Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»
СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания ШМО
Протокол педагогического
Директор школы:
№___ от «__»_____ 201__г
совета
_________Солодовникова И.Н
__________ /Ежова Л.Н./
№___ от «___» _____201__
Приказ №______
от«______» _________ 201___г
.
Рабочая программа
по литературе
10 класс
2016-2017 учебный год
Составитель программы
Ежова Лариса Николаевна
Квалификация _1_____
Педагогический стаж _18лет
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень);
-Положения «О рабочей программе по учебному предмету, курсу в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права».
Рабочая программа разработана с учетом авторской «Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009)»
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Описание места предмета в учебном плане
Класс Кол-во часов в неделю
Кол –во учебных недель
Всего часов за учебный год
10
3
35
105
Содержание учебного предмета
Введение (1часа)
Русская литература в контексте мировой культуры.Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины 19 века (15часа)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А.С. Пушкин.Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX."И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...",«Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» Поэма "Медный всадник".
М.Ю. Лермонтов.Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...»
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).Повесть “Невский проспект"
Литература второй половины 19 века (85часа)
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
А.Н. Островский.Жизнь и творчество (обзор). Драма "Гроза".
И.А. ГончаровЖизнь и творчество (обзор).Роман "Обломов" Очерки «Фрегат Паллада»
И.С. ТургеневЖизнь и творчество (обзор). Роман "Отцы и дети"
Ф.И. ТютчевЖизнь и творчество (обзор).Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…».
А.А. ФетЖизнь и творчество (обзор).Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь", «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»
А. К. Толстой «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»
Н.А. НекрасовЖизнь и творчество (обзор).Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "ОМуза! я у двери гроба...", «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»
Поэма "Кому на Руси жить хорошо"
Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Очарованный странник»
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор),«История одного города» (обзор).
Ф.М. ДостоевскийЖизнь и творчество.Роман "Преступление и наказание"
Л.Н. ТолстойЖизнь и творчество. Роман-эпопея "Война и мир"
А.П. Чехов.Жизнь и творчество.Рассказы: "Студент", "Ионыч", "Человек в футляре", "Дама с собачкой"
Пьеса "Вишневый сад"
Из литературы народов России (1час)
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. «Осетинская лира»
Из зарубежной литературы (3часов)
Г. де Мопассан Жизнь и творчество (обзор).Новелла «Ожерелье»
Г. Ибсен Жизнь и творчество (обзор).Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение)
Э.Хемингуэй Жизнь и творчество (обзор).«Старик и море»
А. Рембо Жизнь и творчество (обзор).«Пьяный корабль»
Д.Байрон Жизнь и творчество (обзор).«Корсар»
Основные историко-литературные сведения
Русская литература XIX века
Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, "праведничество", борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе.Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
Литература народов России
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Зарубежная литература
Взаимодействие зарубежной, русской литературы,отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XIX в. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
Тематическое планирование
Раздел ФКГОС Элементы минимального содержания образования (в соответствии с ФК ГОС)
Количество часов с учётом резерва (Х+Х)
Количество часов на контрольные (лабораторные, практические, творческие) работы
Введение
Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в.
1
Литература первой половины 19 века
Россия в первой половине XIX века А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения:"Погасло дневное светило...","Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX."И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...",«Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» Поэма "Медный всадник".
М.Ю. Лермонтов.Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...»
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).
Повесть “Невский проспект»
15
3
Литература второй полови
ны 19 века
А.Н. Островский.Жизнь и творчество (обзор). Драма "Гроза".
И.А. ГончаровЖизнь и творчество (обзор).Роман "Обломов" Очерки «Фрегат Паллада»
И.С. ТургеневЖизнь и творчество (обзор). Роман "Отцы и дети"
Ф.И. ТютчевЖизнь и творчество (обзор).Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…».
А.А. Фет Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь", «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»
А. К. Толстой «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»
Н.А. НекрасовЖизнь и творчество (обзор).Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О, Муза! я у двери гроба...", «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»
Поэма "Кому на Руси жить хорошо"
Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник»
М. Е. Салтыков-ЩедринЖизнь и творчество (обзор).«История одного города» (обзор).
Ф.М. ДостоевскийЖизнь и творчество.
Роман "Преступление и наказание"
Л.Н. ТолстойЖизнь и творчество
Роман-эпопея "Война и мир"
А.П. ЧеховЖизнь и творчество.Рассказы: "Студент", "Ионыч", "Человек в футляре", "Дама с собачкой"
Пьеса "Вишневый сад".
