Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский автотехнический колледж»
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной работы по литературе для студентов,
обучающихся по специальностям
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), 22.02.06 Сварочное производство, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Курск-2016
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по литературе. 2015 – 2016 учебный год. Сост. Т.И.Полянская– Курск: ОБПОУ «КАТК», 2016. – 32 с.
Методические рекомендации содержат руководство к выполнению самостоятельной работы, отражают сущность основных видов и требования к организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), 22.02.06 Сварочное производство, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Материалы обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии филологических дисциплин протокол № 6 от 28 января 2016 г.
Председатель _______________М.Н. Тарасова
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………...............................4
Составление таблицы по заданной теме………………………………………...9
Комплексный анализ стихотворения…………………………………………...10
Работа со справочной и дополнительной литературой (конспектирование)..11
Работа с критическими статьями……………………………………………….12
Подготовка реферата (доклада)…………………………………………………15
Выразительное чтение стихотворений поэта наизусть………………………..20
Составление сюжетно-композиционного плана……………………………….21
Домашнее сочинение……………………………………………………………23
Чтение и анализ рассказов писателя……………………………………………24
Составление аннотации…………………………………………………………25
Подготовка презентации………………………………………………………...28
Анализ эпизодов………………………………………………………………....30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Введение
Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.
Целью самостоятельной работы студентов является:
-освоение в полном объёме основной образовательной программы;
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
-формирование умений работать с художественной и критической литературой;
-развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
-формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
-развитие исследовательских умений.
Самостоятельная работа студентов делится на два вида:
-аудиторную;
-внеаудиторную.
Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под руководством преподавателя.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать:
выполнение самостоятельных работ;
выполнение контрольных и практических работ;
написание сочинений на заданную тему;
работу с художественной, критической и научной литературой;
защиту выполненных индивидуальных проектов;
тестирование и т.д.
Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется ходом учебного занятия.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками по профилю изучаемого учебного предмета, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется рабочей программой учебного предмета.
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
180
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
120
в том числе:
практические занятия
10
контрольные работы
5
Самостоятельная работа студентов (всего)
60
в том числе:
Составление таблицы по заданной теме.
4
Комплексный анализ стихотворения.
4
Работа со справочной и дополнительной литературой (конспектирование).
6
Работа с критическими статьями.
2
Подготовка реферата (доклада).
6
Выразительное чтение стихотворений поэта наизусть (по выбору студента).
12
Составление сюжетно-композиционного плана.
2
Домашнее сочинение.
14
Чтение и анализ рассказов писателя.
2
Составление аннотации на повесть.
2
Подготовка презентации.
4
Анализ эпизодов.
2
Выполнение индивидуального проекта.
Итоговая аттестация в форме экзамена
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на теоретических и практических занятиях, зачеты, тестирование, контрольные работы, защита творческих проектов и др.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа;
обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос;
оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
-готовность студентов к самостоятельному труду;
-мотивация получения знаний;
-наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
-система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
-консультационная помощь преподавателя.
Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации.
Среди факторов способствующих активизации самостоятельной работы студентов можно выделить следующие:
1.Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.
2.Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской деятельности.
3.Участие в олимпиадах по учебным предметам, конкурсах научно-исследовательских семинарах и конференциях.
4.Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные
оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
5.Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
Формы и виды самостоятельной работы определяются содержанием учебного предмета, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами, иметь ярко выраженный учебный, учебно-исследовательский характер. Формы самостоятельной работы определяют преподаватели при разработке рабочих программ учебных предметов, графика самостоятельной работы, методических указаний для самостоятельной работы студентов.
Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемого предмета, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы и условий учебной деятельности.
Виды самостоятельной работы и методические рекомендации по ее выполнению
Составление таблицы по заданной теме
Визуализация информации — представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д.
Составление таблицы по теме — это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания.
Роль студента:
• изучить информацию по теме;
• выбрать оптимальную форму таблицы;
• информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
• пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
•соответствие содержания теме;
•логичность структуры таблицы;
• правильный отбор информации;
•наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
• соответствие оформления требованиям;
• работа сдана в срок.
