоваться в общеобразовательных и профильных негуманитарных классах; вторая программа предполагает углубленное изучение литературы (профильный гуманитарный и филологический уровень).

Отличие программ существенно.

В основе программы базового уровня лежит проблемно-тематический принцип. Произведения для чтения и изучения объединяются в блоки с позиции их значимости для решения той или иной общечеловеческой, эстетической, нравственной проблемы, для раскрытия определенной «вечной» литературной темы. Программа нетрадиционна по построению и содержанию. Кроме произведений из «Обязательного минимума...», что обеспечивает подготовку старшеклассников к итоговой аттестации, она включает дополнительные тексты русских и зарубежных писателей. Обращаем внимание учителя на вариативность программы: к каждой теме предлагается краткий список книг, текст для чтения и изучения из числа не входящих в «Обязательный минимум...» учащийся определяет самостоятельно. Такой подход позволяет сохранить интерес к литературе у учащихся, не выбравших для себя гуманитарную линию образования, обеспечивает освоение художественного произведения как своеобразного учебника жизни, источника духовной памяти человечества. Все это требует от педагога новых подходов к уроку литературы в старшей школе. Программа рассчитана на 2 ч в неделю.

Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области.

В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.

Программа рассчитана на 3–5 учебных часов в неделю и предполагает поддержку различными элективными курсами (по предложению школы и выбору учащихся). Обращаем внимание учителя на необходимость разработки элективного курса по зарубежной литературе в соответствии с кругом авторов, определенных стандартом, и элективного курса по литературе народов России, в котором будет реализован национально-региональный компонент. В качестве образца построения элективного курса предлагаем в приложении к данной программе элективный курс «Учусь работать с книгой и текстом».







ПРОГРАММА

для общеобразовательных и профильных

негуманитарных классов (базовый уровень)



10–11-й классы (136 ч)*



* Указано общее число учебных часов для 10-го и 11-го классов.



Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков

Золотой и Серебряный век русской литературы. Эстетические и нравственные ценности XIX века. Их переосмысление и трансформация в XX веке. Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке.

Отношение к творчеству Пушкина как отражение эстетической и философской концепции писателя. «Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов. Отношение к классике как к средству идеологической пропаганды. Прочтение классики под новым углом зрения.



Литература**:



** В перечне выделены (подчеркнуты) тексты из «Обязательного минимума...», их читают все учащиеся. Кроме этого, учащиеся читают не менее одного произведения, не входящего в «Обязательный минимум...», из каждой темы по своему выбору.

Курсивом выделены тексты, которые подлежат изучению, но не включаются в «Требования к уровню подготовки учеников».

А.С. Пушкин. Философская лирика («Погасло дневное светило...», «Элегия», «Подражание Корану», «Свободы сеятель пустынный...», «Вновь я посетил...»).

Ф. Достоевский. Очерк «Пушкин».

А. Блок. О литературе. О назначении поэта.

А. Луначарский. Александр Сергеевич Пушкин.

Д. Мережковский. Вечные спутники. Пушкин.

М. Цветаева. Мой Пушкин.

О. Мандельштам. О природе слова.

Н. Бердяев. О русских классиках.

Р. Розанов. Возврат к Пушкину.

М. Зощенко. Рассказы «Возмездие», «Пушкин».

Е. Замятин. Я боюсь.

А. Терц. Прогулки с Пушкиным.

Целостность русской литературы. Общие черты русской литературы XIX – XX веков. Понятие литературной традиции. Вечные темы, традиционные проблемы. «Сквозные» образы (Дон Жуан, Дон Кихот, Гамлет и др.) и типы литературных героев (Башмачкин, Хлестаков, Онегин, Печорин и др.). Место русской литературы в мировом литературном процессе: ее самобытность и общие тенденции.

Литература:

А.С. Пушкин. Каменный гость.

Мольер. Дон Жуан.