85
16
Литература народов России
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. «Осетинская лира»
1
Зарубежная литература
Г. де Мопассан Жизнь и творчество (обзор).Новелла «Ожерелье»
Г. Ибсен Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение)
Э.Хемингуэй. Жизнь и творчество (обзор).«Старик и море»
А. Рембо Жизнь и творчество (обзор).
«Пьяный корабль»
Д.Байрон Жизнь и творчество (обзор).
«Корсар»
3
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
1.Коровин В.И. и др. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч.- М.: Просвещение, 2009, 2010.
2.Лебедев Ю. В. Литература. 10 кл.: Учеб.: 2 ч.- М.: Просвещение, 2009, 2010.
3.Литература: Учеб.: для 10кл.: В 2 ч./ Под ред.Ю.В.Лебедева.- М.: Просвещение, 2009, 2010.
4.Н.В.Егорова,И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе./1,2 полугодие.10 кл./М. «Вако»,2007
5.Мультимедийный компьютер.
6. Мультимедиапроектор.
7. Экран навесной
8.Портреты русских и зарубежных писателей и поэтов 19 века.
9.Презентации по творчеству русских писателей и поэтов 19 века.
Календарно- тематическое планирование
п/п Тема урока
Обязательный минимум содержания образования
Требования к уровню подготовки
Дата
1
2
3
4
5
Введение (1час)
1
Россия и русская литература 19 века.
Русская литература в контексте мировой культуры.Основные темы и проблемы русской литературы XIX в.Национальное самоопределение русской литературы.
Литературные направления и течения
Художественные открытия русскихписателей-классиков.
Знать/понимать:
образную природу словесного искусства; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия, соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой
Литература первой половины 19 века(15часов)
2
Русская литература в первой половине 19 века.
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
3
А.С. Пушкин.
Жизнь и творчество. Гуманизм лирики
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.Художественные открытия Пушкина. "Погасло дневное светило...", «Деревня»
Знать/понимать:
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.
4
Слияние философских, гражданских и личных мотивов в лирике А. С.Пушкина.
Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина."Свободы сеятель пустынный..."
Выявлять авторскую позицию; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
5
Лирический герой философской лирикиА.С.Пушкина
Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. «Дар напрасный, дар случайный» Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. «Дар напрасный, дар случайный»
"Вновь я посетил...»
Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения. Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
6
Романтизм иреализм в творчестве Пушкина.
Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе. "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), «Мадонна» Историзм и народностьПодражания Корану" (IX."И путник усталый на Бога роптал...")
Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения. Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
7
Конфликт личности и государства,тема «маленького человека» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения.
8
Сочинение по творчеству Пушкина.
Становление литературного языка. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
9
М.Ю. Лермонтов.
Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения.
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.
Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Знать/понимать:
основные факты жизнии творчества писателей-классиков XIX - XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
10
Своеобразие творческого мира М.Ю. Лермонтова.
Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. «Молитва"("Я,Матерь Божия, ныне с молитвою..." "Сон" ("В полдневный жар вдолинеДагестана...") «Валерик», «И скучно и грустно»
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
11
Трагическая судьба человека в бездуховном мире и тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова.
Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств« Как часто, пестрою толпою окружен...", «Выхожу один я на дорогу..." Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. «Прощай, немытая Россия»
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
12
Философские раздумья и тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова
Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. «Дума».
Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения.Знать/понимать
содержание изученных литературных произведений
13
Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
14
Н.В. Гоголь.Жизнь и творчество. Мечта и реальность в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Гротеск. Аллегория.
Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Соотношение мечты и действительности.
Знать/понимать основные факты жизнии творчества писателей-классиков XIX - XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
15
Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Художественный вымысел.Фантастика.Художественный образ.
Образ города в повести.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
16
Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.
Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
Литература второй половины 19 века(85часов)
17
Русская литература во второй половине 19 века.
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Знать/понимать:
основные факты жизнии творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
18
А.Н. Островский. Жизнь и творчество.
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века.Драма. Формирование национального театра
Знать/понимать:
основные факты жизнии творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
19
Своеобразие конфликта в пьесе«Гроза»
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия: экспозиция,Завязка, кульминация, развязка.Семейный и социальный конфликт в драме.
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
20
Изображение «жестоких нравов» «темного царства».
Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
21
Внутренний конфликт Катерины.
Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
22
Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”
Литературная критика. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
23
Сочинение по драматургии
А.Н.Островского
Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
24
Сочинение по драматургии
А.Н.Островского
Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
25
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Образная система поэзии Ф.И.Тютчева
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять..."
