1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Программы по литературе для 10 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
Цели и задачи изучения литературы
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).
Программа второго концентра рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю)
Содержание учебного предмета
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
А.С. ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. ГОНЧАРОВ
Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова ». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Роман «Что делать? » (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».Ф.И. ТЮТЧЕВ
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. ФЕТ
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник ». Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. ТОЛСТОЙ
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной » лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир »; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».
Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
1. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2009
2. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2009
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002
4. Миронова Н. А. Литература в таблицах. 5-11 классы. Справочные материалы. – М.: АСТ: Астрель, 2010
5. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература XIX. Вторая половина: В 2 частях/ Под ред. Л. Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999
Материально-техническое обеспечение
1) ТСО
компьютер;
мультимедиапроектор;
интерактивная доска;
2) Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
Государственная Третьяковская галерея.
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Тип урока | Основные понятия | № контрольной, лабораторной практической работ | Дата | Домашнее задание | Примечания |
По плану | По факту |
1 | Введение. «Прекрасное начало…» Стартовый контроль
| 1 | Лекция | Классицизм сентиментализм, романтизм, реализм | 1 |
|
| 1. Прочитать предисловие и статью «Прекрасное начало», с.3-14, ч.1. 2.Инд.задания. Подготовить сообщения об А.С.Пушкине: - «Лицейский период»; - «Петербургский период»; - «Южная ссылка»; - «Михайловский период»; - «Болдинская осень». |
|
Из литературы 1-й половины XIX века – 13 часов |
2 | А.С. Пушкин Основные этапы творческой эволюции. Ода «Вольность».
| 4 1 | Комбинированный урок | Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произведение, вольнолюбивая поэзия |
|
|
| 1. Изучить материалы учебника, с.22-26, ч.1. 2. Выучить стихотворение А.С.Пушкина (по выбору) «К Чаадаеву», «Вольность», «К морю». |
|
3 | Лирика А.С.Пушкина | 1 | Урок-практикум | Послание, элегия, баллада, идиллия, романтическая поэма |
|
|
| С.27-36, отв.на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения |
|
4 | М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира.
| 1 | Лекция | Байронизм, богоборческая тема, «кольцевая композиция», |
|
|
| 1.Изучить материалы учебника, с.65–72, ч.1. 2.Инд.задания: сообщения об адресатах любовной лирики Лермонтова. |
|
5 | Н.В.Гоголь. Художественный мир Н.В. Гоголя.
| 5 1 | Лекция | Ирония, гротеск, фантасмагория |
|
|
| 1. Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект». 2. Изучить материалы учебника, с..84-89 , ч.1. 3.Рефераты на тему: «Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство». |
|
6 | Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» | 1 | Урок-обобщение |
|
|
|
| Ответить на вопрос: «Творчество какого писателя первой половины XIX века произвело на вас наибольшее впечатление? С чем это связано?» |
|
Из литературы 2-й половины XIX века – 88 часов |
7 | Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.
| 1 | Лекция | Славянофильство и западничество; нигилизм, народничество, «почвенничество», «физиологический очерк», «чистое искусство», «антинигилистический роман». |
|
|
| 1.Изучить материалы учебника, с.125-133. Ч.1. 2.Законспектировать статью учебника «На переломе веков», с.137-139, ч.1 3.прочитать комедию «Свои люди – сочтемся» А.Н.Островского 4..Инд.задание. Подготовить сообщения: -«Театр Островского»; -«Пьеса «Свои люди – сочтёмся» |
|
8 | А.Н. Островский. Творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!». | 9 1 | Комбинированный урок |
|
|
|
| 1. Изучить материалы учебника, с.141-145, ч.1. 2. Прочитать драму А.Н.Островского «Гроза». 3.Инд.задание: подготовить сообщение «История создания драмы А.Н.Островского «Гроза». |
|
9 | Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы. | 1 | Урок-практикум | Драма, система образов, семейно-бытовая драма, бытопись | Комплексный анализ текста |
|
