Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
п/п
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Дата
план
Дата
факт
Введение
1
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса.
Уметь аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал
Беседа
Литература Древней Руси.
2
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДРЛ. История открытия памятника. Русская история в «Слове…»
Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения.
Уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части.
Выразительное чтение
3
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».
Подготовка к домашнему сочинению
Знать жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова…»; приемы создания героев, худож.средства выразительности.
Уметь выделять смысловые части ХТ (худ.текста), формулировать идею произведения, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения; характеризовать героя пр-ния, определять роль худож.средств выраз-сти для создания образа и выражения основной идеи произведения
Художественный анализ
Литература 18 века.
4
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма
Знать о классицизме в русском и мировом искусстве; общую характеристику русской литературы 18 века; особенности русского классицизма.
Уметь конспектировать лекцию учителя, строить связное монологическое высказывание на определенную тему.
Поиск информации
5
М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения
Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии.
Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности.
Художественный анализ
6
М.В.Ломоносов. «Ода на восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова
Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии.
Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности.
Выразительное чтение
7
Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения
Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии.
Беседа
8
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина
Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии.
Беседа
9
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения
Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.
Уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.
Художественный анализ
10
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение
Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.
Уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.
Пересказ
11
Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей
Знать основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание, комментировать текст художественного произведения, определять роль художественных элементов в развитии сюжета, отношение автора к изображаемому, выявлять и объяснять позицию автора.
Анализ эпизода
12
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы
Знать черты жанра сентиментальной повести, сюжет произведения.
Уметь давать характеристику персонажа, выявлять отличительные признаки персонажа сентиментального произведения, способы проявления авторской позиции, развернуто обосновывать свои суждения.
Характеристика героев
13
Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)
Знать особенности литературы 18 века.
Уметь строить связное письменное высказывание на определенную тему.
Сочинение
Литература 19 века
14
Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия. Проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература
Знать общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь развернуто обосновывать суждения, прослеживать темы РЛ в их исторических изменениях, делать выводы, давать определение романтизму.
Поиск информации
15
Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения
Знать факты жизни и творчества В.А.Жуковского.
Уметь выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументировано выражать свою точку зрения, находить в тексте стихотворения черты романтизма.
Творческое чтение
16
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный выбор героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы
Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, приводить доказательства, видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ.
Чтение наизусть
17
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга
Знать основные факты жизни и творчества А.С.Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума».
Уметь работать с разными источниками информации, строить связное монологическое высказывание , составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить доказательства.
Доклад
18
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии
Знать литературоведческие понятия (комедия, конфликт, интрига, сюжет), текст комедии, действующих лиц.
Уметь выразительно читать монологи, комментировать, воспринимать и анализировать текст комедии, выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику.
Чтение и анализ ключевых сцен
19
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
Знать значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта.
Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты, выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего».
Беседа
20
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
Знать понятия: кульминация, конфликт, внесценические персонажи.
Уметь анализировать эпизод произведения, аргументировать, развернуто обосновывать свою точку зрения и строить монологическое высказывание, выявлять типические черты, присущие представителям «века нынешнего».
Художественный анализ
21
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии.
Уметь определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала.
Характеристика героев
22
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии.
Уметь определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала.
Характеристика героев
23
Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
Знать текст комедии, специфику комедии: традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма.
Уметь оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи, находить черты романтизма и классицизма в комедии, оценивать мастерство «разговорного стиха» пьесы.
Анализ эпизода
24
И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»
Знать текст статьи Гончарова, ее концепцию.
Уметь работать с текстом критической статьи, определяя ее концепцию, составлять тезисный план и конспект статьи.
Сочинение
25
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, о значении Пушкина для русской культуры.
Уметь строить высказывание, пересказывать текст, отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта, развернуто обосновывать суждения.
Поиск информации
26
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»
Знать понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы.
Выразительное чтение
27
Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта
Знать адресатов любовной лирики поэта, об образно-стилистическом богатстве любовной лирики Пушкина.
Уметь выразительно читать стихотворения, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге.
Анализ лирического произведения
28
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения
Знать философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире; особенности эпохи.
Уметь выразительно читать стихотворения, находить в них ключевые образы и образы-символы, выявлять авторскую позицию, участвовать в диалоге, обосновывать свою точку зрения, сопоставлять стихотворения разных авторов, рецензировать ответы.
Наизусть
29
Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина
Знать материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике.
Тест
30
А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко
Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы.
Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения.
Анализ лирического произведения
31
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа
Знать творческую историю романа, что такое роман в стихах, реализм как литературное направление; жанровые особенности романа в стихах.