Знать/понимать:
основные факты жизнии творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
26
Любовная лирика Ф.И.Тютчева
Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева."О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое...")
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
27
Философские стихотворения Ф.И.Тютчева.
Художественное своеобразие поэзии Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева.«Как океан объемлет шар земной», «Фонтан», «Видение»
Знать/понимать:
содержание изученных литературных произведений
28
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие лирики.
Поэзия Фета и литературная традиция. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад»
Знать/понимать:
содержание изученных литературных произведений
29
Проблематикастихотворений А.Фета
Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета. Философская проблематика лирики."Еще майская ночь", «Вечер», «Есть ночи зимней блеск и сила», «Море».
Знать/понимать:
содержание изученных литературных произведений
30
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Философская проблематика лирики. “Вечные” темы в лирике Фета. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
31
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Философская проблематика лирики. “Вечные” темы в лирике Фета. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
32
Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Социальная и нравственная проблематика романа «Обломов».
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века История создания и особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
33
Образ Обломова в романе.
Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении.
Уметьвоспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
34
Герои романа и их отношение к Обломову.
Система образов.
Тема любви в романе.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
35
«Обломовщина» как общественное явление.
Социальная и нравственная проблематика романа.
Аргументированноформулировать свое отношение к прочитанному произведению
36
Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики.
Авторская позиция и способы ее выражения в романе.Литературная критика. Своеобразие стиля Гончарова. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения.
37
Очерки «Фрегат Паллада»
Жанры литературы: очерк
Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения.
38
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
Социальная и нравственная проблематика романа.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
39
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
Социальная и нравственная проблематика романа.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
40
Жизнь и творчество И.С.Тургенева.Духовный конфликт в романе«Отцы и дети».
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX векаТворческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Смысл названия. Поэтика романа, своеобразиеегожанра.“Тайный психологизм” художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания
Знать/понимать:
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
41
Образ Базарова в романе.
Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова "
Уметьвоспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
42
Сторонники и противники Базарова.
Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
43
Образы «отцов» в романе Тургенева.
“Тайный психологизм” художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
44
Трагическое одиночество героя.
Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
45
Споры вокруг романа. Критика о Тургеневе
Авторская позиция и способы ее выражения.“Вечные” темы в романе (природа,любовь,искусство). Смысл финала романа. Поэтика романа, своеобразие его жанра. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения.
46
Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Литературная критика. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
47
Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Базаров в ряду других образов русской литературы.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
48
А.К.Толстой. Жизнь и творчество.
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
Знать/понимать:
основные факты жизнии творчества писателей-классиков XIXв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
49
Основные темы,мотивы в стихотворениях А.К.Толстого
Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. «Благовест», « Мне в душу, полную ничтожной суеты», «Средь шумного бала»
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
50
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.
«Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
Знать/понимать основные факты жизнии творчества писателей-классиков XIXв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
51
Иван Флягин- главный герой повести.
Жизненные испытания главного героя.
Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.
Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
52
Жизнь и творчествоМ.Е. Салтыков-Щедрина. Роман «История одного города».
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Демократизация русской литературы
Знать/понимать основные факты жизнии творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
53
Сатирико-гротесковая хроника как намек на смену царей в русской истории.
Терпение народа как национальная отрицательная черта.
Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина..
Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
54
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество.Гражданская поэзия и тема народа в стихотворениях.
Традиции и новаторство в поэзии.Стихотворные размеры. Ритм. Рифма Строфа.Судьба поэта-гражданина. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. «Памяти Добролюбова» "Поэт и Гражданин" Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом..."
Знать/пониматьосновные факты жизнии творчества писателей-классиков XIXв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка.
55
Художественное своеобразие лирики Н.А.Некрасоваи стихотворенияо любви.
Сатирические образы. Образ Музы в лирике Некрасова. "Мы с тобой бестолковые люди..." Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией"Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О, Муза! я у двери гроба...», «Муза»
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка.
56
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»Образы крестьян и «народных заступников».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова
Уметьвоспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение. Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
57
Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Особенности поэтического языка поэмы.
Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения.
58
Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.
Русская жизнь в изображении Некрасова.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
59
Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова
Русская жизнь в изображении Некрасова.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
60
Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. «Преступление и наказание» - первый идеологический роман.
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Рассвет русского романа.Замысел романа и его воплощение. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.“Преступление и наказание” как философский роман.
Знать/пониматьосновные факты жизнии творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
61
Противопоставление преступления и наказания в композиции романа.
