Приложение №1
Оценочные материалы
Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5»
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I. Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
1) соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
2) полнота раскрытия темы;
3) правильность фактического материала;
4) последовательность и логичность изложения;
5) правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
1) богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
2) стилевое единство и выразительность речи;
3) правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за сочинение
1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
Таблица контрольных работ
Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».
1. Фольклор это
А) Набор произведений
Б) Записанное народное творчество
В) Народное творчество, чаще всего устное
2.Автором фольклора
А) Народ
Б) Певец-сказитель
В)Поэт
3.Обрядовые песни это
А) Песни, исполняемые во время разных обрядов
Б) Авторские песни
В) Жанр древнерусской литературы
4.Установите соответствие песен и времени года, когда они исполнялись
Ответ:
5.Малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном
А) Пословица
Б) Поговорка
В) Загадка
6.»Семеро по лавкам». Это пример
А) Пословицы
Б) Поговорки
В) Загадки
7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к малым жанрам фольклора
А)Пословица, Б)поговорка, В)дразнилка, Г)считалка, Д)былина, Е)прибаутка, Ж)потешка.
8.К какому жанру фольклора относится данный текст:
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшкой,
Собаки лают,
А достать не могут.
А)Прибаутка
Б)Пестушка
В)Загадка
9. К какому жанру фольклора относится данный текст:
Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.
А)Прибаутка
Б)Пестушка
В)Загадка
10. К какому жанру фольклора относится данный текст:
Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
А)Считалка
Б)Пестушка
В)Потешка
Ответы:
1-в, 2-а, 3-а, 4:А-, 5-а, 6-б, 7-д, 8-в, 9-а, 10-в.
Б-4
В-2
Г-1
Контрольная работа № 2 по теме «Басня».
А1. Басня – это:
меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь,
краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме),
произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле,
краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
А2. И.И. Дмитриев написал басню:
«Муха», 3) «Осёл и Соловей»,
«Свинья под Дубом», 4) «Листы и Корни».
А3. Найдите мораль басни «Ларчик»:
«А ларчик просто открывался»,
«Избави бог и нас от этаких судей»,
«От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
,,Мы сбили! Мы решили!,,» ,
«Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться».
А4. В чём иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?
без корней дерево погибнет,
Листы справедливо считают, что они «краса долины всей»,
Корни не умеют ценить красоту,
процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества.
В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!» ___________________________
В2. Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты? ____________________
С1. В чём заключается мораль басни «Осёл и Соловей»? ________________
_________________________________________________________________
Вариант 2.
А1. Мораль басни – это:
краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысль произведения,
краткий поучительный вывод,
художественный приём, основанный на иносказательном изображении предметов и явлений,
та часть басни, в которой описываются основные события..
А2. Назовите автора басни «Муха»:
И.А. Крылов, 2) Ж. де Лафонтен,
Эзоп, 4) И.И. Дмитриев.
А3. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:
пустое мудрствование, 3) невежество,
жадность, 4) самолюбование.
А4. В какой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды?
«Листы и корни», 3) «Осёл и Соловей»,
«Ларчик», 4) «Ворона и Лисица».
В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.
От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!» ___________________________
В2. Какой художественный приём лежит в основе басни? _________________________________________________________________
С1. В чём заключается мораль басни «Листы и Корни»? ________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ к тесту.
Вариант 1:
А1-2, А2-1, А3-4, А4-4, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория.
Вариант 2:
А1-2, А2-4, А3-1, А4-3, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория.
Контрольная работа № 3 по повести Пушкина «Барышня-крестьянка».
1. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?
1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
2) «Повести Пушкина» 3) «Проза Пушкина» 4) ни в какой цикл не вошло
2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».
1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».
1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?
1) Лиза 2) Акулина 3) Настя
5. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?
1) Елизавета 2) Лизонька 3) Бетси 4) Лиза
6. Сколько лет было дочери Муромского?
1) 16 2) 17 3) 18 4) 19
7. О ком идёт речь?
«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».
1) Лиза 2) Настя 3) мисс Жаксон 4) Акулина
8. Как называлось имение Муромских?
1) Прилучино 2) Тугилово 3) Отрадное 4) Лысые Горы
9. Как называлось имение Берестовых?
1) Прилучино 2) Тугилово 3) Отрадное 4) Лысые Горы
10. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:
«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».
1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами
3) прятки 4) прыжки через горящий костёр
11. Укажите, о ком идёт речь в предложении:
«Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»
1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов 4) кузнец Василий
12. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?