| Изучить материалы учебника, с.162-171, ч.1. |
|
10 | Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. | 1 | Урок-беседа | Нравственная коллизия, речевая характеристика |
|
|
| 1. Подобрать цитаты к образу Катерины. 2. Выучить наизусть монолог Катерины «Отчего люди не летают так, как птицы…» |
|
11 | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | 1 | Урок-исследование |
| Проблемный анализ текста |
|
| 1.Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, 2.подготовиться к семинару. 3.Подготовить компьютерный эскиз театральной афиши в формате Power Point, Publisher. |
|
12 | Образ Катерины в свете критики. | 1 | Урок-семинар |
| Портретная и речевая характеристика (описание) |
|
| 1.Статья учебника с.165-171 (чит.), 2.Составить цитатную характеристику Катерины |
|
13 | Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза» | 1 | Урок-беседа |
| Аспектный анализ текста |
|
| Сочинение- миниатюра «Смысл названия драмы» |
|
14 | Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». | 1 | Лабораторная работа | «Говорящие» фамилии, имена | Выявление средств художественной выразительности |
|
| Статья учебника с.171-173 (чит.), Подготовиться к сочинению |
|
15 | РР Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза» | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
|
|
|
16 | РР Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза» | 1 | Урок развития речи |
| Написание сочинения |
|
| Читать роман И.А.Гончарова «Обломов» |
|
17 | И.А. Гончаров. Личность и творчество. | 5 1 | Урок-экскурсия |
|
|
|
| 1.Статья учебника с.176-184 (конспект.), 2.Читать роман «Обломов» |
|
18 | Роман «Обломов». Утро Обломова. К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). | 1 | Урок-беседа
| Социально-философский роман, типический характер, автобиографизм Утопия |
|
|
| 1. Ответить на вопросы: - Что такое «обломовщина» и кто ввёл этот термин? - В какие минуты жизни Обломов вставал с дивана и проявлял интерес к жизни? - Почему попытки Штольца спасти Обломова оказались неудачными? 2. Перечитать главы об Обломове и Ольге Ильинской 3. Перечитать главы об Обломове и Агафье Пшеницыной. |
|
19 | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. | 1 | Урок-беседа | Утопия
| тест |
|
| Статья учебника с. 187-190, ответить на вопросы 3, 4 с.208-209 |
|
20 | Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).
| 1 | Урок-беседа |
| Аспектный анализ текста |
|
| 1. Ответить на вопросы: - Что общего у Ольги Ильинской Гончарова и Татьяны Лариной Пушкина? 2. Перечитать главы об Обломове и Штольце. |
|
21 | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. | 1 | Урок-практикум |
| Портретная и речевая характеристика |
|
| 1. Ответить на вопрос «Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца?» 2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц». 3.составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова»(п) |
|
22 | Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова» | 1 | Урок-проект | Говорящая деталь | Публичное выступление - защита проектов | |
| 1.Написать письмо от имени Обломова «Дом на Выборгской стороне: обретённый рай». 2. Прочитать рассказы И.С.Тургенева «Певцы», «Хорь и Калиныч» и др. 3.Дать характеристику образам крестьян в рассказах. |
|
23 | И.С.Тургенев Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). | 9 1 | Заочная экскурсия | Очерк |
|
|
| Читать главы роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». |
|
24 | Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети». | 1 | Лекция | Нигилизм, социально-психологический роман | Комплексный анализ текста |
|
| 1.Статья учебника с.234-237, отв.на вопр.3 с.253, 2.Дать характеристику героев-«отцов» |
|
25 | Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские истоки | 1 | Урок-исследование | Тайный психологизм | Портретная и речевая характеристика |
|
| 1.Изучить материалы учебника, с.234-249, ч.1. 2. Ответить на вопрос 8, с. 254, ч.1. 3. Составить таблицу «П.Кирсанов и Е.Базаров» |
|
26 | Конфликт «отцов и детей» как главный нерв тургеневского повествования. | 1 | Урок-практикум | Тайный психологизм | Портретная и речевая характеристика |
|
| 1.Групповые задания: –«Женские образы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»; - «Любовь Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.»; - «Николай Петрович и Фенечка»; - «Аркадий и Катя». 2. Ответить на вопрос: «Выдержали ли герои испытание любовью?» |
|
27 | Любовь в жизни героев романа. | 1 | Урок-дискуссия | Вечные темы в литературе | Мини-сочинение «Почему роман Тургенева «Отцы и дети» так назван?» |
|
