К 230-летию города
Чистополь и чистопольцы - РУСЛАН ГАЛИМОВ
Не терять чувство правды
Придя в себя от выборов, устав от оговоров клеветы, нечистоплотности, прессинга, постоянной «боевой готовности», так захотелось чистоты, доброты, непосредственности и детской наивности. Этот месяц был для меня очень напряжённым. Захотелось просто отдохнуть. У каждого человека есть свои индивидуальные способы «восстановления»: для одних – это рыбалка, для других – занятие спортом, для третьих – крепкий и здоровый сон. У меня есть свой замечательный способ на время позабыть обо всём. Для этого нужно просто взять в руки сборник стихов, только стихи эти должны быть настоящими. Тоненькая коричневая книжица с верлибрами и рассказами Руслана Галимова, нашего земляка, бывшего ученика школы, в которой мне «посчастливилось» работать, всегда лежит на моём письменном столе возле компьютера. Каждая страница, как глоток свежего воздуха. Рашит Ракипович Ахметов, главный редактор независимой газеты «Звезда Поволжья», в одном из интервью газете «Без проблем» озвучил свои литературные привязанности: «…Люблю поэзию – издал книгу казанского поэта Капранова и сделал открытие, что несколько лучших поэтов России конца ХХ века жили в Казани – Леонид Точий, Геннадий Капранов, Юрий Макаров, Иван Данилов. А в Челнах был Руслан Галимов, всех нужно издавать – это моя мечта». Не знаю почему, но в последнее время я все чаще и чаще беру в руки книгу «Тея не вызовут на бис». Из-под пера «лёгкого человека с трудной судьбой» выходили светлые стихи и рассказы, в которых он делился с читателями своими радостями и горестями. Они, хрупкие, как хрустальный иней, чистые и воздушные, как белоснежный тополиный пух, заставляют читателя сопереживать маленькому мальчику с доброй душой, который не может утопить щенков; вызывают улыбку, когда герой его автобиографического рассказа притащил на урок крысу или испортил новую школьную фуражку; восхищаться желанием подарить людям радость:
Я дарю вам леса и звезды, метель и снегопад,
я дарю вам солнце и ночь. Я ухожу и дарю вам
зелень и синеву. Я дарю вам все это, потому что
никогда этого не имел, как не будете иметь и
вы этого, но не забудьте потом, когда будете
уходить, подарить все это остающимся.
Я надеюсь, что им будет приятно.
В нашем городе любят и помнят Р.А.Галимова: здесь живут его учителя из первой школы, двоюродная сестра Татьяна, школьный друг Анатолий Зотеев; в музее Б.Пастернака, школ, где он учился, музее школы №12 собран материал об этом удивительном человеке. Я знакома с короткой жизнью Р.Галимова, на уроки к своим ученикам приглашала и его сестру, и его друзей. Захотелось найти в Интернете более подробные сведения. К сожалению, мои поиски не увенчались успехом. Вот все, чем располагает всемирная паутина.
Забытые имена
Кто помнит Руслана Галимова?
Недавно мне попалось на глаза очень интересное издание - трехтомная "Антология русского лиризма. XX век", составленная московским бардом Александром Васиным, выпущенная в свет издательством "Студия". Среди нескольких сотен авторов, представленных в этом итоговом трехтомнике, можно не обнаружить некоторых широко известных в недавнем прошлом так называемых эстрадных поэтов или чересчур политизированных стихотворцев, отмеченных когда-то высокими премиями. Зато очень щедро показано творчество приверженцев "тихой поэзии" - Николая Рубцова, Владимира Соколова, Анатолия Передреева, Станислава Куняева и других. Принципиальным новшеством антологии А.Васина является включение в нее отрывков из прозаических произведений Федора Абрамова, Василия Белова, Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Василия Шукшина. Крупный прозаик начала XX века Александр Куприн тоже причислен к "русскому лиризму" - составитель использовал его письма периода эмиграции, наполненные тоской по России. Пригодились даже фрагменты философских работ оригинального мыслителя Ивана Ильина. А наряду с этим Александр Васин ввел в состав лирической сборной века таких поэтов с гитарой, как Юрий Визбор, Борис Вахнюк, Юрий Кукин, Ада Якушева. Среди поэтов традиционного ряда в трехтомнике выступает несколько человек, по жизни связанных с Мосметростроем. Их имена широко у нас известны - Евгений Долматовский, Белла Ахмадулина, Николай Старшинов, Анатолий Парпара. Все они, естественно, прошлой осенью стали участниками нашего юбилейного стихотворного сборника "Из тоннелей - на Парнас". К большому сожалению, туда не попал со своим поэтическим творчеством Руслан Галимов, хотя этот человек имел для того и биографические, и литературные основания. Вот какая небольшая справка сопровождает подборку его стихов в "Антологии русского лиризма XX век".