Уметь выразительно читать, строить устные высказывания.
Беседа
32
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
Знать содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя.
Уметь давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою.
Пересказ
33
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
Знать авторское отношение к Татьяне, Ольге, оценку образа Татьяны В.Г.Белинским.
Уметь давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания.
Характеристика героев
34
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев.
Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям.
Характеристика героев
35
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
Знать лирические отступления, их тематику, оценку романа Белинским.
Уметь различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа; сравнивать идеи, размышления автора в лирических отступлениях с основными проблемами его философской лирики.
Беседа
36
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
Знать о пушкинской эпохе в романе, о произведении «Евгений Онегин» как энциклопедии русской жизни; о реализме романа.
Уметь строить устные высказывания, развернуто обосновывать суждения.
Ответы на вопросы
37
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А .Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С. Пушкина и опера П.И Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С Пушкина «Евгений Онегин»
Знать о мнениях о пушкинском романе, текст и художественные особенности романа, его нравственно-философскую проблематику.
Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.
Сочинение
38
.
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества
Знать определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Моцарт и Сальери», содержание произведения.
Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.
Анализ эпизода
39
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
Знать основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики.
Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять творческие манеры Пушкина и Лермонтова, давать историко-культурный и биографический комментарий.
Подготовка сообщений
40
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»
Знать тексты стихотворений, их художественные особенности, историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк».
Уметь оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, давать историко-культурный и биографический комментарий.
Наизусть
41
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
Знать тексты стихотворений, адресатов любовной лирики.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
Поиск информации
42
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии
Знать время создания стихотворений, их художественное своеобразие и жанровые особенности.
Уметь анализировать стихотворение по плану, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, давать историко-культурный и биографический комментарий, выявлять чувства и настроения лирического героя.
Выразительное чтение
43
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе
Знать теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематику и особенности композиции романа.
Уметь выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа.
Беседа
44
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
Знать текст, художественное своеобразие произведения.
Уметь различать героя, повествователя и автора, определять жанр и художественные особенности произведения.
Пересказ
45
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
Знать содержание произведения, понятие «двойник».
Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет, определять границы эпизодов.
Пересказ
46
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
Знать содержание произведения, понятие «двойник».
Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет, определять границы эпизодов.
Ответы на вопросы
47
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
Знать о Печорине в системе мужских образов романа, о дружбе в жизни Печорина.
Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.
Характеристика героев
48
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
Знать о Печорине в системе женских образов романа, о дружбе в жизни Печорина.
Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.
Характеристика героев
49
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению
Знать художественное своеобразие романа, его значение в истории русской литературы.
Уметь выражать отношение к прочитанному, определять жанр и художественные особенности произведения.
Диспут
50
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
Знать текст произведения, его особенности.
Уметь применять данные знания на практике.
Тест
51
Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы
Знать основные факты жизненного и творческого пути, историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию.
Уметь сопоставлять портреты писателя, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.
Беседа
52
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода
Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков.
Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.
Анализ эпизода
53
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода
Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков.
Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.
Анализ эпизода
54
Образ города в поэме «Мертвые души»
Знать текст поэмы, об образе города в поэме «Мертвые души».
Уметь выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.
Выборочное чтение
55
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
Знать путь Чичикова – нового героя эпохи.
Уметь создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя.
Характеристика героев
56
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению
Знать причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы Белинским, темы лирических отступлений.
Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию.
Анализ эпизода
57
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению
Знать причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы Белинским, темы лирических отступлений.
Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию.
Творческая работа
58
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада
Знать основные факты жизненного и творческого пути драматурга, текст пьесы; значение Островского для русского театра.
Уметь выразительно читать диалоги, давать характеристику герою драматического произведения, понимать условный язык драмы.
Пересказ
59
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии
Знать текст пьесы; основной конфликт.
Уметь выразительно читать, характеризовать персонажей драматического произведения, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения.
Беседа
60
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира
Знать основные факты жизни Достоевского, текст произведения.
Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения.
Доклад
61
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира
Знать основные факты жизни Достоевского, текст произведения.
Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения.
Анализ внутреннего мира
62
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести
Знать роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»; содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Уметь развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения.
Пересказ
63
.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя
Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание трилогии; особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.
Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения.
Анализ эпизода
64
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора
Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Смерть чиновника».
Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.
Поиск информации
65
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Тоска».
Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.
Пересказ
66
Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)». (По выбору учащихся)
Знать особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)».
Уметь строить связное письменное высказывание.
сочинение
67
.
Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений
Знать о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, их стихотворения разных жанров; об эмоциональном богатстве русской поэзии.
