Пояснительная записка.
1.планируемые результаты освоения учебного предмета литературы
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
2.Содержание учебного курса литературы.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник».вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Название раздела, темы
Количество часов
1.
Введение.
Художественное произведение и автор.
(1ч)
1
2.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.)
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
(2ч)
1
3.
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.
1
4.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.
(1ч)
1
5.
ЛИТЕРАТУРА 18 В. Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Аллегория и мораль в басне. Особенности языка18 века.
(3ч)
1
6.
И.А.Крылов.
Мораль крыловских басен.
1
7.
И.А.Крылов. Развитие понятия об аллегории.
1
8
ЛИТЕРАТУРА 19 В.
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Светлое чувство дружбы в стих-ии «И.И.Пущину». Художественные особенности стихотворного послания.
(31ч)
1
9
Вольнолюбивые устремления поэта в стих-ии «Узник».
1
10.
Тема и поэтическая идея стих-ия «Зимнее утро». «Зимний вечер» Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
1
11.
«Зимняя дорога». Эпитет, метафора как средства создания художественных образов.
Двусложные размеры стиха.
1
12.
«Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.
1
13.
.Образ Владимира Дубровского и его протест против несправедливых порядков. Роль эпизода в романе.
1
14.
Романтическая истории любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
1
15.
Анализ эпизодов романа.
1
16.
Развитие понятия о композиции художественного произведения. Подготовка к домашнему сочинению.
1
17.
А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в сюжетной организации повести.
1
18.
М.Ю.Лермонтов
«Тучи». Основное настроение и композиция стих-ия. Особенности интонации. Прием сравнения как основа построения стих-ия.
1
19.
Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
1
20
Антитеза как основной композиционный прием в стих-ях Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Тема одиночества.
Обучение анализу стих-ия.
2
22.
И.С.Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Портреты героев как средство изображения их характеров. Народные верования и предания.
1
23
Картины природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». «Хорь и Калиныч»
1
24.
Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. (стих-ия:«Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…»)
1
25.
Роль антитезы в стих-яхФ.И.Тютчева. Обучение анализу стих-ия («Листья»). «Осенний вечер»
1
26.
А.А.Фет. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали («Ель рукавом мне тропинку завесила…»)
1
27.
Переплетение тем природы и любви в лирике Фета. («Ещё майская ночь…», «Учись у них-у дуба, у березы…»). «В степной глуши…»
1
28.
Н.А.Некрасов. Картины подневольного труда в стих-ии «Железная дорога». Величие народа-созидателя
1
29.
Своеобразие композиции стих-ия «Железная дорога».. Сочетание реального и фантастического.
1
30.
«Дедушка». Историческая поэма Н.А.Некрасова. Декабристская тема в творчестве Некрасова.
1
31.
Трехсложные размеры стиха.
2
33.
Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Жанровые особенности, сюжет, герои.
1
34.
Особенности языка произ-ия Лескова «Левша». Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Ирония.
1
35.
А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
1
36.
А.П.Чехов. «Пересолил». «Лошадиная фамилия» и др. юмористические рассказы Антоши Чехонте.
1
37.
Родная природа в стих-ях русских поэтов 19 века. Я.П.Полонский, Е.А.Баратынский, А.К.Толстой.
Выражение переживаний и мироощущения в стих-ях о родной природе.
1
38.
Родная природа в стих-ях русских поэтов 19 века.
1
39.
ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА.
А.С.Грин. «Алые паруса». Понятие о жанре феерии. Жестокая реальность и романтическая мечта. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.
(18ч.)
1
40.
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.
1
41.
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений героев.
1
42.
Образ природы в сказке-были. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев произведения
3
45.
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Поэты-фронтовики: К.М. Симонов, Д.С.Самойлов. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.
2
47.
В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа.
1
48.
Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
1
49.
В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в произведении трудностей военного времени. «Уроки французского»
1
50.
Нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика. Подготовка к домашнему сочинению.
3
53.
В.М.Шукшин. Рассказы «Срезал» и «Критики». Особенности героев Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
1
54.
Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.
1
55, 56.
Родная природа в стих-рениях поэтов 20 века.
2
57.
Из литературы народов России.
Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.
К.Кулиев. Тема Родины и народа в лирике поэта.
(1ч.)
1
58.
Из зарубежной литературы
Внекл чт. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Понятие о мифе.