Комплексный анализ стихотворения
План анализа стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение ). Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения (если автор принадлежит к какому-либо литературному направлению: сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм, неореализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм – то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста и т.д.). Для этого необходимо:
-подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов;
-проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и др.;
-определить стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест);
-определить рифму (мужская или женская; смежная, перекрестная и кольцевая);
5.Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
6.Образ лирического героя в стихотворении, каким образом он соотносится с образом автора:
- лирический герой есть автор;
- рассказ от лица персонажа.
7. Общее настроение анализируемого стихотворения.
Работа со справочной и дополнительной литературой (конспектирование)
В процессе выполнения данного вида самостоятельной работы студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной преподавателем справочной и дополнительной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и дополнительной литературой, материалами периодических изданий и ресурсами сети Интернет является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Требования к написанию конспекта.
Конспект должен содержать исходные данные источника, конспект которого составлен.
В нём должны найти отражение основные положения текста.
Объём конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.
Сделайте в вашем конспекте широкие поля, чтобы в нём можно было записать незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы.
Соблюдайте основные правила конспектирования:
1. Внимательно прочитайте весь текст или его фрагмент – параграф, главу.
2. Выделите информативные центры прочитанного текста.
3. Продумайте главные положения, сформулируйте их своими словами и запишите.
4. Подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста.
5. Используйте разные цвета маркеров, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить наиболее важные фрагменты текста.
Конспект – это сокращённая запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и, в то же время, краткими примерами.
Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.
Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста, способствует формированию умений и навыков переработки любой информации. Конспект необходим, чтобы накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).
Виды конспектов: плановый, тематический, текстуальный, свободный.
Плановый конспект составляется на основе плана статьи или плана книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.
Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой информацию по определенной проблеме.
Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.
Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.
Работа с критическими статьями
Умение конспектировать литературно-критические статьи способствует глубокому пониманию идейно-тематического содержания литературного произведения, повышению интеллектуального уровня, приобщению к научному творчеству, приобретению исследовательской грамотности, раскрытию аналитических способностей, совершенствованию опыта подготовки сообщений и выступлений, формированию ценностных убеждений, развитию эстетического вкуса.
Согласно учебной программе необходимо твердое знание некоторых литературно-критических статей И. А. Гончарова, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и др. авторов.
Практические советы по составлению конспекта
Конспектирование складывается из нескольких этапов:
1. Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочитывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом) — отмечаются основные положения, аргументы, особо выделяются важные и точные определения, которые потом включаются в конспект.
После прочтения вырисовывается общий план статьи, который сначала надо записать на черновике, а потом пункты плана перенести на поля чистовика конспекта.
2. Составление конспекта. Статья вторично прочитывается по разделам и конспектируется, т. е. кратко излагаются своими словами содержание раздела, основные его мысли, утверждения, определения (тезисы, положения) и доводы. Наиболее яркие и точные формулировки или цитируются в контексте своего предложения, или целиком включаются в конспект как цитаты. Таким образом конспектируется каждый раздел статьи.
Стоит помнить о том, что использование реферативного стиля в сочетании с собственным видением проблемы оценивается более высоко.
Рекомендуются некоторые устойчивые реферативные приёмы:
Н.А. Добролюбов считает…
Н.А. Добролюбов в своей статье предлагает…
В данной статье мы столкнулись с новой постановкой вопроса о…
Автор подтвердил мои размышления…
Автор утвердил меня во мнении…
Это созвучно моим мыслям…
Н.А. Добролюбов пришёл к выводу…
Можно сравнить способы аргументации, выводы, сделанные автором…
Например, статья Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» может быть законспектирована согласно следующему плану.
План
1.Полемика Добролюбова с критиками Островского.
2.Пьесы Островского - пьесы жизни.
3.Самодуры в «Грозе».
4.Добролюбов об отличительных чертах положительной личности своей эпохи (Катерина).
5.Другие персонажи пьесы, в той или иной степени противостоящие самодурству.