1) красная роза 2) жёлтый тюльпан 3) мёртвая голова 4) щит и меч
15. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?
1) в доме Берестова 2) в доме Муромского 3) в поле 4) в роще
16. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?
1) камердинером 2) кучером 3) барином 4) пастухом
18. Укажите, о ком идёт речь:
«набелена была по уши, ... фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, ... талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».
1) мисс Жаксон 2) Лиза 3) Настя 4) Акулина
19. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?
1) в дупле старого дуба 2) в старой кузнице
3) под большим камнем у дороги 4) под упавшим деревом в роще
20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?
1) Дал согласие на брак с нелюбимой.
2) Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.
3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.
4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.
Контрольная работа № 4 по повести Пушкина «Дубровский».
Вариант I
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения.
Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических
способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал
навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина
и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на
его сильное покровительство.
В 1. Подберите синонимы к словам:
Прихоть –
Трепетали—
Подобострастие-
Праздность –
Порок –
Тешить -
В 2. Назовите использованное в данной фразе художественное средство выразительности: «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
В3. Какие пороки Кирилы Петровича Троекурова перечисляются в данном отрывке?
В4. Что значит выражение «иметь большой вес»? Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?
В5. К какому типу речи относится этот отрывок?
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», так уважает А. Г. Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?
С2. Что рассердило Троекурова в письме Дубровского, вызвало гнев? Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал?
Вариант II
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.
Приехав в город Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца, ночевал у него и на другой день утром явился в присутствие уездного суда. Никто не обратил на него внимания. Вслед за ним приехал и Кирила Петрович. Писаря встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, придвинули ему кресла из уважения к его чину, летам и дородности; он сел при открытых дверях. Андрей Гаврилович стоя прислонился к стенке. Настала глубокая тишина, и секретарь звонким голосом стал читать определение суда…
Секретарь умолкнул, заседатель встал и с низким поклоном обратился к
Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу, и торжествующий
Троекуров, взяв от него перо, подписал под решением суда совершенное свое
удовольствие. Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и схватив чернильницу, пустил ею в заседателя. Все пришли в ужас… Сторожа сбежались на шум и насилу им овладели. Его вывели и усадили в сани. Троекуров вышел вслед за ним, сопровождаемый всем судом. Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество.
В1. Назовите использованное в данной фразе художественное средство выразительности: «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество».
В2. Подберите синоним к слову «дородность».
В3. Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении?
В4. Как встретили чиновники уездного суда Дубровского и Троекурова? Выпишите выражения из текста.
Троекурова:
Дубровского:
В5. Как называется жанр большого повествовательного произведения со множеством действующих лиц и развитым сюжетом?
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1. Можно ли считать ссору Троекурова и А.Г. Дубровского «нечаянным случаем»? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля? Приведите доводы, подтверждающие вашу точку зрения.
С2. Почему Владимир Дубровский не даёт возможность разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками (5 глава)?
Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.
Задание 1.
Даты жизни М.Ю. Лермонтова:
1812-1852 2) 1814-1841 3)1914-1941 4) 1912-1952
Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «Утес»?
а) гражданская тематика б) вольнолюбие в)пейзаж г) тема одиночества
Каким внутренним смыслом наполнены символические образы утеса, листка?
а) одиночества, изгнанничества
б) бунтарства, стихийного порыва
в) непонятности, страдания, тоски
г) избранности
4. В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а последней строфе отвергает это сравнение. Как это объясните?
а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий
б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»
в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны
5. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?
а) свободолюбивым порывом
б) неразделенностью любви
в) непрочностью человеческих отношений
г) бунтарством, мятежным неприятием мира
6. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?
а) потребительское отношение человека к природе
б) трагическое столкновение красоты с законами бытия
в) роковой смысл ропота пальм на Бога
7. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»
а) сопоставления мира чинары и листка
б) антитезы двух миров
в) стремления к единению
Задание 2. Назовите произведения М. Ю. Лермонтова, из которых приведены строки:
«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в бурях есть покой.» ___________________________________________
«Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий.» ____________________________________
«Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.» ______________________________________
Задание 3. О ком или о чём говорится (по произведениям М. Ю. Лермонтова):
«Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.» _____________________________________
«Одежды их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.» ______________________________________
«Засох и увял он от холода, зноя, и горя…» __________________________________
Контрольная работа № 6 по произведениям писателей 19 века.