(11ч.)
1
59.
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
1
60.
Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. Понятие о героическом эпосе.
1
61.
Гомер. Героическая поэма «Одиссея».
1
Календарно-тематическое планирование по литературе – 6 класс.
Название раздела, темы
Количество часов
Домашняя работа
Дата проведения
1.
Введение.
Художественное произведение и автор.
(1ч)
1(1)
Подготовить сообщение стр.3-5
2.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.)
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
(2ч)
1(1)
Подобрать по 5 пословици поговорок о труде
3.
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.
1(2)
Сделать иллюстрации к загадкам стр.13-17
4.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.
(1ч)
1(1)
Написать сочинение
5.
ЛИТЕРАТУРА 18 В. Русские басни.
И.И.Дмитриев. Слово о баснописце.
«Муха». Аллегория и мораль в басне. Особенности языка18 века.
(3ч)
1(1)
Ответить на вопросы стр.23-26
6.
И.А.Крылов.
Мораль крыловских басен.
1(2)
Выразительное чтение басни «Мартышка и очки» стр.27-31
7.
И.А.Крылов. Развитие понятия об аллегории.
1(3)
Стр.32-35
8
ЛИТЕРАТУРА 19 В.
А.С. Пушкин. Слово о поэте.
Светлое чувство дружбы в стих-ии «И.И.Пущину».
Художественные особенности стихотворного послания.
(31ч)
1(1)
Стр.48-57.60
9
Вольнолюбивые устремления поэта в стих-ии «Узник».
1(2)
Стихотворение наизусть стр.60
10.
Тема и поэтическая идея стих-ия «Зимнее утро». «Зимний вечер» Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
1(3)
Работа по вопросам стр.60-62
11.
«Зимняя дорога». Эпитет, метафора как средства создания художественных образов.
Двусложные размеры стиха.
1(4)
Запись в тетради-анализстижотворения
12.
«Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.
1(5)
Стр.57 чтение повести
13.
.Образ Владимира Дубровского и его протест против несправедливых порядков. Роль эпизода в романе.
1(6)
Составление портретной характеристики
14.
Романтическая истории любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
1(7)
Стр.67 составить цитатный план
15.
Анализ эпизодов романа.
1(8)
Работа по выбору личной темы
16.
Развитие понятия о композиции художественного произведения.
Подготовка к домашнему сочинению.
1(9)
Составить план.подобрать материал к сочинению
17.
А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка».
Сюжет и герои повести. Роль антитезы в сюжетной организации повести.
1(10)
Чтение повести.записи в тетрадях выразительных средствст
18.
М.Ю.Лермонтов
«Тучи». Основное настроение и композиция стих-ия. Особенности интонации. Прием сравнения как основа построения стих-ия.
1(11)
Стр.159-164
19.
Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
1(12)
Выразительное чтение стихотворения стр.165-167
20
Антитеза как основной композиционный прием в стих-ях Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Тема одиночества.
Обучение анализу стих-ия.
1(13)
Работа по вопросам стр.164
21.
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
1(14)
Письменная работа
22.
И.С.Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Портреты героев как средство изображения их характеров.
Народные верования и предания.
1(15)
Стр.174 читать «Бежин луг»
23
Картины природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
«Хорь и Калиныч»
1(16)
Сделать сравнительную характеристику героев стр.178-206
24.
Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева.
(стих-ия:«Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…»)
1(17)
Стр.209 подобрать выразительные художественные средства
25.
Роль антитезы в стих-яхФ.И.Тютчева.
Обучение анализу стих-ия («Листья»).
«Осенний вечер»
1(18)
Стр.211 анализ стихотворения
26.
А.А.Фет.
Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали
(«Ель рукавом мне тропинку завесила…»)
1(19)
Стр.217 выразительное чтение стихотворения
27.
Переплетение тем природы и любви в лирике Фета.
(«Ещё майская ночь…», «Учись у них-у дуба, у березы…»).
«В степной глуши…»
1(20)
Работа по вопросам стр.219-223
28.
Н.А.Некрасов. Картины подневольного труда в стих-ии «Железная дорога». Величие народа-созидателя
1(21)
Подготовиться к тестированию стр. 228
Анализ стихов «Несчастные», «Орина, мать солдатская»
29.
Своеобразие композиции стих-ия «Железная дорога».. Сочетание реального и фантастического.