6. «Гроза» - самое решительное произведение Островского.
Но план может быть и более подробным, например, к статье Д.И. Писарева «Базаров».
План
Писарев об общественном и художественном значении «Отцов и детей».
Главный герой романа – базаров. Типичность образа. Противоречивость натуры героя.
Отличительные черты Базарова.
«Лишние» люди и Базаров.
Кирсановы. Отношение к ним главного героя. Реализм романа Тургенева.
Одиночество Базарова. Его отношение к родителям.
Ситников и Кукшина.
Базаров и Одинцова.
Взаимоотношения Базарова с крестьянами.
Писарев о смерти Базарова и об отношении автора к своему герою.
Подготовка реферата
Реферат – письменный доклад по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты пишутся обычно стандартным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде: «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т.п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определенная объективность изложения материала.
Признаки реферата
Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико- синтетической переработки. Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связанному высказыванию: так ему присущи следующие категории: оптимальное соотношение и завершенность (смысловая и жанрово-композиционная). Для реферата отбирается информация, объективно-ценная для всех читающих, а не только для одного автора. Автор реферата не может пользоваться только ему понятными значками, пометами, сокращениями. Работа, проводимая автором для подготовки реферата должна обязательно включать самостоятельное мини-исследование, осуществляемое студентом на материале или художественных текстов по литературе, или архивных первоисточников по истории и т.п. Организация и описание исследования представляет собой очень сложный вид интеллектуальной деятельности, требующий культуры научного мышления, знания методики проведения исследования, навыков оформления научного труда и т.д. Мини-исследование раскрывается в реферате после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования.
В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов:
монографические – рефераты, написанные на основе одного источника;
обзорные – рефераты, созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования.
Структура реферата
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3.Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
7. Приложения.
Титульный лист. Является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием (……………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом.
Введение к реферату – важнейшая его часть. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и задачи, краткое содержание, указывается объект рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Основная часть реферата структурируется по главам и параграфам (пунктам и подпунктам), количество и название которых определяются автором. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Данные главы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать и делать логические выводы. Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
В основной части реферата обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Ссылки на источники могут быть выполнены по тексту работы постранично в нижней части страницы (фамилия автора, его инициалы, полное название работы, год издания и страницы, откуда взята ссылка) или в конце цитирования - тогда достаточно указать номер литературного источника из списка использованной литературы с указанием конкретных страниц, откуда взята ссылка. (Например, (7 (номер источника в списке использованной литературы), С. 67–89). Номер литературного источника должен указываться после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребления терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.
Заключительная часть предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме. Заключение не должно превышать объем 2 страниц и не должно слово в слово повторять уже имеющийся текст, но должно отражать собственные выводы о проделанной работе, а может быть, и о перспективах дальнейшего исследования темы. В заключении целесообразно сформулировать итоги выполненной работы, краткого и четкого изложить выводы, представить анализ степени выполнения поставленных во введении задач и указать то новое, что лично для себя студент вынес из работы над рефератом.
Список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающую самостоятельную творческую работу автора, и позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата. В список использованной литературы необходимо внести все источники, которые были изучены студентами в процессе написания реферата. В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке (более распространенный вариант – фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника без кавычек, место издания и название издательства – города Москва и Санкт-Петербург как место издания обозначаются сокращенно – М.; СПб., название других городов пишется полностью. (М.: Академия), год издания, страницы – общее количество или конкретные.
Для работ из журналов и газетных статей необходимо указать фамилию и инициалы автора, название статьи, а затем наименование источника со всеми элементами титульного листа, после чего указать номер страницы начала и конца статьи.
Для Интернет-источников необходимо указать название работы, источник работы и сайт.
После списка использованной литературы могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и пр.). В приложение рекомендуется выносить информацию, которая загромождает текст реферата и мешает его логическому восприятию. В содержательной части работы эта часть материала должна быть обобщена и представлена в сжатом виде. На все приложения в тексте реферата должны быть ссылки. Каждое приложение нумеруется и оформляется с новой страницы.
