Проблема нравственного выбора
(по повести В. Быкова "Сотников ")
Оборудование урока: портрет В.В. Быкова, выставка книг писателя, музыкальные фрагменты из произведений В. Моцарта, JI. Бетховена, С. Рахманинова, кадры из диафильма "Василь Быков", опорная схема.
Что такое человек под сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?!
В. Быков
Ход урока:
Мелодекламация (II концерт РахманиноваС.В.)
(читает ученик)
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: "Вставайте на помощь,"- Родина?
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина,
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
(Р. Рождественский)
Вступительное слово учителя
Так звучит тема урока, определяющая основную проблему сегодняшнего разговора - проблему нравственного выбора героя. Решать её мы будем вместе с замечательным писателем - Василём Быковым на примере его известной повести "Сотников" (демонстрируется портрет писателя).
В. Быкова называют "писателем героической темы в её нравственном повороте". И, действительно, в его произведениях вы не найдёте широких военных панорам, количество действующих лиц невелико. Но Быков ставит героев в предельно сложные ситуации, когда, оказавшись под выбором, человек либо преодолевает непреодолимое, либо погибает как личность. Потому свою главную задачу писатель видел в том, чтобы "исследовать не самоё войну, а возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне".
Вы уже знаете многие произведения белорусского писателя, а какие-то книги вам предстоит прочитать (демонстрируется выставка книг). Все они - попытка В. Быкова ответить на главный вопрос, вынесенный в эпиграф нашего урока, (обращение к эпиграфу) ^
III. В ряду этих произведений и "Сотников" самая любимая повесть В. Быкова, которая и писалась легко, и жизненного содержания в ней больше, чем в остальных, по словам писателя. Жизненное содержание повести - 2 дня из жизни партизан, события, участниками которых становятся герои, и тот выбор, который делает каждый из них. - Итак, что мы знаем о Сотникове и Рыбаке в начале произведения?
(Оба партизаны, попали в отряд из окружения, смелые, сильные, на задание вызвались сами).
Пройдём вместе с героями их путь и проследим, как под влиянием одних и тех же обстоятельств идёт проверка каждого на прочность взглядов и нравственных убеждений. Вспомните эпизод "встреча с полицаями", где герои впервые определяют мотивы своего поведения. Полицаи - первая опасность на пути. Реплики героев кратки, главным образом они молчат, но мысль продолжает работать.
("Если бы не Сотников, которого нельзя было оставлять одного, он бы, наверно, ушёл далеко. Пожалуй, впервые за эту ночь у Рыбака шевельнулось лёгкое недовольство напарником..." "Пока есть возможность, надо уходить: Сотникова уже не спасёшь. Но что он скажет в лесу? ")
Какое основное чувство по отношению к Сотникову испытывает Рыбак? (Досада, потому что Сотников - помеха. В этот момент он думает о себе).
А что происходит в сознании Сотникова? О чём его мысли?
("Так просто он им не дастся. Пока жив, он их к себе не подпустит. Он был в сознании, имел оружие - это главное. Смерти он не боялся "). Итак, Сотников готов бороться и погибнуть, как настоящий солдат.
( Рыбак: всякий раз ему как-то удавалось вывернуться. В подобных случаях выручали быстрота и находчивость. Но с Сотниковым далеко не уйдёшь. Как бы он не навлёк беды на обоих. Всё чаще стала напоминать о себе тревога за собственную жизнь).
Итак, Рыбак полностью сосредоточен на себе, на собственной жизни, а какой поворот приобретает мысль Сотникова?
(Он чувствовал себя почти виноватым от того, что, страдая сам, подвергал риску товарища...)
("Он собрал в себе всё, на что ещё было способно его обессилившее тело ").
Но Сотников физически слаб, тяжело болен, к тому же ранен. Случайно ли автор подчёркивает физическую немощь Сотникова, его слабость?
(Зато он силён духом. "Физические способности человека ограничены, - размышляет писатель, - но кто определит возможности его духа?!")
Какими же предстанут герои в момент неотвратимой опасности в избе Дёмчихи? Какое общее чувство ими владеет?
(Оба испытывают страх. "Рыбак задержал дыхание, сознавая, что всё пропало..." "Сотников лежал будто неживой, напрягся всем телом, похоже перестал и дышать ")
Так ли в этой же ситуации думал Рыбак?
("Но неизвестно откуда появилась последняя надежда на чудо, подумалось: а вдруг пронесёт!").
Как вы думаете, на что надеялся Рыбак? (Встать должен Сотников).
("Ему захотелось, чтобы первым поднялся Сотников. Ему куда с большим основанием годилось сдаваться в плен: виноват в том, что они обнаружены, Сотников, он и должен расплачиваться за всё своей свободой и жизнью.)
Почему первым встал не Сотников, а Рыбак? Как вы расцениваете его поступок?
(Сработал инстинкт самосохранения, страх за собственную жизнь оказался сильнее. Плен - спасение, потому что это жизнь, w рыбак цепляется за эту позорную, но всё- таки возможность жить. Остальное для него уже не имело значения.)