Человек и история в русской литературе. Интерес к истории в русской литературе. История как предмет изображения. Различные способы художественного изображения исторического прошлого. Вопрос о роли личности в истории. Судьба человека в определенных исторических обстоятельствах.

Литература:

А.С. Пушкин. «Медный всадник».*



* Здесь и далее выделены (подчеркнуты) тексты из «Обязательного минимума...», обязательные для чтения и изучения всеми учащимися.



Л.Н. Толстой. Война и мир.

М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города.

С. Есенин. Стихи о крестьянской Руси и Советской Родине.

А. Толстой. Петр Первый.

М. Шолохов. Донские рассказы. Тихий Дон.

В. Гроссман. Жизнь и судьба.

В. Шаламов. Колымские рассказы.

К. Воробьёв. Это мы, Господи!

Народ и интеллигенция в русской литературе. Истоки проблемы. Взгляд на проблему А. Радищева.

Литература:

Ф.М. Достоевский. Записки из мёртвого дома.

А. Блок. Народ и интеллигенция.

М. Булгаков. Собачье сердце.

Б. Пастернак. Доктор Живаго.

Герои времени в русской литературе. Герои А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. «Лишние» и «странные» герои русской литературы. Герой и его время. Лирический герой своего времени.

Литература:

Н.В. Гоголь. «Нос».

И.С. Тургенев. Отцы и дети.

Н.А. Некрасов. Русские женщины.

А.П. Чехов. Студент, Дама с собачкой, Вишневый сад.

Ильф и Петров. Двенадцать стульев.

В.В. Набоков. Защита Лужина.

А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сжала руки...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был...», «Родная земля» и др.

М.И. Цветаева. «Кто создан из камня...», «Тоска по родине. Давно...» и др.

О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...». «За гремучую доблесть...», «Я вернулся в мой город...» и др.

Тема любви в мировой литературе. «Сквозные» сюжеты в мировой литературе.

Литература:

«Тристан и Изольда».

В. Шекспир. Ромео и Джульетта. Сонеты.

М.Ю. Лермонтов. «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» и др.

А.А. Фет. «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...», «Сияла ночь...», «Еще майская ночь...» и др.

Ф.И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим...». «К.Б.», «Нам не дано предугадать...».

А.К. Толстой. «Средь шумного бала...» и др.

И.А. Бунин. Темные аллеи. (Чистый понедельник).

А.И. Куприн. Гранатовый браслет.

В. Маяковский. Про это.

Р. Гамзатов. Лирика.

Ш. Бодлер. Лирика.

Тема «маленького человека» в русской литературе. Любимая тема русской литературы. Традиции А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского в раскрытии темы.

Литература:

Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные.

А.П. Чехов. Палата 6. Человек в футляре.

Ф. Сологуб. Мелкий бес.

Л.Н. Андреев. Рассказ о семи повешенных.

И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.

А.П. Платонов. Рассказы.

А. Ахматова. Реквием.

А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича.

Е.И. Замятин. Мы.

Проблема индивидуализма. Тема «сверхчеловека» в мировой литературе. Философско-эстетические воззрения Ф. Ницше. Индивидуальность и индивидуализм. Теории «сверхчеловека» в истории и литературе. Байронические мотивы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Литература:

Дж.Г. Байрон. Паломничество Чайльд Гарольда.

Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

М. Горький. Старуха Изергиль.

А. Камю. Чума.

Ж.-П. Сартр. Смерть в душе.

Тема потерянности человека во враждебном ему мире. Гамлеты и Дон Кихоты – трагические герои мировой литературы. Человеческая сущность героев-одиночек, их незащищенность перед злом. Мотив одиночества в русской литературе начала XIX века.

Литература:

В. Шекспир. Гамлет.

Сервантес. Дон Кихот.

Ф.И. Тютчев. «Silentium», «Природа-сфинкс», «Умом Россию не понять...».