Требования к оформлению реферата
Работа выполняется на компьютере (шрифт Times New Roman, кегль 14) через 1,5 интервала с полями: верхнее, нижнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Отступ первой строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные (шрифт 12), их нумерация должна быть сквозной по всему тексту реферата. Нумерация страниц должна быть сквозной (номер не ставится на титульном листе, но в общем количестве страниц учитывается). Таблицы и рисунки встраиваются в текст работы, их нумерация должна быть сквозной по всему реферату. Они все должны иметь название и в самом тексте реферата на них должна быть ссылка. После названия таблицы и рисунка точка не ставится.
Общее количество страниц в реферате, без учета приложений, не должно превышать 15 страниц. Значительное превышение установленного объема является недостатком работы и указывает на то, что студент не сумел отобрать и переработать необходимый материал. В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, рисунки, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», иметь номер и тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака «№»), например, «Приложение 1». Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
Выразительное чтение стихотворений поэта наизусть
Любое стихотворение состоит из двух основных компонентов - содержания и формы.
Содержание литературного произведения - это его сущность, внутренняя основа, тот круг явлений деятельности, который становится содержательным центром стиха. Очень важную роль играет форма стиха, именно содержание обязывает к достойной форме. Если форма не соблюдена, то и мысль, заложенная в стихе, не дойдет до читателя или не воздействует на него должным образом. Форма – это способ выражения, воплощения, проявления содержания, обнаружение сущности произведения. Если форма не соответствует содержанию, то стихотворение не состоялось.
Студентам при заучивании необходимо уделять внимание таким элементам содержания, как: тема, проблема, идея, пафос.
Тема – это то, о чем говорится в произведении, те явления деятельности, на которых акцентируется внимание.
Проблема – это вопрос, который ставит автор.
Идея– это ответ, который дает автор в связи с проблемой.
Пафос – это эмоциональная оценка автора идейного содержания, то есть его отношение к написанному.
Студентам необходимо помнить о том, что все перечисленные элементы не изолированы друг от друга, а представляют собой систему, которая отражает целостность стиха.
Чтение стихотворений наизусть имеет исключительную важность для воспитания эстетических вкусов. Стихотворения обогащают духовный мир человека, учат видеть красоту в природе, в поступках людей, развивают поэтическую чуткость, радуют и удивляют читателя музыкальностью и яркостью родного языка.
Ритмичный размер стихов, благозвучие рифм, звуковая инструментовка – эти внешние признаки стихотворения, служащие для выражения содержания, отчетливо воспринимаются только в чтении вслух. Поэтому в работе над стихотворением важным моментом является выразительное чтение. Благодаря чтению преподавателя уже в процессе первичного восприятия студенты могут осознать замысел поэта — полно представить образ, созданный поэтом, слиться с ним душой, даже в какой-то мере оценить его. Выразительное чтение стихотворения на других этапах учебного занятия в свою очередь показывает, насколько глубоко и верно осознали студенты основное настроение, смысл стихотворения и те отдельные образы, детали, из которых складывается полный образ.
Для преподавателя важнейшим моментом является подготовка к выразительному чтению стихотворения; выявление его главной мысли и настроения: эмоционального подтекста; определение темпа, ритмического рисунка, интонационной выразительности, упражнение в чтении стихотворения вслух.
Многие стихотворения заучиваются наизусть. Обычно заучивают стихотворение дома, но в аудитории преподаватель на учебном занятии показывает приемы правильного заучивания, обучает чтению наизусть. Важно научить сознательному запоминанию, условием которого является смысловой и лексический разбор текста. Заучивать нужно по строфам или законченным отрывкам. Полезно перед заучиванием словесное рисование картин к стихотворению.
Составление сюжетно-композиционного плана
План – это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей.
Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей.
Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль.
Формулирование пунктов плана - трудный процесс.
Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Этот процесс можно сравнить с поиском заголовков, названий к произведениям.
Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда получается. Здесь возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками.
Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании: ведь, объединяя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, как бы фильтруют текст.
Можно более рационально подойти к составлению плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его.
