Внеклассное чтение по творчеству К.М. Симонова
Тема урока «Души откровенный дневник»
(Семен Кирсанов)
Цель урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; познакомить с военным поэтическим творчеством К.Симонова;
формировать навыки анализа лирического произведения, монологические и диалогические коммуникативные навыки.
Тип урока: урок-концерт с элементами литературоведческой лекции.
Оборудование: презентация к стихотворениям, песням о войне; музыкальное оформление стихотворений; компьютер.
Ход урока
1. Слово учителя.
Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу поэтов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество.
С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они остро чувствовали свою ответственность. 941 из них ушел на фронт, 417 - не вернулись.
Когда сегодня речь заходит о лучших произведениях военных лет, мы не можем не сказать о стихотворениях Константина Симонова. Именно эти стихотворения, говоря словами другого поэта-фронтовика Семена Кирсанова, – «души откровенный дневник». Они связывали воюющих и оставшихся в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь Родину, а тебя любят и ждут, давала силы воевать и верить в победу.
2. Литературно-музыкальная композиция
А) На фоне музыки 1-ая ученица, исполняющая роль дочери, читает стилизованное письмо о событиях довоенной жизни – рассказывается о семейном счастье в довоенное время.
Дорогие бабушка и дедушка!
У нас все хорошо. Мамина больница переехала в новое здание, ее кабинет теперь – сказка. На папиной работе подошла наша очередь получать новую квартиру. Сережа успешно защитил диплом, а Ванечка собирается с институтским стройотрядом на Урал.
Мои родные! А теперь самая главная моя новость – я влюбилась. Мой Алексей – самый лучший юноша на свете
Ваша внучка Ира
21 июня 1941 года
Б) Инструментальная музыка прерывается песней А. Александрова, В. Лебедева «Священная война».
В) Чтение стихотворения
Г) Чтение 1-ой ученицей первого письма военного времени.
(Примечание: вывешивается плакат, изображающий городской интерьер периода осады (заклеенные крест-накрест окна и т.п.) Письмо выполнено в виде фронтового «треугольника». После прочтения ученица прикрепляет письмо магнитом к доске.)
Мой родной Лешенька!
Враг под Москвой! С болью мы слышим, что всю эту неделю идут ожесточенные бои на всех главных направлениях, ведущих к нашей столице.
А вчера, 20 октября, было введено осадное положение. Мама сутками на работе, приток раненых огромный. Папа и брат просятся на фронт, но бронь не снимают. Ведь их завод выпускает гранаты, оружие, мины.
Лешечка, береги себя. Заклинаю, родной, вернись.
Ира
21 октября 1941 года
Д) Чтение 2-ым учеником, исполняющим Алексея, первого письма с фронта.
Ирочка! Я обязательно вернусь, не могу не вернуться, когда ты так ждешь меня. Дорогая моя, прочти, какое прекрасное стихотворение опубликовали в «Правде» в номере за 14 января. Посылаю тебе с оказией этот номер, на третьей полосе найдешь заголовок "Жди меня". Такой заголовок трудно не заметить: он самый крупный на полосе. Я уверен, ты не останешься равнодушной, прочитав поразившие меня строки.
15 января 1942 года
Е) Чтение ст-я «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ж) Ведущий:
Так 73 года назад страна впервые услышала "Жди меня". Шли 171-е сутки войны. 4-й день нашего контрнаступления под Москвой. Это стихотворение помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую Отечественную войну, поэтому значение его трудно переоценить. И даже сейчас, спустя почти 70 лет, «Жди меня» по-прежнему не теряет своей прелести, чистоты и возвышенности.
З) Выступление литературоведа
Это стихотворение завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…
Рассмотрим подробнее это произведение. По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу. Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, оно наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.
Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» - это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.
Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания: «жёлтые дожди», «снега», «жара». Читатель понимает, что «ждать», на самом деле, не так просто: «других» уже «не ждут»; писем уже не приходит; надоедает ждать всем. Но тоска и безысходность не должны взять верх над женщиной, которая по-настоящему любит, ибо только в этом случае мужчина может вернуться. Должен. Симонов так и говорит: «Я вернусь». С условием, что его будут «ждать», но не просто, а «очень».
Во второй строфе преобладают минорные ноты. Она уже не читается написанной от первого лица. Кажется, что горечь поражения проскальзывает в каждой её строчке (стихотворение написано в 1941 г., когда ещё неизвестен был исход войны). Однако незыблемая уверенность в любимой читается и здесь. «Пусть поверят сын и мать», «пусть друзья устанут ждать», действительно, могут забыть все, кроме той, единственной, которая не должна забывать, не имеет права. Поэтому твёрдое «жди» звучит здесь почти как приказ на фронте, который не обсуждается.
Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей. «Смертям назло». Посторонние люди скажут, что это везение. Нет. «Не понять не ждавшим им», что ожидание, замешенное на огромной любви, приправленное верой и надеждой может творить чудеса. Оно способно даже спасти от пуль «среди огня». Но это секрет только для двоих. Об этом «будем знать только мы с тобой». Хотя тайна раскрывается просто, «просто ты умела ждать». Ждать так, как может ждать только русская женщина, только в лихолетья – «как никто другой».
