Методическая разработка на тему:
Роман «Отцы и дети». Смысл названия.
История создания романа.
Цель урока: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть, идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом.
Ход урока
I. Слово учителя.
Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.
Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явленным жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».
Вы прослушали отзывы о романе «Отцы и дети» современников Тургенева.
- Ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы романа являются современными и для нас? (Отношение к природе, отношения отцов и детей).
- Чему можно поучиться у главного героя? (Сила воли, самообладание в сценах с П.П. Кирсановым, Одинцовой; добивается поставленном цели - работа превыше родительской привязанности; враг всего косного, застойного, ничего не принимает на веру, мыслит не по шаблону, стремиться разобраться во всем самостоятельно).
- Что порицается в романе? (Чрезмерное увлечение заграничными новинками — через образ Павла Петровича Кирсанова).
- Какие взгляды главного героя не приняли? (Рафаэль гроша медого не стоит; порядочный химик полезнее поэта...).
И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучше из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».
- Как же роман связан с эпохой?
Роман написан в 1861 году. Время действия - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли. В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. Именно на базе этого материализма строится теория Евгения Базарова.
В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами и революционерами-демократами. Тургенев как либерал в это время выходит из журнала «Современник», принявшего революционно-демократическую направленность. В 1860 г. революционно-демократическое направление журнала становится более явственным. Тургенев в это время усиленно искал нового героя. Он понял, что в среде дворянства такого героя не найти. В романе «Дворянское гнездо» писатель развенчал последнего «лишнего человека» Лаврецкого и пропел лебединую песню всему дворянскому классу. Тургенев стал замечать появление нового героя эпохи в окружающей жизни - человека энергичного, цельного, человека дела, и этого героя он нашел в лагере своих идейных врагов - разночинцев-демократов. Вот такого нового человека писатель и решил сделать главным героем своего романа «Отцы и дети». Он это сделал и как мыслитель, и как художник. Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».
В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представители нового поколения. В статье «Базаров» Писарев верно отмечал, что роман Тургенева «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, Эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о «новых людях».
Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционней ситуации, когда крепостническая система трещала по швам. Вопрос об отношении к «крестьянской реформе» расколол общество на два лагеря: революционеров-демократов, идеологов буржуазии, стоявших за реформистский путь. И, конечно, реформа 1861 года не удовлетворила чаяния революционеров-демократов. Роман был начат в 1860 году на о. Уайте Франции. Отправившись на английский остров в город Вентнор, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь был составлен «Формулярный список действующих лиц новой повести», где под рубрикой «Евгений Базаров» Тургенев набросал предварительный портрет главного героя: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ…»
В первоначальном замысле фигура Базарова выглядит очень резкой и угловатой. Автор отказывает герою в душевной глубине, в скрытом «художественном элементе». Однако в процессе работы над романом характер Базарова настолько увлекает Тургенева, что он ведет дневник от лица героя, учится видеть мир его глазами. Работа продолжается осенью и зимой 1860-1861 гг. в Париже. Закончен роман в России в 1862 году (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.
II. Сообщение ученика «Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. Своеобразие романа».
Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тургенева считала «Живое отношение к современности» (Добролюбов). Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева - художника проступает и в романе «Отцы и дети» (1862), который на писан в годы перелома, в период подготовки и проведения крестьянской реформы. Писатель обратился к важному моменту в жизни русского общества и показал идейную борьбу между «отцами» - «детьми» - новым поколением демократической разночинной интеллигенции.
Роман назван «Отцы и дети» не случайно: противопоставил в нем людей 40-х гг., либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно сводить название романа «Отцы и дети» к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной средой, он имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения-«отцов» и «детей» в полном смысле этого слова.
Проблема отцовства - одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества.
Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений - процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо - но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений (а для XIX в. таким потрясением оказалось Восстание декабристов) такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жёстко и жестоко, и результаты бывают трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы восполнять. И в романе Тургенева, человека либерального по политическим взглядам, отца для 60-ых годов, показаны раздумья автора: кто они «новый люди», дети 60-ых гг., каковы они, можно ли с ними найти общий язык и связать свое прошлое с их будущим?
«Я попытался представить конфликт двух поколений» - писал Тургенев Минине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру (строение, взаимосвязь частей целого) романа.
В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.
Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов.
В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля — разночинца-демократа, человека дела, а не фразы, проникнутого горячим стремлением бороться во имя изменения общественного строя России, чуткий художник подметил это рождение героя нового времени и попытался изобразить его в своем романе, по жанру роман социально-психологический.
Пристальный интерес писателя к человеку 60-ых годов определил композицию романа. Кольцевая композиция: Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино - Никольское - дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира. Центральное место в романе занимает образ Базарова. Из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Все персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, отчетливее оттеняют черты его облика, незаурядность его натуры.
Как и Чацкий в «Горе от ума», Базаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Он человек из иной среды, из иного лагеря, и это проявляется в его взглядах, словах, во взаимоотношениях его с родителями, другом, любимой женщиной.
Резкое отличие Базарова от окружающих дворян-помещиков бросается в глаза при первом же его появлении. Знакомя нас в экспозиции (вступительная часть произведения) с обстановкой и главными героями романа, автор рисует портрет Базарова. Тургенев - мастер многозначительной детали. Первое, что мы видим, - это красная, обнаженная рука Базарова. Перед нами человек дела, человек труда (не потому ли у него красная рука?), человек, который не считает нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском быту. Это в последующем скажется во всех его поступках, привычках, речах. В портрете: одежда как отражение личности, возраста героев, портрет детализирован (ногти Павла Петровича, усы), психологический (желчное лицо).
Столь же знаменательны и первые слова Базарова. Свое имя он произносит, как человек из народа: «Евгений Васильевич», тогда как Николай Петрович его называет «Любезнейший Евгений Васильевич». Эти выразительные детали сразу же заставляют почувствовать: перед нами человек, резко отличающийся от Кирсановых, принадлежащий к другому миру. Создавая портретную зарисовку, Тургенев обычно обращает внимание на выражение глаз: если у Павла Петровича они «особенно хороши», то у Базарова «большие зеленоватые глаза» выражали самоуверенность и ум. Уже само описание внешности этих двух героев делается Тургеневым по принципу контраста: франт тщательно следивший за своим костюмом, Павел Петрович и Базаров, одетый в «длинный балахон с кистями». Все противоположно в этих людях: манера вести себя, держаться, говорить, Павел Петрович беседовал «приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зубы», Базаров отвечал ему «ленивым, но мужественным голосом». Через небольшие реалистические детали, портрет героев автор показывает, как между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острая неприязнь с первого знакомства.
Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в один из поворотных периодов его истории умещаются в рамках совсем небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции романа: писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстает не вся жизнь героя, а лишь самые важные узловые моменты его биографии. Причем особую роль играют его столкновения с идейными противниками. Поэтому больше место в романе занимают споры. Диалог - главное композиционное средство раскрытия характера Базарова, его взглядов философских и политических. Лаконизм повествования достигается благодаря тщательному отбору точных слов.
Отношение к коренным проблемам русской жизни 60 годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страницах, в экспозиции.
Запечатляющие детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и душевном складе его героев.
Опорные конспекты.
1. «Отцы и дети». Система образов.
[pic] Н.П. Кирсанов
П.П. Кирсанов
Базаров Аркадий
Одинцова
Ситников, Кукшина
Родители
2. Кольцевая композиция.
[pic]
Домашнее задание:
1. Чтение романа.
2. Дать характеристику героям.
3. Письменно дать характеристику героям.
- внешность.
- происхождение.
-воспитание.
- черты характера, образование.
- общественно – политические взгляды.
- отношение к окружающим.
- отношения героев друг к другу.
- речь, лексика.