А.Н. Островский. Гроза.

А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь...», «В ресторане», &lquo;На железной дороге» и др. Поэма «Двенадцать».

В. Маяковский. «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно&raqu; и др. «Облако в штанах».

К. Бальмонт. Лирика.

В. Высоцкий. «Гамлет» и др.

Б. Пастернак. Гамлет. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Во всем мне хочется дойти...» и др.

Дж.Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

Г.-Г. Маркес. Сто лет одиночества.

Тема русской деревни. Образ города (Петербург Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского) и образ деревни в русской литературе. Деревня как воплощение морального идеала в русской прозе и поэзии.

Литература: И.С. Тургенев. Записки охотника.

И.А. Бунин. Деревня. Лирика.

Ф.А. Абрамов. Пелагея.

Н. Рубцов. Лирика.

А. Жигулин. Лирика.

Тема Родины в русской литературе. Традиции гражданственности и патриотизма в русской литературе.

Литература:

Н.А. Некрасов. «В дороге». «Элегия» и др.

С. Есенин. Стихи о крестьянской Руси и Советской Родине: «Гой ты, Русь, моя родная..», «Русь советская», «Спит ковыль...» и др.

В.И. Белов. Привычное дело.

В.Г. Распутин. Последний срок.

Ю.В. Трифонов. Дом на набережной.

В.П. Астафьев. Царь-рыба

Е. Евтушенко. Лирика.

Поиски нравственного стержня как основы человеческого существования. Духовность и нравственность русской литературы, ее гуманистическое начало. Герои – носители русского национального характера. Стремление к нравственному самосовершенствованию, диалектика души героев. Понятие духовной гибели.

Литература:

И.А. Гончаров. Обломов.

Л.Н. Толстой. Война и мир*.

Н.С. Лесков. Левша.

А.П. Чехов. Ионыч.

М. Горький. На дне.

В.М. Шукшин. Рассказы.

В. Тендряков. Ночь после выпуска.

А.В. Вампилов. «Прощание в июле».

А.Т. Твардовский. «Вся суть в одном единственном завете...», «Я знаю: никакой моей вины...» и др.

Б.Ш. Окуджава. Лирика.

О. Бальзак. Гобсек.



* Предполагается неоднократное обращение к некоторым текстам из «Обязательного минимума...»

Тема пути-дороги в русской литературе. Пути-дороги в фольклоре. Мотив пути и традиции духовной литературы. Путь как движение человеческой души. Путешествия героев русской литературы и их духовный путь. Тема пути в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Литература:

Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

А.П. Чехов. Остров Сахалин.

А.Т. Твардовский. Дом у дороги.

Тема судьбы художника. Образ поэта-пророка в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Трагическая судьба художника.

Литература:

Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Вчерашний день часу в шестом...», «О Муза! я у двери гроба...».

М. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Б. Пастернак. Доктор Живаго.

К. Паустовский. Золотая роза.

В. Катаев. Трава забвенья.

В.Я. Брюсов. Лирика.

С. Довлатов. Наши.

В. Высоцкий. Лирика.

Писатели конца XX века и русская классика. Классика как материал для литературной игры с читателем. Ассоциативные связи с классикой в современной литературе.

Литература:

Ю. Поляков. Козленок в молоке.

Д.С. Самойлов. Лирика. («Пестель, поэт и Анна» и др.).

Вен. Ерофеев. Москва – Петушки.

Т. Толстая. Рассказы.

Т. Кибиров. Стихи.

Диалог литератур XIX и XX веков (связи Пушкин – Маяковский, Некрасов – Маяковский, Гоголь – Булгаков, Л. Толстой – Шолохов и др.). Русская классическая литература как ключ к решению многих нравственных, этических, эстетических, психологических, философских и других проблем современности. Главные уроки русской классики, ее современность. Вечные духовные ориентиры и нравственные координаты русской классики.