Уметь рассуждать о жанрах лирических произведений, их особенностях.
Беседа
Русская литература 20 века
68
Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений
Знать основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века.
Уметь конспектировать основные положения лекции учителя, объяснять их, приводя в качестве доказательства собственные примеры.
Сообщение
69
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы
Знать основные факты жизни и творчества Бунина; историю любви Надежды и Николая Алексеевича в произведении «Темные аллеи»;
о «поэзии» и «прозе» русской усадьбы.
Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.
Пересказ
70
Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования
Знать о лиризме повествования в рассказе «Темные аллеи».
Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.
Ответы на вопросы
71
М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров
Знать основные факты биографии Булгакова, названия произведений, текст повести, сатирические приемы создания образа.
Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.
Беседа
72
Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести
Знать идейное значение эпизодов.
Уметь пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию.
Письменная работа
73
М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя
Знать реализм в русской литературе, реалистическую типизацию.
Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.
Характеристика героев
74
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее
Знать реализм в русской литературе, реалистическую типизацию.
Уметь находить границы эпизода, анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию, оценивать роль пейзажа в создании образа главного героя.
Анализ авторской позиции
75
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе
Знать основные события жизни писателя, историю создания рассказа, определение понятия «притча», текст произведения.
Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.
Беседа
76
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи
Знать текст произведения.
Уметь пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию.
Пересказ
77
Контрольная работа // зачетное занятие по произведениям второй половины 19 и 20 века
Знать материал по произведениям второй половины 19 и 20 века.
Уметь применять данный материал на практике.
Письменная работа
Русская поэзия Серебряного века
78
Русская поэзия Серебряного века
Знать о русской поэзии Серебряного века
Уметь конспектировать лекцию учителя.
Доклад
79
А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, как хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта
Знать основные факты творческого пути Блока, особенности его художественного метода.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Наизусть
80
С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»
Знать основные факты творческого пути Есенина, особенности его художественного метода.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Выразительное чтение и анализ по плану
81
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина
Знать основные факты творческого пути Есенина, особенности его художественного метода.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Стихотворение наизусть
82
В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта
Знать основные факты творческого пути Маяковского, особенности его художественного метода.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Анализ отрывка
83
В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта
Знать основные факты творческого пути Маяковского, особенности его художественного метода.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Стихотворение наизусть
84
М.И.Цветаева. Слово о поэтессе. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой
Знать основные факты творческого пути Цветаевой, особенности ее художественного метода.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
85
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках Цветаевой
Знать об образе Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой, о традициях и новаторстве в творческих поисках Цветаевой.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Стихотворение наизусть
86
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, тема любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…»,
Знать основные факты творческого пути Заболоцкого, особенности его художественного метода.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Беседа
87
А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике
Знать основные факты творческого пути Ахматовой, особенности ее художественного метода.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Поиск информации
88
Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики
Знать основные факты творческого пути Цветаевой, особенности ее художественного метода.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Стихотворение наизусть
89
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…»
Знать основные факты творческого пути Пастернака, особенности его художественного метода.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Анализ творчества
90
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»
Знать основные факты творческого пути Твардовского, особенности его художественного метода.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Выразительное чтение
91
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне
Знать основные факты творческого пути Твардовского, особенности его художественного метода.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Выразительное чтение
92
Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков
Знать песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.
Уметь анализировать поэтические тексты.
93
Зачет//тест по русской лирике 20 века
Знать материал по русской лирике 20 века.
Уметь применять этот материал на практике.
Тест
94
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта
Знать особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время; содержание и идейный смысл оды Горация.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения; сопоставлять произведения, выявлять авторскую позицию на назначение поэта и поэзии.
Анализ стихотворений
95
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер
Знать о множественности смыслов «Божественной комедии».
Уметь выразительно читать, определять аллегорический, мистический смысл поэмы.
96
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения.
Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира.
Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох.
Анализ сцен
97
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы
Знать содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира.
Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох.
Анализ сцен
98
И.-В.Гете. Слово о поэте.
Знать основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов.
Беседа
99
«Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия.
Уметь выразительно читать, понимать философскую проблематику трагедии, давать характеристику персонажу драмы.
Обзор с чтением отдельных сцен
100
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра.
Знать основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов.
Сравнительная характеристика
101
Фауст как вечный образ мировой литературы
Уметь выразительно читать, понимать философскую проблематику трагедии, давать характеристику персонажу драмы.
Групповая работа
102
Выявление уровня литературного развития учащихся (зачет//тест).
Знать материал курса литературы за 9 класс.
Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения.
Тест
17