"Руслан Галимов (1946-1982) родился в Чистополе. Семья жила бедно, без отца. Руслан Галимов учился в ПТУ. Работая на КАМАЗе, пришел в заводское литобъединение. В 1976 году поступил на заочное отделение Литературного института, работал на Московском Метрострое. Умер Руслан Абдурахманович в 1982 году. Посмертно издано две книги его прозы". В подшивке "Метростроевца" за соответствующие годы никаких упоминаний о Галимове найти не удалось, но он, похоже, вообще не обращался в редакцию, так как писал стихи не совсем привычного для наших читателей плана - верлибры. Но то, что отобрано составителем для антологии, оставляет очень приятное впечатление. Эти нерифмованные строки обеспечены и мыслью, и чувством, они легко ложатся на душу.
В одном маленьком доме,
в одном маленьком городе
живет маленькая женщина
с маленьким сыном.
Часто, просыпаясь по ночам,
она успокаивает его
своими слезами,
прислушиваясь к шуму
дальних поездов
и к тишине
своего сердца.
Хочется надеяться, что кто-нибудь из читателей "Метростроевца" вспомнит этого одаренного и так мало прожившего человека. Может быть, нам еще удастся найти стихи и прозу бывшего метростроевца Руслана Галимова.
Ю.Петрунин
Хотелось к этому материалу добавить более подробное описание жизненного и творческого пути нашего земляка. Руслан Галимов прожил короткую, но заполненную неутолённым творческим порывом жизнь в эпоху безвременья. Его с полным основанием можно отнести к плеяде В.Шукшина, В.Высоцкого, А.Вампилова. С ними Р.Галимова роднит выстраданная жажда добра, ненависть ко лжи, чувство подлинности происходящего. Как правило, такие люди обречены на недолгую жизнь. И только после смерти к ним приходит запоздалое осознание невозвратимой потери.
Недолгая жизнь Руслана Галимова без остатка отдана людям. Он хотел, чтобы все мы стали лучше, чище в своих помыслах и деяниях. Он искренне желал всем нам счастья. Он был молод, но мудр, он представлял своё поколение, но сумел заглянуть и в наше сегодня, словно предвидя всё, что с нами происходит. Вот почему он всегда звал нас к мужеству и доброте, состраданию и порядочности. Он написал не так уж и много, но работал неистово и упоённо, будто знал, что жизнь его оборвётся на полуслове. Он торопился жить и творить – и сгорел.
Руслан Галимов умер 11 августа 1982 года от лейкоза – острого заболевания крови. Умер в полном расцвете творческих сил и начинаний. Болезнь скрутила его за неделю. В это время он работал над рукописью второй своей книги, готовился к вступлению в Союз писателей СССР. Наверное, он догадывался о существовании болезни, т.к. последнее время особенно часто вспоминал свой родной Чистополь, где еще жила в маленькой полуподвальной комнатушке на одной из центральных улиц его стареющая мать, Галимова Миннигуль Хамидулловна, и его самый дорогой и близкий человек – двоюродная сестра Татьяна, Танча, как ласково по-своему звал он её. Его небольшая комната в московской коммуналке часто становилась приютом не только для приезжающих в столицу родных и друзей, но и для малознакомых чистопольцев, привозивших с родины приветы и свежий камский ветер. И сам Руслан был готов приехать в Чистополь при первой возможности, по первому зову. Помимо житейских дел (навестить больную мать, помочь отремонтировать печь) его тянули сюда воспоминания. Все сюжеты своих автобиографических рассказов о маленьком мальчике Мансуре черпал он из своего полного горестей и невзгод послевоенного детства и чистопольской действительности той далёкой поры. Чистополю он посвятил немало страниц своего творчества, этот город, без всякого сомнения, он очень любил.
Руслан Абдрахманович Галимов родился 24 марта 1946 года в нашем городе. Всё его детство прошло на узеньких чистопольских улочках, где его мать и бабушка снимали комнатушки у разных хозяев. Он рано познал нужду и прошел суровую школу жизни. Он мог бы легко оказаться на дорожке, печально известной многим юным правонарушителям из так называемых трудных семей. Но мужество души человеческой заключается, может быть, в умении не поддаваться искушению неблагоприятных обстоятельств, в любых условиях оставаться способной к милосердию, состраданию, жертве, смелому и благородному поступку. Вот об этом Руслан и писал в своих рассказах. Чаще всего он исследовал собственный характер, его истоки. Он воспитывал себя сам, по капле выдавливая из себя раба неблагоприятных обстоятельств. Шла постоянная напряжённая работа души. По воспоминаниям близко знавших его людей, Руслан ненавидел любую фальшь в человеческих отношениях и чуял её за версту. И ещё в нём постоянно жило природное, инстинктивное желание немедленно встать на защиту слабого, восстановить справедливость. Вспоминается небольшая статья, напечатанная в чистопольской газете «Ленинский путь» от 23 марта 1971 года, в которой следователь прокуратуры М.Зайнуллин благодарит Руслана за смелость и благородство при задержании двух бандитов, покушавшихся на честь девушки. В конце этой статьи говорится, что это не первый случай, когда Руслан самоотверженно вступал в борьбу с преступниками. В 1970-м году он, рискуя жизнью, задержал вооружённого ножом бандита и, по существу, предотвратил убийство. Доброму, бескорыстному отношению к людям его учила бабушка, неграмотная, но мудрая татарка, которую он потом в своих рассказах о детстве ласково назовёт «абейкой».