Роль «массовой литературы», беллетристики в жизни современного человека.

Литература:

П. Вайль, А. Генис. Родная речь.

Б. Сарнов. Смотрите, кто пришёл…

Развитие речи.

В результате освоения программы выпускники должны уметь:

владеть монологической и диалогической формами устной и письменной речи;

пересказывать ключевые сцены и эпизоды изученных произведений (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции и т.д.);

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, устанавливать его роль в произведении;

составлять план, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;

писать сочинения в разных жанрах на литературную тему (о героях, проблематике, художественном своеобразии литературных произведений); письменный анализ эпизода, стихотворения; рецензию на изученное произведение; сочинение на свободную тему.

11-й класс





Курсивом выделены тексты, которые подлежат изучению, но не включаются в «Требования к уровню подготовки учеников».

В программе подчеркнуты тексты, входящие в «Обязательный минимум содержания...» и предназначенные для обязательного чтения и изучения.



Конец XIX – начало XX века.

Общественный подъем 90-х – начала 1900-х гг. Темы времени: личность и среда, искусство и жизнь. Новые черты эстетики начала XX века. Переоценка культурных ценностей. Развитие гуманистических традиций искусства XIX века. Полемика о назначении литературы и искусства. Основные направления в развитии литературы. Политическое и философско-эстетическое размежевание писателей. Первая волна эмиграции. Критический реализм и его развитие на рубеже эпох (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.А. Андреев).

И.А. Бунин.

Традиции русского реализма в творчестве Бунина. Интерес к вопросам человеческого бытия. «Антоновские яблоки». «Живопись» словом. Особенности поэтического языка Бунина.

«Господин из Сан-Франциско». Истинный смысл жизни в понимании Бунина. Символика рассказа.

Исторический пессимизм Бунина. Творческая судьба в эмиграции. «Темные аллеи». Великое счастье любви в новеллах Бунина. Разнообразие женских типов. Необычайная сила и искренность чувства героев. Мотив времени в рассказах.

Поэтический мир Бунина («Восход Луны», «Забытый фонтан», «Сириус», «Ночь» и др.).

Философичность и целостность художественного мира Бунина.

А.И. Куприн.

Тема любви в творчестве Куприна. «Гранатовый браслет». Трагическая история бескорыстной любви. «Маленький человек» Желтков, сила его чувств.

«Поединок». Несостоятельность «сильной личности». Осуждение духовного рабства.

Тяжелый творческий кризис в эмиграции.

И.С. Шмелев.

Глубинное познание России в творчестве Шмелева («Лето Господне»). Художественно-религиозное мировоззрение Шмелева. Образность, мощь народного языка в прозе Шмелева.

Л.Н. Андреев.

Традиции Толстого и Достоевского в творчестве Андреева. Интерес писателя к отдельному человеку. «Рассказ о семи повешенных». Философско-этические и нравственные проблемы рассказа. Призыв к милосердию, любви, доброте.

Возникновение модернистских течений (символизм, акмеизм, футуризм). Теоретики модернизма (Д.С. Мережковский, А.Л. Волынский, Д.В. Филонов, В.В. Розанов, В.Я. Брюсов).

Декадентство как определенный тип сознания, отношения к человеку (непознаваемость мира; идеи индивидуализма и субъективизма).

Символизм: восприятие художником мира – содержание и объект искусства (В.Я. Брюсов, Ф. Сологуб, К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, А. Белый, А.А. Блок).

Реформирование поэтики символизма в творчестве акмеистов (Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам).

Русский футуризм: Д.Д. Бурлюк, Н.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский. Декларация полной свободы искусства, «первооснов» жизни и «первооснов» слова, нигилистическое отношение к предшествующей культуре.

М. Горький.

Жизнь и творчество. Личность и мировоззрение писателя.

Ранние романтические произведения и их художественное своеобразие.

«Челкаш»: романтизация босячества.