Что составляло для Рыбака это "остальное"? Что не имело для него сейчас значения? (Судьба Сотникова, Демчихи).
Ему казалось, что он сделал шаг навстречу жизни, вперёд. Согласны ли вы с этим? (На самом деле это шаг к предательству, к нравственному падению, к духовной
смерти).
(Сотников готов с достоинством встретить смерть. Рыбак старается найти выход, ловчит, пытается вывернуться).
Вспомним эпизод казни. Обратимся к кадрам художественного фильма, снятого по повести В.Быкова.
(На лице ужас; полуоткрытый рот, словно мольба о помощи. Он как бы желает спрятаться за Сотникова. Животный страх Рыбака вызывает злорадную усмешку даже у полицая).
Взгляните на кадр фильма. Удалось ли актёру Б. Плотникову передать это состояние героя?
(Прямой смелый взгляд, плотно сжатые губы - ни сомнения, ни страха, а наоборот, готовность, решимость. Выхода нет, и это самый достойный конец). Не случайно В. Быков замечает: "Каждая смерть в борьбе должна что-то утверждать, что-то отрицать, и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь " Как вы понимаете философский смысл этих слов? (Даже смерть должна быть достойной).
(Рыбак мучается, сомневается, мечется).
Изменилось ли ваше отношение к Рыбаку? Меняют ли ваше впечатление об этом герое его размышления, его внутренние переживания? Предатель Рыбак или не предатель? (Вот как отвечает писатель: "Он не враг по убеждению и не подлец по натуре, но он хочет жить. Нравственная глухота не позволяет ему понять глубину его падения. Только в конце он с непоправимым опозданием обнаруживает, что в иных случаях выжить не лучше, чем умереть").
Вновь обратимся к кадру из фильма. Помогает ли исполнитель роли Рыбака, Владимир Гостюхин, понять глубину жизненной драмы человека, оказавшегося в таком положении.
(Да, в его глазах сомнение, в них боль, отчаяние. Открытый рот как бы произносит: "Поймите меня, люди... ") Какие чувства вы испытываете к Рыбаку? (Гнев, злоба, ненависть, презрение, но и ...сочувствие).
(Он понял, что ошибся, пытался даже покончить с собой).
Итак, на наших глазах произошло разрушение личности. А ведь всякое разрушение вызывает не только гнев, но и сожаление. Поистине Рыбак понял, что, как говорил Роберт Рождественский,
Кроме желания выжить,
Есть ещё мужество жить.
IV. По данному произведению В.Быкова создан фильм режиссёром Ларисой Шепитько, кадры из которого вы видели. А в фильме, как известно, важно всё: и актёрское мастерство, и операторская работа, и музыка, сопровождающая отдельные сцены.
Возьмём на себя смелость и попытаемся несколько минут побыть в роли звукорежиссёров. Попробуем озвучить кадр из фильма. Сейчас вы послушаете два музыкальных фрагмента: из 5 симфонии Бетховена и мотета Моцарта.
Какой из музыкальных фрагментов кажется вам наиболее удачным для озвучивания кадра? Аргументируйте свой ответ.
(По содержанию кадра больше подходит музыка Бетховена: в ней звучит трагедия. Слушая, испытываешь невероятное эмоциональное напряжение. Но идейно близка мелодия Моцарта: церковная музыка подчёркивает ту нравственную высоту, на которую поднимается Сотников).
Напомню, что фильм Л. Шепитько по повести Быкова называется "Восхождение". Как вы думаете, почему авторы фильма решили изменить название произведения? Какое кажется вам более удачным? (К проблеме выбора Быков идёт не только через образ Рыбака. Сотников совершает нравственное восхождение на фоне которого ещё трагичнее и тяжелее выглядит нравственное падение Рыбака. Авторы фильма увидели в образе Сотникова не конкретное лицо, а обобщённый образ, для которого после смерти открывается бессмертие).
Итак, глубокую идею В. Быкова, идею нравственного выбора, авторы фильма как бы углубили, сделали зримее, яснее. И ещё раз подчеркнули, что высшая духовность - оставаться человеком в любых обстоятельствах.
У каждого из вас также может быть собственное прочтение повести В. Быкова. Предлагаю вам один из таких вариантов - опорную схему.
[pic]
V.
Наш разговор подходит к концу.
- Почему такое пристальное внимание мы обратили на эту проблему? Современна ли
вообще проблема выбора? А значит, и повесть Быкова?
(Размышления учащихся.)
Вот что об этом говорил сам писатель: "То, что происходило на войне, не утратило своего нравственного значения и сегодня. Конечно, метод охоты снайперов за вражескими солдатами вряд ли способен всерьёз заинтересовать кого-либо сегодня. Отошли в прошлое многие другие качества, некогда важные для войны. Но вот любители подставить под удар другого, укрыться самому за чьей-то спиной, не перевелись и поныне. Природа предательства во всех видах отталкивающа, предосудительна, какими бы мотивами это предательство ни руководствовалось и какие бы благие цели ни преследовало.