Соотнесите автора и название произведения
А.С.Пушкин
Н.А.Некрасов
Н.С.Лесков
М.Ю.Лермонтов
«Левша»
«Железная дорога»
«Три пальмы»
«Повести Белкина»
Назовите автора и произвдение
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Факты чьей биографии представлены в отрывке
Родился в семье офицера, воспитывался бабушкой. После домашнего образования началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения. Затем проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга. Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За произведение «Смерть поэта», был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» к годовщине сражения.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прочитайте стихотворенияе; какое настроение оно передает? Каким способом поэт передает это настроение? Докажите примерами из текста
Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум -
Буря на море и думы,
Много мучительных дум
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум -
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум.
Контрольная работа № 7 по произведениям Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова.
1. Дайте определения:
Ямб- _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________Дактиль - __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Анапест -__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Определите стихотворный размер:
1) Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился…
2) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
3) Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
4) Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
5) Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье…
6) На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
7) Слова слышны и здесь и там,
На улице и дома.
Одно - давно привычно нам,
Другое – незнакомо.
8) Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.
9) Книга – учитель.
Книга – наставница.
Книга – лучший товарищ и друг.
10) Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
______________(ФИО),__________(дата)
Контрольная работа по литературе на тему
«Размеры стиха. Творчество Некрасова и Лескова» (6 класс, 2 вариант)
1. Дайте определения:
Ямб- _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________Амфибрахий- ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Анапест -__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2.Определите стихотворный размер:
1) Сижу за решёткой
В темнице сырой.
2) По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
3) Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
4) Но я другому отдана,
И буду век ему верна.
5) Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
6) Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
7) Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
8) Душой весны природа ожила,
И блещет всё в торжественном покое:
Лазурь небес, и море голубое,
И дивная гробница, и скала!
9) В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
10) Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
3. Найдите общее и отличия в изображении трудового народа в произведениях Н.А.Некрасова «Железная дорога» (и в других) и Н.С.Лескова «Левша». Ответ должен быть развернутым с цитатами из текста, не менее 10 предложений.
4. Заполните таблицу.
5. Чему учит пр-ние (ваше мнение)
Контрольная работа № 8 по стихотворениям поэтов 19 века.
1. Годы жизни Е.А.Баратынского?
2. В его стихотворениях жизнь природы сопоставлена с чьей жизнью?
3. Характер рифмовки в стихотворении "Чудный град порой.."
4. Годы Жизни Я.П.Полонского?
5. "две хмурых тучи", "Скалы горючей", "протяжным стоном" - какое средство выразительности здесь употреблено?
6. Что такое олицетворение?
7. Постройте правильно 1 строфу стихотворения:
Посмотри, глубине, легла, в
какая, долин, мгла -
прозрачной, под, дымкой, ее,
ракит, в, сумраке, сонном
блестит, тускло, озеро.
8. Стихотворение А.К.Толстого называется " Где гнутся над...."?
9. Напишите анализ стихотворения Я.П.Полонского "По горам две хмурых тучи..."
10. Правильно соотнесите с фамилией поэта
Баратынский Александр Сергеевич
Толстой Лев Николаевич
Пушкин Евгений Абрамович
Полонский Алексей Константинович
Гоголь Яков Петрович
Толстой Николай Васильевич
11. Запишите одно стихотворение по памяти.
Контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Задания с выбором ответом
1. Мечтой всех деревенских ребятишек был:
а) поход на рыбалку вместе со взрослыми в) настоящий армейский конь
б) калач с изображением розового коня г) пряник в виде коня
2. Повествование в рассказе ведётся от лица:
а) главного героя – мальчика в) бабушки
б) автора г) соседского паренька
3. Действие рассказа происходит:
а) в деревне в) на море
б) в городе г) в посёлке
4. Сосед, дядя Левонтий, работал:
а) пастухом в) заготовщиком леса
б) трактористом г) лесником
5. Какие ягоды собирали ребята:
а) клубнику в) малину
б) землянику г) смородину
6. Имя бабушки главного героя:
а) Мария в) Анна
б) Екатерина г) Варвара
7. Название, какой реки упоминается в рассказе:
а) Енисей в) Обь
б) Иртыш г) Волга
8. Что такое шаньга:
а) пирожок с картошкой в) булочка с повидлом
б) булочка с творогом г) пирожок с капустой
9. Что такое туесок:
а) пояс в) корзина для сбора ягод
б) деревянная посуда для окрошки г) сеть для ловли рыбы
10. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:
а) не любил бабушку в) решил, что всё обойдётся
б) поддался на уговоры деревенских ребят г) не хотел собирать землянику
11. Мальчик расплакался на кухне, потому что:
а) считал себя незаслуженно обиженным в) ему было стыдно за своё поведение
б) ему не подарили розового коня г) он понял, что его никто не любит
12. Что символизирует подаренный бабушкой пряник:
а) стремление бабушки загладить вину в) искреннюю заботу о мальчике
б) обыкновенный знак внимания г) мудрое умение любить и прощать
Задания с кратким ответом
1.Узнайте героя рассказа по описанию.