1(22)
Запись литературных понятий..вопросы на стр.256
30.
«Дедушка». Историческая поэма Н.А.Некрасова. Декабристская тема в творчестве Некрасова.
1(23)
Чтение произведения
31.
Трехсложные размеры стиха.
1(24)
Записи в тетрадях
32.
Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.
1(25)
Тест по творчеству-на выбор
33.
Н.С.Лесков. Слово о писателе.
«Левша». Понятие о сказе. Жанровые особенности, сюжет, герои.
1(26)
Стр. 257 вопросы
34.
Особенности языка произ-ия Лескова «Левша». Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Ирония.
1(27)
Стр.271 сочинение
35.
А.П.Чехов.
«Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
1(28)
Стр.310
36.
А.П.Чехов. «Пересолил». «Лошадиная фамилия» и др. юмористические рассказы Антоши Чехонте.
1(29)
Комментированное чтение произведений стр.310-313
37.
Родная природа в стих-ях русских поэтов 19 века.
Я.П.Полонский, Е.А.Баратынский, А.К.Толстой.
Выражение переживаний и мироощущения в стих-ях о родной природе.
1(30)
2-ой том стр.29-31 подготовить сообщение
38.
Родная природа в стих-ях русских поэтов 19 века.
1(31)
Стихотворение наизусть
39.
ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА.
А.С.Грин.
«Алые паруса». Понятие о жанре феерии. Жестокая реальность и романтическая мечта. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.
(18ч.)
1(1)
Стр.3-6
40.
А.П.Платонов.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.
1(2)
Стр.38-39 читать содержание
41.
М.М.Пришвин.
«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений героев.
1(3)
Стр.39-40 чтение произведения
42.
Образ природы в сказке-были. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев произведения
1(4)
Виды сказок комментированное чтение стр.39-73
43, 44
Сочинение по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
1(5)
1(6)
Сочинение и рисунки
45.
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.
Поэты-фронтовики: К.М. Симонов, Д.С.Самойлов. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.
1(7)
Стр.75-79 выразительное чтение
46.
Контрольная работа по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.
1(8)
тест
47.
В.П.Астафьев.
«Конь с розовой гривой».
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа.
1(9)
Стр.84-86 содержание
48.
Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
1(10)
Стр.86-106 ком.чтение
49.
В.Г. Распутин. Слово о писателе.
«Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в произведении трудностей военного времени. «Уроки французского»
1(11)
Стр.108-110
50.
Нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика. Подготовка к домашнему сочинению.
1(12)
Стр.110-148 запись в тетради
51,
52
Сочинение по рассказам В,П,Астафьева и В.Г. Распутина
1(13)
1(14)
сочинение
53.
В.М.Шукшин. Рассказы «Срезал» и «Критики». Особенности героев Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
1(15)
Стр.150 содержание
54.
Ф.А.Искандер.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.
1(16)
Подготовить сообщение
55, 56.
Родная природа в стих-рениях поэтов
20 века.
1(17)
1(18)
Подобрать стихи..одно наизусть
57.
Из литературы народов России.
Г. Тукай.
«Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.
К.Кулиев. Тема Родины и народа в лирике поэта.
(1ч.)
1(1)
Подготовить сообщение стр.197-200
58.
Из зарубежной литературы
Внекл чт. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Понятие о мифе.
(11ч.)
1(1)
Стр.202 что знаете вы из истории,.
59.
Геродот.
Слово о писателе и историке.
«Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
1(2)
Стр.212 вопросы
60.
Гомер.
«Илиада» как героическая эпическая поэма. Понятие о героическом эпосе.
1(3)
Стр.215 вопросы
61.
Гомер.
Героическая поэма «Одиссея».
1(4)
Стр.218 вопросы
62.
М.Сервантес Сааведра.
Роман «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.
1(5)
Стр.249
63.
М.Сервантес Сааведра.
«Дон Кихот».
1(6)
Рассказ по памяти
64.
И.Ф.Шиллер.
Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
1(7)
Вопросы по содержанию
65.
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.
1(8)
Вопросы по содержанию
66
А.деСент – Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
1(9)
Стр.252портретная характеристика
67
А.деСент – Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
1(10)
Подготовиться к итоговой контрольной работе.
68
Итоговая контрольная работа
1(11)
Задание на лето