«Сказки об Италии»: гимн человеку, философский идеал личности. Пьеса «На дне». Гуманизм Горького, спор о назначении человека. Новаторство Горького-драматурга.

Горький – публицист и общественный деятель. Роман «Мать»: идеализация нового героя. «Несвоевременные мысли»: сложность отношения Горького к Октябрьской революции.

Литературная жизнь в 10–20-е гг.

Вера в человека, его созидательные силы (А.Н. Толстой, М.М. Пришвин). «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» как выразители настроений интеллигенции (Саша Черный, А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи).

Литературные группы и объединения разной эстетической и социальной направленности. Романтизация революционной стихии (Л.Н. Сейфуллина, А.Г. Малышкин, Л.М. Леонов, А.С. Серафимович) и критический взгляд на революционные потрясения (И.А. Бунин). Усиление эмиграции. Сатира 20-х годов. Рассказы М. Зощенко, роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Изменение тематики и стилистики прозы (А. Грин, И. Бабель, Ю. Олеша, Вс. Иванов, И.Э. Бабель «Конармия», Е.И. Замятин «Мы»).

А.А. Блок.

Эстетический идеал Блока. В.С. Соловьев и его произведения «сафийного периода» – источник философской эстетики Блока. Диалектика вечного и прекрасного: от «стихов о Прекрасной даме» до стихов о России («Незнакомка», «Россия», «На железной дороге» и др.) Стремление к гармонии, к цельности мира («Соловьиный сад») и драматический разлад с действительностью («Возмездие», цикл «Страшный мир»). «Двенадцать»: полифония революции. Художественные особенности поэмы (символика, образная система, ритмическая организация, язык, стиль).

Статья «Интеллигенция и революция».

В.В. Маяковский.

Вызов миру в раннем творчестве Маяковского («Нате!», «Мама и убитый немцами вечер», «Послушайте!», «Облако в штанах» и др.). Мотив трагического одиночества лирического героя Маяковского.

«Революцией мобилизованный и призванный», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Левый марш», поэма «Хорошо!», сатирические портреты. «Громада – любовь» в поэзии Маяковского.

Поэзия – труд во имя будущего: «Юбилейное», поэма «Во весь голос». Метафоричность и экспрессивность поэзии Маяковского. Трагическая судьба поэта.

С.А. Есенин.

Истоки поэзии Есенина. Фольклорные мотивы в лирике. Песенность и лиризм стихов о природе, любви. Исповедальный характер лирики поэта. Есенин и «новокрестьянская поэзия». Восприятие революции с «крестьянским уклоном».

Эволюция темы Родины в лирике поэта. Есенин и новая советская действительность («Гой ты, Русь моя родная», «Русь», «Русь советская», «Русь уходящая»). Разлад с действительностью. «Анна Снегина» – биографические и философские мотивы в поэме. Тема судьбы человека и Родины.

М.И. Цветаева.

Творческая судьба поэтессы. Трагичность поэтического мира, определенная трагичностью эпохи. Исповедальный характер лирики: «Моим стихам, написанным так рано...», «Бабушке» и др. Убежденность в высокой миссии поэта. Особенности поэтического стиля Цветаевой.

О.Э. Мандельштам.

Трагическая судьба поэта, отражение личности поэта в его стихах. Особенности лирического героя Мандельштама («Бессонница, Гомер, Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...«, «Я вернулся в мой город...» и др.).

Героическая романтика (М. Светлов, С. Кирсанов, И. Уткин и др.). Романтизация как черта стиля эпохи.

Развитие жанра поэмы как формы осмысления и утверждения нового бытия (Э. Багрицкий, И. Сельвинский).

30-е годы.

Оформление метода социалистического реализма как ведущего, а затем единственного метода советской литературы (1932–1934).