И) Чтение ученицей второго письма военного времени
Лешенька! Стихотворение потрясающее. Мне захотелось даже побольше узнать об авторе этого удивительного лирического произведения.
Как ты знаешь, его имя – Константин Симонов. Он, как и ты, на фронте.
Симонов пришел на сборный пункт сразу после объявления войны. У него за плечами - курсы военкоров при Академии имени Фрунзе. Поэт получил назначение в газету "Боевое знамя". Выезжает на фронт, а фронт катится ему навстречу. Скитания под бомбежками, среди мечущихся беженцев, давка на переправах, ночевки в селах, где оставались одни старики.
К) Ведущий
Стихи Симонова пронзают душу, потому что все, о чем он писал, он знал не понаслышке.
Л) Чтение стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (отрывки).
Т. А. Суркову
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем».
«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
М) Ведущий
Чудом избежав окружения, Симонов вернулся в Москву. В дальнейшем всю войну прошел в должности корреспондента "Красной звезды". Стал одним из лучших военных журналистов – ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками – в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке – в атаку с пехотой, видел всю войну от Черного до Баренцева моря, закончил ее в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии и на всю жизнь остался военным писателем, летописцем и историком этой войны.
Н) Исполнение « Песни военных корреспондентов»
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Без глотка, товарищ,
Песню не заваришь,
Так давай по маленькой нальем.
Выпьем за писавших,
Выпьем за снимавших,
Выпьем за шагавших под огнем!
Есть, чтоб выпить, повод —
За военный провод,
За У-2, за эмку, за успех.
Как пешком шагали,
Как плечом толкали,
Как мы поспевали раньше всех.
От ветров и водки
Хрипли наши глотки,
Но мы скажем тем, кто упрекнет:
«С наше покочуйте,
С наше поночуйте,
С наше повоюйте хоть бы год!»
Там, где мы бывали,
Нам танков не давали —
Но мы не терялись никогда.
На пикапе драном
И с одним наганом
Первыми въезжали в города.
Так выпьем за победу,
За нашу газету.
А не доживем, мой дорогой,
Кто-нибудь услышит,
Снимет и напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой
О) Чтение ученицей третьего письма военного времени
Лешенька!
А вот новости о нашем любимом поэте. Летом 1942 года вышел сборник Симонова "Лирический дневник". Книжечка размером с внутренний карман гимнастерки. У "Жди меня" здесь другое название - "С тобой и без тебя". И надпись: "Посвящается В.С.".
В книжке еще 14 стихотворений. Шесть из них - о любви. Все они посвящены любимой женщине киноактрисе Валентине Серовой.
25 августа1942 года
П) Ведущий
Когда-то у Симонова спросили, какова история создания этого знаменитого стихотворения? Ответ на это был следующим: «У стихотворения "Жди меня" нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу, и я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением».
Константин и Валентина познакомились в Театре имени Ленинского комсомола, где Серова играла в спектакле «Зыковы». 24-летний начинающий драматург Симонов, сидевший в первом ряду, весь спектакль неотрывно следил за игрой Валентины. Это был красивый, статный, темноволосый мужчина с темными усиками со слегка восточным типом лица. Серова позже вспоминала, что в тот вечер, каждый раз выходя на сцену, она чувствовала на себе его пристальный страстный взгляд. Даже в антракте он не сдвинулся с места. А после спектакля к ней в гримерку был доставлен огромный букет цветов.
А вскоре в Театре имени Ленинского комсомола была поставлена первая пьеса Симонова - «История одной любви» - где он описал их с Серовой историю.
Р) Чтение 2-ым учеником, исполняющим Алексея, первого второго письма с фронта.
Моя дорогая Иринка!
Какой удивительный фильм привозили на передовую. «Жди меня», а исполнительница главной роли – Валентина Серова.
Фильм чудесный, но я с усилием следил за сюжетом – вчера погиб мой друг. Его дома не дождутся никогда.
С) Чтение стихотворения «Товарищ»
Вслед за врагом пять дней за пядью пядь
Мы по пятам на Запад шли опять.
На пятый день под яростным огнем
Упал товарищ, к Западу лицом.
Как шел вперед, как умер на бегу,
Так и упал и замер на снегу.
Так широко он руки разбросал,
Как будто разом всю страну обнял.
Мать будет плакать много горьких дней,
Победа сына не воротит ей.
Но сыну было — пусть узнает мать —
Лицом на Запад легче умирать.
3) Заключительная часть.
Учитель:
- Как видим, Константин Симонов то лиричен и нежен военных стихах, то печален, скорбен. Но, как никто другой, он мог позволить себе пафос – пафос патриота, пережившего со своей Родиной самые лихие времена.
Чтение стихотворения «Родина»
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
1941
4. На дом: написать сочинение «Каким я увидел(а)лирического героя стихотворения «Жди меня».
Литература и образовательные ресурсы
«Идет война народная…» Стихи о Великой Отечественной Войне / Сост. Н.И.Горбачёва/ М.: Детская литература, 2001
Константин Симонов. Собрание сочинений в 10 томах, 1979, М: Художественная литература, 1 том
[link]