Особенности сюжета и композиции.
Уметьвоспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
62
Роль снов Раскольникова в композиции романа.
Особенности сюжета и композиции. Роль внутренних монологов и снов героев в романе.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
63
Психология Раскольникова.
Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Приемы создания образа Петербурга.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
64
«Маленькие» люди в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
Проблема человека и среды.Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи..
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
65
Женские образы в романе.
Образы “униженных и оскорбленных”. Тема гордости и смирения. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
66
Проблема социальной несправедливости в романе и гуманизм писателя.
Проблема человека и среды. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи..
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
67
Духовные искания Раскольникова.
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
68
Роль эпилога в романе
Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.Аргументированно
формулировать свое отношение к прочитанному произведению
69
Исповедальное начало как способ самораскрытия души.
Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смыслназвания.
Аргументированно
формулировать своеотношение к прочитанному произведению
70
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского.
“Преступление и наказание” как философский роман.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
71
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского.
“Преступление и наказание” как философский роман.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
72
Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество.
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века.
Знать/пониматьосновные факты жизнии творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
73
«Война и мир». Творческая история романа.
Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.История создания.
Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения.
74
Своеобразие жанра и стиля.
Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.
Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения.
75
«Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских.
“Мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
76
Народ и «мысль народная» в изображении писателя.
Мысль «народная»
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
76
Духовные искания Андрея Болконского.
Идея нравственного самосовершенствования. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
78
Духовные искания Андрея Болконского.
Идея нравственного самосовершенствования. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
79
Духовные искания Пьера Безухова.
Идея нравственного самосовершенствованияПуть идейно-нравственных исканий Пьера Безухова.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.Писать рецензии на прочитанные произведения.
80
Духовные искания Пьера Безухова.
Идея нравственного самосовершенствования Путь идейно-нравственных исканий Пьера Безухова.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Писать рецензии на прочитанные произведения.
81
Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой.
Идея нравственного самосовершенствования.Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Писать рецензии на прочитанные произведения.
82
Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой.
Идея нравственного самосовершенствования.Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Писать рецензии на прочитанные произведения.
83
Нравственно-психологический облик Марьи Болконской,Сони, Элен.
Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Писать рецензии на прочитанные произведения.
84
Нравственно-психологический облик Марьи Болконской, Сони, Элен.
Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
85
Философский смысл образа Платона Каратаева.
Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
86
Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.
Антитеза. Композиция романа.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
87
Изображение Отечественной войны 1812 года в романе-эпопее.
Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
88
Патриотизм ложный и патриотизм истинный.
Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
89
Сочинение по роману «Война и мир»
Роман-эпопея.Развитие психологизма Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
90
Сочинение по роману «Война и мир»
Роман-эпопея. Развитие психологизма Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
91
А.П. Чехов. Жизнь и творчество.
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX векаТемы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Знать/понимать основные факты жизнии творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
92
Проблематика рассказов А.П. Чехова
Проблема ответственности человека за свою судьбу. "Студент", «Ионыч»
Уметьвоспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
93
Герои рассказов А.П. Чехова
Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. «Крыжовник»
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
94
Рассказ А.П. Чехова «О любви»
Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
95
Тема пошлости и неизменности жизни в рассказе А.П. Чехова "Человек в футляре"
Тема пошлости и неизменности жизни.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
96
Тема любви в рассказе А.П. Чехова "Дама с собачкой"
Тема любви в чеховской прозе.
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
97
А.П.Чехов Пьеса«Вишневый сад»
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения.
98
Лирическое и трагическое начала в пьесе.
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе.
Уметьвоспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
99
Смысл финала пьесы.
Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Смысл финала.
Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение
100
Сочинение по творчеству А.П.Чехова.
Формирование национального театра. Комедия. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
101
Сочинение по творчеству А.П.Чехова.
Формирование национального театра. Комедия. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка
Литература народов России(1час)
102
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. «Осетинская лира»
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Знать/пониматьсодержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.
Зарубежная литература(3часа)
103
Творчество Ги де Мопассана.«Ожерелье».
Сюжет и композицияновеллы.Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения.
104
Творчество Г.Ибсена. «Кукольный дом»
Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
Знать/понимать:
содержание изученных литературных произведений
105
Творчество Э.По,А.Рембо и Д.Байрона.
Мастерство психологического анализа. . Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка. «Пьяный корабль» Поэма.«Корсар» Мастерство психологического анализа. «Золотой жук»
Знать/понимать содержание изученных литературных произведений