| 1. Перечитать гл. 27 – 28 романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», проанализировать их содержание. 2.Инд.задание. Подготовить сообщения: - «Базаров и лженигилисты»; - «Отцы и дети» в русской критике». |
|
28 | Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе. | 1 | Урок-дискуссия |
|
|
|
| 1. Выучить наизусть 1 стихотворение в прозе. 2. Изучить материалы учебника, с. 250-253, ч.1. 3.Ответить на вопрос 10, с. 254, ч.1. |
|
29 | Вн.чт. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева. | 1 | Урок внеклассного чтения | Стихотворение в прозе, лирическая проза | Чтение наизусть |
|
| Материал к сочинению по творчеству И.С.Тургенева. Темы в уч-ке на с.255, ч.1. |
|
30 | РР Подготовка к написанию классного сочинения по творчеству И.С.Тургенева | 1 | Урок развития речи |
| Написание сочинения |
|
|
|
|
31 | РР Написание классного сочинения по творчеству И.С.Тургенева | 1 | Урок развития речи |
| Написание сочинения |
|
| 1.Познакомиться (обзорно) с романом .Г.Чернышевского «Что делать?» 2.Инд.задание: подготовить сообщение «История создания романа Чернышевского «Что делать?» |
|
32 | Н.Г.Чернышевский. Личность писателя и история создания романа «Что делать?» | 4 1 | Лекция | Идеологический роман, научная фантастика |
|
|
| Статья учебника с.256-263 (конспект), подготовиться к дискуссии |
|
33 | Новые люди в романе. | 1 | Урок-беседа |
|
|
|
| Что такое разумный эгоизм? |
|
34 | Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?» | 1 | Урок-дискуссия | Разумный эгоизм, пропагандистский пафос | Публичное выступление, диалогическая речь |
|
| Перечитать «Четвертый сон Веры Павловны» |
|
35 | Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны». | 1 | Урок-практикум | Литературная утопия | комплексный анализ эпизода |
|
| Инд.задания. Подгото-вить сообщения: - «Страницы биографии Некрасова»; - «Годы жизни Н.А.Некрасова в Петербурге»; - «Некрасов и «Современник». |
|
36 | Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. | 8 1 | Заочная экскурсия |
|
|
|
| 1.Читать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 2.Инд.задание: подготовить сообщение на тему «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» |
|
37 | Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). | 1 | Урок-беседа | Рефрен, лирический пафос |
|
|
| Статья учебника 289-294 (читать), |
|
38 | Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) | 1 | Урок-практикум | Гражданская лирика |
|
|
| Статья учебника с.303-310 (читать), выучит наизусть «Поэт и гражданин», Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо» |
|
39 | Поиски правды и счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
| 1 | Урок-беседа | Эпическая поэма | Чтение наизусть |
|
| 1.Перечитать текст поэмы. Найти вставные эпизоды и определить их роль в контексте. 2.Перечитать главу «Крестьянка»; ответить на вопросы: -Какой была роль Матрёны Тимофеевны до замужества? - Какой была роль Матрёны Тимофеевны в замужестве? -Как Матрёна Тимофеевна стала «губернаторшей»?3.Охарактеризовать речь Матрёны Тимофеевны. |
|
40 | Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав.Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси. | 1 | Урок- практикум Лабораторная работа |
| Сопоставительный анализ Речевая и цитатная характеристики |
|
| 1.Статья учебника с.314-321 (читать), 2.Закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков» 3.Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме» |
|
41 | Представители помещичьей Руси в поэме. Образы Оболта Оболдуева и князя Утятина. | 1 | Урок-проект | Фольклорный образ, фольклорный мотив, песенно-лирическая снова | Выявление средств художественной выразительности |
|
| 1.Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо» 2..Изучить материалы учебника, с.314-317, ч.1 3..Инд.задание: подготовить сообщение «Образ Гриши Добросклонова». |
|
42 | Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. | 1 | Урок-обобщение |
| Написание тезисов |
|
| 1.Статья учебника с.322-325 (читать), 2.Подготовить материалы к сочинению |
|
43 | РР Подготовка к написанию сочинения по творчеству Н.А. Некрасова. | 1 | Урок развития речи |
| Написание сочинения |
|
|
|
|
44 | РР Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова. |
|
|
|
|
|
| Подготовить доклад о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева |
|
45 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. | 4 1 | Лекция | Философская лирика, афористичность стиха |
|
|
| 1. Чтение наизусть и анализ стихотворения Ф.И.Тютчева о природе (по выбору). 2. Составить хроно-логическую таблицу. |
|
46 | Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.). | 1 | Урок-практикум | Стихотворная миниатюра |
|
|
| 1.Статья учебника (II) с.7-17 (чит.), 2.Подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И.Тютчева» |