Проблема формирования нового человека в революционной борьбе, творческом труде, связи с коллективом и общественной жизнью страны («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Педагогическая поэма» А. Макаренко). «Малый реализм» в поэзии и прозе (запечатление повседневности, усиление личностного начала (проза М. Пришвина и К. Паустовского).

Исторический роман и его функции в современной жизни: опора на историческую преемственность, традицию: «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова, «Петр Первый» А.Н. Толстого.

М.А. Булгаков.

Творческая судьба писателя. Жанровое разнообразие творчества. Соединение фантастики и реальности в произведениях Булгакова. Гротесковый характер сатиры («Собачье сердце»).

«Мастер и Маргарита». Философско-библейские мотивы. Многоплановость романа. Глубокий психологизм. Проблема творчества и судьба художника.

А.А. Ахматова.

Личность и судьба поэтессы.

Лирика Ахматовой как сплав чувств и разума («Песня последней встречи», «Родная земля» и др.). Основные темы лирики (стихи о любви, о поэте и поэзии, тема Пушкина). Гражданственность и патриотичность лирики. Поэма «Реквием». Трагическая судьба страны – трагический характер поэмы. Своеобразие поэтического языка Ахматовой.

А.П. Платонов.

Непростые «простые» герои Платонова. Народный характер героев Платонова. «Сокровенный человек»: высокий пафос и острая сатира. «Котлован». Гуманизм и самобытность прозы. Своеобразие творческой манеры писателя.

Великая Отечественная война (1941–1945) и послевоенная литература.

Исповедальность и эпичность поэзии войны («Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского).

Жанр песни и ее роль в жизни и литературе (А. Лебедев-Кумач, М. Исаковский, А. Сурков, М. Лисянский, А. Фатьянов).

Тема войны и победы в прозе и поэзии («Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Дом у дороги» А. Твардовского).

«Фронтовое поколение» (Б. Слуцкий, С. Гудзенко, А. Межиров, С. Орлов, Д. Самойлов, Б. Окуджава и др.) и его место в формировании языка лирики.

Постановление 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» и литературные репрессии конца 40-х – начала 50-х гг. Литературная ситуация. Аресты. Запретительная функция цензуры.

Тема трудового подвига в литературе соцреализма («Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Жатва» Г. Николаевой, «Журбины» В. Кочетова и др.).

Эпос 50-х гг. («Русский лес» Л. Леонова).

Литература официальная и литература «в стол» («Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, поэзия А. Тарковского, «Другие времена В.В. Набокова и др.).

М.А. Шолохов.

Творческий путь Шолохова. «Донские рассказы». Проблема выбора цели жизни. Ответственность за выбор. «Тихий Дон»: роман-эпопея о всенародной трагедии. Авторская концепция и объективное изображение Гражданской войны. Психологизм и глубина изображения. Особенности художественного строя романа (система образов, композиция). Полемика вокруг авторства.

Б.Л. Пастернак.

Многообразие поэтического мира Пастернака. Темы природы, любви, родины («Любить иных тяжелый крест…», «Зимняя ночь» и др.). Философский характер лирики. («Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»).

«Доктор Живаго». Роман о судьбах интеллигенции. Лирическое начало в прозе Пастернака.

А.Т. Твардовский.

Твардовский – поэт и редактор «Нового мира». Традиции русской классической поэзии в лирике: «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери» и др. Сопричастность истории страны, утверждение нравственных ценностей. Тема народного подвига в творчестве.

Поэтическое и гражданское осмысление исторического прошлого в творчестве Твардовского. Поэмы «По праву памяти», «За далью даль». Художественное своеобразие поэм (соединение лирики и публицистики, особенности языка). Размышления о судьбе народа, страны.

60–90-е годы.

1956 г. – ХХ съезд партии и его последствия для общественной и литературной жизни.

Драматургия второй половины ХХ века. (А.Н. Арбузов «Таня», А.В. Вампилов «Прощание в июне», М.М. Рощин «Валентин и Валентина» и др.