«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами ».
2. Из чего делали свистульки левонтьевские ребята?
3. Санька утверждал, что видел в пещере. Кого?
4. Куда поехала бабушка продавать землянику?
5. Какой художественным приёмом использует Астафьев в приведённом отрывке.
«По скоблённому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».
6. Что больше всего на свете любил и ценил дядя Левонтий?
7. Как называются слова бабушки: «У них самих в кармане – вошь на аркане»?
8. Как соседи называли бабушку?
9. Что такое рушник?
10. Что описывает В. П. Астафьев в данном отрывке. Как называется такой фрагмент?
«День был ясный, летний. Сверху пекло … клонились к земле рябенькие кукушкины слёзки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики …».
Задания для работы с текстом
В. П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» использует диалектные слова, т. е. те, которые употребляются только в данной местности, замените их общеупотребительными.
Герои рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» употребляют в своей речи просторечные слова, которые характерны для необразованного человека, прочтите их и замените общеупотребительными.
Малой –
Старшой –
Спокинул –
Супротив села –
Слободу люблю –
Привечали –
Шурунёт –
Напластали лука-батута –
Жратва –
Ёрзаешь –
Спиши отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова. Сверь свой вариант ответа с текстом рассказа.
Вот с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Парнишки …………….. , ………………….., ……………….. друг в друга посудой, …………………….. подножки, раза два ………………….., ……………………….,………………….. По пути они ………………. в чей-то огород, и, поскольку там еще ничего ……………………, …………………… беремя луку-батуна, ………………………. до зеленой слюны, остатки ………………… . Оставили несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они …………….., …………………, под музыку шагалось нам весело, и мы скоро ………………. на каменистый увал. Тут все …………………………….., …………………………..по лесу и ……………………….. землянику.
Слова для справок: начали брать, бросали, вольничали, боролись, ставили подножки, заскочили, принимались драться, рассыпались, наелись, пищали, приплясывали, плакали, дразнились, ничего не поспело, напластали, пришли, побросали, перестали баловаться.
Контрольная работа № 10 по стихотворениям о природе поэтов 20 века.
. В каком стихотворении нарисована картина летнего заката в поле?
1) А. Блок «О, как безумно за окном…»
2) А. Блок «Летний вечер»
3) С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…»
4) А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
2. В каком стихотворении описана бурная, ветреная ночь?
1) А. Блок «О, как безумно за окном…»
2) А. Блок «Летний вечер»
3) С. Есенин «Пороша»
4) А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
3. Какой общей темой объединены стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»? 1) темой любви 2) темой дружбы 3) темой русской зимней дороги 4) темой жизни и смерти 4. Какую картину описывает А. Ахматова в стихотворении «Перед весной бывают дни такие…»? 1) зимний лес 2) зимняя дорога 3) весенняя капель 4) природа в ожидании весны5. Каким настроением проникнуто стихотворение А. Блока «Летний вечер»?
1) весёлым настроением
2) настроением покоя, грусти
3) торжественным настроением
4) настроением тревоги
6. Какое средство выразительности использовано А. Блоком?
Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей – КРАСНЫЙ ДИСК ЛУНЫ... 1) олицетворение2) сравнение
3) метафора 4) эпитет
7. Какое средство выразительности использовано А. Блоком?
О, как безумно за окномРЕВЁТ, БУШУЕТ БУРЯ злая...1) олицетворение 2) сравнение3) метафора 4)эпитет 8. Укажите, в каком примере из стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...» использован эпитет – художественное определение предмета или явления. 1) «зарыдали … бубенцы» 2) «чахленькую местность» 3) «крестьянский сын» 4) «юность русских деревень»
9. Какое средство выразительности использовано С. Есениным? Понагнулась, КАК СТАРУШКА,Оперлася на клюку...1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнени
10. В каком примере использовано олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ? 1) «деревья весело-сухие» (А. Ахматова) 2) «отдыхает луг» (А. Ахматова)3) «дремотой розовой» (А. Блок) 4) «звоны мёрзлые осин» (С. Есенин)