|
47 | «Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. | 1 | Урок-проект | Лирический цикл | публичное выступление - защита проектов |
|
| 1. Выучить наизусть стихотворение «Silentium!». 2.Написать сочинение-миниатюру по творчеству Ф.Тютчева «Человек и природа» или «Величие России и её роль в мировой истории». |
|
48 | Драматизм звучания любовной лирики Ф.И.Тютчева. | 1 | Урок-практикум |
| Чтение наизусть |
|
| 1. Чтение и анализ стихотворения Ф.Тютчева о любви (по выбору). 2. Изучить материалы учебника, с.33-39, ч.2; составить тезисный план. 3.Инд.задания. Подготовить сообщения: -«Жизнь и творчество А.А.Фета»; -«Русская дворянская усадьба в лирике А.А.Фета». |
|
49 | А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета. | 6 1 | Урок-беседа | Поэтическая «безглагольность», |
|
|
| 1. Составить хронологическую таблицу (с.33-39, ч.2), ответить на вопросы 1, 2. с. 50, ч.2. 2. Проанализир. стихотворение А.Фета «На заре ты её не буди…» |
|
50 | «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Гармония слияния человека с природой. | 1 | Урок-практикум | Лирический этюд |
|
|
| 1. Изучить материалы учебника, с.40-50, ч.2; 2. Составить тезисный план. 3. Выучить наизусть одно из стихотворений А.А.Фета о любви. |
|
51 | «И прославлять мы будем век любовь…» Красота и поэтичность любовного чувства в лирике А.А.Фета. | 1 | Урок-концерт | Лирический восторг, музыкальность стиха, романс | Чтение наизусть |
|
| 1.Выбрать тему для сочинения по творчеству Ф.Тютчева, А.Фета. Темы в учебнике на с.32 и 51, ч.2. 2.Составить план сочинения, 3.Подобрать цитаты. |
|
52 | РР Подготовка к написанию классного сочинения по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | 1 | Урок развития речи |
| Написание тезисов Выявление средств художественной выразительности |
|
|
|
|
53 | РР Классное сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | 1 | Урок развития речи |
| Написание сочинения |
|
| Подготовить стихотворения поэтов Башкортостана |
|
54 | Вн.чт. Поэты Башкортостана о природе
| 1 | Урок внеклассного чтения |
|
|
|
| Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» |
|
55 | Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. | 3 1 | Лекция | Национальный колорит, стилизация |
|
|
| Статья учебника (II) с.52-57(чит.), |
|
56 | Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». | 1 | Урок-обзор |
| Выявление средств художественной выразительности |
|
| Статья учебника (II) с.63-70(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76 |
|
57 | Сказочный характер повествования, яркость языка. | 1 | Урок-беседа |
|
|
|
| Статья учебника (II) с.70-75(чит.), 1.Ответить на вопросы учебника 9-11, с.76-77, ч.2 2 .Подготовить доклад по биографии М.Е.Салты-кова-Щедрина. |
|
58 | М.Е. Салтыков- Щедрин Жизнь и творчество великого сатирика. | 5 1 | Лекция | Сатира, гротеск |
|
|
| 1.Прочитать сказки Салтыкова-Щедрина «Богатырь», «Премудрый пискарь». 2.Инд.задание: подготовить сообщение «Сказки Салтыкова-Щедрина. Их тематика». |
|
59 | «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. | 1 | Урок-практикум | Сатирический роман –хроника, | Портретные характеристики |
|
| Статья учебника (II) С.83-97 ответить на вопросы 1-6. С.107 |
|
60 | Урок-дискуссия. Судьба глупцов и проблема финала романа. | 1 | Урок-дискуссия | Аллегория, абсурд |
|
|
| 1.Прочитать сказки Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик». 2.Подготовить устный рассказ о Топтыгиных |
|
61 | Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь»). | 1 | Урок-практикум | Авторская сатирическая сказка | Выявление средств художественной выразительности |
|
| 1.Статья учебника (II) с.97-105, 105-107(чит.), 2. отв.на вопр.8,10 с.107-108, 3.продумать сюжет сказки на современную тему в традициях Салтыкова-Щедрина |
|
62 | РР Подготовка к творческому сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина» | 1 | Урок развития речи |
| Написание авторской сказки |
|
|
|
|
63 | РР.Сочинение «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина». | 1 | Урок развития речи |
| Написание авторской сказки |
|
| Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого |
|
64 | А.К.Толстой. Интимная лирика А.К. Толстого. («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.). | 2 1 | Урок-беседа | Романс, баллада, пародия |
|
|
| 1.Статья учебника (II) с.110-127, отв. на вопр. 1-2, 2.выучить наизусть стихотворение по выбору |
|
65 | А.К. Толстой. Мир природы в его лирике. | 1 | Урок-беседа | Притча-присказка | Чтение наизусть |
|
| Читать роман Л.Н.Толстого «Война и мир» |
|
66 | Л.Н.Толстой Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.