60-е годы. Литературная «оттепель» (И. Эренбург «Оттепель», В. Дудинцев «Не хлебом единым»). Углубление аналитических тенденций в прозе. (Ю. Герман «Дело, которому ты служишь», «Искатели» Д. Гранина).

Лирика поколения «шестидесятников» (или поколения ХХ съезда) Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина и др. Поэзия 60-х как культурный феномен: судьба поэтических поколений и поэтических традиций (А. Ахматова, Б. Пастернак, С. Маршак, Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, А. Тарковский, М. Светлов, В. Луговской, И. Сельвинский, Я. Смеляков, А. Твардовский, Д. Самойлов, С. Орлов, А. Межиров, Б. Слуцкий, Б. Окуджава, Ю. Левитанский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов, В. Соколов, Р. Рождественский, И. Бродский»).

Авторская песня (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Ким).

Эмиграция литературных диссидентов в 70–80-е гг.

Литература самиздата как культурный и социальный феномен.

И. Бродский: судьба и стихи; В. Гроссман (роман «Жизнь и судьба», рассказы).

А. Солженицын. Солженицын – писатель и общественный деятель. Рассказ «Матренин двор». Образ России, национальная идея. Философский смысл рассказа. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ». Публицистичность и полемичность творчества Солженицына.

В. Войнович «Жизнь и необыкновенные приключения Ивана Чонкина». Г. Владимов «Верный Руслан». В. Аксенов «Остров Крым». Альманах «Метрополь» и его судьба. Советский андеграунд.

70–90-е годы. Оживление литературных процессов. Переосмысление «вечных» и открытие новых тем. Проблема личности в истории. Человек и природа, человек и творчество, человек и другие: Ю. Бондарев «Выбор», «Берег», В. Астафьев «Царь-рыба», В. Тендряков «Расплата», В. Распутин «Прощание с Матерой».

Правда о Сталине и репрессиях как тема общественной жизни и литературы. Увиденная и разрешенная правда о Гулаге и фашизме как историко-социальном и социально-психологическом феномене ХХ века. («Кира Георгиевна» В. Некрасова, «Тяжелый песок» А. Рыбакова, проза В. Шаламова; мемуары.)

Тема жизни русской деревни и города (В. Белов, В. Распутин, В. Аксенов, В. Астафьев, В. Шукшин, В. Тендряков, Е. Носов, Ф. Абрамов, Ю. Казаков, Ю. Трифонов).

Писатели последнего десятилетия XX века (Ю. Поляков, Л. Петрушевская, В. Токарева, В. Пелевин и др.).

Открытость культурного пространства как новое качество духовной жизни. Разнообразие жанрово-стилистических вариантов поисков. Давление масскультуры и ее языка: границы эстетического и псевдоэстетического.

Литература в тупике или перед новым рывком вперед – культурологическая проблема конца ХХ – начала XXI века.

Теория литературы. Понятие литературной традиции.

Русский модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм).

Романтизм, романтизация и героическая романтика. Критический и социалистический реализм. Развитие жанров эпоса, драмы, лирики (исторический роман, роман-эпопея, сатира, трагедия, баллада, басня, поэма, песня, авторская песня и др.).

Развитие художественной публицистики.

Развитие речи.

В результате освоения программы выпускники профильных гуманитарных классов должны уметь:

строить связное монологическое высказывание на литературную тему; участвовать в дискуссии, полемике по прочитанным произведениям, приводить аргументы, в том числе теоретико-литературного характера;

самостоятельно выделять ключевые эпизоды (сцены) в прочитанном произведении, анализировать и интерпретировать эпизод (сцену);

работать с различными информационными источниками, составлять развернутый план, тезисы, конспект, писать реферат, готовить доклад на литературную тему;

писать сочинение на литературную тему, в том числе на темы литературоведческого характера;

рецензировать самостоятельно прочитанное художественное произведение.