Правила составления плана.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Разделите его на части, выделите в каждой из них главную мысль.
Озаглавьте каждую часть.
В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.
Проверьте все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
Подберите заголовки для каждой части (формулировка пунктов плана).
Домашнее сочинение
1.Прочитайте внимательно все темы сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше сможете выразить свои мысли.
2.После того как выбрали тему, подумайте, что и как вы будете писать. Попробуйте подобрать эпиграф (наличие эпиграфа считается необязательным).
3.Поразмышляйте:
а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в вашей работе,
б) какие вопросы могут быть сформулированы и как вы на них ответите,
в) какие доказательства приведете.
4.Возьмите черновик и составьте план, нарисуйте схему, включите в нее свои предварительные идеи.
5.Подумайте, как вы сможете подтвердить свои мысли:
а) цитаты из текста (они должны быть не более 2-3 предложений; если больше, подумайте, как сократить). Цитаты должны подтверждать ваши мысли, а не повторять их;
б) ссылки на эпизоды (подумайте, какие именно и как их ввести);
в) анализ текста (решите, что именно в тексте понадобится для доказательства вашей точки зрения).
6.Решите, в каком стиле будете писать (всегда важна ваша, авторская позиция).
7.Подумайте сразу о вступлении и заключении ( очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально ( одни и те же слова) или идейно ( одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение.
8.Еще раз прочитайте тему сочинения. Соотнесите ее с тем, что задумали писать.
9.Напишите вступление.
10.Если трудно начать со вступления, попробуйте начать с главного, оставив место для вступления. Можно попробовать поразмышлять, какие факторы затрудняют подход к теме (доказательства от противного).
11.Перечитайте начало основной части, посмотрите, соответствует ли оно теме. Продолжите работу.
12.Перед тем как писать заключение, перечитайте работу. Карандашом на полях отметьте свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.
13.Подумайте, не расходятся ли ваши мысли с объективным содержанием текста и авторским замыслом.
14.Внимательно прочитайте работу. Устраните неточности словоупотребления. Исправьте ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверьте по словарю.
15.Внимательно отнесись к знакам препинания, особенно выделительным. Мысленно объясните те знаки, в которых сомневаетесь.
Чтение и анализ рассказов писателя
План анализа прозаического произведения
Из истории создания. Дата написания или публикации. Жизненные обстоятельства оказавшие непосредственное влияние на написание произведения.
Литературное направление и его идеологические и стилистические задачи. Их отражение в произведении.
Тема, идея, смысл названия произведения.
Определить жанр произведения. Особенности жанра.
Сюжетная организация. Композиция.
Временная и пространственная организация. Точка зрения персонажа и авторская точка зрения.
Предметная детализация текста.
Роль цитирования в произведении (заимствованный сюжет). Общекультурные символы, имена, реминисценции.
Ритмическая и звуковая организация. Особенности стиля (слога).
Об интерпретации произведения. В качестве вывода: основания или идея произведения.
Составление аннотации
Аннотация – краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризует тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные – характеризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей.
Виды аннотаций по полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначения подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризует книгу (статью) в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют в первом приближении представить себе содержание книги, понять окажется ли она полезной для углубления знаний в интересующей области.
Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.
План аннотации включает в себя:
1. Библиографическое описание работы.
2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе.
3. Выводы автора, его мнение, оценка.
Действия при написании аннотации могут быть следующими:
1. Разбейте текст на смысловые части.
2. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста.
3. Сформулируйте основную мысль своими словами.
4. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.
5. Определите значимость произведения.
Аннотация может включать следующие сведения
Сведения об авторе, научной ценности и художественном уровне произведений, о целевом и читательском назначении, о содержании, показ особенностей произведения – все эти элементы органически объединяются в рекомендательной аннотации. Сведения об авторе включают основные даты его жизни и творчества, краткую характеристику эпохи, в которую автор жил, и его общественно-политических взглядов. Иногда указывается профессия автора, приводятся данные о популярности его произведения. Интересны для читателей сведения об истории создания или издания произведения, о времени и месте написания, о факте или событии, рассматриваемом в нем. В ряде случаев характеризуются источники, послужившие основой для создания произведения.