Дверная ручка раньше
была на уровне лица.
И каждый раз теперь я,
нагибаясь, слышу,
как бабушка меня ругала,
когда,
я дверью громко хлопал,
и ночь, оставшись за порогом,
входила сказкой.
Я засыпал, а бабушка,
кивая головой, всё не могла
к моим штанам
придумать новую заплатку.
Интерес к литературе у подростка Руслана сумел пробудить казавшийся странным в провинциальном Чистополе писатель и философ Лев Харитонович Мизандронцев, который рассказывал пытливому юноше о своих знакомых писателях, эвакуированных в Чистополь в годы войны. Он, человек драматической судьбы, в 30-е годы был репрессирован по статье 58 без права переписки, отбыв срок, в 1947 г. приехал в Чистополь, где со времени эвакуации проживала его жена, и остался здесь, т.к. не имел права на столичную прописку. Лев Харитонович был разносторонне талантливым человеком: писал пьесы, стихи, эссе, рассказы, хорошо рисовал, прекрасно знал русскую литературу, особенно любил поэзию. В Чистополе его маленькая комната являлась местом паломничества для многих людей, жаждущих духовного общения с человеком нескольких эпох. Частым гостем здесь был и Руслан. Можно смело сказать, что первые поэтические навыки он получил от этого человека. Л.Х.Мизандронцев привил ему знания поэтического стихосложения, определил его стиль: не терять чувство правды.
После окончания восьми классов школы № 1 Руслан пошёл работать, а образование своё продолжил в вечерней школе. Работал он на Чистопольской обувной фабрике, откуда и был призван на службу в армию. А после армии, проработав некоторое время техником в Чистопольском районном узле связи, он переехал в Набережные Челны, как многие тогда уезжали в поисках счастья и движимые романтикой молодости, на строительство Камского автомобильного завода. Приехал он туда не с пустыми руками: уже на первом занятии камазовского литературного объединения «Орфей» в 1971 году, которое он сразу стал посещать, читал Руслан свои стихи особой, уникальной формы – верлибры.
Не все понимали его стихи и потому спрашивали: «Руслан, почему у тебя стихи не имеют размера?» На что поэт отвечал: «А зачем им размер, они ведь не ботинки!» Занятия в литературной студии, которой руководил тогда Валерий Суров, ныне видный писатель, проживающий в Санкт-Петербурге, многое дали Руслану в плане литературного образования и помогли пробиться на страницы центральных журналов. По рекомендациям Ю.Нагибина и Ю.Трифонова его произведения были напечатаны в еженедельнике «Литературная Россия», журнале «Сельская молодёжь», альманахе «Парус».
В 1976 году Руслан Галимов переезжает в Москву, чтобы быть
Не за горами 230-летний юбилей нашего города. Очень хотелось бы, чтобы к добрым словам казанца Р.Ахметова и москвича Ю.Петрунина были бы приложены старания чистопольцев, которые будут заниматься составлением книги о наших земляках. Мне кажется, что в этой книге наряду с нашими прославленными земляками должно найтись место и для Руслана Абдурахмановича Галимова. А в заключении хочу предложить вашему вниманию мой любимый рассказ нашего с вами земляка.
Cпичка
Человек зажёг спичку и о чём-то задумался, а до этого он думал о своей жизни, что она у него такая же, как у других. Очнулся, когда, по его подсчётам, спичка должна была догореть, и уж во всяком случае – потухнуть. Машинально помотал рукой и только после этого заметил, что спичка не погасла. Дунул на неё. Спичка горела. Кинул её в пепельницу. Спичка не потухла. Он опять дунул, теперь уже изо всей силы, - полетел пепел, посыпались искры. «Что за чёрт!» - подумал человек, увидев на полу горящую спичку. Наступил на неё ногой и почувствовал, как нагревается подошва.
Тогда он взял спичку и выкинул её в раскрытое окно.
Спустя некоторое время он выглянул на улицу. Под окном, среди спящих цветов, мерцал огонёк.
Человек вышел из дому, поднял спичку и принёс обратно, положил её на подоконник. «Пусть горит», - сказал он и выключил свет.
Спичка продолжала гореть тёплым огнём. Человеку было достаточно этого огня, чтобы думать дальше о своей жизни…
Материал к печати подготовила В.А.Князева