| 16 1 | Заочная экскурсия |
|
|
|
| 1.Статья учебника (II) с.129-140, 2.подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир» |
|
67 | История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». | 1 | Урок-практикум | Роман-эпопея, историзм |
|
|
| Статья учебника (II) с.146-151 (чит), составить план |
|
68 | Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма. | 1 | Урок-беседа |
|
|
|
| мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм» |
|
69 | Критическое изображение высшего света в романе | 1 | Урок-практикум | идейно-художественные особенности изображения войны |
|
|
| 1.Статья учебника (II) с.156-159, 2.составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе |
|
70 | Художественно- философское осмысление сущности войны в романе | 1 | Урок-практикум | Внутренний монолог | Речевая и портретная характеристики |
|
| 1.Статья учебника (II) с.159-164, 2.выучить отрывок наизусть (по желанию) |
|
71 | Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм военных трутней | 1 | Урок- практикум | Сравнение |
|
|
| 1. Письменный ответ на вопрос: «Какую роль в изменении взглядов князя Андрея играет Шенграбенское сражение?» 2. Прочитать 3 часть 1 тома. |
|
72 | Противопоставление мертвенности светских отношений диалектике души любимых героев автора | 1 | Урок- практикум |
|
|
|
| стр.166-170 Вопросы по образу Андрея Болконского
|
|
73 | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского, сложность и противоречивость жизненного пути героя | 1 | Урок- практикум | Исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни |
|
|
| Вопросы 1-8 |
|
74 | Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова. | 1 | Урок- практикум | Препозиция Исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни |
|
|
| Подготовиться к работе по теме: «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семья Болконских и семья-имитация Курагиных. |
|
75 | Мысль семейная и ее развитие в романе: семья Болконских и семья- имитация Курагиных | 1 | Урок- практикум | Семья- имитация Антитеза, роман- семейная хроника |
|
|
| Вторая часть вопросов по теме «мысль семейная».
|
|
76 | Мысль семейная и ее развитие в романе: семья Болконских и семьи- имитации (Берги, Друбецкие) | 1 | Урок- практикум | Антитеза, роман- семейная хроника |
|
|
| Написать сочинение на тему «В какой семье я хотел (ла) воспитываться, если бы можно было выбирать (Ростовы, Болконские, Безуховы)?»
|
|
77 | Наташа Ростова и женские образы в романе. | 1 | Семинар | «Диалектика души», словесная пластика |
|
|
| Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал» |
|
78 | «Мысль народная» в романе. | 1 | Урок-беседа | Роль народа в истории, отношение автора к народу | Аспектный анализ |
|
| 1.Статья учебника (II) с.171-176, 2. анализ глав письменно |
|
79 | Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. | 1 | Урок-практикум | Антитеза | Сопоставительный анализ |
|
| Закончить сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона |
|
80 | Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. | 1 | Урок-практикум | Авторское отступление | анализ эпизода |
|
| Статья учебника (II) с.176-183, (чит),
|
|
81 | Феномен общей жизни и образ дубины народной войны в романе | 1 | Урок- практикум | Феномен |
|
|
| Платон Каратаев: перечитать следующие главы- том IV,часть I, главы XII-XIII; часть II, главы XI-XIV, часть III, главы XII-XIV |
|
82 | Платон Каратаев: русская картина мира. | 1 | Урок-практикум | Ведущая роль народа в истории | Цитатная, речевая характеристика |
|
| Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?» |
|
83 | Философия вещей в романе «Война и мир» | 1 | Урок-исследование | Деталь | Выявление средств выразительности |
|
| Подготовиться к семинару |
|
84 | Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению. | 1 | Семинар | Композиционная роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого |
|
|
| Статья учебника (II) с.183-185, подготовиться к тестированию |
|
85 | Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого | 1 | Урок контроля |
|
|
|
| Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками и т.д.) |
|
86 | РР Подготовка к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
|
|
|
87 | РР Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | Урок развития речи |
| Написание сочинения |
|
| Подготовиться к защите проектов «Ах, этот бал…» |
|
88 | Защита творческих проектов «Ах, этот бал…» | 1 | Урок-проект |
| Публичное выступление – защита проектов |
|
| Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» |
|
89 | Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. | 8 1 | Лекция |
|
|
|
| 1.Изучить материалы учебника, с.176-179, ч.1. 2. Читать роман И.А.Гончарова «Обломов». |
|
90 | И.А.Гончаров. Роман «Обломов». Обломов и посетители-деятели. | 1 | Урок-беседа | Детективный роман, идеологический роман, философский роман |
|
|
| 1.Составить цитатную характеристику образа Обломова. 2. Перечитать 8 и 9 гл. 1 части и ответить на вопрос: «Осуждает ли автор Обломовку и её обитателей или восхищается ими?» 3.Изучить материалы учебника, с.184-187, ч.1. 4. Перечитать главы, повествующие об Обломове и Захаре. |
|
91 | Обломов и Захар. | 1 | Урок-практикум | Полифония | Составление тезисов |
|
| Перечитать главу «Сон Обломова». Определить роль пейзажа, значение тропов и фигур |
|
92 | Сон Обломова. | 1 | Урок-практикум | Идея «сверхчеловека» |
|
|
| 1. Ответить на вопросы: - Что такое «обломовщина» и кто ввёл этот термин? - В какие минуты жизни Обломов вставал с дивана и проявлял интерес к жизни? - Почему попытки Штольца спасти Обломова оказались неудачными? 2. Перечитать главы об Обломове и Ольге Ильинской. |
|
93 | Обломов и Ольга Ильинская. | 1 | Семинар |
| Публичное выступление |
|
| 1. Ответить на вопросы: - Что общего у Ольги Ильинской Гончарова и Татьяны Лариной Пушкина? 2. Перечитать главы об Обломове и Штольце. |
|
94 | Обломов и Штольц. | 1 | Урок-портрет |
|
|
|
| 1. Ответить на вопрос «Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца?» 2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц». 3. Перечитать главы об Обломове и Агафье Пшеницыной. |
|
95 | Обломов и Агафья Пшеницына. Проблематика романа «Обломов». | 1 | Семинар | Евангельские мотивы |
|
|
| Написать письмо от имени Обломова «Дом на Выборгской стороне: обретённый рай». |
|
96 | РР Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | Урок развития речи |
| Написание сочинения |
|
|
|
|
97 | РР Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». |
|
|
|
|
|
| 2.Инд.задания. Подготовить сообщения об А.П.Чехове: «Антоша Чехонте»; «Детства у меня не было…»; - «Путешествие на остров Сахалин»; - Ялтинский период жизни Чехова». |
|
98 | А.П.Чехов Жизнь и творчество А.П. Чехова.
| 8 1 | Лекция |
|
|
|
| 1.Изучить материалы учебника, с. 244-253, ч.2. 2.Перечитать рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник». |
|
99 | Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник») | 1 | Урок-практикум | Чеховская деталь, лирическая проза, подтекст |
|
|
| 1.Прочитать рассказ «Ионыч» 2.Дать цитатную характеристику герою. |
|
100 | Выбор доктора Старцева Анализ рассказа «Ионыч». | 1 | Урок-практикум |
| |
|
| Прочитать комедию «Вишневый сад» |
|
101 | Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». | 1 | Урок-практикум | Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига | Чтение по ролям |
|
| Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова |
|
102 | Образ сада и философская проблематика пьесы. | 1 | Урок-практикум |
|
|
|
| Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев» |
|
103 | Чехов и театр. | 1 | Урок- проект |
| Публичное выступление |
|
| Повторить материал за весь курс литературы 10 класса, ответить на вопросы с.284-285 |
|
104 | Обобщение материала историко-литературного курса. Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века. | 1 | Обобщающий урок Урок контроль |
| Сочинение-отзыв Сочинение-размышление |
|
| Составить памятку «Как заставить себя читать летом» |
|
105 | Итоговый урок. Что читать летом. | 1 | Обобщающий урок |
| Список литературы |
|
| Программа летнего чтения |
|
18