Характеристика научной и художественной ценности произведения включает сведения об общественной значимости книги. В аннотации могут даваться ссылки на критические статьи и рецензии. Иногда приводятся отзывы деятелей науки и культуры.
Краткая характеристика содержания произведения является основным элементом. В аннотации разъясняются заглавие произведения, тема, акцентируется внимание на вопросах, находящихся в центре внимания автора, сообщается о событиях и действующих в произведении лицах, отмечаются особенности данного произведения, его отличие от других, близких по теме.
Характеристика структуры издания и формы изложения материала позволяет акцентировать внимание читателя на особенностях построения произведения, имеющих значение для раскрытия его проблематики.
Основные этапы аннотирования
Процесс аннотирования можно разделить на несколько этапов: анализ текста произведения; изучение дополнительных источников; отбор сведений, характеризующих существо данного произведения; литературное оформление и редактирование аннотации.
Анализ текста произведения. Прежде всего, определяется вид издания (моноиздание, сборник, часть многотомного или выпуск серийного издания). Устанавливается, какому вопросу, теме посвящено произведение. Анализ формы изложения материала помогает при определении читательского адреса. С этой целью изучается, насколько полно, доступно и наглядно изложены вопросы.
Изучение дополнительных источников. Такими источниками могут быть рецензии, критические статьи, критико-биографические, историко-литературные работы. Выявить эти источники можно с помощью справочных и библиографических изданий.
Отбор сведений, характеризующих данное произведение. При аннотировании произведений, созданных в прошлые эпохи, приводят фактические данные об авторе, характеризуют идейную, научную и художественную ценность его произведений, а также условия, в которых они были написаны. При составлении аннотаций на современные произведения студенты должны быть объективны, не должны полагаться только на личные впечатления. Очень распространенным приемом аннотирования является цитирование. В одном случаи цитируются слова автора, в другом – действующего лица, в третьем – отзыв ученого, критика, очевидца событий, воспоминания современников.
Литературное оформление и редактирование аннотации. Лаконичность – отличительная черта литературно оформленной аннотации. Задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные сведения, при этом выделить наиболее существенное, главное. Например, чтобы привлечь внимание читателя к конкретной книге, в самом начале рекомендательной аннотации сообщают об интересном факте (событии) или подчеркивают значение данного произведения в ряду других, близких по содержанию.
Подготовка презентации
Презентация, согласно толковому словарю русского языка: «… способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук».
Для подготовки презентации рекомендуется использовать: PowerPoint, MS Word. Это самая простая программа для создания презентаций. Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию.
Последовательность подготовки презентации:
1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться.
2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).
3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.
4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.
5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.
6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер).
7. Проверить визуальное восприятие презентации.
К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы. Иллюстрация – представление реально существующего зрительного ряда. Образы – в отличие от иллюстраций – метафора. Их назначение – вызвать эмоцию и создать отношение к ней, воздействовать на аудиторию. С помощью хорошо продуманных и представляемых образов, информация может надолго остаться в памяти человека. Диаграмма – визуализация количественных и качественных связей. Их используют для убедительной демонстрации данных, для пространственного мышления в дополнение к логическому. Таблица – конкретный, наглядный и точный показ данных. Ее основное назначение – структурировать информацию, что порой облегчает восприятие данных аудиторией.
Практические советы по подготовке презентации:
готовьте отдельно: печатный текст + слайды;
слайды – визуальная подача информации, которая должна содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку, выглядеть наглядно и просто;
текстовое содержание презентации – должно включать аргументы, факты, доказательства и эмоции;
рекомендуемое число слайдов 17-22;
обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего; план сообщения; краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников.
Анализ эпизодов художественного произведения
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые приведены ниже в виде полного плана.
Определить границы эпизода, дать ему название.
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
Охарактеризовать героев - участников эпизода:
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
друг к другу;
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
Список использованной литературы